Рабочая программа курса ВНД Шашки

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП НОО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шашки»
для 1-4 классов
на 4 года
на 2025-2026 учебный год

село Петрокаменское, 2025г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурноспортивного направления «Шашки» составлена на основе требований ФГОС
НОО, на основе авторской программы Прудниковой Е.А. и Волковой Е.И.
«Шашки и шахматы», М: Просвещение, 2017.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению,
вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою
деятельность, находить
информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Такие умения
необходимы сегодня каждому человеку. Для подготовки детей к жизни в
современном
информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать
логическое мышление, способности к анализу и синтезу, а также образное
мышление. Поэтому первой и важнейшей задачей программы «Шашки»
является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и
начинать это следует в младших классах.
Цель курса:
 начальное освоение игры шахматы (начальное положение,
правила, основные приёмы игры, сложные шахматные приёмы);
 овладение учащимися универсальными учебными действиями.
Задачи:
 овладение умениями и навыками при игре в шашки и шахматы;
 развитие пространственного воображения, логического,
комбинаторного и визуального мышления;
 воспитание интереса к играм шашки;
 практическое применение в игровой деятельности.
ВД «Шашки» проводится 1 раз в неделю. 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 –
4 классах. Продолжительность одного занятия 40 минут.

2. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления.
 Освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
 Определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
 Знать шахматные и шашечные термины: белое и чёрное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
 Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры.
 Правильно расставлять фигуры перед игрой.

Сравнивать, находить общее и различие.
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её
правила.
 Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
превращение пешки.






Основные формы и средства обучения:
 Практическая игра.
 Решение шахматных, шашечных задач, комбинаций и этюдов.
 Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
 Теоретические занятия, шахматные и шашечные игры.
 Участие в турнирах и соревнованиях.
Система оценивания планируемых результатов освоения программы
обучающимися
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня освоения
программного материала, степень сформированности умений осваивать
новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост
личностного и социального развития ребёнка.
Предлагаемые методы педагогического контроля и наблюдения позволят
контролировать и корректировать работу по программе учебного занятия на
всём
протяжении ее реализации. Это даст возможность отслеживать динамику
роста учебных достижений обучающихся, позволит строить для каждого
ребенка его индивидуальную траекторию развития. На основе полученной
информации педагог может (и должен!) вносить соответствующие
коррективы в учебный процесс. Контроль используется для оценки уровня
(степени) достижения цели и решения поставленных задач. Контроль
эффективности деятельности по достижению планируемых образовательных
результатов осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью
тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Контрольные испытания могут проводиться в соревновательной обстановке.
Виды контроля:
 текущий контроль (оценка уровня/степени освоения изучаемого
материала)
 осуществляется педагогом в форме наблюдения;
 промежуточный контроль может проводиться один раз в
четверть/полугодие, в конце учебного года в форме тестирования,
выполнения заданий по определению уровня освоенных навыков, а
также письменного опроса для определения объема освоенных
теоретических знаний;



итоговый контроль проводится в конце изучения программы
«Мир шашек и шахмат» с целью определения уровня/степени
освоения планируемых
образовательных результатов.

3. Содержание внеурочной деятельности

1год (34 ч.)
Исторический обзор развития игры «Шашки» (4 ч.).
Шашки в Древнем Египте. Шашки в Древней Греции. Шашки в Древнем
Риме.
Правила игры в шашки
(7 ч.).
Расстановка шашек. Ходы простых шашек. Превращение в дамки. Ходы
дамок.
Ударные ходы шашек и дамок. Диагональ доски. Ничья, выигрыш, проигрыш.
Эндшпиль (6 ч.)
Превращение в дамку ударным ходом. Различные вилы петель.
Использование путей доски для ловли дамки. Четыре дамки против одной.
Борьба простых шашек. Шашечный турнир.
Шахматная доска (4 ч.)
Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные поля.
Шахматная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной
доски.
Шахматные фигуры (9 ч.)
Белые фигуры, черные фигуры. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Король.
Сравнительная сила фигур. Ценность
шахматных фигур.
Начальная расстановка фигур (4 ч.)
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой
из фигур в начальном положении. Правило “Каждый ферзь любит
свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями
и начальной расстановкой фигур.
2 год (34 ч.)
Исторический

обзор

развития

игры

«Шашки» (3 ч.)
Шашки в странах Мира. Шашки на Руси.
Правила игры в шашки (2 ч.)
Шашечная нотация. Запись ходов, запись партии.
Стратегия в шашках (5 ч.)

Простой и ударный ход. Нападение на шашку. Защита от
нападения ответным нападением. Выигрыш запиранием шашек.
Оппозиция.
Тактика в шашках (4 ч.)
Ударная колонна. Решето. Простейшие одноходовые удары.
Использование нападения. Роздых.
Турнирная практика (4 ч.)
Тренировочные игры, матчевые встречи. Сеансы одновременной игры в
шашки.
Краткая история шахмат (1 ч.)
Рождение шахмат.
Ходы и взятие фигур в шахматах (8 ч.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение”.
Белопольные и чернопольные слоны, Одноцветные и разноцветные слоны.
Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые,
ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Цель шахматной партии (5 ч.)
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии.
Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и
другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Игра всеми фигурами из начального положения (2 ч.)
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как
начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
3 год (34 ч.)
Дебют в шашках (3 ч.)
Дебютная часть партии. Тактика в дебюте.
Миттельшпиль в шашках (4 ч.)
Середина игры. Строение доски. Центр, левый фланг, правый фланг.
Коловое поле.
Эндшпиль в шашках (5 ч.)
Приём «столбняк». Построение петли с использованием четырёх фигур.
Использование путей доски для ловли дамки приёмом столбняк. Приём
«распутье». Борьба простых шашек.
Тактика в шашках (6 ч.)
Ударная колонна из двух шашек. Решето и опорные шашки.
Финальный удар. Цепочка подударных шашек. Перевод шашки в
финальную цепь. Использование нападения. Роздых.

Краткая история шахмат (5 ч.)
От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего
времени. Шахматные правила FIDE.
Шахматная нотация. Ценность шахматных фигур (11 ч.)
Обозначение вертикалей. Игра “Назови вертикаль”. Обозначение
горизонталей. Игра “Назови горизонталь”. Обозначение горизонталей и
вертикалей, наименование полей.
Игра «Назови диагональ» Наименование полей, шахматных фигур. Игра “Кто
быстрее”. Ценность шахматных фигур. Игра “Кто сильнее?”. Сравнительная
сила фигур.
Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального
перевеса.
Нападение и защита. Способы защиты. Мат различными фигурами.
Шахматный турнир.
4 год (34 ч.)
Исторический обзор развития игры «Шашки» (3 ч.)
Появление шашечных книг. Шашечная игра в литературе. Правила игры в
шашки (2 ч.)
Ничья. Правила фиксации ничьей в соревнованиях.
Стратегия в шашках (4 ч.)
Выигрыш партии приёмом «запирание». Нападение на шашку. Виды
защит от нападения. Виды оппозиции.
Эстетика шашечной игры (5 ч.)
Шашки народов Мира. Обратные шашки (поддавки), игра «уголки».
Композиция в шашках. Необычные задания в игре. Рекордные композиции и
задания.
Турнирная практика (4 ч.).
Тренировочные игры. Сеансы одновременной игры.
Техника матования одинокого короля в шахматах (6 ч.)
Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь
против короля.
Этика шахматной борьбы. Король и ладья против короля. Защита от мата.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (4 ч.)
Шахматная партия. Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало
игры).
Миттельшпиле (середина игры). Эндшпиле (конец игры).
Основы дебюта (6 ч.)
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода
в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от
него. Связка в дебюте. Шахматный турнир.

4. Тематическое планирование.

1 год (34 ч.)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема занятия (разделы)
Исторический обзор развития игры «Шашки» (4 ч.).
Развитие игры в разных странах.
Шашки в Древнем Египте.
Шашки в Древней Греции.
Шашки в Древнем Риме.
Правила игры в шашки (7 ч.).
Расстановка шашек.
Ходы простых шашек.
Превращение в дамки.
Ходы дамок.
Ударные ходы шашек и дамок.
Диагональ доски.
Ничья, выигрыш, проигрыш.
Эндшпиль (6 ч.)
Превращение в дамку ударным ходом.
Различные вилы петель.
Использование путей доски для ловли дамки.
Четыре дамки против одной.
Борьба простых шашек.
Шашечный турнир.
Шахматная доска (4 ч.)
Первое знакомство с шахматным королевством. Белые и черные
поля.
Шахматная доска.
Горизонталь, вертикаль, диагональ.
Центр шахматной доски.
Шахматные фигуры (9 ч.)
Белые фигуры, черные фигуры.
Ладья.
Слон.
Ферзь
Конь
Пешка
Король
Сравнительная сила фигур
Ценность шахматных фигур
Начальная расстановка фигур (4 ч.)
Начальное положение (начальная позиция).
Расположение каждой из фигур в начальном положении.
Правило “Каждый ферзь любит свой цвет”.
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой фигур.

2 год (34 ч.)
№

Тема занятия (разделы)
Исторический обзор развития игры «Шашки» (3 ч.).
1
История игры «Шашки»
2
Шашки на Руси.
3
Шашки в странах Мира.
Правила игры в шашки (2 ч.).
4
Шашечная нотация.
5
Запись ходов, запись партии.
Стратегия в шашках (5 ч.)
6
Простой и ударный ход.
7
Нападение на шашку.
8
Защита от нападения ответным нападением.
9
Выигрыш запиранием шашек.
10
Оппозиция.
Тактика в шашках (4 ч.)
11
Ударная колонна.
12
Решето.
13
Простейшие одноходовые удары.
14
Использование нападения. Роздых.
Турнирная практика (4 ч.)
15-16 Тренировочные игры, матчевые встречи.
17-18 Сеансы одновременной игры в шашки.
Краткая история шахмат (1 ч.)
19
Рождение шахмат.
Ходы и взятие фигур в шахматах (8 ч.)
20
Правила хода и взятия каждой из фигур.
21
Игра “на уничтожение”.
22
Белопольные и чернопольные слоны.
23
Одноцветные и разноцветные слоны.
24
Качество. Легкие и тяжелые фигуры.
25
Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.
26
Взятие на проходе.
27
Превращение пешки.
Цель шахматной партии (5 ч.)
28
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
29
Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля.
30
Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья.
31
Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход.
32
Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения (2 ч.)
33
Шахматная партия. Начало шахматной партии.
34
Короткие шахматные партии.

3 год (34 ч.)
№
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема занятия (разделы)
Дебют в шашках ( 3 ч.)
Дебютная часть партии.
Тактика в дебюте.
Миттельшпиль в шашках (4 ч.)
Середина игры.
Строение доски.
Центр, левый фланг, правый фланг.
Коловое поле.
Эндшпиль в шашках (5 ч.)
Приём «столбняк».
Построение петли с использованием четырёх фигур.
Использование путей доски для ловли дамки приёмом столбняк.
Приём «распутье».
Борьба простых шашек.
Тактика в шашках (6 ч.)
Ударная колонна из двух шашек.
Решето и опорные шашки.
Финальный удар.
Цепочка подударных шашек.
Перевод шашки в финальную цепь.
Использование нападения. Роздых.
Краткая история шахмат (5 ч.)
От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу.
Чемпионы мира по шахматам.
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
Шахматные правила FIDE. Шахматная нотация.
Ценность шахматных фигур (11 ч.)
Обозначение вертикалей. Игра “Назови вертикаль”.
Обозначение горизонталей. Игра “Назови горизонталь”.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей.
Игра «Назови
диагональ».
Наименование полей, шахматных фигур. Игра “Кто быстрее”.
Ценность шахматных фигур. Игра “Кто сильнее?”.
Сравнительная сила фигур.
Абсолютная и относительная сила фигур.
Достижение материального перевеса.
Нападение и защита. Способы защиты.
Мат различными фигурами.
Шахматный турнир.

4 год (34 ч.)
№

Тема занятия (разделы)
Исторический обзор развития игры «Шашки» (3 ч.)
1-2 Появление шашечных книг.
3
Шашечная игра в литературе.
Правила игры в шашки (2 ч.)
4
Ничья.
5
Правила фиксации ничьей в соревнованиях.
Стратегия в шашках (4 ч.)
6
Выигрыш партии приёмом «запирание».
7
Нападение на шашку.
8
Виды защит от нападения.
9
Виды оппозиции.
Эстетика шашечной игры (5 ч.)
10
Шашки народов Мира.
11
Обратные шашки (поддавки), игра «уголки».
12
Композиция в шашках.
13
Необычные задания в игре.
14
Рекордные композиции и задания.
Турнирная практика (4 ч.).
15-16 Тренировочные игры.
17-18 Сеансы одновременной игры.
Техника матования одинокого короля в шахматах (6 ч.)
19
Ферзь и ладья против короля.
20
Две ладьи против короля.
21
Король и ферзь против короля.
22
Этика шахматной борьбы.
23
Король и ладья против короля.
24
Защита от мата. Шахматная партия.
Три стадии шахматной партии (4 ч.)
25
Шахматная партия. Основы дебюта (7 ч.)
26
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры).
27
Миттельшпиле (середина игры).
28
Эндшпиле (конец игры).
Основы дебюта (6 ч.)
29
Правила и законы дебюта.
30
Дебютные ошибки. Связка в дебюте.
31
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
32
Игра на мат с первых ходов партии.
33
Детский мат и защита от него.
34
Шахматный турнир.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Шашки в школе / Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова/ — Изд. Москва

«Просвещение» 2017.
— Методические рекомендации — (Первый год обучения).
2. Шахматы для всей семьи (+СД с обучающими видео уроками и
симуляторами игр) – СПБ.: Питер.2009.
3. Интерактивная доска с проектором.
4. Ноутбук.
5. Шахматные доски с набором шахматных и шашечных фигур.
6. Столы шахматные с набором шахматных фигур.
7. Часы шахматные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».