рабочая программа по рико 10-11 классы, 2025-2026 уч

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и культура общения»
для обучающихся 10-11 классов

село Петрокаменское, 2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по РиКО (практической риторике), составленная
на основе «Обязательного минимума содержания основного общего и
полного среднего образования», отражает требования национальнорегионального компонента государственного образовательного стандарта.
Научно-методическим обеспечением рабочей программы является учебнометодический комплекс Чудинова А.П., Поповой Т.В. «Речь и культура
общения/Практическая риторика: 10 - 11». – Екатеринбург: ИД «Сократ»,
2005.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского
языка, которые определены ГОС ФК для основного общего образования.
Последовательность изучения разделов и тем с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логика учебного процесса, учет возрастных
особенностей учащихся соблюдена в соответствии с программой.
Содержание рабочей программы направлено на усвоение учащимися
знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует
образовательной программе МАОУ СОШ № 1.
Контроль осуществляется в форме контрольных, самостоятельных
работ, изложений и сочинений.
Для реализации рабочей программы используется УМК, включающий:
1. Программа курса и методические рекомендации для учителя А.П.
Чудинов, Т.В.Попова. Речь и культура общения. Практческая риторика.
Екатеринбург, Сократ, 1999
2. Учебное пособие для 10-11 классов Речь и культура общения
(практческая риторика.) А.П. Чудинов, Т.В.Попова., Екатеринбург, Сократ,
1999
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Речь и культура общения» на ступени основного общего
образования носит надпредметный характер, так как обучает речевой
деятельности, умения и навыки которой необходимы как в любой ситуации
непосредственного общения с использованием устной речи, так и в любой
ситуации опосредованного общения «человек – письменный
монологический текст – человек».
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки
при их практическом использовании помогают ориентироваться в
конкретной ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и

невербальные средства этого общения, что позволяет устранить
коммуникативные помехи, избегать коммуникативных неудач и
приблизиться к коммуникативно (социально) успешному общению.
В курсе РиКО большое внимание уделяется основам работы с
письменным текстом– приобретению и развитию умений / навыков,
необходимых при создании информационно-логических основ этого текста,
выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе
речевого оформления выразительного по форме авторского текста.
Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст
убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в
ситуации и сфере общения. Работая с предложенным текстом в позиции
адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его
содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо а) для
создания текста-отклика (рецензия, отзыв), б) для работы с текстовой
информацией (написания плана, тезисов, конспекта).
Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на
уровне навыка умения, ученик имеет возможность эффективно использовать
их не только в учебных ситуациях общения.
Умения общаться и работать с текстом на основе владения русским
(родным) языком обеспечивают возможность добиваться успеха в процессе
речевой коммуникации, а это во многом определяет достижения человека
практически во всех областях жизни, способствует социальной адаптации
ученика в условиях современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Речь и культура
общения» занимает особое место: коммуникативно направленная речевая
деятельность, основам которой обучает этот курс, является не только
объектом, но и средством обучения. Нравственные ценности личности,
востребованные в различных жизненно-важных ситуациях общения,
формируются в процессе обучения этому общению и этой речевой
деятельности.
Речевая деятельность на русском языке становится средством
познания и обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, текст на русском языке становится неразрывно
связанным со всеми школьными предметами, а умения говорить, слушать,

писать и читать (умения речевой деятельности) влияют на качество
усвоения всех других школьных предметов.
Содержание данного курса отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – XI классах
формируются
иразвиваются
коммуникативная,
языковая
и
культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения, а так же при создании текста, при его
восприятии и понимании.
Языковая компетенция – обогащение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя речи, соблюдение культурноречевых норм, обеспечивающих правильность и коммуникативную
целесообразность речи, выбор и использование языковых средств в
соответствии с требованиями сферы общения, речевого и ситуативного
контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание речевой деятельности на
русском языке как формы выражения национальной культуры и личностноосмысленных нравственных ценностей, социальных приоритетов. Курс
«Речь и культура общения» для основной школы направлен на
совершенствование речевой деятельности, объединяющей в своем
содержании
познавательно-рефлексивный
и
информационнокоммуникативный виды деятельности.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного
языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная
программа для основной школы предусматривает формирование таких
жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная
переработка текстов, поиски информации в различных источниках, а также
способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная
школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий
продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В современной системе образования речевое обучение призвано
внести свою лепту в социализацию обучаемого. Его цель – обеспечить
формирование речевой и коммуникативной компетенций обучающегося как
важнейших составляющих социальной компетентности.
Такая цель речевого обучения рассматривается всеми нормативными
документами как надпредметная, чрезвычайно важная для становления и
формирования общей культуры человека, развития его личности.
Цель учебного курса - содействовать развитию личности школьника в
процессе коммуникативно направленного речетворчества, обеспечение
возможности для самореализации уч-ся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
С учетом надпредметного характера курса «Речь и культура
общения», на его изучение рекомендуется использовать часть часов
отведенных на изучение предметов «русский язык» и «литература» (темы
раздела «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции»; некоторые темы раздела «Содержание, обеспечивающее
формирование
языковой
и
лингвистической
(языковедческой)
компетенций» и тема «особенности русского речевого этикета» из раздела
«Содержание,
обеспечивающее
формирование
культуроведческой
компетенции»), часы регионального компонента, а также компонента
образовательного учреждения.
Часы на изучение РиКО 10-11 классах распределены следующим
образом:
70 часов (35 часов на учебный год, по 1 часу в неделю).

Результаты освоения учебного предмета
1. Личностными результатами освоения риторики являются:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2. Метапредметными результатами освоения риторики являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей
и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных
типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических,
стилистических
норм
современного
русского
литературного языка;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях
формального
и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения.
Требования к уровню подготовки выпускников
Обучающий должен знать:
- основные требования к риторической деятельности, условия успешной
коммуникативной деятельности;
- риторические параметры текста;
- сферы красноречия (академическая, военная, бытовая, политическая,
дипломатическая, деловая, юридическая, церковная и др._
- жанры риторического монолога и диалога (ораторика, беседа, переговоры,
спор), основные признаки и особенности каждого жанра;
- риторические и культуроведческие аспекты анализа образцовых текстов;
- стратегию и тактику речевого поведения, критерии выбора речевого жанра
в ситуациях межличностного общения;
- основные риторические средства русского языка;
- основные понятия теории этикета и особенностисовременного русского
этикета;
Обучающийся должен уметь:
- разговаривать, соблюдая нормы русского языка;
- писать, соблюдая правила оформления русской письменной речи;
- учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных
стилей и риторических жанров, специфику речевой ситуации;
- творчески и осмысленно использовать чужие тексты в процессе
собственного речетворчества;
- понимать и анализировать русскую устную и письменную речь ( с точки
зрения содержания и риторического мастерства автора); оценивать текст по
следующим показателям: логичность, эмоциональность, композиционная
стройность, система аргументации, используемые риторические приемы,
выразительные средства;

- диагностировать (рецензировать ) тексты;
- применять законы, правила и приемы эффективного речевого воздействия;
владеть умениями, связанными с целеполаганием в речи.
Основное содержание предмета
Риторика как наука о речевом воздействии. Риторика и смежные
науки(психология, литературоведение, логика, этика и др.).Современная и
классическая риторика. Отечественная и зарубежная риторика. Основные
этапы развития отечественной зарубежной риторики. Основные разделы
современной риторики.
Культура русской устной и письменной речи. Коммуникативные
качества речи: нормативность и выразительность. Культура общения как
ведущий компонент общей культуры личности.
Нормы современного русского литературного языка. Особенности
устной и письменной речи. Орфоэпия и правописание( практическое
совершенствование навыков).
Литературное редактирование текстов.
Риторика как содержательная основа эффективных технологий
общения. Общая и частные риторики. Сферы красноречия ( академическая,
военная, политическая, бытовая, дипломатическая и др.).
Риторические жанры. Риторический монолог – информирующая и
убеждающая речь. Риторический канон: изобретение, расположение,
оформление, запоминание (подготовка конспектов, тезисов, плана),
инсценирование, анализ выступления. Субъекты риторической деятельности
(оратор и аудитория). Композиция риторического текста.
Основной тезис и аргументация. Риторическая стратегия и тактика.
Риторические приемы и уловки в ораторике. Риторический диалог (беседа,
переговоры, спор). Риторический канон в диалогических жанрах ( оппонент,
партнер, собеседник, слушатели, ведущий). Основной тезис и аргументация,
риторическая стратегия и тактика в диалогических жанрах.
Риторические приемы и уловки в диалогических жанрах.
Широкое понимание диалога как превращенной формы общения
между культурами и поколениями. Национальные и исторические
особенности риторической деятельности. Риторическая деятельность как
реализация в речи личностных установок.
Риторические средства русского языка: фигуры, тропы в
риторическом тексте.

Редактирование и совершенствование риторического текста. Имидж ритора.
Методика риторического анализа текста. Эффективное и бесконфликтное
общение. Русский речевой этикет. Функции этикета. Этикетные ситуации,
формулы, роли, сигналы и темы.
Социальная
оценка
неэтикетного
поведения.
Национальное
и
общечеловеческое в этикете. Историческое развитие этикета.
Учебные темы в ходе изучения курса « Речь и культура общения»
распределены следующим образом.
10 класс.
Риторика как наука: ее предмет, задачи и основные разделы.
Нормативность речи.
Выразительность речи.
Риторический жанр «спор». Спор как диалогический жанр. Виды спора.
Структура спора. Достижения толерантности общения.
Риторический жанр беседа. Беседа и ее разновидности. Непродуктивные
модели беседы и способы преодоления возникающих трудностей. Способы
активизации собеседника.
Основные виды беседы: дружеская, деловая, светская (общая
характеристика).
Речевой этикет.
11 класс.
Риторический жанр «переговоры». Переговоры как риторический жанр;
стратегия, тактика и варианты переговоров. Подготовка к переговорам.
Аргументация на переговорах. Ведение переговоров, стиль переговоров.
Уловки на переговорах. Ведение переговоров в специальных условиях.
Риторический жанр «ораторика». Ораторика как риторический жанр.
Оратория и дитория.
Подготовка выступления: план, тезисы, текст. Композиция текста: начало,
основная часть, концовка. Нестандартные ситуации. Приемы косвенного
воздействия.
Языковые средства риторики. Виды образных средств и их функции в
риторических текстах. Компаративные тропы (метафора, символ, сравнение,
узнавание).
Тропы (метонимия, синекдоха, гипербола и др.) Фигуры повтора. Фигуры
расположения.
Фигуры имитации. Взаимодействие образных средств в тексте.
Взаимодействие образных средств в тексте.
Речевой этикет. Основные понятия и термины этикета. Исторические,

национальные и социальные особенности этикета. Комплексный анализ
риторического текста.
Тематическое планирование (34 ч.)
10 класс

№

Тема

Количество часов Количество
контрольных
работ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Речевое поведение
человека

4

Содержание речи

8

1

9

2

4

2

5

1

Речевые жанры в научноучебной и деловой
сферах общения
Основы мастерства
публичного выступления
Основы мастерства
ведения беседы
Основы мастерства
ведения спора

3

Обобщение изученного

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

6

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Повторение изученного в 10 классе

2

1

Риторический жанр «переговоры»

7

1

Риторический жанр «ораторика»

9

2

Языковые средства риторики

8

1

Речевой этикет

3

1

Комплексный риторический анализ
текста. Повторение и обобщение материала

5

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

7

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

1. Общение как совокупность речевой и
коммуникативной деятельности

Всего

1

2. Виды речевой деятельности : говорение,
слушание, чтение, письмо
3. Вербальное речевое воздействие.
Соблюдение коммуникативной нормы

1

4. Невербальное речевое воздействие

1

5. Способы формирования
информационных основ текста
6. Композиционное оформление как
средство речевого воздействия
7.Основные законы восприятия и
понимания информации
8. Словесное оформление речи и текста.
9. Смысловые особенности тропов и их
риторические возможности

1

1
1
1
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

10. Контрольная работа

1

11. Понятие риторической фигуры

1

12. Соблюдение языковых норм

1

13. Реферат как вторичный жанр.
Формулировка темы, определение еѐ
актуальности

1

14. Сбор материала из различных
источников. Способы переработки
информации.
15. Приемы выстраивания текста реферата.
Речевое оформление реферата в
соответствии с требованиями научной
сферы общения.
16. Научно-исследовательский проект.
Формулировка темы, определение еѐ
актуальности.
17. Сбор материала из различных
источников. Способы переработки
информации, критическое отношение к
ней.
18. Речевое оформление проекта в
соответствии с требованиями научной
сферы общения.

1

1

1

1

1

1

19-20. Публичная защита. Зачет

2

21. Деловая документация

1

22. Общие особенности подготовки
публичного выступления. Виды
публичных выступлений.
23. Основные трудности публичного
выступления. Принципы выбора и
расположения материала

2

1

1

24. Поведение оратора в аудитории

1

25. Зачет

1

1

1

1

26. Беседа и еѐ разновидности. Поведение в
беседе с незнакомым человеком.
27. Непродуктивные модели беседы и
способы преодоления возникающих
трудностей

1

28. Способы активизации собеседника.

1

29. Основные виды беседы: дружеская,
деловая, светская (общая
характеристика)

1

30. Практическое занятие

1

31. Спор как диалогический жанр. Виды
спора

1

1

32. Структура спора

1

33. Достижения толерантности общения.

1

34. Итоговый урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

6

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1. Повторение изученного в 10 классе

1

2. Комплексный анализ риторического
3. текста

1

4. Переговоры как риторический жанр;
стратегия, тактика и варианты
переговоров

1

5. Подготовка к переговорам.
Аргументация на переговорах

1

6. Ведение переговоров, стиль переговоров

1

7. Уловки на переговорах

1

8. Ведение переговоров в специальных
условиях

1

9. Практикум по анализу риторического
диалога

1

10. Анализ результатов практической работы

1

11. Ораторика как риторический жанр

1

12. Оратория и аудитория

1

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

13. Подготовка выступления: план, тезисы,
текст

1

14. Композиция текста: начало, основная
часть, концовка

1

15. Практикум по монологической речи

1

16. Нестандартные ситуации

1

17. Приемы косвенного воздействия

1

18. Практикум «Анализ риторического
монолога»

1

19. Анализ результатов практической работы

1

20. Виды образных средств и их функции в
риторических текстах

1

21. Компаративные тропы (метафора,
символ, сравнение, узнавание)

1

22. Тропы (метонимия, синекдоха, гипербола
и др.)

1

23. Фигуры повтора

1

24. Фигуры расположения

1

25. Фигуры имитации

1

26. Взаимодействие образных средств в
тексте

1

27. Практикум «Комплексный анализ
образных средств в тексте”

1

1

1

1

28. Основные понятия и термины этикета
29. Исторические, национальные и
социальные особенности этикета

1

30. Практическая работа. «Комплексный
этикетный анализ текста»

1

31. Повторение изученного по теме «Спор» ,
«Беседа», «Переговоры»

1

1

32. Повторение изученного по теме «Спор» ,
«Беседа», «Переговоры»

1

33. Контрольная работа. «Комплексный
риторический анализ текста»

1

34. Анализ результатов контрольной работы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

1

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».