Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Основы социальной жизни»
для 5- 9 классов
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам социальной жизни для 8Д класса
составлена на основе программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой
(раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П.
Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013.
Рабочая
программа
учитывает
особенности
познавательной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (сложной
структурой дефекта), с легким нарушением интеллекта. Программа
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации.
Количество часов по учебному плану всего: 68 часов в год; 2 часа в
неделю.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает
концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и
расширением при изучении в следующих классах, такое распределение
изучаемого материала способствует более прочному и осознанному
усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более
легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется
и закрепляется последующих классах.
На уроках "Основы социальной жизни" используются следующие
методы:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
- наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические: карточки, тесты.
Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии,
сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства
обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.
Методы и формы позволяют коррегировать познавательную деятельность:
наблюдательности, воображения, внимания, памяти и устной речи.
Способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении
заданий, постепенно подготавливает их труду и самостоятельной жизни.
Занятия по данной рабочей программе тесно связаны с такими
предметами
как:
"Русский
язык",
"Чтение",
"Математика",
"Природоведение", "География", "Биология", "Естествознание" и "Ручной
труд".
На занятиях по "Основам социальной жизни" следует уделять внимание
развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и
навыков, полученных на уроках «Русского языка». На всех этапах занятия в
2
связи с изученным материалом необходимо следить за полнотой устных
ответов, последовательностью изложения, умение детей правильно
построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Цель: практическая подготовка обучающихся с нарушением
интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем
и более отдаленном социуме.
Задачи:
Образовательные:
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства
и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
Коррекционные:
― коррекция познавательной деятельности обучающихся.
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
― коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому
усилию).
― коррекция и развитие умения работать в группе.
Воспитательные:
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
― помочь усвоить правила поведения в социуме.
Планируемые образовательные результаты. Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет
расходов и доходов семейного бюджета;
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
3
знание названий организаций социальной направленности и их
назначения;
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных
видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их
значения для здорового образа жизни человека;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при
приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством
взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
Учащиеся должны уметь:
составление различных видов деловых бумаг под руководством
учителя с целью обращения в различные организации социального
назначения;
решение типовых практических задач под руководством педагога
посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта,
волосами, кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка
белья, мытье посуды и т. п.);
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под
руководством взрослого);
пользование различными средствами связи для решения практических
житейских задач;
4
Содержание учебного предмета.
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.
Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы
выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения
туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения,
уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение
чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для
ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног;
приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее
белье, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для
поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и
солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и
приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений.
Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни,
кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов
волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.
Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов
деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с
компьютером.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения
зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и
приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и
мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака,
алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и
способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый
здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм
человека.
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела.
Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств
(раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические
средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
5
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой
необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения.
Самолечение и его негативные последствия.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь
при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по
предупреждению несчастных случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление
больного.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские
показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной
помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок
нетрудоспособности.
Жилище
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и
сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний
почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности.
Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт,
мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды
комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный
и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в
городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем
домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности:
виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее
распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская
комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел.
Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь
и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники
безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые
приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.):
назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь.
Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное
назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение,
уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье:полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого
изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань).
Правила ухода и хранения.
6
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла,
его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины,
фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами;
стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры),
условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными
машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание,
кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника
безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже
электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их
назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода
за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов
мебели.
Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры,
паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и
меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь,
моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила
техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка
санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования
бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за
различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная
уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и
насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды
химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила
использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с
грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения
(деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя,
нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности
разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и
головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже
различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов
одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на
7
одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка,
глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение
условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из
различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.
Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила
использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и
приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы
глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель;
зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка,
наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды
пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях.
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при
пользовании средствами для выведения пятен.
Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг.
Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги
химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в
зависимости от вида одежды.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с
назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с
индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по
продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды).
Хранение чека. Гарантийные средства носки.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения
(спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная,
резиновая, текстильная и т.д.).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения
обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы
обуви; хранение чека или его копии.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви.
Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их
назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных
материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг.
Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила
приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для
здоровья человека.
Питание
8
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности
людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания.
Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его
оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды,
правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых
на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила
хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого
хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения.
Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой
печи.
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения.
Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила
хранения. Места для хранения жиров и яиц.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная
обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта
муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и
круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания.
Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред.
Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и
негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в
продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской
местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на
вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном
магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности
продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость
продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые,
постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки.
Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья).
Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых
продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для
9
завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака.
Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные
салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления).
Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды,
способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий.
Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор
необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет
продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование
стола для обеда. Правила этикета за столом.
Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню
для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление
несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для
холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов
для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды
изделий из теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из
теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из
замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка,
соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры
предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила
первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда
на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском
транспорте.
Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из
дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение,
основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по
предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов.
Виды пассажирских вагонов.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение.
Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения
билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
10
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио,
компьютер. Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды
почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма.
Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с
уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная
(фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений
мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов
экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи.
Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп).
Особенности, значение в современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость
отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные
учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности
работы, основные направления работы. Посещение образовательных
организаций дополнительного образования.
Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой
продукции, профессии рабочих и служащих.
Исполнительные органы государственной власти (города, района).
Муниципальные власти. Структура, назначение.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена,
отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы
членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между
родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших
младшим: домашние обязанности.
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач,
прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и
нелюбимые занятия в свободное время.
11
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки,
посещения музеев, театров и т. д.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы;
посещение спортивных секций и др.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо виду
деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены
работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения
летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему
отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых
вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники
дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи
расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям.
Планирование дорогостоящих покупок.
12
Содержание учебного предмета
Личная гигиена (4 ч.)
Тематика
1. Гигиена кожи. Как избавиться от недостатков переходного периода?
2. Твои невидимые подруги (курение, алкоголь, наркотики).
Практические работы.
Упражнения в протирании кожи лица лосьонами, нанесение очищающей
маски, крема.
Одежда и обувь (6 ч.)
Тематика
1. Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде. Правила
выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей,
характера деятельности).
2. Правила и этапы стирки белья и одежды. Стиральная машина.
3. Работа с выстиранным бельём и одеждой (ремонт, утюжка, хранение).
Практические работы
Упражнение в определении размера обуви и одежды, стирка белья в
стиральной машине, ремонт, утюжка белья и одежды.
Жилище (6 ч.)
Тематика
1. Виды мебели и уход за ней.
2. Генеральная уборка жилого помещения.
3. Борьба с вредными насекомыми и грызунами.
Экскурсии
Экскурсия в мебельный магазин. Чистка мебели; мытьё зеркал, окон; утепление окон; уборка помещения.
Питание (14 ч.)
Тематика
1. Роль и место обеда в дневном рационе питания. Приготовление салатов,
первых и вторых блюд.
2. Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.
Практические работы.
Приготовление салатов, первых и вторых блюд.
О самом сокровенном (4 ч.)
Тематика
1. Откуда берутся дети?
2. Раздельные занятия: «Ты становишься мужчиной» (мальчики), «Ты
становишься девушкой» (девочки).
13
3. Правила ухода за грудным ребенком.
4. Правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложки.
5. Правила и периодичность купания ребенка.
6. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели,
посуды, игрушек.
Мир взаимоотношений (6 ч.)
Тематика
1. Что такое комплекс и как с ним бороться?
2. Взаимоотношения с родителями.
3. Самооценка. Ответственность за себя.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения.
Здоровье (6 ч.)
Тематика
1. Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и
гриппа. Домашняя аптечка. Термометр.
2. Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду...
3. Уход за больными в домашних условиях.
Практические работы
Упражнение в измерении температуры, в одевании, умывании, кормлении
(взрослого, ребёнка), перестилание постели лежачего больного,
приготовление настоев и отваров из лекарственных растений.
Этикет (8 ч.)
Тематика
1. Основы современного этикета.
2. Правила гостеприимства.
3. Подарки.
4. Культура речи. Домашняя библиотека. Словарный запас. Чувство юмора.
5. Правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных
местах, дома. Выбор одежды, прически, учитывая свой возраст,
индивидуальные способности. а так же характер предстоящего мероприятия.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры, составление
каталога.
Природа и человек (8 ч.)
Тематика
14
1. Правила пересадки комнатных растений. Подкормка. Борьба с вредителями и болезнями.
2. Экологические рейды «Оглянись в тревоге» в лес, на берег реки.
3. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании.
Экскурсии.
Экскурсия в теплицу.
Практические работы
Пересадка комнатных растений, подкормка. Сбор промышленного мусора в
лесу, на берегу реки, очистка родников. Приготовление блюд из
дикорастущих съедобных растений.
Средства связи (4 ч.)
Тематика
1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых и
телеграфных услуг.
2. Правила оформления почтовых и телеграфных бланков, квитанций,
составление текстов телеграмм.
Экскурсии.
Экскурсия на телеграф.
Практические работы. З
Заполнение почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление
текстов телеграмм.
Транспорт (2 ч.)
Тематика
Определение основных междугородних и городских автобусных маршрутов
транспорта.
Пользование расписанием.
Определять стоимость проезда, покупать билет, обращаться за справкой.
Экскурсии.
15
Календарно- тематическое планирование 8 класс 68 часов
№
п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
910
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2930
31-
Дата
План
Название темы
Факт
Личная гигиена
Гигиена кожи. Как избавиться от
косметических недостатков
переходного периода?
Твои невидимые недруги (курение,
алкоголь, наркотики).
Одежда и обувь
Гигиенические требования,
предъявляемые к обуви и одежде.
Правила выбора обуви и одежды
(размер, учёт индивидуальных
особенностей, характера
деятельности).
Работа с выстиранным бельём
(ремонт, утюжка, хранение).
Этикет
Основы современного этикета.
Кол-во
часов
4
2
2
6
2
2
2
8
2
Правила гостеприимства.
2
Подарки.
2
Культура речи. Домашняя
библиотека. Словарный запас.
Чувство юмора.
Питание
Роль и место обеда в дневном рационе
питания. Первые блюда.
Приготовление горохового супа.
Приготовление борща.
2
14
2
Приготовление рассольника.
2
Вторые блюда. Приготовление
мясных котлет.
Приготовление плова.
2
Приготовление тушёной рыбы.
2
Салаты - основа питания.
2
2
2
16
32
3334
3536
3738
3940
4142
4344
4546
4748
4950
5152
5354
5556
5758
5960
Составление меню обеда. Сервировка
стола к обеду.
Жилище
Виды мебели и уход за ней.
Экскурсия в мебельный магазин.
Генеральная уборка жилого
помещения.
Борьба с вредными насекомыми и
грызунами.
О самом сокровенном
Откуда берутся дети?
6
2
2
2
4
2
Раздельные занятия:
Ты становишься девушкой.
Ты становишься мужчиной.
Мир взаимоотношений
Что такое комплекс и как с ним
бороться?
Взаимоотношения с родителями.
2
Самооценка. Ответственность за себя.
2
Средства связи
Основные средства связи (почта,
телеграф, телефон). Виды почтовых
и телеграфных услуг. Экскурсия на
телеграф.
Правила оформления почтовых и
телеграфных бланков, квитанций,
составление текстов телеграмм.
Здоровье
Как победить простуду?
Предупреждение простудных
заболеваний и
гриппа. Домашняя аптечка.
Термометр.
Чем лечит народная медицина?
Аптека в лесу, огороде, в саду...
Уход за больными в домашних
условиях.
Природа и человек
Правила пересадки комнатных
растений. Подкормка. Борьба с
вредителями и болезнями.
4
2
6
2
2
2
6
2
2
2
8
2
17
6162
6364
6566
6768
Дикорастущие съедобные растения в
нашем питании.
Экологические рейды «Оглянись в
тревоге» в поле, на берег реки.
Транспорт
Виды транспорта. Расписание.
2
Экскурсия на автобусный вокзал.
Определение стоимости и покупка
билетов.
Всего:
2
2
2
2
68
18