Логопедические занятия СИПР вариант 2 (5 класс) 24-25 учебный год

Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Логопедические занятия»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год

2

Пояснительная записка.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи
обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности
и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:

Создать
условия
для
формирования
правильного
звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя
из индивидуальных особенностей обучающихся.

Развивать грамматический строй речи через коррекцию
дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития детей.

Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных
навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания,
фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой
моторики.
Характеристика обучающихся.
3

Результаты логопедического обследования показали, что основными
нарушениями являются:
- нарушение языкового анализа и синтеза (несоблюдение границ предложения,
отдельное написание частей слов),
- ошибки акустического и оптического характера на письме (замена гласных,
согласных, лишние элементы букв)
- искажение морфологической структуры слова, замене префиксов,
суффиксов, флексий
- нарушение предложно-падежных конструкций
- трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски
членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.
- низкий словарный запас.
Система оценки планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и
промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который
позволяет отслеживать продвижения обучающегосяв своем развитии и на основе
которого составляется логопедическое заключение (речевое представление).
Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное
учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических
заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который
проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной
деятельности, а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков,
уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих
в классах.
К концу обучающиеся:

пользуются
суффиксальными и приставочными
способами словообразования;

выделяют родственные слова из текста.

узнавают, различают, выделяют и называют отдельные
звуки, дают им характеристику;

понимают условно-графической схемы звукового состава
слова;

умеют делить слова на слоги, предложения на слова, текст
на предложения;

узнают слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

правильно согласовывают слова в роде, числе и падеже;

правильно употребляют предложно-падежные конструкции;

умеют распространять предложения.
4

Содержание логопедической программы
Рабочая программа включает в себя разделы:
1. Предложение
2. Предлоги
3. Гласные и согласные звуки
4. Состав слова
5. Словосочетание
Предложение: Понятие о предложении. Простое предложение. Знаки препинания в
конце предложения.
Предлоги:Предлог НА. Предлог В. Предлоги С(СО). Предлог ИЗ. Предлоги
ПО,К. Предлог ЗА. Предлог ИЗ-ЗА. Предлоги над, под.
Гласные и согласные звуки:Сходство парных гласных. Твердые и мягкие
согласные. Обозначение мягкости согласных посредством «ь». Обозначение
мягкости согласного гласными 2-го ряда.
Состав слова: Родственные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка.
Образование слов при помощи приставок. Суффикс. Суффиксальное образование
слов. Окончание в словах. Дифференциация предлогов и приставок
Словосочетание:Согласование имён существительных с прилагательными в
числе. Согласование существительных с глаголами в роде. Согласование
существительных с прилагательными в роде. Закрепление падежных форм.
5

Лексические темы:Мебель. Посуда. Домашние животные. Домашние птицы. Дикие
животные. Животные жарких стран. Животные Севера. Деревья. Растения, цветы.
Профессии. Электроприборы. Весна. Город. Магазин. Насекомые. Лето.
Формы контроля:

анализ устной и письменной речи в начале и в конце года
(фронтальный и индивидуальный);

проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Формы контроля:

анализ устной и письменной речи в начале и в конце года
(фронтальный и индивидуальный);

проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)

6

Календарно – тематическое планирование
№
п\п

Наименование разделов, тем уроков

Количеств
о часов

Содержание
коррекционной работы

1.

Обследование устной речи.

2

2.

Обследование чтения и письма.

1

Уточнение
диагноза.
Исследование
неречевых
психических
функций.
Воспроизведение
звукослоговой структуры
слова.
Исследование
лексики и грамматического
строя речи.

3

Понятие
о
предложении.
предложение. Мебель

4

Знаки препинания в конце предложения.
Мебель.

Простое 1
1

Обогащение
глагольного
словаря. Развитие навыков
словоизменения.
Подбор
действия
к
предмету.
Соотнесение
слов,
обозначающих
действия
предмета, с графической
схемой
Работа по словоизменению.
Согласование
имен
существительных
с
глаголами
в
числе.
Обогащение
словаря
действий.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия

5

Предлоги.
Посуда.

1

6

Предлог НА.
Посуда.

1

7

Предлог В.
Домашние животные

1

8

Предлоги С(СО).
Домашние животные

1

9

Предлог ИЗ.
Домашние птицы.

1

10

Предлоги ПО,К.
Домашние птицы.

1

11

Предлог ЗА.

1
7

Предлог как часть речи.
Предлоги в, на, с, над, под,
из-под, за, из-за, через,
между,
перед,
сквозь.
Согласование предлогов с
существительными
в
единственном
и
множественном
числе.
Развитие
зрительного
восприятия,
слуховой
памяти,
внимания
и
координации движений

Дикие животные
Предлог ИЗ-ЗА.
Дикие животные
Предлоги над, под.
Животные жарких стран

1

14

Гласные звуки.
Животные жарких стран

1

Соотнесение
звуков
с
символами и «опорами» для
их обозначения на письме.
Работа
со
словамипаронимами.
Выделение
гласных звуков первого
ряда из звукового ряда, слога, слова

15

Сходство парных гласных.
Животные Севера

1

Соотнесение
звуков
с
символами
и
буквами.
Сравнительная
характеристика
звуков.
Дифференциация
звуков
изолированно, в слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях.
Развитие
зрительного
восприятия,
слуховой памяти, внимания
и координации движений

16

Твердые и мягкие согласные.
1
Животные Севера
Обозначение мягкости согласных посредством 1
«ь».
Деревья
Обозначение мягкости согласного гласными 2- 1
го ряда.
Деревья

Узнавание согласного звука
на слух и по артикуляции.

12
13

17

18

1

Вычленение
согласного
звука из слова. Находить
различие твердых и мягких
согласных.

Соотнесение звуков занятия
с символами и «опорами»
для обозначения на письме.
Развитие фонематического
анализа и синтеза
19

Родственные слова.
Растения, цветы.

1

20

Корень слова.
Растения, цветы

1

8

Понятия
«родственные
слова»,
«однокоренные
слова».
Чередование
согласных звуков в корне
слова.
Развитие фонематического
восприятия,
внимания,

анализа и синтеза
21

Сложные слова.
Профессии.

1

Образование сложных слов.
Правописание
соединительных гласных О
и
Е.
Развитие фонематического
анализа и синтеза

22

Приставка. Образование слов при помощи 1
приставок.
Профессии.

Приставочное
словообразование.Разделит
ельный
твердый
знак.
Дифференциация мягкого
знака и разделительного
мягкого
знака,
разделительного твердого
знака.
Работа
со
словамипаронимами.
Развитие
фонематического
восприятия,
внимания,
анализа и синтеза

23

Суффикс. Суффиксальное образование слов.
Электроприборы.

1

Выделение суффикса в
составе
слова.
Суффиксальное
словообразование.
Уменьшительноласкательные
суффиксы.
Суффиксы, обозначающие
профессии.
Суффиксы
прилагательных.
Развитие
зрительного
восприятия,
слуховой
памяти,
внимания
и
координации движений

24

Окончание в словах.
Электроприборы.

1

Выделение окончания в
составе
слова.
Согласование слов.

25

Дифференциация предлогов
Проверочная работа
Весна.

приставок. 1

Поиск
предлогов
в
предложениях.
Запись
предложений, содержащих
предлоги.
Обозначать
пространственновременные отношения с
помощью предлогов.

26

Словосочетание:
согласование
существительных с глаголами в числе.

и

имён 1
9

Развитие
постановки

навыка
вопроса
к

Весна.

глаголам.
Изменение
глагола
по
числам.
Развитие пространственновременных отношений
1

Работа по словоизменению.
Согласование
имен
существительных
с
прилагалельными в числе.
Обогащение
словаря
действий.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия

28

Согласование существительных с глаголами в 1
роде.
Магазин.

Согласование глагола с
существительным в роде.
Работа по словоизменению.
Соотнесение слов-действий
с графической схемой.
Работа
с
антонимами,
синонимами

29

Согласование
существительных
прилагательными в роде.
Насекомые.

с 1

Работа по словоизменению.
Согласование
имен
существительных
с
прилагательными в роде.
Обогащение
словаря
признаков.
Преодоление
аграмматизма в устной
речи. Развитие внимания,
мышления и восприятия

30

Закрепление падежных форм.
Лето.

1

Обогащение
словаря
действий
и признаков.
Преодоление аграмматизма
в устной речи. Развитие
внимания, мышления и
восприятия

3132

Обследование чтения и письма.

2

Обследование
чтения и письма

27

Словосочетание:
Согласование имён существительных
прилагательными в числе.

с

Город.

Итого часов:

34 часа

10

навыков

Материально – техническое обеспечение
Вариативные дидактические материалы:
 Детское лото «Мы играем в магазин»
 Домино «Животные»
 Игра настольно-печатная «Кубики»
 Кубики «Игрушки из глины», «Кто в тереме живет», «Сказка»,
«Ягоды»
 Лото «Азбука в картинках»
 Магнитная доска с набором пластмассовых букв.
 Мозаика (2 разновидности)
 Парные картинка
 Резиновый массажный мяч.
 Трафареты
 Папки с картинками по лексическим темам
 Шнуровки
 Деревянные пазлы.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».