Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Развитие психомоторики»
для 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
предназначена для учащихся с умственной отсталостью.
Цель программы Развитие психомоторики и сенсорных процессов": дать
ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об
окружающей действительности, способствующее оптимизации его
психического развития и более эффективной социализации в обществе на
основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
обогащение чувственного познавательного опыта (на основе
формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на
развитие памяти, мышления, речи, воображения;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся в
процессе систематического и целенаправленного формирования
полноценного восприятия формы, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий
мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов,
вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования
соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики; совершенствование зрительнодвигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, настойчивость;
вырабатывать положительную мотивацию к учению;
воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца.
Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих
способностей предполагается исправление
присущих детям с нарушением
интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них
относительно сложных видов психической деятельности.
Замедленность,недифференцированность,узостьобъемавосприятия,нарушения
аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти
умственно отсталого ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром.
Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его,
ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств
данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик должен
овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились
исторически, - сенсорными эталонами). Только тогда появится точность
восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов,
сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение
сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового
спектра и предусматривает данная программа. Совершенствование работы всех
видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного,
обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой
развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия
также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы
познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками,
сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с
развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования
координации движений, преодоления моторной неловкости.
Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом
развитии. Применение на психо-коррекционных занятиях приемов, облегчающих
восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и
направляющих внимание вопросов, рассказ педагога-психолога, игра, создание
проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они
видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных
результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для
обогащения словарного запаса детей.
Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать
предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее
окончании.
Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся на
занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность
и т. д., что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства,
способствуют овладению различными способами управления собственным
поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной
мотивации к учению.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя
следующие разделы:
развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
восприятие пространства;
восприятие времени;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания,
обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
кинестетическое и кинетическое развитие;
тактильно-двигательное восприятие;
развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Раздел«Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач,
связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения
согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять
отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является
основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.
Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по
укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и
пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах
окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого
является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы
обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только,
например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений
этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно
затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная
целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших
школьников; асинхронность и несогласованность движений рук,
импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей
деятельности и соответственно большое количество ошибок при
распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета
у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы
тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожномеханического
анализатора,
развития
мышечно-двигательной
чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает
формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела
или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы,
туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний
учащихся
о
сенсорных
эталонах.
С
учетом
особенностей
психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями
становится ясно, что данный вид работы требует системного и
последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении,
дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности
обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность,
объедененность восприятия, слабая направленность процессов анализа и
сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной
предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к
формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета),
но и к умению группировать предметы по различным (в том числе
самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять
сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры,
использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия»
обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия
школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно
затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся:
замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность,
снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких
объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы
могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу
предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает
ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации,
может вызвать дезориентировку в окружающем.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через
развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»
способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его
свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию
осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на
формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на
оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и
углубляется информация, полученная другими анализаторами, а
взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в
познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой
сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного
(кинестетический, кинетический), зрительного.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности
ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе
недостатки
слухового
восприятия
вследствие
их
малой
дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на
интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать
обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании
фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих.
Определенную роль играют и характерная общая инакт ивность
познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное
недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен
раздел «Развитие слухового восприятия».
Работа над разделом «Восприятие пространства»имеет принципиальное
значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности
пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без
исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики,
ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает
вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории,
близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими
исследователями как один из наиболее распространенных и ярко
выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях
Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном
пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с
большим
трудом
осваивается
учащимися
с
интеллектуальной
недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей
временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни
недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с
интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную
реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно,
нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например,
пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не
на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за
тот или иной временной интервал.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому
спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной
системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном
занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов
программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка
(например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме
предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие
крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате,
развитие зрительной памяти и т. д.).
Формы обучения
- урок, практическая работа.
Методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения);
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (практические работы, дидактические игры).
Коррекционная работа может проводиться в групповой форме.
Распределение учебного времени:
1-4класс (1вариант)–34часа (1 час в неделю).
Состав групп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут
быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в
групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи.
Распределение тем и часов по конкретной теме может варьироваться
педагогом в зависимости от степени готовности учащихся к восприятию
предлагаемого материала. Педагог вправе сокращать предлагаемый материал
или, наоборот, добавлять новые темы. Коррекционные групповые занятия
проводятся по расписанию продолжительностью 35 мин. Структура занятий
предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкальноритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе
которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Курс имеет
безоценочную систему прохождения материала.
Для проведения занятий необходимо специальное материальнотехническое оснащение, включающее:
оборудованная сенсорная комната,
сухой (шариковый)бассейн,
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
образцы материалов, различных по фактуре, температуре, плотности,
набор психолога «Пертра»,
мячи, кольцебросы, обручи,
массажеры для рук (шарикису-джоку, шнуровки,«Гусеница»,ленты,
веревки),
мозаики (крупные и мелкие),
плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
звучащие музыкальные инструменты (бубен, тамбурин, гонг, музыкальные
чаши и т.п.).
Компьютер и открытый доступ к сети интернет в ОУ позволяют
реализовать использование современных компьютерных технологий в
процессе работы. Мультимедийные материалы на занятиях помогают
психологу комплексно воздействовать на разные органы чувств ребенка, а
это несомненно положительно влияет на процесс обучения.
Возможные результаты освоения программы по сенсорному развитию:
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции
педагога.
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку
соответствия знакомым сенсорным эталонам.
Знание основных цветов радуги.
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
Умениесоставлятьпредметиз2—3частей.
Способность различать речевые и неречевые звуки.
Умение соотносить звук источником.
Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Знание частей суток и названий дней недели.
Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький,
сладкий, кислый, соленый).
Способность узнавать продукт по вкусу.
Способность различать объект по запаху.
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по
поверхности, весу, температуре).
Способность согласовывать свои действия и движения.
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Тематическое планирование
По курсу "Психомоторика и развитие сенсорных
процессов"
1 класс (1 вариант)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Разделы и тематика занятий
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика.
Развитие навыков владения письменными принадлежностями
(карандашом, ручкой).
Обводка пот рафарету (внутреннему и внешнему).Штриховка.
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание
Шнурков и бантов, нанизывание бусин).
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький
-самый маленький). Дидактическа игра "Чудесный мешочек"
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.
Игры с крупной мозаикой.
Восприятие формы, величины, цвета.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 Выделение формы предмета, обозначение формы предмета
словом. Группировка предметов и их изображений по форме(по
показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).
11 Работа с геометрическим конструктором. Дидактические игры:
"Какой фигуры не стало"(3-4предмета),"К каждой фигуре подбери
предметы, похожие по форме"
Различение предметов по величине(большой-маленький) и
12 Длине (длинный-короткий).
13 Различение предметов по высоте(высокий-низкий).Сравнение
Двух предметов по длине и высоте.
14 Различение предметов по ширине(широкий -узкий).
15 Сравнение двух предметов по толщине (толстый-тонкий).
Сравнение двух предметов по ширине и толщине.
16 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей
По образцу
Знакомство с основными цветами
17 (красный,желтый,зеленый,синий, черный,белый).
Дидактическая
игра
"Назови
цвет предмета".
18 Различение и обозначение основных цветов и их оттенков.
Дидактическая игра"Угадай, какого цвета".
Развитие зрительного восприятия.
19 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
(обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по
инструкции педагога).Нахождение отличительных и общих
Признаков двух предметов. Игра"Сравни предметы".
20 Дидактические игры "Какой детали не хватает?" (у стола- ножки,
устула-спинки,уведра-ручки),"Чтои зменилось?"(3-4
предмета).
Восприятие особых свойств предметов.
21 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения:
горячий - холодный), обозначение словом
22 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).
Дидактическая игра"Узнай по вкусу".
Развитие обоняния (приятный запах - неприятный запах).
23 Дидактическая игра"Определи по запаху".
24 Барические ощущения(восприятие чувства тяжести: тяжелыйлегкий). Упражнение на сравнение различных предметов по
тяжести.
Развитие слухового восприятия.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды 1
(скрип снега, шум машин). Прослушивание музыкальный
произведений. Дидактическая игра"Кто и как подает голос"
(имитация крика животных).
1
Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле (правая и левая рука, правая и
26 левая нога).
27 Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад,
1
направо,налево).Ориентировкавпомещении(класснаякомната).
Определениерасположенияпредметоввпомещении.
28 Ориентировкавлинейномряду(крайнийпредмет,первый,на
1
третьемместеи т.п.).
29 Ориентировка на листе бумаги(центр, верх, низ, правая и левая
1
сторона).
Расположение
предметов
на листе
бумаги.
Дидактическая игра "Расположи верно".
Восприятие времени.
30 Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Последовательность
1
событий (смена времен суток).
31 Понятия "сегодня","завтра","вчера"
2
32 Неделя. Семь суток. Порядок дней в неделе. Дидактическая игра
2
"Веселая неделя".
Итого за год 34ч
Учащиеся 1класса должны уметь:
Выполнять действия по инструкции педагога;
Правильно пользоваться письменными принадлежностями;
Сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет;
различатьосновныецвета;
называтьгеометрическиефигуры;
составлятьпредметизчастей;
определятьнаощупьвеличинупредмета;
определятьотличительныеиобщиепризнакидвухпредметов;
различатьречевыеинеречевыезвуки;
ориентироватьсянаплоскостилистабумагиинасобственномтеле;
соотноситьвремягодасописанием.
Тематическое планирование
По курсу" Психомоторикаиразвитиесенсорныхпроцессов"
2 класс (1 вариант)
№
Название раздела, тематиказанятий
Развитиемоторики, графомоторныхнавыков.
Развитие точности движений (метание в цель мяча, "Кольцеброс").
1 Координация движений (игры с мячом).
ч
1
Пальчиковаягимнастикасречевымсопровождением.Упражнения
насинхронностьработыобеихрук(работасошнуром,нанизывание бус)
1
Штриховкавразныхнаправленияхирисованиепотрафарету.
Обводкапотрафаретуорнаментаизгеометрическихфигур.
4 Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции
педагога).Графическийдиктант(попоказу)
5 Вырезаниеножницамиизбумагипошаблонупрямоугольных,
квадратных,треугольныхформ.
Тактильно-двигательноевосприятие.
6 Определениенаощупьпредметовсразнымисвойствами(мягкие,
жесткие, холодные, теплые). Работа с пластилином и глиной
(твердоеимягкое состояние)
7 Определениенаощупьформыпредметов.Дидактическаяигра
"Волшебныймешочек".Игрысосреднеймозаикой.
Кинетическоеикинестетическоеразвитие.
8 Движения и позы головы, верхних и нижних конечностей
(упражненияпоинструкциипедагога),вербализациясобственных
ощущений.
9 Движения и позы всего тела. Дидактическая игра "Зеркало".
Имитациядвиженийипоз(повадкизверей,природныхявлений)
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов.
10 Формированиеэталоновобъемныхгеометрическихфигур(шар,
куб).Группировкапредметовпоформе(объемныеиплоскостные)
11 Сравнение2-3предметовповысотеи толщине.
1
12 Сравнение2-3предметовподлинеи ширине.
1
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
13 Группировка предметов по форме и величине по инструкции
педагога. Составление сериационных рядов по величине из 3-4
предметов по заданному признаку.
14 Группировкапредметовпоформеицветупоинструкциипедагога.
Конструированиепредметовизгеометрическихфигур(2-4детали)
15 Различениецветовиоттенков.Дидактическаяигра"Чтобывает
такогоцвета".
16 Подбороттенковкосновнымцветам.Дидактическаяигра"Подбери
предметтакогоже цвета"
Выделениеиразличениечастейзнакомыхпредметов(стул-спинка,
17 ножки, сиденье; шкаф - дверцы, стенки и т.д.). Составление целого
из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале
Развитиезрительноговосприятия.
18 Упражнениядляпрофилактикиикоррекциизрения.Различениеналожен
ных изображений предметов (2-3 изображения)
19 Нахождениеотличийнанаглядномматериале(сравнениедвух
картинок).Развитиезрительнойпамяти.Дидактическаяигра"Что
изменилось?"(4-5предметов)
Восприятиеособыхсвойствпредметов.
20 Развитиеосязания (температурныеощущения). Приборыизмерения
температуры (градусник)
21 Различиевкусовыхкачеств(сладкое-горькое,сырое-вареное).
Дидактическаяигра"Узнайна вкус"
22 Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий - мягкий;
пищевыезапахи),обозначениесловомощущений.
1
23 Восприятиечувстватяжестиотразныхпредметов(вата,гвозди,брусок и
т.д.), словесное обозначение барических ощущений.
Развитиеслуховоговосприятия.
24 Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, барабан, колокольчик, ложки, тамбурин, бубен).
Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).
25 Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы,
музыкальныеиречевыезвуки).Дидактическаяигра"Ктопозвал
тебя,скажи"(различениепоголосу)
26 Различение
мелодии
по характеру
(веселая,
грустная).
Прослушиваниемузыкальныхпроизведений.
27 Дидактическаяигра «Ктопозвалтебя,скажи»(различениепо
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
голосу)
Восприятиепространства.
28 Ориентировкавпомещении,движениевзаданномнаправлении,
обозначениесловомнаправлениядвижения.Понятия"дальше-ближе"
1
29 Пространственная
ориентировка
на
поверхности
парты.
1
Ориентировканалистебумаги(выделениевсех углов)
30 Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном
1
полелиста,словесноеобозначениепространственныхотношений
междупредметамисиспользованиемпредлогов
31 Расположение
1
плоскостных
и
объемных
предметов
в
горизонтальном
поле
листа,
словесное
обозначение
пространственных отношений между предметами с использованием
предлогов
Восприятие времени.
32 Порядокмесяцеввгоду
1
33 Знакомствосчасами(циферблат,стрелки)
1
34 Мерывремени(секунда,минута,час,сутки)
1
Итого за год 34 ч.
Учащиеся 2класса должны уметь:
-
Точновыполнятьдвиженияпотрехзвеннойинструкциипедагога
Выполнятьвыразительныедвижения
Согласовыватьдвижениярукииглаза,обеихрук
Рисоватьиобводитьпотрафарету,штриховать
Определятьразличиямеждупредметамипоформе,величине,цвету,
обозначать их словом
Различатьиназыватьосновныецветаиихоттенки
Конструироватьпредметыиз3-4геометрическихфигур
Узнаватьпредметпочасти
Определятьнаощупьразныесвойствапредметов(поповерхности,весу,
температуре) и называть их
Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных
картинках
Делатьэлементарныеобобщениянаосновесравненияиразличения
предметов и их изображений
Различатьвкусовыекачества
Сравниватьмузыкальныезвукипогромкостиидлительностизвучания
- Различатьхарактермелодии
- Ориентироватьсявпомещении,двигатьсявзаданномнаправлении
- Соотноситьвременагодасназваниямимесяцев
Тематическоепланирование
По курсу «Психомоторикаиразвитиесенсорныхпроцессов»
3 класс (1 вариант)
№
Разделыитематиказанятий
Развитиемоторики, графомоторныхнавыков.
Упражнения на развитие меткости (упражнения "Кольцеброс",
1 дартс, "Тир"). Развитие согласованности движений на разные
группы мышц (по инструкции педагога).
2 Обучениецеленаправленнымдействиямподвух-и трехзвенной
инструкции педагога (два шага вперед— поворотнаправо— один
шаг назад и т. д.)
3 Обводкаконтурныхпредметов,изображений,штриховкавразных
направлениях.Рисованиепоточкам.
4 Рисование бордюров по образцу. Графический диктант
(зрительныйинаслух).Копированиефигурпоклеточкам.
5 Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных
изображений.
Тактильно-двигательноевосприятие.
6 Определениепредметовнаощупь,выделениеразныхсвойстви
качеств
(мягкие и жесткие, крупные имелкие предметы).
Сравнениепредметовнаощупьподлине,величинеиширине.
7 Восприятиеповерхностинаощупь(гладкая,шершавая,колючая,
пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое,
колючееи т.д.)»
Кинетическоеикинестетическоеразвитие.
8 Формированиеощущенийотстатическихидинамическихпоз
различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация
собственных ощущений
9 Выразительность движений (имитация повадок животных,
инсценированиешкольныхсобытий)
Восприятиеформы,величины,цвета.
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4
10 предмета).Понятие"овал".Упражнениявсравнениикругаи овала.
11 Комбинированиеразныхформизгеометрическогоконструктора
поинструкции
ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12 Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по
двумпараметрам(длинныйиширокий,узкийикороткийит.д.).
Дидактическаяигра"Частьицелое".
13 Составлениесериационныхрядовповеличинеиз4-5предметов.
Группировка предметов по самостоятельно выделенному
признаку.
14 Цветовой спектр. Цвета тѐплые и холодные. Составление
сериационногорядаиз4-5круговразнойнасыщенностиодного
цвета.
15 Узнаваниепредметапоегоотдельнымчастям.Дорисовывание
незаконченныхизображенийзнакомыхпредметов
16 Обучениеиспользованиюразличныхусловныхмерок.
Развитиезрительноговосприятия.
17 Нахождениеотличительныхиобщихпризнаковнанаглядном
материале (сравнение двух картинок).
18 Тренировка зрительной памяти. Дидактические игры "Что
изменилось?","Повториузор","Сделайтакже".
Восприятиеособыхсвойствпредметов.
19 Развитие осязания (теплее— холоднее), словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг,
чайник).Оживлениевпамятитемпературокружающихпредметов
и явлений.
20 Различениепищевыхзапаховивкусов,ихсловесноеобозначение.
Различениепредметовпозапахуипродуктовпо вкусу.
21 Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,
вязкость,
растворимость).
Тактильное
определение
противоположных свойств предметов (лист бумаги и книга, сухой
носовойплатокивлажноеполотенцеит.п.).
22 Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести
(тяжелее—легче).Взвешиваниеналадони,определениевесана глаз
Развитиеслуховоговосприятия.
Развитие умения прислушиваться и определять источник звука.
23 Определение направления звука в пространстве (справа, слева,
спереди, сзади). Дидактическая игра "Догадайся, откуда звук".
24 Развитиеуменияприслушиватьсяиразличатьшумыпогромкости.
Выполнениедействийпозвуковомусигналу(поворотголовына
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
определенныйзвук).
Различениемузыкальныхиречевыхзвуковповысотетона.
Развитие
чувства
ритма.
Дидактическая
игра «Мы—
барабанщики»
Восприятиепространства.
Закрепление ориентировки в схеме собственного тела. Различение
правой и левой стороны тела.
Формирование понимания пространственных отношений между
предметами;
использование
в
речи
пространственной
терминологии.Моделированиепространственногоположения
мебеливкомнате.Дидактическаяигра"Обставимкомнату".
Деление листа на глаз на две и четыре равные части.
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях
листа.
Расположениепредметовиихперемещениенаповерхностипарты
Восприятиевремени.
Определение времени по часам. Формирование умения
ориентироваться во временном интервале равном одной секунде,
однойминуте,пятиминутам.Дидактическаяигра"Успейза1,2, 5
минут"
Возрастчеловека.Определениевозрастачеловекапофотографии.
Закреплениепредставленийоколичестведнейвнеделеио
порядкеихследования.
Закреплениепонятиеовременахгодаисезонныхизмененияхв
природе.Дидактическаяигра"Когдаэтобывает?"
Итого за год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
ч
Учащиеся 3 класса должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по трѐх- и четырѐхзвенной
инструкции педагога;
дорисовыватьнезаконченныеизображения;
группировать
предметы
по двум
заданным
признакам
формы,
величины или цвета, обозначать словом;
составлятьцветовуюгаммуоттѐмногодосветлоготонаразныхоттенков;
конструироватьпредметыиз 5-6деталей, геометрическихфигур;
определятьнаощупьповерхностьпредметов, обозначатьвсловекачества и
свойства предметов;
зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным
качествам, определять их словом;
классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств
и качеств;
различатьзапахиивкусовыекачества,называтьих;
сравниватьпредметыпотяжестинаглаз,взвешиватьнаруке;
действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на
плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с
помощью предлогов;
определятьвремяпочасам.
Тематическоепланирование
По курсу «Психомоторикаиразвитиесенсорныхпроцессов»
4 класс (1 вариант)
№
Разделыитематиказанятий
Развитиемоторики,графомоторныхнавыков.
1 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по
инструкции педагога)
2 Соотношениедвиженийсподаннымзвуковымсигналом(один
хлопок–бегвперед,двахлопка–бегназад,т.д.)
3 Обучениецеленаправленнымдействиямподвух-итрехзвенной
инструкциипедагога(двашагавперед—поворотнаправо—
одиншагназадит.д.)
4 Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая
мозаика,«Лего»)
5 Совершенствованиеточностимелких движенийрук(завязывание,
развязывание,шнуровка,застегивание)
Тактильно-двигательноевосприятие.
6 Определениепредметовнаощупь,выделениеразныхсвойств
икачеств(мягкиеи
жесткие,крупныеи
мелкиепредметы).
Сравнение предметов на ощупь по длине, величине и ширине.
7 Закреплениетактильныхощущенийприработеспластилином
8 Кинетическоеикинестетическоеразвитие.
Сочетаниедвиженийипозразличныхчастейтела(поинструкции
ч
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
педагога);вербализацияпозидействий
Упражнениянарасслаблениеиснятиемышечныхзажимов
Воображаемыедействия(вдетьниткувиголку,подброситьмяч,
наколотьдров,прополоскатьбелье)
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов.
Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4
предмета).Понятие"овал".Упражнениявсравнениикругаи
овала.
Комбинированиеразныхформизгеометрическогоконструктора
поинструкции
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по
двумпараметрам(длинныйиширокий,узкийикороткийит.д.).
Дидактическаяигра"Частьицелое".
14 Цветовойспектр.Смешениецветов(оттенки)
15 Цветатѐплыеихолодные.Составлениесериационногорядаиз4-5
круговразнойнасыщенностиодногоцвета.
16 Дидактическаяигра«Цветик-семицветик»
17 Узнаваниепредметапоегоотдельнымчастям.Дорисовывание
незаконченныхизображенийзнакомыхпредметов
18 Составлениецелогоизчастей(3-4детали)наразрезном
наглядномматериале.
19
Развитиезрительноговосприятия.
Нахождениеотличительныхиобщихпризнаковнанаглядномматериа
ле (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных картинок)
20 Нахождение«нелепиц»накартинках
21 Дидактическаяигра«Лабиринт»
22 Восприятиеособыхсвойствпредметов.
Развитиедифференцированныхосязательныхощущений(сухое–
влажное – мокрое, т. д.); их словесное обозначение
23 Температура.Градусникидляизмерениятемпературытела,воды,
воздуха
Развитиеслуховоговосприятия.
Различениезвуковподлительностиигромкости(неречевых,
24
речевых,музыкальных)
25 Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона
(неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра
«Определисамыйгромкий/высокий/звук»
26 Определение на слух звучания различных музыкальных
инструментов.Дидактическаяигра«Угадай,чтозвучит»
Восприятиепространства
27 Закреплениеориентировкивсхемесобственноготела.Различение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
правойилевойсторонытела.
Ориентировкавпомещенииинаулицепословеснойинструкции
1
Определениерасположенияпредметоввближнемидальнем
1
пространстве
Моделированиепространственногоположениямебеливкомнате.
1
Дидактическаяигра"Обставимкомнату".
Деление листа на глаз на две и четыре равные части. 1
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях
листа.
Восприятие времени.
Закрепление понятие о временах года и сезонных изменениях в
1
природе. Дидактическая игра "Когда это бывает?"
Работа с календарем и моделью календарногогода
1
Возрастчеловека.Определениевозрастачеловекапофотографии.
1
Итого за год 34ч
Учащиеся 4класса должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по трѐх- и четырѐхзвенной
инструкции педагога;
дорисовывать незаконченные изображения;
группировать предметы по 3-4 заданным признакам формы, величины
или цвета, обозначать словом;
уметь смешивать цвета, оттенки;
конструироватьпредметыиз5-6деталей геометрическихфигур;
определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове
качества и свойства предметов;
зрительнодифференцировать23предметапонеярковыраженнымкачествам, определять их словом;
классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств
и качеств;
различать запахи и вкусовые качества, называть их;
сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на
плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с
помощью предлогов;
уметь работать с календарем.
Список литературы
1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с
тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.:
Гуманитарный издательский центр Владос,2010.
2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей–олигофренов.–М.1976.
3. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб –
2001
4. Венгер Л.А.Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. –
М. 1988.
5. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций.–М.1980.
6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Какпомочь «особому»
ребенку. Книгадля педагоговиродителей.3-еиздание.—СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
7. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.М.,1998.
8. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных
дошкольников./ Под ред. Л.П. Носковой – М.: Педагогика, 1989 .
9. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного
возраста. – М.2004.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с
проблемами в развитии.-СПб.:Речь,2006.
11. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие
для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида.М.: Просвещение,2009.
12. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с
отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.:
Книголюб, 2007.
13. Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных
двигательных навыков у умственно отсталых школьников. -Ж.
«Дефектология»№2,1972.
14. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и
множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебнопедагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 1999.
15. ОсиповаА.А.Общаяпсихокоррекция.-М.,2000.
16. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. -М.:
Просвещение, 1985.
17. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с
детьми с различными видами отклоняющегося развития //
Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75
18. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Приказ №1599 от 19.12.2014.
19. Шевченко
С.Г.
Коррекционно
–
развивающее
обучение:
Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный
издательский центр