Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Природоведение»
для 5- 9 классов
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Авторской программы Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной «природоведение» 5-6 классы,
допущенной Министерством образования и науки РФ,М.: Просвещение, 2017 г.
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 5 классе на изучение материала
отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю). В 6 классе на изучение материала отводится 68
учебных часов (2 часа в неделю).
Цель рабочей программы
Цель рабочей программы: развитие, обучение и воспитание умственно отсталых
школьников через знакомство с природой, формирование первоначальных представлений о
природе; освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению
природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни. (стр 4, стр 121. Т.М. Лифанова, Е.М.
Соломина Природоведение М.: «Просвещение» 2017)
I.
Планируемые результаты
5 класс
Неживая природа
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела,
основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
- Представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- Отнесение изученных объектов к определенным группам (Нефть — горючее полезное
ископаемое);
- Называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (Полезные
ископаемые)
- Соблюдение правил здорового образа жизни и понимания их значения для человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе;
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней целостного отношения, понимание оценки
педагога;
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изучаемых объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию
педагога;
- представление о взаимосвязях между изучаемыми объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов с учетом различных оснований для классификации (золотополезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы).
- называние сходных по определенным признакам объектов
- выделение существенных признаков групп объектов
- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил ЗОЖ.
- участие в беседе; обсуждение изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте
- выполнение задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы.
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,
населяющих территорию нашей страны.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям
живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и
историческим достопримечательностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
формирование умения обращаться за помощью к учителю.
- формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях, на
прогулке, в парке, в столовой.
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
- формирование знаний о правилах поведения в быту и природе.
- формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа,
достопримечательности, население, традиции, обычаи и др.).
Содержание программы «Природоведение»
5 класс
Введение ( 2 ч.)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником. Зачем надо изучать природу.
Живая и неживая природа.
Вселенная (6 ч.)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные
исследования.
Смена дня и ночи. Времена года.
Наш дом-Земля (44 ч)
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.(1 ч)
Воздух (9 ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование свойств воздуха
в быту.
Движения воздуха. Теплый воздух легче холодного. Ветер. Работа ветра в природе. Направления
ветра. Ураганы, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха. Свойства газов, входящих в состав воздуха.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14 ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в строительстве (гранит, известняк, песок, глина)
Горючие полезные ископаемые (торф, каменный уголь, нефть) внешний вид способы их добычи,
переработка.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Свойства черных и цветных
металлов, способы получения. Способы добычи руды. Охрана недр.
Вода (14 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять некоторые вещества.
Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в
природе.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании, сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании. Работа воды
в природе. Осадки, воды суши.
Значение воды в природе. Вода в природе.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва (7 ч)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли,
воздух. Минеральная и органическая часть почвы. Разнообразие почв.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйств.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна Россия. (14 ч)
Россия — Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и
Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей, Обь, Лена.
Москва — столица России
Санкт-Петербург.
Крупные города и их достопримечательности.
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.
Наш город — Барнаул. Достопримечательности Алтайского края.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2 ч)
Тематическое поурочное планирование 5 класс.
№ урока
Тема
Количество
часов
1
Что такое природоведение. Знакомство с учебником
1
2
Живая и неживая природа
1
3
Небесные тела: планеты, звезды
1
4
Солнце.
1
5
Солнечная система.
1
6
Исследования космоса. Спутники, космические корабли
1
7
Полеты в космос. Современные исследования
1
8
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
1
9
Планета Земля. Оболочки Земли: Атмосфера, гидросфера, литосфера
1
10
Воздух. Свойства воздуха
1
11
Использование свойств воздуха в быту.
1
12
Движение воздуха. Теплый воздух, холодный воздух
1
13
Ветер. Работа ветра в природе..
1
14
Ураганы. Способы защиты.
1
15
Температура воздуха. Измерение температуры воздуха.
1
16
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот.
1
17
Значение воздуха для жизни на Земле.
1
18
Чистый и загрязненный воздух
1
19
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых
1
20
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов
1
21
Гранит, известняк. Внешний вид и свойства.
1
22
Песок, глина. Внешний вид и свойства.
1
23
Использование полезных ископаемых, применяемых в строительстве.
1
24
Горючие полезные ископаемые.
1
25
Торф. Внешний вид, свойства, применение.
1
26
Каменный уголь. Внешний вид, свойства, применение, способы добычи.
1
27
Нефть. Свойства, применение, способы добычи.
1
28
Природный газ. Свойства, применение, с способы добычи.
1
29
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
1
30
Черные металлы. Свойства черных металлов. Применение.
1
31
Цветные металлы. Свойства цветных металлов. Применение
1
32
Благородные (драгоценные) металлы. Охрана недр.
1
33
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
1
34
Свойства воды как жидкости
1
35
Учет и использование свойств воды
1
36
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы.
1
37
Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода
1
38
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
1
39
Три состояния воды.
1
40
Температура плавления и кипения воды
1
41
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов.
1
42
Наводнения. Способы защиты от наводнений.
1
43
Воды суши: ручьи, реки
1
44
Воды суши: озера болота, пруды.
1
45
Моря и океаны
1
46
Охрана воды
1
47
Равнины, холмы, овраги. Горы.
1
48
Почва. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы
1
49
Перегной
1
50
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.
1
51
Водные свойства песчаных и глинистых почв.
1
52
Плодородие — основное свойство почвы
1
53
Значение почвы в народном хозяйстве.
1
54
Охрана почвы
1
55
Россия — Родина моя
1
56
Черное и Балтийское моря.
1
57
Уральские и Кавказские горы
1
58
Крупные реки нашей страны
1
59
Москва — столица России
1
60
Санкт-Петербург
1
61
Крупные города России
1
62
Древние русские города
1
63
Население нашей страны. Городское и сельское население
1
64-65
Барнаул — столица Алтайского края. Основные достопримечательности
нашего города
2
66
Алтайский край. Основные географические объекты региона.
Достопримечательности
1
67-68
Обобщение и повторение пройденного материала по теме «Неживая
природа»
2
Всего
68 ч
Календарно- тематическое планирование по природоведению в 5 классе (ОВЗ VIII вид), 68 ч
Количество
Тип урока
Целевая
Основные понятия
Планируемые предметные результаты (
часов/
установка
Минимальные
Достаточ
дата
урок
1
Вводный
Формирование
представлений о
предмете
природоведение,
предметах и
явлениях, которые
на нем изучаются
Что изучает
природоведение?
Природа и человек
Формирование
представлений о
предметах и
явлениях живой и
неживой
природы, умения
дифференцировать живую и
неживую природу
Природа живая и
неживая. Признаки
живой природы. Тела
неживой природы.
Явления природы
Урок
изучения
новых
знаний
Формировать
представления о
небесных телах
Небесные тела.
Звезды. Планеты.
Солнце. Земля. Луна.
Астрономия
(астрономы)
Называние изученных
небесных тел.
Называн
Комбиниро
ванный
урок
Формировать
представления о
Солнце как центре
Солнечной
системе, показать
значение Солнца
для жизни на
Земле, дать
краткую
характеристику
планетам
Солнечной
системы
Вселенная. Солнце –
раскаленный шар.
Солнечная система.
Планеты. Вращение
планет вокруг
Солнца. Земля
Называние изученных
небесных тел – Солнце,
планеты, планета Земля
Солнечная система – и их
основных признаков
Называн
Комбини-
Познакомить
учащихся с
исследованиями
космоса и их
значением для
Вселенная.
Солнечная система.
Искусственный
спутник. Значение.
Космические
Узнавание искусственных
спутников и космических
кораблей на иллюстрациях и
фотографиях, называние
Узнаван
искусств
космиче
назначен
е
ведение?
ыи
неживой
природы
е тела:
звезды
1
1
а
Урок
изучения
новых
знаний
ки
о неба,
емли и
Явления природы
Знакомство с
учебником, тетрадью
Узнавание природных предметов
и явлений на иллюстрациях и
фотографиях, отнесение объектов
к живой или неживой природе;
называние природных предметов
и явлений
Выд
при
при
пре
назы
пре
Узнавание объектов неживой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, отнесение объектов
к живой или неживой природе;
называние изученных объектов
живой и неживой природы
Выд
при
и не
отне
жив
при
взаи
жив
при
изученн
(звезды,
признак
тел к раз
основан
ского
.
ая
Солнце
1
вание
Спутники.
ские
1
рованный
урок
изученн
звезды,
система,
другие п
системы
знать, чт
Солнечн
космос
1
Комбиниро
ванный
урок
человечества
корабли
изученных объектов
Познакомить
учащихся с
исследованиями
космоса,
формировать
представления о
полетах человека
в космос и первых
космонавтах.
Космические
корабли.
Космонавты.
Называние первого
Знать фа
космона
космонавта Ю.А. Гагарина,
первой женщины-космонавта
(Ю.А. Гаг
В.В. Терешковой
В.В. Тере
представ
полетах
Ю.А. Гагарин.
В.В. Терешкова
ня и ночи
1
Комбинированный
урок
Формирование
Вращение Земли,
представлений о
смена дня и ночи,
день, ночь, сутки.
суточном
вращении Земли и
смене дня и ночи.
Определение на
иллюстрациях и фотографиях
частей суток, называние их;
Знать на
признак
и ночи.
ремен
онные
ия в
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
годовом
движении Земли
Определение времен года на
иллюстрациях и фотографиях,
называние изученных
времен года и их основных
признаков
Знать пр
осущест
времен г
основны
смены в
Вращение Земли
вокруг Солнца, смена
времен года.
Времена года.
льная
я
арий,
(1–2)
втики,
тория)
юдение за
м небом.
Земля.
и Земли
Воздух и
на.
е воздуха
ни на
ческая
1
1
Комбинированный
урок
Урок
изучения
новых
знаний
Закрепить знания
Солнечной
системе.
Формировать
представления о
Земле как
планете, показать
отличие Земли от
других планет
Солнечной
системы
Планета Земля.
Вращение Земли
вокруг Солнца.
Форма Земли.
Оболочки Земли:
воздух, вода, суша
(литосфера). Отличие
Земли от других
плане.
Формировать
представление о
воздухе, уточнить
и обобщить
знания о значении
воздуха для
человека,
Воздух. Значение для
человека, животных,
растений
Называние планеты Земля и
ее основных оболочек –
вода, суша, воздух
Знать, чт
Солнечн
форму З
на фотог
иллюстр
называт
Земли (т
водная;
знать ос
от други
Знать значение воздуха для
растений, животных и
человека
Знать и н
и его зна
ение
животных и
растений.
Формировать
представления о
мероприятиях,
проводимых с
целью охраны
чистоты воздуха
рирующи
ва воды,
почвы.
воздуха
еи
е воздуха
торная
Давление
ние
тура
1
рованный
урок
Формировать в
процессе
демонстрации
опытов
представления о
свойствах воздуха
(прозрачность,
бесцветность,
упругость,
теплопровод-
Свойства воздуха.
Воздух прозрачный и
бесцветный, без
запаха. Воздух
занимает место,
упругий, сохраняет
тепло
Называние свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Формировать
представление о
свойствах
(упругость,
сжатие) и
движении воздуха
Свойства воздуха.
Упругость воздуха.
Воздух сжимается.
Движение воздуха.
Теплый воздух
поднимается вверх, а
холодный опускается
вниз
Знание об использовании
свойств воздуха в быту
Формировать
представления о
термометре и его
устройстве,
формировать
умение измерять
температуру
воздуха , читать
показания
термометра
Термометр.
Температура
воздуха. Устройство
термометра. Правила
измерения
температуры
воздуха.
Узнавание термометра на
иллюстрациях и фотографиях,
чтение записанной
температуры воздуха;
Формирование
представлений о
движении воздуха
– ветре, силе
ветра и
Ветер. Сила ветра.
Ураган. Шторм.
Использование силы
ветра человеком.
Узнавание ветра разной силы
на иллюстрациях и
фотографиях;
Узнавать
воздуха
опытов;
демонст
воздуха;
знать сво
использо
ность) и об
использовании
этих свойств в
быту.
1
Комбинированный
урок
1
Комбинированный
урок
тр
ие воздуха
е. Ветер
Комбини-
1
Комбинированный
урок
(накачиваниешин, матрасов,
игрушек)
Знать св
(упругос
воздух п
опускает
называт
опорой н
демонст
умение и
воздуха
понимание положительных
(со знаком плюс) и
отрицательных (со знаком
минус) температур
называние ветра, урагана;
иметь представления об
Узнаван
естестве
представ
термоме
показани
уметь ис
термоме
жизни (о
воздуха)
Знать на
воздуха
(ветер, у
причины
оздуха.
д, его
еи
ние
использовании
ветра человеком.
1
Комбинированный
урок
использовании силы ветра
человеком
Формирование
представлений о
составе воздуха, о
значении
кислорода и его
свойствах
Воздух. Газы,
входящие в состав
воздуха: углекислый
газ, азот, кислород.
Кислород. Значение
кислорода. Свойства
кислорода
Называние свойств
кислорода, отнесение
кислорода к газам, входящим
в состав воздуха;
знание значения кислорода
для человека, животных и
растений
Называн
состав во
знание с
наличие
использо
кислоро
промыш
оздуха.
ый газ и
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
составе воздуха, о
значении
углекислого газа и
азота и их
свойствах
Воздух. Газы,
входящие в состав
воздуха: углекислый
газ, азот, кислород.
Азот, углекислый газ.
Значение. Свойства
Называние газов, входящих в
состав кислорода
(углекислый газ, азот),
отнесениеуглекислого газа и
азота к газам, входящим в
состав воздуха
Называн
состав во
углекисл
углекисл
растений
представ
использо
углекисл
хозяйств
е и охрана
1
Комбинированный
урок
Формированиепр
едставлений о
значении воздуха,
его роли в жизни
растений,
животных и
человека.
Знакомство с
мерами,
принимаемыми
для охраны
воздуха.
Воздух. Чистый
воздух. Значение
воздуха.
Мероприятия,
принимаемые для
охраны воздуха
Иметь представления о
значении чистого воздуха и
мерах, принимаемых для его
защиты
Знать о р
на Земле
помощь
между ч
жизнью
человек
быту мер
правила
жизни.
е воздуха
ни на
его охрана
1
Обобщающий урок
Обобщить и
систематизироват
ь понятия о
воздухе, его
составе, свойствах
и значении для
человека,
растений и
животных
Состав воздуха.
Свойства кислорода,
углекислого газа.
Охрана воздуха от
загрязнения
Иметь представления о
значении чистого воздуха для
жизни на Земле и мерах,
принимаемых для его
защиты
Знать со
воздуха,
жизни н
(высадка растений,
установка
специальных
фильтров на
промышленных
предприятиях для
очистки воздуха.
Поддержание
чистоты воздуха в
устанавл
(с помощ
зависим
воздуха
животны
соблюда
охране в
здорово
е
мые.
ачение,
добычи
классе и дома
1
Урок
изучения
новых
знаний
Формировать
представления о
полезных
ископаемых, их
видах и значении
Полезные
Иметь представление о
ископаемые.
назначении полезных
ископаемых
Месторождения.
Способы добычи.
Виды полезных
ископаемых
(твердые, жидкие,
газообразные;
горючие, негорючие).
Значение полезных
ископаемых. Охрана
Знание н
ископае
Комбинированый
урок
Формировать
представления о
полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве, –
граните,
известняке
Полезные
ископаемые,
используемые в
качестве
строительных
материалов. Гранит.
Известняк. Мрамор
Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в коллекциях
(мел, мрамор, гранит);
называние изученных
полезных ископаемых;
отнесение полезных
ископаемых к группе
используемых в
строительстве; иметь
представление о назначении
данной группы полезных
ископаемы
Узнаван
представ
ископае
строител
Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в коллекциях
Узнаван
представ
ископае
строител
ление
ы
ые
мые».
звестняк
ина
полезные
мые. Торф
1
1
1
Комбинированный
урок
Комбинированный
Формировать
представления о
полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве –
песке, глине.
Формировать
представления о
горючих полезных
Полезные
ископаемые,
используемые в
качестве
строительных
материалов. Песок.
Глина
Горючие полезные
ископаемые.
Торф. Внешний вид.
(песок, глина);
называние изученных
полезных ископаемых;
отнесениеполезных
ископаемых к группе
используемых в
строительстве; иметь
представление о назначении
данной группы полезных
ископаемых
Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в коллекциях
выделен
полезны
отнесени
ископае
(твердые
газообра
негорюч
выделят
ископае
строител
называт
ископае
других и
свое реш
выделят
ископае
строител
называт
ископае
других и
объясня
Узнаван
представ
полезны
ый уголь.
урок
1
Комбинированный
урок
ископаемых.
Формировать
представление о
торфе
Формировать
представления о
горючих полезных
ископаемых.
Формировать
представление о
каменном угле
Способы добычи.
Значение.
Использование
человеком. Охрана
Горючие полезные
ископаемые.
Каменный уголь.
Внешний вид
(торф);
называние изученных
полезных ископаемых,
отнесение торфа к группе
полезных ископаемых; иметь
представление о назначении
торфа
Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в коллекциях
(каменный уголь); называние
изученных полезных
ископаемых; отнесение
каменного угля к группе
полезных ископаемых.
выделят
полезны
относить
группам
классиф
(полезны
горючие
полезны
использу
удобрен
Узнаван
горючих
– каменн
выделят
угля; отн
к группе
ископае
полезны
Узнавание и называние
горючих полезных
ископаемых – каменного
угля;
выделять признаки
каменного угля; отнесение
каменного угля к группе
полезных ископаемыхи
горючих полезных
ископаемых
и
ование
го угля
1
Комбиниро
ванный
урок
Формировать
представление о
каменном угле,
способах добычи
и значении
каменного угля
Каменный уголь.
Способы добычи.
Значение.
Использование
человеком. Охрана
Отнесение каменного угля к
группе полезных
ископаемых; иметь
представление о значении
каменного угля
Относит
различн
разных к
(полезны
горючие
ископае
добычи
нешний
ойства
1
Комбинированный
урок
Формировать
представления о
горючих полезных
ископаемых.
Формировать
представление о
нефти
Горючие полезные
ископаемые.
Называние изученных
полезных ископаемых
(нефть); отнесение нефти к
группе полезных ископаемых
Узнаван
горючих
– нефти;
нефти; о
группе п
горючих
Нефть. Внешний вид.
Свойства
и
ование
1
ый газ.
,
испольПравила
ие с газом
1
металлы.
гун
1
металлы
1
Комбинированный
урок
Формировать
представление о
нефти, способах
добычи и
значении нефти
Горючие полезные
ископаемые.
Отнесение нефти к группе
полезных ископаемых; иметь
представление о значении
нефти
Относит
группам
классиф
ископае
ископае
добычи
Комбинированный
урок
Формировать
представления о
горючих полезных
ископаемых.
Формировать
представление о
природном газе,
способах добычи
и значении
природного газа.
Формировать
умение соблюдать
правила
безопасного
пользование
газом в быту
Природный газ.
Внешний вид.
Свойства. Способы
добычи. Значение.
Использование
человеком. Правила
обращения в быту
Называниеизученных
полезных ископаемых
(природный газ; отнесение
газа к группе полезных
ископаемых;иметь
представление о значении
природного газа; называть (с
помощью учителя) правила
пользования газом в быту
Узнаван
горючих
– природ
признак
Комбинированный
урок
Формировать
представления о
черных металлах.
Формировать
представление о
стали, чугуне,
способах
получения и
использовании в
промышлен-ности
и в быту
Черные металлы.
Сталь. Чугун.
Полезные
ископаемые,
используемые для
получения металлов
Называние черных металлов
(сталь, чугун), представление
об использовании черных
металлов
Узнавать
металлы
Комбинированный урок
Формировать
представления о
цветных металлах.
Формировать
представление об
алюминии и
меди, способах
получения и
использовании в
промышлен-ности
и в быту.
Цветные металлы.
Полезные
ископаемые,
используемые для
получения металлов.
Использование
цветных металлов
Называние цветных
металлов;
Узнавать
металлы
представление об
использовании цветных
металлов
знать сп
цветных
признак
произво
цветных
алюмин
цветным
Нефть. Способы
добычи. Значение.
Использование
человеком. Охрана.
относить
различн
разных к
(полезны
горючие
ископае
добычи
знать сп
металло
черных м
стали и ч
дные
нные)
1
Комбинированный урок
Формировать
представления о
благородных
(драгоценных)
металлах.
Формировать
представление о
золоте, серебре,
платине,
использовании в
промышлен-ности
и в быту
Благородные
(драгоценные)
металлы. Золото.
Серебро. Платина.
Внешний вид.
Использовани.
Называние благородных
(драгоценных) металлов;
представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов
Узнавать
благоро
металлы
платину;
цветных
классиф
металло
серебро
драгоце
олезных
мых
1
Комбинированный
урок
Формировние
представлений о
значении
полезных
ископаемых,
знакомство с
мерами,
принимаемыми
для охраны
полезных
ископаемых
Полезные
ископаемые. Запасы
полезных
ископаемых. Меры,
принимаемые по
охране полезных
ископаемых
Называть полезные
ископаемые;
Узнавать
ископае
охраны п
Обобщающий урок
Обобщить и
систематизироват
ь понятия о
воздухе, его
составе, свойствах
и значении для
человека,
растений и
животных
Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи.
Иметь представления о
полезных ископаемых, их
значении для людей
е
мые
рироде.
ыв
живых
1
знать о необходимости
охраны полезных
ископаемых
Горючие полезные
ископаемые.
Узнавать
ископае
классиф
ископае
относить
к различ
объясня
Полезные
ископаемые,
используемые в
качестве
строительных
материалов.
знать сво
ископае
охране
Черные металлы.
Цветные металлы.
Благородные
(драгоценные)
металлы
1
Урок
получения
новых
Формирование
представлений о
воде в природе и
о значении воды
Вода. Вода на Земле.
Значение воды для
жизни растений,
Представление о воде в
природе;
знание о значении воды для
Узнаван
фотограф
в разных
мов
воды
мые и
римые
а.
я вода
ная и
ода.
мутной
ояния
мпература
ерение
1
1
1
1
знаний
для растений и
животных
животных, человека
растений, животных,
человека
существо
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
свойствах воды.
Свойства воды:
текучесть, отсутствие
формы, отсутствие
запаха,
прозрачность,
отсутствие вкуса,
вода – растворитель
Называние свойств воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов
Узнавать
воды по
опытов;
демонст
воды;
Формирование
представлений о
свойствах воды,
растворимых и
нерастворимых
веществах
Вода. Растворимые и
нерастворимые
вещества. Растворы.
Виды растворов.
Питьевая вода
Иметь представления о
питьевой воде и растворах,
называть растворы
Формирование
представлений о
свойствах воды,
чистой воде и
очистке воды
Чистая вода. Мутная
вода. Состав мутной
воды. Очистка воды
отстаиванием и
фильтрованием
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
различных
агрегатных
состояниях воды
знать св
использо
быту
Знать и н
и нераст
узнавать
естестве
иллюстр
иметь пр
назначен
выделят
признак
использо
знания п
практиче
растворо
раствор,
раствор)
Три состояния воды.
Твердое (лед),
газообразное (пар),
жидкое (вода).
Температура
замерзания.
Температура
кипения. Переход из
одного состояния в
Узнавать чистую и мутную
воду в натуральном виде и
на рисунках;
знать признаки мутной и
чистой воды.
Узнавать воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках
Выделят
мутной в
относить
группам
уметь ис
получен
выполне
работ (о
отстаива
Выделят
разных а
устанавл
между т
состояни
уметь ис
получен
выполне
работ со
ние при
ии и
ри
нии,
ние при
нии
1
воды.
торная
1
Комбинированный
урок
Практический
урок
Формирование
представлений об
изменении
состояния воды
под воздействием
температуры
другое
(измере
Вода сжимается при
Узнавание и называние
охлаждении, вода
состояния воды при
нагревании и охлаждении
расширяется при
нагревании.
Температура кипения
Узнаван
состояни
условиях
Лабораторная работа
Формирование
умения применять
знания о
свойствах воды на
практике,
выполнять
практические
действия под
контролем
учителя
Выполнять лабораторные
работы совместно с
учителем;
называть свойства воды
после проведения опыта
выделен
признак
замерза
уметь ис
получен
Выполня
работы п
прогнози
опытов,
опытов;
делать в
воды
оды в
1
Комбиированный урок
Формирование
представлений о
работе воды в
природе и
изменениях,
которые
происходят под
влиянием воды
Вода размывает
почву, овраги,
пещеры, ущелья;
наводнение
Узнавание и называние
последствий работы воды –
оврагов, пещер, наводнений
Устанавл
взаимоз
явления
воды и ф
е воды в
.
ование
ыту,
ленности
ом
е
1
Комбини-
Формирование
представлений о
значении воды
для человека,
знакомство с
мерами,
принимаемыми
для охраны воды
Чистая вода, пресная
вода, использование
воды в быту,
сельском хозяйстве,
промышленности
охрана воды, очистка
воды, меры,
принимаемые по
охране воды
Знание значения воды для
жизни человека;
Знать и н
принима
воды;
Формирование
представления о
круговороте воды
в природе
Вода в природе,
осадки, воды суши:
реки, ручьи, озера,
моря, океаны.
Облака, тучи.
Круговорот воды в
природе
Знание и называние разных
состояний воды; узнавание
на иллюстрациях дождя,
пара, облаков, туч
рироде.
рованный
урок
1
Комбинированный
урок
умение называть (совместно
с учителем) правила охраны
воды в быту (выключать
воду, плотно закрывать кран)
применя
воды на
доступны
.
Узнаван
состояни
этапах е
установл
следстве
ши: ручьи,
1
Комбинированный урок
Формирование
представлений о
водах суши:
ручьях и реках.
ение
Воды
олота,
кеаны.
ование и
оды
оды
, холмы,
рисовка
ости
1
1
1
1
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Урок
изучения
новых
знаний
Формирование
представлений о
водах суши:
озерах, болотах,
прудах
Формирование
представлений о
морях и океанах и
их использова-нии
Воды суши. Вода
пресная и соленая.
Естественные и
искусственные
водоемы. Ручей.
Река. Образование.
Значение. Охрана
Узнавание ручьев и рек на
иллюстрациях и
фотографиях;
Озера. Болота.
Пруды.
Водохранилища.
Внешний вид.
Режим.
Использование
человеком.
Обитатели водоемов
Узнавание озер, болот,
прудов на иллюстрациях и
фотографиях;
Моря. Океаны.
Внешний вид.
Свойства морской
воды. Значение
морей и океанов в
жизни человека.
Использование
океанов и морей
человеком.
Узнавание морей и океанов
на иллюстрациях и
фотографиях;
называние изученных
объектов;
представление об
использовании рек
называние изученных
объектов;
представление об
использовании изученных
водоемов
называние изученных
объектов;
Иметь пр
внешнем
образов
водоемо
поведен
уметь вы
возрасту
Иметь пр
внешнем
прудов,
образов
водоемо
изученн
устанавл
причинн
зависим
Иметь пр
внешнем
океанов
признак
изученн
представление об
использовании изученных
водоемов
Формирование
представлений об
охране воды и
мерах,
принимаемых по
охране водоемов
Охрана воды.
Иметь представления об
Бережное отношение использовании воды
к воде в быту
На основе
имеющихся
знаний
формировать
представления о
формах
поверхности
Земли, внешнем
виде равнин,
Равнины, холмы,
овраги. Внешний
вид. Роль в жизни
человека.
Поверхность своей
местности
Знать и н
принима
водоемо
применя
воды на
Узнавание и называние форм
поверхности (равнины,
холмы, овраги) на
иллюстрациях и фотографиях
Выделен
признак
поверхн
холмов и
личного
верхний
ли. Состав
холмов, оврагов и
их использовании
человеком
1
1
Комбинированный урок
На основе
имеющихся
знаний
формировать
представления о
формах
поверхности
Земли
Горы. Внешний вид.
Природа. Жизнь
людей в горах.
Занятия людей
Узнавание и называние гор
на иллюстрациях и
фотографиях
Выделен
признак
Комбинированный урок
Формировать
представление о
почве, ее
образовании.
Закрепить знания
о роли почвы в
жизни растений
Почва. Состав почвы:
перегной, песок,
глина, вода, воздух,
минеральные соли
Знать и называть назначение
почвы
Узнаван
натураль
естестве
картинах
Формирование
представлений о
видах почв, их
особенностях
Почва. Плодородие,
черноземные почвы,
глинистые почвы,
песчаные почвы
вление
в форм
ости
разие почв
е свойство
1
Комбинированный
урок
Называть виды почв (не
менее 2);
называть свойства
черноземных почв
Называт
основны
существе
видов по
1
Комбинированный
урок
Формирование
представлений о
плодородии
почвы, способах
обработки почвы
и ее значении
Почва. Перегной.
Черноземные почвы.
Плодородные почвы.
Обработка почвы.
Весенняя обработка
почвы. Уход за
почвой летом.
Осенняя обработка
почвы.
Иметь представление об
основном свойстве почвы, о
значении обработки почвы
для получения урожая
Называт
почвы в
иметь пр
взаимос
ее плодо
применя
обработ
1
Комбинированный
урок
Закрепление
представлений о
значении почвы.
Формирование
представлений о
необходимости
охраны почв, о
Почва. Охрана почв.
Разрушение
плодородного слоя
почвы (костры,
пожары, вырубка
лесов, бытовой
мусор, химикаты,
Представление о
необходимости охраны почв
и некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы
Называт
на почву
вырубка
химикат
называт
для охра
ия к
м
ым
амй родник.
вление
ов по
«Охрана
здуха,
называт
в состав
устанавл
разными
растител
применя
практике
дие.
ка почвы
очвы
называт
живущи
простейш
между ф
суши и з
называн
личного
оссии на
шаре.
тво с
1
мерах,
принимаемых для
охраны почв.
вода, ветер). Меры,
принимаемые по
охране почв (высадка
лесов, защита от
загрязнения).
Урок
получения
новых
знаний
Формирование
представлений о
России, размере
территории,
климате, рельефе.
Россия. Россия –
самое большое
государство.
Разнообразие
поверхности и
климата.
Обозначение суши и
рек на карте.
Знать и называть название
своей страны.
рисовка
твенного
оссии".
Называт
и рельеф
узнавани
и сушу (п
устанавл
следстве
между т
освещен
кеаны,
щие
оссии
1
Комбинированный
урок
Формировать
представления о
морях о океанах,
омывающих
берега России
Моря. Океаны. Тихий
океан. Черное море.
Азовское море.
Балтийское море.
Северный Ледовитый
океан.
Знать, что территорию России Называт
омывают теплые и холодные берега Р
моря;
Азовское
море;
называть основные признаки
знать их
этих морей (лед, снег,
холодно, тепло, солнце,
пляж)
авнины на
ии нашей
1
Комбинированный
урок
Формировать
представления о
формах
поверхности
России
Основные формы
поверхности.
Равнины: ВосточноЕвропейская
равнина, ЗападноСибирская равнина.
Горы: Кавказские,
Уральские горы
Узнавать на иллюстрациях
различные формы
поверхности – горы,
равнины;
Крупнейшие реки:
Обь, Лена, Енисей,
Амур, Волга. Озера:
Байкал, Каспийское
море
Узнавать на иллюстрациях
реки;
зера
– столица
1
Комбинированный урок
Формировать
представления о
реках и озерах
России
знать, что на территории
России находятся горы и
равнины
знать, что на территории
России находятся реки и
озера;
Называт
России:
равнина
равнина
Уральски
знать их
Называт
3–4 назв
основны
называть 1–2 реки России
1
Комбинированный урок
Формировать
представления о
столице России –
Москве
Столица.
Правительство.
Достопримечательно
сти: Кремль,
Третьяковская гале
рея, Большой театр,
Узнавание и называние
достопримечательностей
Кремль, стадион «Лужники»
на иллюстрациях и
фотографиях;
Узнаван
и основн
достопр
(Третьяк
Большой
телебаш
тербург
Театр кукол им.
Новгород,
Волгоград
ирск,
сток
ие и
России
видов тр
Узнаван
Петербу
достопр
С.В. Образцова,
стадион «Лужники»,
Останкинская
телебашня.
Транспорт
1
Комбинированный урок
Формировать
представления о
городе СанктПетербурге.
Достопримечательности: Эрмитаж,
Петропавловская
крепость,
Исаакиевский собор,
Невский проспект.
Река Нева.
Разводные мосты.
Порт
Узнавание и называние
достопримечательностей
Санкт-Петербурга: разводные
мосты, Дворцовая площадь –
на иллюстрациях и
фотографиях,
1
Комбини-
Формировать
представления о
городах Золотого
кольца:
Ярославле,
Владимире,
Ростове
Древние города
России: Ярославль.
Владимир. История.
Достопримечатель-
Называние городов Золотого Узнаван
кольца: Ярославль, Владимир городов
Ростов; н
достопр
набереж
собор и
Владими
кремль)
Формировать
представления о
городах Нижний
Новгород, Казань,
Волгоград
Города России. Река
Волга. Нижний
Новгород. Казань.
Волгоград. История.
Достопримечательно
сти. Промышленность
одбор
раций
римечате
городов,
вителей
нашей
изделия
х
лов и
ль.
р. Города
о кольца»
называние столицы России
рованный
урок
1
Комбинированный
урок
ности. Народные
промыслы. Туризм
Называние городов Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Узнавать
Нижний
Волгогра
достопр
городов
кремль,
мечеть,
называн
из други
1
1
Комбинированный
урок
Комбинированный
урок
Формировать
представления о
городах
Новосибирск,
Владивосток
Формировать
представления о
населении России
и России как
Сибирь. Дальний
Восток. Новосибирск,
Владивосток.
Достопримечательно
сти.
Промышленность.
Порт.
Называние городов
Новосибирск, Владивосток
Население России.
Городское и сельское
население. Россия –
многонациональное
Называние отдельных
представителей народов
России;
Узнавать
Нижний
Волгогра
достопр
городов
называн
из други
Называт
народов
обычаи н
занятия
од.
шие
ческие
региона
многонациональн
ом государстве
1
Комбинированный
урок
1
Комбинированный
урок
вление
«Россия –
дина».
я
и по селу
ные
ы,
ческий
льской
теки,
имечате
населен
государство.
Национальности.
Народы. Традиции.
Обычаи. Народные
промыслы
называть места, где
проживает население
России;
Формировать
представление о
вашей местности
на основе
уточнения и
обобщения
имеющихся
знаний
Название. Область.
Поверхность.
Водоемы.
Растительный и
животный мир.
Население.
Промышленность и
сельское хозяйство.
Достопримечательности
Называть основные
географические объекты
своей местности
Называт
предпри
местнос
Закрепить знания
о России: формах
рельефа,
водоемах,
городах,
населении
Россия.
Разнообразие
поверхности и
климата России,
моря, океаны, горы,
равнины, города
России: Москва,
Санкт-Петербург,
Ярославль,
Владимир, Нижний
Новгород, Казань,
Волгоград, Сибирь.
Дальний Восток.
Новосибирск,
Владивосток.
Население России
Называниеотдельных
городов России, отдельных
представителей народов
России
Называт
и рельеф
моря, ом
России:
море, Ба
называт
озера, го
Природа. Неживая
природа. Признаки
неживой природы.
Планета Земля.
Солнечная система.
Узнавание и называние
изученных предметов на
иллюстрациях, фотографиях;
Приняти
социаль
обучающ
отнесение изученных
формиро
узнавать на иллюстрациях и
называть городское и
сельское население
2
).
ющий урок
лу «Есть
страна
природа.
ющий урок
1
1
Обобщающий урок
Обобщающ
ий урок
Обобщение и
закрепление
представлений о
предметах и
явлениях
знать на
городов
достопр
неживой природы
Вода. Воздух.
Полезные
ископаемые. Почва.
Связь живой и
неживой природы
предметов к определенным
группам (вода, воздух,
полезные ископаемые,
почва); называние предметов
относящихся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
знание элементарных правил
безопасного поведения в
природе; представление о
значении неживой природы
в жизни человека
социаль
учебной
Развитие
сотрудни
сверстни
социаль
Формир
творческ
результа
отношен
Узнаван
изученн
природы
в натура
предмет
разным
полезны
выделен
признак
представ
между н
природо
знание и
безопасн
природе
Учебно-методическое обеспечение учебного процессом.
1. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение. Методические рекомендации 5-6 класс. М.:
«Просвещение» 2017.
2. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение 5 класс. М,: «Просвещение» 2016.
3. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение 6 класс. М,: «Просвещение» 2021.