Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Ритмика»
для 5- 6 классов
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ); Адаптированной основной общеобразовательной
программой
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), программой специальной (коррекционной)
школы VIII вида Подготовительный и 5 – 6 классы. / под ред. В.В. Воронковой. - М.:
«Просвещение», 2001.
Цель курса – развитие мелкой мускулатуры пальцев, снятие напряжения или
вялости, выработка точности, ритмичности и координации движений рук, развитие
дыхания.
В учебном плане предмет «Ритмика» входит в предметную область. Предмет
изучается в течение 2 лет. 5,6 классы – 34 часа.
Планируемые результаты изучаемого курса
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро
реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Содержание
Основное содержание курса
по ритмике в 5-6 классе
обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и
физического развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности. Основными задачами урока ритмики являются:
приобщение детей к музыке, формирование навыков различать и понимать такие
средства музыкального ''языка", как динамика, темп. Дети усваивают несложные
музыкальные формы, у них развивается чувство ритма, музыкальный слух, память,
музыкально - эстетические чувства.
Эти задачи решаются через овладение учащимися разнообразными формами
движения с музыкальным сопровождением: ходьбы, бега, прыжков, подскоков,
гимнастических и танцевальных упражнений, а также ритмических упражнений.
Учитывая состояние физического развития детей, чередую на уроке нагрузку и
отдых, напряжение и расслабление.
5 класс (34 часа- 1 час в неделю)
6 класс (34 часа- 1 час в неделю)
Программа состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в
пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими
музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
Тематическое планирование 5 классе (34 часа)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Тема
Теоретические сведения.
Понятие о ритме движения и музыки.
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба на счёт 1, на счёт 2, 3.
Упражнения на связь движений с музыкой.
Постепенное изменение темпа при ходьбе и беге.
Упражнения ритмической гимнастики
1.Без предметов.
2.Короткой скакалкой.
Колво
часов.
1
1
1
1
Упражнения ритмической гимнастики
1.Короткой скакалкой.
2.Гимнастической палкой.
Подготовительные упражнения к танцам.
1.Полуприседания.
2.Упражнения для ступни.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
1.Чижи в клетке.
2.Кот и мыши.
Упражнения ритмической гимнастики
1.Короткой скакалкой.
2.Гимнастической палкой.
Теоретические сведения.
Что такое музыкальная речь.
Специальные ритмические упражнения.
Ходьба с проговариванием слов и с хлопками.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Короткой скакалкой.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Гимнастической палкой.
1
Подготовительные упражнения к танцам.
1.Выставление ноги на носок.
Элементы танцев.
«Наездники» (прямой галоп).
Танцы.
Круговой галоп.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
1.Салки, руки на стену.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
Два Мороза.
1
Упражнения ритмической гимнастики
1.Короткой скакалкой.
2.Гимнастической палкой.
Теоретические сведения.
Понятие о фразе и предложении в музыке.
Специальные ритмические упражнения.
Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с
различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов).
1
Упражнение на связь движений с музыкой.
Смена направления движения с началом каждой музыкальной
фразы.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Без предметов.
2.С мячом.
Элементы танцев.
1.Хороводный шаг.
2.Шаг польки.
Танцы.
«Травушка-муравушка». «Полька».
Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры.
1. «Пустое место».
2. «Мяч в воздухе»
1. «Отбивай мяч».
2. «Вороны и воробьи».
Теоретические сведения.
Что такое ритмический рисунок.
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с
различными заданиями.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Гимнастической палкой.
Упражнения ритмической гимнастики.
Без предметов.
1
Подготовительные упражнения к танцам.
1.Вставание на полупальцы.
Подготовительные упражнения к танцам
Повторные три притопа.
1
Танцы.
«Полька».
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34.
1. «Космонавты».
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
2. «Лиса и куры».
3. «Охотники и утки»
1
Календарно – тематическое планирование 6 класс (34 часа)
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Тема
Теоретические сведения.
Понятие о ритме движения и музыки.
Упражнения ритмической гимнастики
1.Короткой скакалкой.
2.Гимнастической палкой.
Специальные ритмические упражнения.
Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с
различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов).
Танцы.
«Травушка-муравушка». «Полька».
Упражнения ритмической гимнастики
1.Короткой скакалкой.
2.Гимнастической палкой.
Подготовительные упражнения к танцам.
1.Полуприседания.
2.Упражнения для ступни.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
1.Чижи в клетке.
2.Кот и мыши.
Упражнения ритмической гимнастики
1.Без предметов.
2.Короткой скакалкой.
Теоретические сведения.
Что такое музыкальная речь.
Специальные ритмические упражнения.
Ходьба с проговариванием слов и с хлопками.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Короткой скакалкой.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Гимнастической палкой.
Подготовительные упражнения к танцам.
1.Выставление ноги на носок.
Элементы танцев.
«Наездники» (прямой галоп).
Танцы.
Круговой галоп.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
Колво
часов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
1.Салки, руки на стену.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
Два Мороза.
1
Упражнения ритмической гимнастики
1.Короткой скакалкой.
2.Гимнастической палкой.
Теоретические сведения.
Понятие о фразе и предложении в музыке.
Специальные ритмические упражнения.
Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с
различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов).
Упражнение на связь движений с музыкой.
Смена направления движения с началом каждой музыкальной
фразы.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Без предметов.
2.С мячом.
Элементы танцев.
1.Хороводный шаг.
2.Шаг польки.
Танцы.
«Травушка-муравушка». «Полька».
Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры.
1. «Пустое место».
2. «Мяч в воздухе»
1. «Отбивай мяч».
2. «Вороны и воробьи».
Теоретические сведения.
Что такое ритмический рисунок.
Специальные ритмические упражнения.
Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с
различными заданиями.
Упражнения ритмической гимнастики.
1.Гимнастической палкой.
Упражнения ритмической гимнастики.
Без предметов.
1
Подготовительные упражнения к танцам.
1.Вставание на полупальцы.
Подготовительные упражнения к танцам
Повторные три притопа.
Танцы.
«Полька».
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
1. «Космонавты».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
2. «Лиса и куры».
3. «Охотники и утки»
1
Список литературы:
Шукшина З. Ритмика. - М., 2006.
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., АСКО 2002.
Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей: ИКТЦ «Лада», Гамма Пресс 2005
Матвеев А.П
Лисицкая Т.С., Ростовцева М.Ю., Ширковец Е.А. Ритмическая гимнастика.
Методика и физиологическое воздействие.-М., ВЛАДОС, 2005.
Кузнецова Т.Е. Музыкальные игры. / Физкультура в школе.- 8, 2003.
Жуков М.Н Подвижные игры — М.: «Академия», 2005.