АРП ООО русский язык 5-8 класс 2024-2025 учебный год

Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для 5- 9 классов
на 2024-2025 учебный год

Планируемые результаты
ФГОС ООО для детей с УО устанавливает требования к результатам усвоения
учебного предмета: личностные и предметные.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся:
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Некоторые учащиеся
постоянно отстают от уровня освоения программы от класса. Однако, это не является
препятствием к продолжению образования по имеющемуся варианту программы. В том
случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными
результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных
представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному
плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
отдельным учебным предметам на конец обучения представлен в таблице

Личностные
- формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств;
- способность к осмыслениюсоциаль-ного
окружения,
своего
места в нем, принятие
соответ-ствующих
возрасту ценностей и
социа-льных ролей;
- развитие этичес-ких
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания
чувствам
других
людей;
-формирование
установки на безопасный, здоровый образ
жизни,
на-личие
мотивации
к
творческому
труду,
работе на результат,
бережному отноше-нию
к материаль-ным и

Планируемые результаты
Предметные
Минимальный уровень
Достаточный уровень
-знание отличитель-ных -знание значимых частей слова и их
грамматических
дифференцировка по существенным
признаков
основных признакам;
частей слова;
-разбор слова по составу с
-разбор слова с опорой на использованием опорных схем;
представленный образец, -образование
слов
с
новым
схему, вопро-сы учителя; значением, относящихся к разным
-образование
слов
с частям речи, с использованием
новым
значением
с приставок и суффиксов с опорой на
опорой на образец;
схему;
-представления
о -дифференцировка
слов,
отнограмматических раз-рядах сящихся к различным частям речи по
слов;
существенным приз-накам;
-различение изучен-ных -определение
некоторых
грамчастей
речи
- матических признаков изучен-ных
использование на письме частей
(существительного,
орфографичес-ких правил прилагательного, глагола) речи по
после предварительного опорной схеме или вопросам
раз-бора текста на основе учителя;
готового или коллек- -нахождение
орфографической
тивного
составленного трудности в слове и решение
алгоритма;
орографической
задачи
(под
-установление
смыс- руководством учителя);
ловых связей в слово- -пользование
орфографическим
сочетании по образцу, словарем для уточнения написания
вопросам учителя;
слова;
-нахождение главных и -составление
простых
распровторостепенных чле-нов страненных и сложных предпредложения без деления ложений по схеме, опорным словам,

духовным ценностям;
- формирование готовности
к
самостоятельной жизни.
- развитие адекват-ных
представлений
о
собственных
возможностях, о на-сущно
необходимом
жизнеобеспечении

на виды (с помощью
учителя);
-различение
предложений,
разных
по
интонации;
-нахождение в тексте
предложений, различ-ных
по цели высказы-вания (с
помощью учителя);
-участие в обсуждении
фактического матери-ала
высказывания,
необходимого
для
раскрытия его темы и
основной мысли;
-выбор одного заго-ловка
из
нескольких
предложенных,
соответствующих теме текста;
-оформление изучен-ных
видов деловых бумаг с
опорой
на
представленный об-разец;
-письмо небольших по
объему
изложений
составление и письмо
небольших по объему
сочинений (до 50 слов).

на предложенную тему и т.д.;
-установление смысловых связей в
несложных
по содержанию
и
структуре предложениях (не более 45 слов) по вопросам учителя,
опорной схеме;
-нахождение
главных
и
второстепенных членов предложения
с использованием опорных схем;
-составление
предложений
с
однородными членами с опорой на
образец;
-составление предложений, разных
по интонации с опорой на образец;
-различение
предложений
(с
помощью учителя) различных по
цели высказывания;
-отбор фактического
материала,
необходимого для раскрытия темы
текста;
-отбор фактического
материала,
необходимого
для
раскрытия
основной мысли текста (с по-мощью
учителя);
-выбор одного заголовка из нескольких
предложенных,
соответствующих теме и основной мысли
текста;
-оформление всех видов изученных
деловых бумаг;
-письмо
изложений
повествовательных текстов и текстов с
элементами описания и рассуждения
после
предварительного
разбора (до 70 слов);
-письмо сочинений-повествова-ний с
элементами
описания
после
предварительного
кол-лективного
разбора темы, ос-новной мысли,
структуры вы-сказывания и выбора
необхо-димых языковых средств (5560 слов).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, оцениваются в установленном в образовательном
учреждении порядке.
Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых
знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует

адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М.
Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования,
посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов
данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания:
Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

Основное содержание курса
5 класс (136 часов, 4 часа в неделю)
•
Повторение. (8 часов).
•
Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.Главные и
второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
•
Звуки и буквы(11 часов).
•
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквой «Ь». Обозначение мягкости согласных буквами
«Е», «Ё», «Ю», «Я», «И».
•
Буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных.
•
Гласные ударные и безударные. Алфавит.
•
Слово. Состав слова (29 часов).
•
Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Образование слов при
помощи приставок. Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки.
Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в
корне слова. Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные.
Непроизносимые согласные. Правописание приставок. Приставки и предлоги. Буква «Ъ»
после приставок.
•
Части речи. Имя существительное. (60 часов)
•
Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол. Имя
существительное. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена
существительные одушевленные и неодушевленные. Число имен существительных. Род
имен существительных. Правописание имен существительных женского и мужского рода
с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов. Изменение имен существительных по падежам.
Закрепление пройденного материала. Три склонения имен существительных. Первое
склонение имен существительных в единственном числе. Второе склонение имен
существительных в единственном числе. Третье склонение имен существительных в
единственном числе. Падежи и падежные окончания имен существительных.
•
Предложение (18 часов).
•
Главные
члены
предложения.
Второстепенные
члены
предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения. Однородные члены предложения.

•
Подведение итогов (10 часов).
•
Повторение пройденного за год.Практикум по пройденному материалу. Итоговая
контрольная работа.Анализ контрольной работы.
•
6 класс (136 часов, 4 часа в неделю)
•
Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.Знаки препинания при однородных
членах.
•
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным
ь. двойные и непроизносимые согласные.
•
Слово.Состав слова.Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс, окончание.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых
безударных гласных, звонких и глухих согласныхв корне слов.. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слов.
•
Имя существительное и его грамматические признаки. правописание падежных
окончаний имен существительных единственного числа. Склонение существительных во
множественном числе. Падежные окончания существительных с основой на шипящий (
Р.п. женского и мужского рода). Существительные, употребляемые только в
единственном и только во множественном числе.
•
Имя прилагательное и его грамматические особенности, роль в речи. умение
различать род, число, падежпо определяемому существительному, согласовывать
прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных
окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
•
Предложение. Простое предложение. Однородные члены в простом предложении6
главные и второстепенные члены предложения с союзами и. а. но и без союзов. Знаки
препинания при однородных членах.
•
Обращение и знаки препинания при нем.
•
Связная речь .Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем
включения в него имен прилагательных Изложение текста по составленному плану.
Составление рассказа по картинке по составленному плану. Составление рассказа по
картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление
рассказа по опорным словам и данному плану. Сочинение по составленному плану на
материале личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо
товарищу. Заметка в стенгазету. Объявление.
•
Повторение пройденного за год.
•
7 класс (136 ч. – 4 часа в неделю).
•
Повторение (10 часов).
•
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с
союзами и, а, но.
•
•
Звуки и буквы (7 часов)
•
Слово (96 час).
•
Состав слова (16 часов).
•
Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и

согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
•
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными
гласными о и е.
•
Имя существительное (22 часа).
•
Основные грамматические категории имени существительного - род, число, падеж,
склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и
множественном числе.
•
Имя прилагательное (23 часа).
•
Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с
именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных
окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
•
Местоимение (20 часов).
•
Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения
единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и
правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное
написание предлогов с местоимениями.
•
Глагол (25 часов).
•
Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее) и числам.
•
Неопределенная частица не с глаголами.
•
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся( -сь).
•
Предложение (14 часов).
•
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении.
•
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены
предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений.
Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но,
повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
•
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки
препинания при обращении.
•
Связная речь(упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения
всего программного материала по русскому языку).
•
Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени).
•
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий. Продолжение рассказа по данному началу.
•
Составление рассказа по опорным словам .
•
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической
деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в
нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор
профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение
бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и
др.).
•
Повторение пройденного за год (9часов).

8 класс (136 ч. – 4 часа в неделю)
Повторение (15 часов).
•
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с
союзами и, а, но и без союзов.
•
Слово (85часов).
•
Состав слова (10 часов).
•
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным
частям речи, разбор их по составу.
•
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных
гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-,
единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-,
в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных.
•
Имя существительное (20часов).
•
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен
существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые существительные.
•
Имя прилагательное (20часов).
•
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и
падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе. Имена прилагательные на -ий, - ья, -ье, их склонение и
правописание.
•
Личные местоимения (15часов).
•
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных
местоимений.
•
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
•
Глагол (20часов).
•
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение
глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и
будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II
спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
•
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
•
Предложение 15 (часов).
•
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
•
Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с
однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки
препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце
предложений.
•
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а,
но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами
который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими
словами.
•
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения
всего программного материала по русскому языку)
•
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам
русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности,
основе имеющихся знаний. Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему»,
«Чему научила меня школа»). Отзыв о прочитанной книге. Деловое письмо; заметка в
стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике,
выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о
материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
•
Повторение пройденного за год (15 часов).
•
Резерв (6 часов)
Тематическое планирование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5
КЛАССЕ (УО)
№
урока
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока
Повторение: предложение, звуки и буквы (18 часов).
Предложение. Его признаки. Знаки препинания в конце
предложений
Практические упражнения в составлении и распространении
предложений
Связь слов в предложении Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их связь с главными членами
Работа с деформированным текстом. Основная мысль
Р.р. Составление рассказа по заданным вопросам
Различение предложений по интонации
Практические упражнения в составлении предложений, различных
по интонации
Обобщение пройденного. Проверочная работа
Работа над ошибками. Обобщение и закрепление. Урок-тренинг
Звуки гласные и согласные
Согласные твердые и мягкие
Согласные звонкие и глухие
Разделительный Ь перед буквами Е,Ё,Ю,Я. Звуковые особенности
Парные звонкие и глухие согласные
Ударные и безударные гласные. Произношение и написание
Закрепление пройденного. Урок-тренинг
Обобщение пройденного. Тестирование
Р.р. Составление рассказа по картинке

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

Состав слова (29 часов). Корень и однокоренные слова
Упражнения в подборе однокоренных слов. Урок-тренинг
Упражнения в распознавании однокоренных слов
Р.р. Составление рассказа по плану
Окончание.
Изменении формы слова
Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам
Приставка. Образование слов с помощью приставок
Смысловое значение приставок
Корень и приставка в слове. Урок-тренинг
Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов
Смысловое значение суффиксов
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Уроктренинг
Части слова. Понятие морфемы
Обобщение и закрепление пройденного
Правописание безударных гласных в корне слова
Упражнения в подборе родственных (однокоренных) слов
Работа над проверочными словами
Упражнение на закрепление. Безударные гласные в корне слова
Непроверяемые безударные гласные в корне
Р.р. Дополнение текста по вопросам
Правописание звонких и глухих согласных в корне
Правописание непроизносимых согласных в корне
Двойные согласные
Закрепление пройденного. Урок-тренинг
Приставка и предлог
Разделительный Ъ после приставок
Правописание слов с приставками и предлогами.
Упражнения на закрепление
Контрольный диктант
Работа над ошибками. Закрепление пройденного
Части речи (6 часов). Общее понятие о частях речи
Слово-предмет – имя существительное
Часть речи глагол – слово - действие
Прилагательное как часть речи
Р.р. Рассказ на тему
Обобщение изученного. Проверочная работа
Имя существительное (67 часов). Имя существительное как часть
речи. Имена существительны с обобщающим значением
Одушевленные/неодушевленные имена существительные
Собственные /нарицательные имена существительные
Р.р. Рассказ -описание
Деловое письмо. Адрес
Закрепление пройденного. Урок-тренинг

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
61
62

63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Изменение имен существительных по числам
Род имен существительных
Упражнения на определение рода имен существительных. Уроктренинг
Обобщение пройденного. Диктант с грамматическим заданием
Работа над ошибками. Закрепление пройденного
Правописание имен существительных с шипящей на конце
Р.р. Рассказ-описание. Дополнение предложений
Закрепление пройденного. Урок-тренинг
Изменение имен существительных по падежам. Таблица падежных
вопросов
Именительный падеж имен сущ-х
Родительный падеж имен сущ-х
Дательный падеж имен сущ-х
Винительный падеж имен сущ-х
Им., род., вин. падежи имен существительных. Закрепление
Творительный падеж имен сущ-х
Предложный падеж имен сущ-х
Упражнения на определения падежа имен сущ-х
Р.р. Сочинение-описание картины «Ковер-самолет»
Закрепление пройденного. Урок-тренинг
Обобщение. Контрольная работа
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Три склонения имен сущ-х.
Упражнения в определении склонений имен сущ-х
1 склонение имен сущ-х в ед. числе
Именительный падеж имен сущ-х 1 скл. в ед. числе
Родительный падеж имен сущ-х 1 скл. в ед. числе
Р.р. Быль и небылица, работа с текстом
Дательный падеж имен сущ-х 1 скл. в ед. числе
Р.р. Пересказ текста по вопросам
Винительный падеж имен сущ-х 1 скл. в ед. числе.
Правописание падежных окончаний
Творительный падеж имен сущ-х 1 скл. в ед. числе
Р.р. Диалог
Предложный падеж имен сущ-х 1 скл. в ед. числе
Правописание окончаний им.сущ-х в предл.падеже
Правописание падежных окончаний имен сущ-х 1 склонения в
ед.числе
Проверка знаний. Контрольная работа
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Р.р. Деловое письмо – поздравительная открытка
Упражнения на закрепление знаний. Урок-тренинг
2 склонение имен сущ-х в ед. падеже. Именительный падеж
Родительный падеж имен сущ-х 2 склонения в ед. числе
Дательный падеж имен сущ-х 2 склонения в ед. числе

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113

114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134

Р.р. Восстановление последовательности частей текста
Винительный падеж имен сущ-х 2 склонения в ед. числе
Р.р. Составление рассказа по сюжетным картинкам
Творительный падеж имен сущ-х 2 склонения в ед. числе.
Правописание падежных окончаний
Предложный падеж имен сущ-х 2 склонения в ед. числе
Правописание падежных окончаний имен сущ-х 2 склонения в ед.
числе.
Р.р. Письмо
Закрепление пройденного. Проверочная работа
Р.р. Изложение по заданным вопросам
2 склонение имен сущ-х в ед. падеже. Именительный падеж
Родительный, дательный и предложный падежи имен сущ-х 1
склонения в ед. числе
Винительный падеж имен сущ-х 3 склонения в ед. числе
Р.р. Работа с деформированным текстом
Творительный падеж имен существительных 3 склонения в ед.
числе.
Правописание окончаний
Предложный падеж и правописание окончаний имен сущ-х 3
склонения в ед. числе
Упражнения в написании падежных окончаний имен сущ-х 3
склонения в ед. числе
Р.р. Рассказ по картине «Наводнение»
Закрепление пройденного. Правописание падежных окончаний
имен сущ-х 1,2, 3 склонений
Проверка знаний. Контрольная работа/диктант
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Предложение (13часов). Главные члены предложения –
подлежащее и сказуемое
Второстепенные члены предложения
Нераспространенные и распространенные предложения. Схема
предложения
Р.р. Восстановление текста
Однородные члены предложения без союзов и знаки препинания в
них
Однородные члены предложения с союзами , знаки препинания в
них
Схема предложений с однородными членами
Закрепление пройденного. Урок-тренинг
Р.р. Выборочный пересказ
Итоговый диктант
Работа над ошибками. Закрепление пройденного
Повторение (9часов). Однокоренные слова
Безударные гласные в корне слова
Согласные в корне слова
Приставки и предлоги

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

135
136

Имя существительное
Обобщающий урок-викторина «Что мы узнали за год?»

1
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6
КЛАССЕ (УО)

№
урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема урока
Повторение.Предложение. Текст ( 7 часов)
Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения (продолжение)
Текст. Сжатое изложение «Осень»
Звуки и буквы (5 часов)
Алфавит. Звуки гласные и согласные.
Разделительный Ь знак.
Правописание ударных и безударных гласных.
Правописание звонких и глухих согласных. Письмо по памяти.
Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы». Диктант
Работа над ошибками.
Состав слова (23 часа)
Корень и однокоренные слова.
Приставка. Образование слов при помощи приставки.
Суффикс. Образование слов при помощи суффикса.
Окончание. Роль окончаний в слове.
Упражнения на закрепление.
Р.р. Составление рассказа по опорным словам и словосочетаниям,
сочинение «Снегурочка».
Правописание безударных гласных в корне слова.
Способы проверки безударных гласных. Словарный диктант.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова. Письмо по памяти.
Способы проверки согласных в корне слова.
Упражнения на закрепление. Урок-тренинг.
Приставка и предлог.
Умение различать приставку и предлог на письме. Урок-тренинг.
Разделительный Ъ знак после приставок.
Разделительные ъ и ь знаки.
Р.р Сочинение – рассказ по началу и концу.
«Догадливый хомяк».
Правописание приставок.
Р. р. Деловое письмо-объявление.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками. Упражнения на закрепление.
Р. р. Составление рассказа, сочинение «К людям за помощью».
Части речи (2 часа)
Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Упражнения в определении частей речи.
Имя существительное (29 часов)
Общие признаки имен существительных – 4 часа
Грамматические признаки -род и число имен существительных.
Грамматические признаки -падеж имен существительных.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Имена существительные собственные и нарицательные
(продолжение)
Единственное число имен существительных – 8 часов
Склонение имен существительных в единственном числе.
Правописание имен сущ-х женского и мужского рода с шипящей
на конце.
Окончания существительных 1-го склонения в Р.,Д., П. падежах.
Окончания существительных 2-го склонения в Т., П. падежах.
Окончания существительных 3-го склонения в Р.,Д., П. падежах.
Проверочный диктант по теме «Имя существительное».
Работа над ошибками. Упражнения на закрепление.
Р. р. Письменный пересказ, изложение «Красивая лиственница».
Множественное число имен существительных – 17 часов
Образование существительных множественного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Дательный падеж существительных множественного числа.
Дательный падеж существительных множественного числа.
Словарный диктант.
Творительный падеж существительных множественного числа.
Письмо по памяти. Творительный падеж существительных
множественного числа.
Предложный падеж существительных множественного числа.
Предложный падеж существительных множественного числа
(продолжение)
Родительный падеж существительных множественного числа.
Правописание существительных с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце в
Р.п. множественного числа.
Контрольный диктант по теме «Склонение имен
существительных».
Работа над ошибками.
Существительные только единственного и только множественного
числа
Р. р. Письменный пересказ по плану, изложение «Мороз».
Р. р. Деловое письмо в стенгазету. Упражнения на закрепление.
Проверочный диктант по теме «Склонение существительных во
множественном числе».
Работа над ошибками. Упражнения на закрепление.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Имя прилагательное (39 часов)
Имя прилагательное, как часть речи.
Род имен прилагательных.
Окончания имен прилагательных в мужском роде. Словарный
диктант.
Р. р. Составление рассказа по плану, сочинение «Как изменилась
природа зимой».
Окончания имен прилагательных в женском роде.
Окончания имен прилагательных в среднем роде.
Родовые окончания прилагательных. Письмо по памяти.
Проверочный диктант по теме «Изменение имен прилагательных
по родам».
Работа над ошибками. Упражнения на закрепление.
Изменение имён прилагательных по числам.
Повторение. Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Урок-тренинг.
Склонение имен прилагательных в единственном числе.
Именительный и винительный падежи имен прилагательных
мужского и среднего рода.
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего
рода.
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего
рода (продолжение)
Р. р. Письменный пересказ, изложение по плану «Дятел».
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
(продолжение)
Контрольный диктант по теме «Склонение имен прилагательных
в единственном числе».
Работа над ошибками. Упражнения на закрепление.
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего
рода.
Деловое письмо другу.
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Письмо по памяти.
Р. р. Деловое письмо-заметка.
Склонение имен прилагательных женского рода. Словарный
диктант.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи
имен прилагательных женского рода.
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи
имен прилагательных женского рода (продолжение)
Р. р. Письменный пересказ, изложение по плану и опорным словам
«Чем пахнет весна».
Винительный падеж имен прилагательных женского рода.
Письмо по памяти.
Повторение. Склонение имён прилагательных женского рода.
Склонение имён прилагательных женского рода (продолжение)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

98
99
100
101
102
103
104

105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135

Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Родительный и предложный падежи прилагательных
множественном числе.
Родительный и предложный падежи прилагательных
множественном числе (продолжение)
Дательный и творительный падежи прилагательных
множественном числе.
Дательный и творительный падежи прилагательных
множественном числе (продолжение)
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Предложение (15 часов)
Простое предложение.
Главные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения (продолжение)
Однородные члены предложения (продолжение)
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения
(продолжение)
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении (продолжение)
Обращение.
Предложения с обращением.
Обобщение по теме «Предложение»
Упражнения на закрепление.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Работа над ошибками
Повторение (15часов)
Правописание орфограмм в корне.
Правописание орфограмм в корне (продолжение)
Правописание орфограмм в приставке.
Правописание орфограмм в приставке (продолжение)
Правописание окончаний существительных и прилагательных
Правописание окончаний существительных (продолжение)
Правописание окончаний прилагательных
Состав слова.
Состав слова (продолжение)
Предложение.
Знаки препинания в простом предложении.
Итоговый контрольный диктант.
Работа над ошибками. Упражнения на закрепление.
Знаки препинания в сложном предложении.
Р.р. Подготовка к сочинению.
Р.р. Сочинение по плану.
Обобщающий урок-викторина «Что мы узнали за год?»

1
во 1
во 1
во 1
во 1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

136

Итоговый урок

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7
КЛАССЕ (УО)
№
урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема урока
ПОВТОРЕНИЕ (7)
Предложение Главные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения. Союзы и, а, но.
Сложные предложения с союзами а, и, но.
Сложные бессоюзные предложения
Упражнения на закрепление.
Диагностическая контрольная работа
Работа над ошибками
Телеграмма.
СОСТАВ СЛОВА (29)
Состав слова
Корень. Однокоренные или родственные слова.
Подбор однокоренных слов
Приставка.
Приставка (продолжение)
Суффикс.
Суффикс (продолжение)
Окончание.
Безударные гласные в корне слова.
Безударные гласные в корне слова (продолжение)
Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова (продолжение)
Непроизносимые согласные в корне слова
Гласные в приставках.
Гласные в приставках (продолжение)
Согласные в приставках.
Согласные в приставках (продолжение)
Разделительный Ъ после приставок.
Разделительный Ъ после приставок (продолжение)
Приставка
Предлог.
Сложные слова.
Упражнения на закрепление
Обобщение по материалу первого триместра
Контрольная работа по материалам первого триместра
Работа над ошибками..

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36
37

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Сочинение.
ЧАСТИ РЕЧИ (67)
Имя существительное. Роль имени существительного в речи. Имена
существительные собственные и нарицательные
Имена существительные мужского и женского рода с шипящей на
конце.
Склонение имен существительных в единственном числе.
Начальная форма имен существительных. 1-ое, 2-ое, 3-е склонение
имен существительных.
Ударные и безударные окончания имен существительных
единственного числа.
Упражнения на закрепление.
Склонение имён существительных во множественном числе.
Склонение имён существительных во множественном числе
(продолжение)
Родительный падеж имён существительных во множественном
числе.
Имена существительные множественного числа родительного
падежа с шипящей на конце.
Упражнения на закрепление.
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Работа над ошибками.
Заявление.
Имя прилагательное. Связь с существительным, грамматические
признаки.
Склонение имён прилагательных в единственном числе
мужского и среднего рода.
Безударные падежные окончания имён прилагательных в
единственном числе.
Склонение имён прилагательных Женского рода.
Безударные падежные окончания имён прилагательных женского
рода.
Упражнения на закрепление.
Изложение.
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Безударные падежные окончания имён прилагательных во
множественном числе.
Безударные падежные окончания имён прилагательных во
множественном числе (продолжение)
Упражнения на закрепление.
Проверочная работа по теме: "Имя прилагательное".
Работа над ошибками.
Местоимение.
Личные местоимения.
Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица
(продолжение)
Склонение и правописание личных местоимений 1-го лица

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105

(продолжение)
Склонение и правописание личных местоимений 2-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений 2-го лица
(продолжение)
Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица
(продолжение)
Склонение и правописание личных местоимений 3-го лица
(продолжение)
Правописание предлогов с местоимениями 3-го лица.
Письмо.
Проверочная работа по материалам второго триместра
Работа над ошибками.
Глагол.
Глагол, как часть речи.
Роль глагола в предложении.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам (продолжение)
Изменение глаголов по временам (продолжение)
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
(продолжение)
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
(продолжение)
НЕ с глаголами.
НЕ с глаголами (продолжение)
Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глаголов.
2-е лицо глаголов.
3-е лицо глаголов.
Глаголы на –ся и –сь
Изложение.
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице
единственного числа.
Правописание глаголов в 3-м лице.
Обобщение по теме: «Глагол».
Проверочная работа по теме "Глагол".
Работа над ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (19)
Простые и сложные предложения.
Простое предложение с однородными членами.
Простое предложение с однородными членами (продолжение)
Простое предложение с однородными членами (продолжение)
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И.
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И
(продолжение)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118

Упражнения на закрепление.
Самостоятельная работа по карточкам.
Сложное предложение.
Значение союзов И,А,НО в сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Изложение.
Проверочная работа по теме: "Предложение".
Работа над ошибками.
Обращение.
Обращение (продолжение)
Упражнения на закрепление.
Объявление.
ПОВТОРЕНИЕ (14)
Состав слова.
Правописание гласных и согласных в корне.
Части речи.
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Склонение личных местоимений.
Правописание глаголов.
Изложение.
Простое предложение.
Простое предложение (продолжение)
Сложное предложение.
Сложное предложение.
Обобщение и повторение.
Итоговая контрольная работа (диктант)
Работа над ошибками.
Устное сочинение «Простое и сложное в русском языке»
Беседа по материалу, пройденному за год
Викторина «Язык мой – друг мой»
Итоги года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
119
1
120
1
121
1
122
1
123
1
124
1
125
1
126
1
127
1
128
1
129
1
130
1
131
1
132
1
133
1
134
1
135
1
136
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8
КЛАССЕ (УО)
№
урока
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема урока
Повторение. Предложение. Текст. Вводный урок.
Простые и сложные предложения.
Составление сложных предложений.
Однородные члены предложения. Выделение однородных членов
из предложения.
Использование однородных членов в предложении.
Обращение. Знаки препинания при обращении.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Использование обращений в предложениях.
Предложение. Закрепление знаний.
Состав слова. Текст
Состав слова. Текст. Вводный урок.
Корень. Однокоренные слова.
Приставка, суффикс, окончание.
Разбор слова по составу.
Правописание гласных и согласных в корне и при-ставке. Проверка
орфограмм в корне.
Нахождение орфограмм в корне и их проверка.
Правописание приставок.
Орфограммы в корне и приставке.
Текст. Составление плана текста.
Сложные слова. Сложные слова с соединительными гласными о, е.
Сложные слова без соединительной гласной.
Сложные слова с соединительной гласной и без неё.
Состав слова. Закрепление знаний.
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Части речи. Текст. Различение частей речи
Существительное.
Значение существительных в речи.
Существительные близкие по значению
Род, число и падеж существительных.
Склонение существительных в единственном числе. Определение
склонения существительных.
Ударные и безударные окончания существительных.
Правописание
падежных окончаний существительных
1-го
склонения.
Правописание
падежных окончаний существительных
2-го
склонения.
Правописание
падежных окончаний существительных
3-го
склонения.
Правописание падежных окончаний существительных в
единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе. Изменение
по пад-ежам существительных во мн. числ.
Постановка падежных окончаний к существительным во
множественном числе
Падежные окончания существительных во множественном числе.
Ударные и безударные падежные окончания существительных во
множественном числе.
Правописание
падежных окончаний существительных
во
множественном числе.
Окончания родительного
падежа существительных
во
множественном числе.
Склонение сущ-ых. Закрепление знаний.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

64
65
66
67
68

69
70
71
72
73
74
75

Существительное. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме "Существительное"
Прилагательное.
Значение прилагательных в речи.
Прилагательные, близкие по значению.
Словосочетания с прилагательными.
Род и число прилагательных.
Склонение прилагательных в единственном числе. Изменение
окон-чанийприлаг-ых по вопросам.
Постановка вопросов к прилагательным.
Правописание падежных окончаний прилаг-ых в единственном
числе.
Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.
Склонение прилагательных во множественном числе. Выделение
словосочетаний с прилаг-ми во множественном числе.
Изменение прилагательных во мн. числе по падежам.
Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе.
Правописание падежных окончаний прилагательных
во
множественном числе.
Правописание падежных окончаний прилагательных
во
множественном числе.
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме "Прилагательное"
Местоимение. Значение местоимений в речи.
Различение местоимений по лицам и числам.
Склонение личных местоимений. Склонение местоимений 1-го
лица (я, мы). Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица ед.
числа.
Склонение местоимения 1-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного
числа.
Склонение мест-ия 1-го лица множественного числа.
Склонение мест-ий 1-го лица единственного и множественного
числа.
Склонение личных местоимений. Склонение мест-ий 2-го лица (ты,
вы). Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица
единственного числа.
Склонение мест-ия 2-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением мест-ия 2-го лица множественного
числа.
Склонение местоимения 2-го лица множественного числа.
Склонение местоимений 2-го лица единственного и
множественного числа.
Склонение мест-ий 3-го лица (он, она, оно, они). Наблюдение за
склонением местоимений 3-го лица единственного числа.
Склонение местоимений 3-го лица единственного числа.
Наблюдение за склонением мест-ия 3-го лица множественного

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115

числа.
Склонение мест-ия 3-го лица множественного числа.
Склонение мест-ий 3-го лица единственного и множественного
числа.
Местоимение. Закрепление знаний.
Местоимение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Глагол.
Значение глаголов в речи.
Глаголы, близкие по значению.
Частица не с глаголами.
Неопределённая форма глагола.
Изменение глаго-лов по временам и числам.
Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глагола. Знакомство с
глаго-лами 1-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 1-го лица.
Употребление глаголов в 1-м лице един-ого и множественного
числа.
2-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 2-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Употребление глаголов во 2-м лице единств-го и множественного
числа.
3-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 3-го лица.
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица.
Употребление глаголов в 3-м лице един-ого и множественного
числа.
Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться.
Различение глаголов по лицам и числам.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме по теме "Глагол"
Наречие.
Наречие как часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Значение наречий в речи.
Образование наречий от прилагательных.
Наречия протиивоположные и близкие по значению.
Наречия, отвечающие на вопрос как?
Наречия, отвечающие на вопрос где?
Наречия, отвечающие на вопрос когда?
Наречия, отвечающие на вопрос куда? Откуда?
Постановка вопросов к наречиям
Подбор наречий с опорой на вопросы.
Наречие. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Предложение. Текст

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Простое предложение. Простое предложение с однородными
членами.
Распространение предложений однородными членами.
Сложное предложение. Сложное предложение без союзов.
Сложные предложения с союзами и, а, но.
Составление сложных предложений с союзами и, а, но.
Сравнение простых и сложных предложений.
Распространение простых и сложных предложений.
Предложение. Закрепление знаний.
Подготовка к годовой контрольной работе
Контрольная работа по теме «Предложение»
Работа над ошибками
Повторение.
Состав слова.
Части речи
Предложение.
Обобщение материала, пройденного материала
Годовая контрольная работа
Анализ контрольной работы
Работа над ошибками
Устное сочинение «Чему я научился».
Беседа по материалу, пройденному за год
Викторина «Части речи-путь к знанию языка»
Итоги года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».