АРП УО Рисование 4 класс на 2024-2025

Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Рисование»
для 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
составлена на основе «Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.
(Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е
издание, 2008 год).
Цель и задачи:
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к
общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным
наследием.
Задачи предмета:

способствовать
коррекции
недостатков
познавательной
деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство и различие;

содействовать
развитию
у обучающихся аналитико
синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;

дать обучающимся знания элементарных основ реалистического
рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить обучающихся с отдельными произведениями
изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства,
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и
любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида
занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы,
беседы об изобразительном искусстве.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Рисование» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья 4 класса положены следующие
принципы:
 Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
 развитие и коррекция высших психических функций.
 Мотивация к учению.
 Принцип научности и доступности обучения.

Принцип сознательности и активности обучающихся.
 Принцип наглядности.
 Принцип
связи
обучения
со
всесторонним
развитием
личности обучающихся.
 Тематический принцип планирования учебного материала.
 Направленность
на развитие у обучающихся эмоциональноэстетического
и
нравственно-оценочного
отношения
к
действительности.
Планируемые результаты учебного предмета


Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на
момент завершения образования. Освоение обучающимися со степенью
умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ―введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к

окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный
уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету « Рисование» на конец обучения в 4 классе: Посредством
занятий изобразительной деятельностью обучающийся достигнет следующих
результатов:


знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;



понимание образной природы искусства;



эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;



применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;



умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;



способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;



изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;



умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;



практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;



элементарные практические умения и навыки изобразительной
деятельности;



понятия и представления по изучаемым темам, овладение
тематической и терминологической лексикой, используемой при
изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и
народного творчества.

Учебно-тематическое планирование
Дата
Тема

1
2

3
4
5

6
7
8
9

Рисование с натуры овощей и фруктов.Рисование с натуры овощей
и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).
Рисование с натуры листа дуба. Беседа о лиственных
деревьях. Рисование с натуры листа дерева (раздаточный
материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора из растительных форм. Рисование с натуры
ветки дерева. Составление узора в квадрате из растительных форм.
Рисование геометрического орнамента в виде крышки для
журнального столика квадратной формы. «Мы растем на смену
старшим» - беседа. Беседа по картинам на тему «Мы растем на
смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель.
«Трудовые резервы»).
Декоративно-прикладное искусство. (Резьба по дереву,
Богородская игрушка). Презентация «Холмогорская резьба».
Рисование сказочной избушки. Рисование на тему «Сказочная
избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической
формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля).
Декоративно-прикладное искусство. Рисование дымковской
игрушки.
Рисование с натуры игрушки – автобуса.

Кол.
Час.
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

10
11

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

12
13
14

15
16
17
18

19
20
21
22

23

24

25

26
27

28
29

Рисование на тему: «Городской транспорт». Беседа о правилах
дорожного движения и пешеходов на улицах города.
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративно-прикладное искусство. Золотая Хохлома. Беседа на
тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного
промысла (посуда).

1

Выполнение хохломской росписи.Декоративное рисование
расписной тарелки (новогодняя тематика).
Рисование на тему: «Новогодняя елка», «Зимние забавы детей»
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело»
(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).
Рисование картины по памяти.
Декоративно-прикладное искусство – беседа и презентация:
«Сказочная гжель».Роспись гжельской посуды.
Рисование с натуры стаканчика. Штриховка, свет, тень.
Рисование раскладной пирамидки. Рисование с натуры раскладной
пирамидки.
Декоративно-прикладное искусство. Городецкая роспись. Роспись
спинки детского стульчика Городецкой росписью.
Рисование на тему: «День защитника Отечества». Рисование с
натуры игрушки – вертолета (изготавливается из картона).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику
8 марта.Декоративное рисование открытки к 8 Марта. Рисование
узора из растительных форм в полосе. Беседа по картине о весне
И. Левитана «Март».
Рисование с натуры домиков для птиц. Рисование с натуры
домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синички). Рисование с
натуры весенней веточки. Беседа по картине о весне А. Саврасова
«Грачи прилетели».
Рисование на тему: «Весна пришла!»Рисование на тему «Пришла
весна».
Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март»,
«Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)
Декоративно-прикладное искусство. (Платки из Павловского
Посада, Вологодское кружево, русский народный костюм).

1

Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материала. Рисование с натуры постройки из элементов
строительного материала (стена из разноцветного конструктора).
Космические корабли. Рисование на тему «Космические корабли в
полете».
Декоративное рисование в круге узора из лепестков. Рисование

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

узора из растительных форм в полосе. Беседа по картине о весне
И. Левитана «Март».
30-31 Декоративно-прикладное искусство .Русские матрешки (Загорская,
Семёновская, Полхов-Майданская). Русские матрешки.
Выполнение росписи матрешки по выбору учащихся.
32
Рисование с натуры куста земляники с цветами. Беседа по картине
А. Куинджи «Березовая роща». Рисование с натуры цветов. Беседа
по картине А. Пластова«Сенокос».
33-34 Рисование бабочки. Беседа на тему «Декоративно-прикладное
искусство» (вышивка, кружево, керамика).

2

1

2

Перечень
учебно-методического,
материальнотехнического
обеспечения
1.
Наглядный
и
раздаточный
материал.
(Игрушки.
Инструменты. Спортивный инвентарь).
2. Набор «Геометрические тела».
3. Муляжи овощей и фруктов.
4. Предметы: Доска разделочная, шахматная доска, будильник, мяч, тарелка
с узором.
5. Репродукции картин

Содержание программы учебного курса.
Рабочая программа по
«Рисованию» для 4 класса составлена
согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание,
2008 год)
Программа рассчитана на 34 часа.
Темы
Краткое содержание раздела




Рисование
с
натуры
предметов
цилиндрической фор мы,
расположенных
ниже
уровня зрения (кружка).
Рисование
с
натуры
овощей и фруктов в виде

Анализ объектов изображения (определение
формы, цвета и величины составных частей).
Изображение
объемных
предметов
прямоугольной, цилиндрической и конической
формы
в
несложном
пространственном
положении. Определение величины рисунка по
отношению к листу бумаги. Передача в рисунке








строения предмета, формы, пропорции и свет его
набросков.
Рисование с натуры листа частей. Использование осевых линий при
дерева
построении рисунка. Подбор соответствующих
Рисование с натуры ветки цветов для изображения предметов, передавая их
объемную форму элементарной светотенью.
рябины.
Рисование
Построение орнаментов в квадрате, используя
геометрического
осевые линии. Расположение узора симметрично,
орнамента (крышка для заполняя середину, углы, края. Использование
стола квадратной формы). акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с
Составление
узора
в соблюдением контуров отдельных элементов
квадрате из растительных орнамента. Подбор гармонического сочетания
цветов.
форм.



Рисование
на
тему
Передача в рисунке своих впечатлений от
«Сказочная
избушка» ранее увиденного. Расположение изображений на
(украшение
узором листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
наличников и ставен).



Беседа по картинам на
тему «Мы растем на смену
старшим»
(А. Пахомов
«Василий
Васильевич»,
Л. Кербель.«Трудовые
резервы»).



Рисование
с
натуры Анализ объектов изображения (определение
игрушки – автобуса.
формы, цвета и величины составных частей).
Рисование
с
натуры Изображение
объемных
предметов
игрушки
–
грузовика прямоугольной,
цилиндрической
форм.
(фургона).
Определение величины рисунка по отношению к
листу бумаги. Передача в рисунке строения
предмета, формы, пропорции и свет его частей.
Использование осевых линий при построении
рисунка.
Подбор
соответ-х
цветов
для
изображения предметов, передавая их объемную
форму элементарной светотенью.









Рисование
с
образца
геометрического
орнамента в квадрате.
Декоративное рисование
расписной
тарелки
(новогодняя тематика)

Рассматривание репродукций художественных
произведений. Демонстрация не более 3-4
произведений живописи, скульптуры, графики,
подобранных на одну тему.
Узнавание и правильное название изображенных
предметов.

Построение орнаментов в квадрате, используя
осевые линии. Расположение узора симметрично,
заполняя середину, углы, края. Размещение
декоративных элементов в круге на осевых
линиях (диаметрах) в центре и по краям.
Использование акварельных и гуашевых красок.
Подбор гармонического сочетания цветов.

Рисование на тему «Моя
Передача в рисунке своих впечатлений от
любимая игрушка».
ранее увиденного. Расположение изображений на




Рисование
на
тему листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
«Городской транспорт».
Рисование
на
тему
«Зимние забавы детей»



Беседа на тему «Золотая
Рассматривание
изделий
народных
хохлома». Демонстрация мастеров.
Демонстрация
5—6
предметов
изделий народ.промысла. декоративно-прикладного
искусства. Узнавание и правильное название
изображенных предметов.



Рисование
с
натуры
домиков
для
птиц
(скворечник).
Рисование
с
натуры игрушки сложной
конструкции (подъемный
кран).
Рисование
с
натуры
предметов симметричной
формы (ваза для цветов)
Рисование
с
натуры
раскладной пирамидки.
Рисование
с
натуры
бумажного стаканчика .

Анализ объектов изображения (определение
формы, цвета и величины составных частей).
Изображение
объемных
предметов
прямоугольной, цилиндрической и конической
формы
в
несложном
пространственном
положении. Определение величины рисунка по
отношению к листу бумаги. Передача в рисунке
строения предмета, формы, пропорции и свет его
частей. Использование осевых линий при
построении рисунка. Подбор соответствующих
цветов для изображения предметов, передавая их
объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование
панно «Снежинки»
Декоративное рисование
открытки к 8 Марта.

Построение орнаментов в прямоугольнике и
квадрате, используя осевые линии. Расположение
узора симметрично, заполняя середину, углы,
края. Размещение декоративных элементов в
круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по
краям. Использование акварельных и гуашевых
красок. Ровная заливка с соблюдением контуров
отдельных
элементов
орнамента.
Подбор
гармонического сочетания цветов.

Рисование на тему: «День
защитника Отечества».
Рисование
на
тему
«Пришла
весна».
Рассматривание
иллюстраций
картин
(И. Левитан.
«Март»,
«Первая зелень», К. Юон.
«Мартовское солнце»)

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее
увиденного. Расположение изображений на листе
бумаги, объединяя их общим замыслом.
Рассматривание репродукций художественных
произведений.
















Беседа по картинам на Рассматривание

репродукций

художественных

тему «Кончил дело –
гуляй смело».
(В. Сигорский
«Первый
снег», Н. Жуков «Дай
дорогу!»,
С. Григорьев
«Вратарь»).


















произведений. Демонстрация
не более 3-4
произведений живописи, скульптуры, графики,
подобранных на одну тему.
Узнавание и правильное название изображенных
предметов.

Рисование
с
натуры Анализ объектов изображения (определение
предметов симметричной формы, цвета и величины составных частей).
формы (настольная лампа, Изображение
объемных
предметов
зонт)
прямоугольной, цилиндрической и конической
в
несложном
пространственном
Рисование
с
натуры формы
постройки из элементов положении. Определение величины рисунка по
строительного материала. отношению к листу бумаги. Передача в рисунке
Рисование с натуры в строения предмета, формы, пропорции и свет его
виде
набросков(3-4 частей. Использование осевых линий при
предмета на одном листе) построении рисунка. Подбор соответствующих
столярных или слесарных цветов для изображения предметов, передавая их
инструментов (молоток, объемную форму элементарной светотенью.
рубанок, гаечный ключ).
Рисование
с
натуры
предметов
конструктивной
формы
(часы
настольные,
напольные, настенные)
Декоративное рисование
расписного блюда (узор из
ягод и листьев).
Рисование в квадрате
узора из цветов и бабочек.

Построение орнаментов в и квадрате, используя
осевые линии. Расположение узора симметрично,
заполняя середину, углы, края. Размещение
декоративных элементов в круге на осевых
линиях (диаметрах) в центре и по краям.
Использование акварельных и гуашевых красок.
Ровная заливка с соблюдением контуров
отдельных
элементов
орнамента.
Подбор
гармонического сочетания цветов.

Рисование
на
тему Передача в рисунке своих впечатлений от ранее
«Космические корабли в увиденного. Расположение изображений на листе
бумаги, объединяя их общим замыслом.
полете»
Рисование
на
тему
«Здравствуй, лето!»
Беседа
на
тему
«Декоративно-прикладное
искусство»
(вышивка,
кружево, керамика).

Рассматривание
изделий
народных
мастеров.
Демонстрация
5—6
предметов
декоративно-прикладного
искусства. Узнавание и правильное название
изображенных предметов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».