Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России для 5-6 классов

Утверждена в составе АООП ООО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
для 5-6 классов

на 2024-2025 учебный год

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые моде- ли.
Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство.
Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный
народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба
народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история?
Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в
жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духов-

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

но-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России.
Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности,
традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и
Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные
семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья
в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может
жить вне общества. Связь между обществом и культурой как
реализация духовно-нравственных ценностей.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравствен- ность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творче- ство: что
это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная
ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость её фальсификации. Пре- емственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть
общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов Рос- сии.
Памятники как часть культуры: исторические, художествен- ные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории. Архи- тектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма
выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа
в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда,
дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона.
Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и
других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

6 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь
между миром материальной культуры и социальной структурой
общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория
России. Народы, живущие в ней. Проблемы
культурного взаимодействия в обществе с многообразием куль- тур.
Сохранение и поддержка принципов толерантности и ува- жения ко
всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация.
Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности
общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных
видов образования. Важность образования для современного
мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как
способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник
духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых
важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик
и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость
развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятель- ность
как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического
мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной
культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни.
Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как
устроена моя жизнь. Выполнение проекта.

Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда,
ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм
на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство.
Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства.
Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение
его духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 19.
Духовно-нравственные
ориентиры
социальных
отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия
гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохране- ния
духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицей- ский,
социальный
работник.
Духовно-нравственные
качества,
необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные,
педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного
развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад
науки в благополучие страны. Важность морали и нрав- ственности в
науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ
о своей будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и
их истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона
права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что
такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое заня- тие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема
30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет
школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате усвоения образовательной программы
обучающийся
получит
возможность
для
формирования личностных результатов.
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют со- бой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых резуль- татов
освоения всех компонентов, составляющих содержатель- ную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в един- стве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осозна- ние
российской гражданской идентичности; готовность обуча- ющихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции лично- сти как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления
об исторической роли культур народов России, традиционных
религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на
их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности
к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые
и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

В результате усвоения образовательной программы
обучающийся
получит
возможность
для
формирования метапредметных результатов.
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (использу- ются в
нескольких предметных областях) и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регуля- тивные);

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

способность их использовать в учебной, познаватель- ной и
социальной практике; готовность к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности и орга- низации учебного
сотрудничества с педагогом и сверстниками,

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспри- ятие и
создание информационных текстов в различных форма- тах, в том
числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
66 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
66 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
66 смысловое чтение;
66 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
66 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
66 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
66 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
66 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
66 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рам- ках
предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и
коррекция);
66 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка);
66 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная
рефлексия,
саморегуляция)
деятельности.
66

Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освое- ние
научных знаний, умений и способов действий, специфиче- ских для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и примене- нию в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
66 Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
66 иметь представление о содержании данного курса, в том чис- ле о
понятиях «мораль и нравственность», «семья», «тради- ционные
ценности», об угрозах духовно-нравственному един- ству страны;
66 понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведе- нием.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 2. Наш дом — Россия
66 Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
66 знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах
культурных различий;
66 понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать
их необходимость
Тема 3. Язык и история
66 Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его
изучения и влияние на миропонимание личности;
66 иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
66 понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том
числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
66 обосновывать своё понимание необходимости нравственной
чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
66 Иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов
России;
66 знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
66 понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить
примеры;
66 иметь представление о нравственных категориях русского
языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
66 Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
66 осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь
их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66

66

уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
66 иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
66 понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
66 понимать и объяснять зависимость основных культурных
укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
66 Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
66 знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном
для обучающихся уровне осмысления;
66 понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
66 осознавать значение культурных символов, нравственный и
духовный смысл культурных артефактов;
66 знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с
культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия
66 Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить
её роль в жизни общества и основные социально-культурные
функции;
66 осознавать связь религии и морали;
66 понимать роль и значение духовных ценностей в религиях
народов России;
66 уметь характеризовать государствообразующие конфессии
России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
66 Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать
его важность для личности и общества;
66 иметь представление об основных ступенях образования в
России и их необходимости;
66 понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
66 приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66

понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравствен- ным
развитием общества, осознавать ценность знания, исти- ны,
востребованность процесса познания как получения но- вых
сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое заня- тие)
Иметь сформированные представления о закономерностях
развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
66 выделять общее и единичное в культуре на основе предмет- ных
знаний о культуре своего народа;
66 предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной
культурно-исторической специфики;
66 обосновывать важность сохранения культурного многообра- зия
как источника духовно-нравственных ценностей, морали и
нравственности современного общества.
66

Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
66 иметь представление о взаимосвязях между типом культуры
и особенностями семейного быта и отношений в семье;
66 осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь
с культурными особенностями своего времени;
66 уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
66 понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая
семья», «семейное счастье»;
66 осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя
традиций и её воспитательную роль;
66 понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
66

Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
66 осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
66 понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
66

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и
истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
66 Иметь представление о семейных традициях и обосновывать
их важность как ключевых элементах семейных отношений;
66 знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
66 уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и
народов России, собственной семьи;
66 осознавать роль семейных традиций в культуре общества,
трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
66 Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные
сюжеты о семье, семейных обязанностях;
66 уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
66 знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
66 понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
66 Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний
труд;
66 понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
66 осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
66 характеризовать распределение семейного труда и осознавать
его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
66 Иметь сформированные представления о закономерностях
развития семьи в культуре и истории народов России, уметь
обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
66 выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре
и культуре различных народов на основе предметных знаний
о культуре своего народа;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
66 обосновывать важность семьи и семейных традиций для
трансляции
духовно-нравственных
ценностей,
морали
и
нравственности как фактора культурной преемственности.
66

Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте
духовно-нравственной культуры;
66 уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
66 понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
66 знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
66

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах
и понимать границы их применимости;
66 осознавать и доказывать важность морально- нравственных
ограничений в творчестве;
66 обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
66 доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
66 знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
66

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
66 обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
66 понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».
66

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная
ценность
66 Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать
основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66 иметь
66

представление о значении и функциях изучения исто- рии;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой. Обосновывать важ- ность
изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и
патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
66 Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
66 рассказывать об особенностях литературного повествования,
выделять простые выразительные средства литературного
языка;
66 обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
66 находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
66 Иметь представление о значении терминов «взаимодействие
культур», «культурный обмен» как формах распространения
и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
66 понимать и обосновывать важность сохранения культурного
наследия;
66 знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
66 Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
66 осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и
уметь доказывать это.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
66 Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
66 называть основные этносы Российской Федерации и регионы,
где они традиционно проживают;
66 уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
66 понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
66 демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
66 уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
66 Иметь представление о природе праздников и обосновывать
их важность как элементов культуры;
66 устанавливать
взаимосвязь
праздников
и культурного
уклада;
66 различать основные типы праздников;
66 уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
66 анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
66 понимать основной смысл семейных праздников:
66 определять нравственный смысл праздников народов России;
66 осознавать значение праздников как элементов культурной
памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
66 Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
66 понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
66 осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем
научно-технического развития и типами жилищ;
66 осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями
народов России;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
66 иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
66

Тема 27. Музыкальная культура народов России
66 Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные
средства музыкального языка;
66 обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
66 находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла музыкальных произведений;
66 знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
66 Знать и понимать отличия изобразительного искусства от
других видов художественного творчества, рассказывать об
особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства;
66 уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
66 обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей;
66 находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла изобразительного искусства;
66 знать основные темы изобразительного искусства народов
России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
66 Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных
средств;
66 понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина,
песня;
66 воспринимать и объяснять на примерах важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей,
морали и нравственности;
66 знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
66 оценивать морально-нравственный потенциал национальной
литературы.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и
культуры своего региона;
66 уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
66 уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестикласс- ников
уровне (с учётом их возрастных особенностей);
66 понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, лю- бовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через
бытовые традиции народов своего края.
66

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
66 Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от
физической и политической географии;
66 понимать, что такое культурная карта народов России;
66 описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
66 Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в
культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
66 понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

6 КЛАСС
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
66 Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
66 понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
66 уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества;
66 понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66

уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим
прогрессом и этапами развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов
66 Характеризовать административно-территориальное деление
России;
66 знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте
России;
66 понимать и уметь объяснить необходимость федеративного
устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
66 объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
66 понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
66 демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
66 характеризовать духовную культуру всех народов России как
общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3. История быта как история культуры
66 Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
66 понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью
народов России и особенностями исторического периода;
66 находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров
народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный
66 Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и
современном обществе;
66 осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов
общества, роль созидательного и добросовестного труда для
создания социально и экономически благоприятной среды;
66 демонстрировать понимание роли обслуживающего труда,
его социальной и духовно-нравственной важности;
66 понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
66 осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру
и ценности общества.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тема 5. Образование в культуре народов России
Иметь представление об истории образования и его роли в
обществе на различных этапах его развития;
66 понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
66 понимать специфику каждой ступени образования, её роль в
современных общественных процессах;
66 обосновывать важность образования в современном мире и
ценность знания;
66 характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.
66

Тема 6. Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
66 характеризовать историю формирования комплекса понятий,
связанных с правами;
66 понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
66 понимать необходимость соблюдения прав человека;
66 понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;
66 приводить примеры формирования правовой культуры из
истории народов России.
66

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
66 Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,
«атеизм», «свободомыслие»;
66 характеризовать основные культурообразующие конфессии;
66 знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
66 понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
66 Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
66 понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного
развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
66 называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвину- тые
ранее на примерах из истории и культуры России.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека
66 Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через
описание личных качеств человека;
66 осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми
или иными моральными и нравственными ценностями;
66 понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
66 обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту
и роли в общественных процессах;
66 характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
66 понимать важность коллективизма как ценности современной
России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
66 приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
66 Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
66 характеризовать процесс взросления человека и его основные
этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
66 обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
66 знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с
другими людьми.
66

Тема 11. Религия как источник нравственности
Характеризовать нравственный потенциал религии;
66 знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;
66 знать основные требования к нравственному идеалу человека
в государствообразующих религиях современной России;
66 уметь обосновывать важность религиозных моральных и
нравственных ценностей для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке
66 Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное
знание»;
66 определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

характеризовать понятие «культура» как процесс самопозна- ния
общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
66 осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
66

Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной
культуры
66 Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
66 понимать особенности этики как науки;
66 объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в
истории и культуре народов России и соотносить их с личным
опытом;
66 обосновывать важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие)
Характеризовать
понятия «самопознание»,
«автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
66 уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
66 доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
66

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком
66 Характеризовать важность труда и его роль в современном
обществе;
66 соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
66 объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
66 оценивать общественные процессы в области общественной
оценки труда;
66 осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
66 объяснять важность труда и его экономической стоимости;
66 знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»,
с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
66 понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
66 уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;
66 знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
66 обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.
66

66

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовли- яние
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
66 понимать смысл понятия «человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его нравственному и духовному
развитию;
66 осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
66 обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры
и литературы;
66 обосновывать важность и находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
66 понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания
66 Характеризовать понятие «социальные проблемы современ- ного
общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеа- лов и
ценностей;
66 приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пу- ти
преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
66 обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «обществен- ные
блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
66 анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовы- ручки
у представителей разных этносов и религий;
66 уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе сво- его
проживания.
66

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России
66 Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа;
66 находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России;
66 знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
66 находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохране- ния
духовно-нравственного облика общества
66 Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
66 иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
66 осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
66 приводить примеры из литературы и истории, современной
жизни, подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг
66 Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
66 доказывать важность меценатства в современном обществе для
общества в целом и для духовно-нравственного развития личности
самого мецената;
66 характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его
важную роль в жизни общества;
66 приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66

понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её
важность.

Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества
66 Характеризовать понятие «наука»;
66 уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
66 называть имена выдающихся учёных России;
66 обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
66 характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
66 обосновывать важность морали и нравственности в науке, её
роль и вклад в доказательство этих понятий.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;
66 обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.
66

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
66 понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
66 понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
66

Тема 26. Патриотизм
Характеризовать понятие «патриотизм»;
66 приводить примеры патриотизма в истории и современном
обществе;
66 различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
66 уметь обосновывать важность патриотизма.
66

66

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66

66

доказывать важность сохранения мира и согласия;
66 обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
66 понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
66 характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их
проявлений.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина
Характеризовать понятие «государство»;
66 уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
66 хаактеризовать понятие «закон» как существенную часть
гражданской идентичности человека;
66 характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие)
66 Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
66 обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
66 Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки
собственных действий, их нравственного характера;
66 находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие)
66 Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
66 приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
66 формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.
Тема 32. Человек и культура (проект)
66 Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
66 уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями
культуры;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

66 показать
66

взаимосвязь человека и культуры через их взаимов- лияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и
культурные примеры, их осмысле- ние и оценку, как с положительной, так и с отрицательной
стороны.

Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на по- нятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспе- чивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат не- посредственной оценке, не являются
непосредственным основа- нием оценки как итогового, так и промежуточного уровня ду- ховнонравственного развития детей, не являются непосред- ственным основанием при оценке качества
образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффектив- ности
педагогических действий с целью их дальнейшей опти- мизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодей- ствия в социуме
(классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности,
включающие тра- диционные ценности как опорные элементы ценностных ориен- таций
обучающихся.
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерога- тивной образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных
резуль- татов.

№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

КТП ОДНРК 5
Тема

Кол-во часов

Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?
Наш дом — Россия.
Язык и история.
Русский язык — язык общения и язык
возможностей.
. Истоки родной культуры.
Материальная культура.
Духовная культура.
Культура и религия.
Культура и образование.
Многообразие культур России (практическое
занятие).

11
12
13
14

Семья — хранитель духовных ценностей.
Родина начинается с семьи.
Традиции семейного воспитания в России
Образ семьи в культуре народов России.

15
16

Труд в истории семьи.
Семья в современном мире (практическое
занятие).
Личность — общество — культура.
Духовный мир человека. Человек — творец
культуры.
Личность и духовно-нравственные ценности.

17
18
19
20
21

Электронные
образовательные
ресурсы

Историческая память как духовнонравственная ценность.
Литература как язык культуры.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

22
23

Взаимовлияние культур.
Духовно-нравственные ценности российского
народа.

24
25
26

Регионы России: культурное многообразие.
Праздники в культуре народов России.
Памятники архитектуры в культуре народов
Рос- сии.
Музыкальная культура народов России.
Изобразительное искусство народов России.
Фольклор и литература народов России.
Бытовые традиции народов России: пища,
одежда,
Культурная карта России (практическое
занятие).
Культурная карта России (практическое
занятие).
Единство страны — залог будущего России.
Единство страны — залог будущего
России.(минипроект)

27
28
29
30
31
32
33
34

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

КТП ОДНРК 6
№п/
п

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Мир культуры: его структура.
Культура России: многообразие регионов.
История быта как история культуры.
Прогресс: технический и социальный.
Образование в культуре народов России.
Права и обязанности человека.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодейс
твие
.
Современный мир: самое важное

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Колво
часо
в

Электронные
образовательн
ые ресурсы

Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и
идеал человека.
Взросление человека в культуре народов России.
Религия как источник нравственности.
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Самопознание (практическое занятие).
Труд делает человека человеком.
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственной культуры народов России.
Социальные профессии; их важность для сохране- ния духовнонравственного облика общества.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотво- рительность
как нравственный долг.
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Моя профессия (практическое занятие).
Гражданин.
Патриотизм.
Защита Родины: подвиг или долг?
Государство. Россия — наша родина.
Гражданская идентичность (практическое заня- тие).
Моя школа и мой класс (практическое занятие
Портрет школы или класса через добрые дела.
. Человек: какой он?
Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».