Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ;
Информация о назначении программы курса
У ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не владеющего вербальной
речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его
психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является
необходимой
частью
всей
системы
коррекционно-педагогической
работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь
невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие
(прощание) с использованием мимики.
Содержание курса
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
– Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком
(словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи,
выражая её
звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение
благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).
– Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);
приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт,
птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,из-за и
др.).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание
содержания текста.
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова):
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние
(употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние
(употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние
собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты,транспорт, птицы и др.). Использование
графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения
для обозначения признака предмета (цвет, величина,форма и др.). Использование
графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование карточки для
обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков,
фотографий,
Пиктограмм
и
других
графических
изображений),неспецифических жестов
Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые
правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач
Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
Использование доступных жестов для передачи сообщения
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных
ситуациях
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца
отдельных букв
Личностные результаты
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному
полу, осознание себя как «Я»;
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
органичномединстве и разнообразии природной и социальной части.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Тема
Обследование устной речи
2
Имена детей в речи
3
Выявление представлений о
цвете
Виды деятельности
Отражённое повторение за
педагогом артикуляционных
упражнений. Выполнение
словесных инструкций по
развитию общей моторики.
Назвать (показать) предметы,
действия, признаки.
Слушание и понимание
отдельных простых просьб в
различных ситуациях (по речевой
инструкции, с опорой на
жестовые подсказки, без опоры
на
жесты, самостоятельно).
Сортировка предметов по цвету,
с помощью словесной
инструкции учителя.Карточки
Кол-во
часов
2
1
1
1
4
Различение предметов по
цвету и форме
Карточки, раздаточный материал
2
5
Составление композиций из 23 деталей разного цвета
6
Выполнение одночленных и
двучленных инструкций
7
Воспроизведение слоговых
компонентов (2-3 слога),
близких по звучанию (в
рифму)
8
Развитие понимания речи.
Покажи, где?
9
Сказка « Теремок»
10
Игры и упражнения : «Что
звучит?»
«Оркестр»
11
Имитация звуков окружающей
среды речевыми звуками.
12
Упражнения на развитие
речевого дыхания (пение
слоговых цепочек на мотивы
знакомых детских песен)
13
Употребление слов
«здравствуй, здравствуйте,
доброе утро, до свидания»
14
15
Предметы и действия.
Пойми меня.
Карточки, таблицы, предметные
и сюжетные картинки,
натуральные предметы.
Слушание и понимание простых
двигательных глаголов (стоит,
сидит, лежит, идет, бежит) в
различных ситуациях
Слушание, запоминание и
воспроизведение слоговых
компонентов (2-3 слога), близких
по звучанию (в рифму)
Выполнение словесных
инструкций. Название
(показывание) предметов,
действий, признаков.
Слушание сказки в устном
изложении учителя, выбор
учащимися картинок, по мере
изложения текста.
Активизация слухового
внимания. Выполнение действий
по словесной инструкции
взрослого (дай,на, где, покажи)
Карточки, таблицы, предметные
и сюжетные картинки,
натуральные предметы.
Прослушивание детских песен,
повторение слоговых цепочек за
учителем. Пение слоговых
цепочек од музыкальное
сопровождение.
Соотношение звука и источника
звука.
Приветствие, прощание с
собеседником жестом, звуком
(словом).
Карточки, таблицы, предметные
и сюжетные картинки,
натуральные предметы.
Шаблоны.
Карточки, таблицы, предметные
и сюжетные картинки,
натуральные предметы.
Шаблоны.
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
Работа по карточкам и
картинкам. Использование
альтернативных средств
коммуникации
Работа с «волшебным
мешочком»: нахождение 2-3
геометрических форм.
1
Выполнение одночленных и
двучленных инструкций по
заданию учителя. Поддержание
зрительного контакта.
Выполнение действий по
словесной инструкции взрослого
(дай,
на, где, покажи)
Выполнение игровых действий
по просьбе (сопорой на жестовые
подсказки,самостоятельно)
1
2
Различение неречевых и
речевых звуков.
Соотнесение звука с его
источником, различение звука по
силе звучания. Дидактическая
игра «Угадай, что звучит».
Упражнения на соотнесения
слогов с их графическим
изображением.
2
Имитация неречевых и
речевых звуков.
Имитация неречевых звуков,
речевых звуков. (карточки
разрезаются, дети выбирают одну
карточку). Подражают звукам,
которые издают звери, птицы или
предметы Соотнесение звука с
его источником. Различение
звука по силе звучания.
Дидактическая игра «Угадай, что
звучит», игра «Кошка ищет
котенка». Чтение слогов.
Печатание в тетради слогов и
слов. Упражнения на
соотнесения слогов с их
графическим изображением.
Моя семья.
Карточки. Слушание объяснения
учителя о возможности
использования графического
изображения для ответа на
вопросы. Узнавание членов
семьи по фотографии.
Играем в сказку: «Теремок».
Контакт
Звуки вокруг нас
Игры и игрушки.
«В магазине игрушек»
22
1
1
2
23
24
Понимание слов,
обозначающих число,
количество предметов.
Альбомы, карандаши, шаблоны.
Работа с карточкой: назови и
раскрась те предметы, которых
по два и т.д..
Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь
слов в предложении.
Работа со схемой предложения и
сюжетными картинками.
Составление предложений с
помощью учителя. Повторение
изученных букв. Упражнения на
чтение слогов и слов. Печатание
буквы и слогов в тетради.
Итого часов:
2
2
34
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
рабочей программы
– игрушки дидактические и сюжетные:
– магнитная доска;
– куклы пальчиковые, наборы сказочных персонажей;
– набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
– трафареты с изображением животных, сюжетных картинок,сказочных персонажей,
гласных букв;
– графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
– наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
– сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
– презентации;
– книги с иллюстрациями сказок «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал
мяу?».;
– настольно-печатные игры (серии игр «Путешествие по зоопарку»);
- пиктограммы с жестами и символами (картинками).
Карточки с сюжетными картинками.
Мозаика.
Пазлы.