Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Логопедические занятия»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
2
Пояснительная записка.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи
обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности
и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
Создать
условия
для
формирования
правильного
звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя
из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать грамматический строй речи через коррекцию
дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных
навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания,
фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
Характеристика обучающихся.
3
Результаты логопедического обследования показали, что основными
нарушениями являются:
- нарушение языкового анализа и синтеза (несоблюдение границ предложения,
отдельное написание частей слов),
- ошибки акустического и оптического характера на письме (замена гласных,
согласных, лишние элементы букв)
- искажение морфологической структуры слова, замене префиксов,
суффиксов, флексий
- нарушение предложно-падежных конструкций
- трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски
членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
- низкий словарный запас.
Система оценки планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и
промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который
позволяет отслеживать продвижения обучающегосяв своем развитии и на основе
которого составляется логопедическое заключение (речевое представление).
Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное
учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических
заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который
проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной
деятельности, а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков,
уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих
в классах.
К концу обучающиеся:
пользуются
суффиксальными и приставочными
способами словообразования;
выделяют родственные слова из текста.
узнавают, различают, выделяют и называют отдельные
звуки, дают им характеристику;
понимают условно-графической схемы звукового состава
слова;
умеют делить слова на слоги, предложения на слова, текст
на предложения;
узнают слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
правильно согласовывают слова в роде, числе и падеже;
правильно употребляют предложно-падежные конструкции;
умеют распространять предложения.
4
Содержание логопедической программы
Рабочая программа включает в себя разделы:
1. Предложение
2. Предлоги
3. Гласные и согласные звуки
4. Состав слова
5. Словосочетание
Предложение: Понятие о предложении. Простое предложение. Знаки препинания в
конце предложения.
Предлоги:Предлог НА. Предлог В. Предлоги С(СО). Предлог ИЗ. Предлоги
ПО,К. Предлог ЗА. Предлог ИЗ-ЗА. Предлоги над, под.
Гласные и согласные звуки:Сходство парных гласных. Твердые и мягкие
согласные. Обозначение мягкости согласных посредством «ь». Обозначение
мягкости согласного гласными 2-го ряда.
Состав слова: Родственные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка.
Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Суффиксальное образование
слов. Окончание в словах. Дифференциация предлогов и приставок
Словосочетание:Согласование имён существительных с прилагательными в
числе. Согласование существительных с глаголами в роде. Согласование
существительных с прилагательными в роде. Закрепление падежных форм.
5
Лексические темы:Мебель. Посуда. Домашние животные. Домашние птицы. Дикие
животные. Животные жарких стран. Животные Севера. Деревья. Растения, цветы.
Профессии. Электроприборы. Весна. Город. Магазин. Насекомые. Лето.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года
(фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года
(фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
6
Календарно – тематическое планирование
№
п\п
Наименование разделов, тем уроков
Количеств
о часов
Содержание
коррекционной работы
1.
Обследование устной речи.
2
2.
Обследование чтения и письма.
1
Уточнение
диагноза.
Исследование
неречевых
психических
функций.
Воспроизведение
звукослоговой структуры
слова.
Исследование
лексики и грамматического
строя речи.
3
Понятие
о
предложении.
предложение. Мебель
4
Знаки препинания в конце предложения.
Мебель.
Простое 1
1
Обогащение
глагольного
словаря. Развитие навыков
словоизменения.
Подбор
действия
к
предмету.
Соотнесение
слов,
обозначающих
действия
предмета, с графической
схемой
Работа по словоизменению.
Согласование
имен
существительных
с
глаголами
в
числе.
Обогащение
словаря
действий.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия
5
Предлоги.
Посуда.
1
6
Предлог НА.
Посуда.
1
7
Предлог В.
Домашние животные
1
8
Предлоги С(СО).
Домашние животные
1
9
Предлог ИЗ.
Домашние птицы.
1
10
Предлоги ПО,К.
Домашние птицы.
1
11
Предлог ЗА.
1
7
Предлог как часть речи.
Предлоги в, на, с, над, под,
из-под, за, из-за, через,
между,
перед,
сквозь.
Согласование предлогов с
существительными
в
единственном
и
множественном
числе.
Развитие
зрительного
восприятия,
слуховой
памяти,
внимания
и
координации движений
Дикие животные
Предлог ИЗ-ЗА.
Дикие животные
Предлоги над, под.
Животные жарких стран
1
14
Гласные звуки.
Животные жарких стран
1
Соотнесение
звуков
с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа
со
словамипаронимами.
Выделение
гласных звуков первого
ряда из звукового ряда, слога, слова
15
Сходство парных гласных.
Животные Севера
1
Соотнесение
звуков
с
символами
и
буквами.
Сравнительная
характеристика
звуков.
Дифференциация
звуков
изолированно, в слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях.
Развитие
зрительного
восприятия,
слуховой памяти, внимания
и координации движений
16
Твердые и мягкие согласные.
1
Животные Севера
Обозначение мягкости согласных посредством 1
«ь».
Деревья
Обозначение мягкости согласного гласными 2- 1
го ряда.
Деревья
Узнавание согласного звука
на слух и по артикуляции.
12
13
17
18
1
Вычленение
согласного
звука из слова. Находить
различие твердых и мягких
согласных.
Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
19
Родственные слова.
Растения, цветы.
1
20
Корень слова.
Растения, цветы
1
8
Понятия
«родственные
слова»,
«однокоренные
слова».
Чередование
согласных звуков в корне
слова.
Развитие фонематического
восприятия,
внимания,
анализа и синтеза
21
Сложные слова.
Профессии.
1
Образование сложных слов.
Правописание
соединительных гласных О
и
Е.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
22
Приставка. Образование слов при помощи 1
приставок.
Профессии.
Приставочное
словообразование.Разделит
ельный
твердый
знак.
Дифференциация мягкого
знака и разделительного
мягкого
знака,
разделительного твердого
знака.
Работа
со
словамипаронимами.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания,
анализа и синтеза
23
Суффикс. Суффиксальное образование слов.
Электроприборы.
1
Выделение суффикса в
составе
слова.
Суффиксальное
словообразование.
Уменьшительноласкательные
суффиксы.
Суффиксы, обозначающие
профессии.
Суффиксы
прилагательных.
Развитие
зрительного
восприятия,
слуховой
памяти,
внимания
и
координации движений
24
Окончание в словах.
Электроприборы.
1
Выделение окончания в
составе
слова.
Согласование слов.
25
Дифференциация предлогов
Проверочная работа
Весна.
приставок. 1
Поиск
предлогов
в
предложениях.
Запись
предложений, содержащих
предлоги.
Обозначать
пространственновременные отношения с
помощью предлогов.
26
Словосочетание:
согласование
существительных с глаголами в числе.
и
имён 1
9
Развитие
постановки
навыка
вопроса
к
Весна.
глаголам.
Изменение
глагола
по
числам.
Развитие пространственновременных отношений
1
Работа по словоизменению.
Согласование
имен
существительных
с
прилагалельными в числе.
Обогащение
словаря
действий.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия
28
Согласование существительных с глаголами в 1
роде.
Магазин.
Согласование глагола с
существительным в роде.
Работа по словоизменению.
Соотнесение слов-действий
с графической схемой.
Работа
с
антонимами,
синонимами
29
Согласование
существительных
прилагательными в роде.
Насекомые.
с 1
Работа по словоизменению.
Согласование
имен
существительных
с
прилагательными в роде.
Обогащение
словаря
признаков.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия
30
Закрепление падежных форм.
Лето.
1
Обогащение
словаря
действий
и признаков.
Преодоление аграмматизма
в устной речи. Развитие
внимания, мышления и
восприятия
3132
Обследование чтения и письма.
2
Обследование
чтения и письма
27
Словосочетание:
Согласование имён существительных
прилагательными в числе.
с
Город.
Итого часов:
34 часа
10
навыков
Материально – техническое обеспечение
Вариативные дидактические материалы:
Детское лото «Мы играем в магазин»
Домино «Животные»
Игра настольно-печатная «Кубики»
Кубики «Игрушки из глины», «Кто в тереме живет», «Сказка»,
«Ягоды»
Лото «Азбука в картинках»
Магнитная доска с набором пластмассовых букв.
Мозаика (2 разновидности)
Парные картинка
Резиновый массажный мяч.
Трафареты
Папки с картинками по лексическим темам
Шнуровки
Деревянные пазлы.
11