АРП УО Рисование 2 класс на 2024-2025

Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Рисование»
для 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе
федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения
территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы по
рисованию для 2 класса составлена в соответствии с авторской программой
«Изобразительное искусство» (И.А.Грошенков), изданной в сборнике
программ подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных
учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой), утвержденной МО
РФ, 2013 год.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и
физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы
нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной
трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с
учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ.
Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы
«Изобразительное искусство» (И.А. Грошенков), но распределение часов по
темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.
Цель
программы: формирование
эстетического
отражения
действительности,
овладение
обучающимися
техническими
и
изобразительными умениями.
Задачи программы:
Освоение знаний об элементарных основах реалистического рисунка;
знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение умениями и навыками находить в изображаемом существенные
признаки, устанавливать сходство и различие, ориентироваться в задании и
планировать свою работу, намечать последовательность выполнения
рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.
Развитие и коррекция недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве. Содействовать развитию у
обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и
обобщать. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала.
Воспитание у обучающихся художественного вкуса, интереса и любви к
изобразительной деятельности, трудолюбия, аккуратности, настойчивости и
самостоятельности в работе.

Формирование способности и готовности применять полученные умения
в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
уметь:
-свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных
направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой
геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в
соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на
карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной
формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по
форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
-узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять
эмоционально-эстетическое отношение к ним.










анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные
особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и
квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов
ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы
крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных
картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами
изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе
достоинства и недостатки.

Особенностью образовательного учреждения является то, что
обучающиеся имеют легкую умственную отсталость, в связи с этим
структура программы учитывает психологические особенности, возможности
их здоровья и материальную базу ОУ.

Настоящая
программа
составлена с
учетом
возрастных
и
психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и
умений.
Предусмотрены 4 вида занятий:





декоративное рисование;
рисование с натуры;
рисование на темы;
беседы об изобразительном искусстве.

Общая характеристика учебного предмета
Основной формой организации процесса обучения рисованию является урок.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода. Каждый урок рисования оснащается
необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом,
техническими средствами обучения. В процессе обучения рисованию, в
процессе эстетического познания и художественного отражения
окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с
интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются
его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы
деятельности.
Планируемые результаты учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на
момент завершения образования. Освоение обучающимися со степенью
умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ―введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)

компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Рисование»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный
уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету « Рисование» на конец обучения во 2 классе:
Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающийся
достигнет следующих результатов:



знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;



понимание образной природы искусства;



эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;



применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;



умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;



способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;



изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;



умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;



практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;



элементарные практические умения и навыки изобразительной
деятельности;



понятия и представления по изучаемым темам, овладение
тематической и терминологической лексикой, используемой при
изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и
народного творчества.

Содержание учебного предмета
Общее количество часов по программе 2 класса составляет 34 часов, из
расчета по 1 часу в неделю.
Распределение времени на прохождение программного материала и
порядок изучения тем определяется с учетом возможностей детей.
Большое место на уроках рисования должно быть отведено методу
показа. Наглядный показ – результативный способ того, как надо
действовать.
Форма взаимодействия с обучающимися – групповая.
Форма реализации – урок.

Учебно-тематический план

№
п/п

Тема, раздел

1

Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картине
И. Шишкина.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый гриб,
подосиновик, мухомор).
Рисование по образцу узора в полосе из листьев и ягод.

2
3
4
5

Самостоятельное составление обучающимися узора в
полосе из растительных форм (грибов, листьев, веток).
Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Колво
часов
1
1
1
1
1

Рисование в квадрате узора из веточек и листиков (на
осевых линиях)
Рисование на тему: «Деревья осенью». Беседа по
картинам. Репродукция с картины И. И. Левитана
«Золотая осень»
Рисование с натуры знакомых предметов несложной
формы (папка для тетрадей, линейка, треугольник).
Декоративное рисование плаката «День учителя»

1

1

12

Рисование геометрического орнамента по образцу (в
прямоугольнике)
Декоративное рисование орнамента в
квадрате. Беседа по картинам
Рисование узора в квадрате из веточек ели.

13

Рисование с натуры ветки ели. Беседа по картинам.

1

14

Рисование с натуры праздничных флажков.

1

15

1

15

Рисование с натуры елочных украшений (шарик, грибок,
снежинка, конфета).
Рисование на тему «Ветка с елочными украшениями»

16

Рисование узора из снежинок (украшение для шарфика).

1

17

Рисование на тему «Снеговики».

1

18

Рисование с натуры рамки для картины. Беседа по
картинам.
Рисование с натуры игрушки рыбки

1

6
7

8
9
10
11

19

1

1
1

1
1

1

1

20

Рисование на тему: «Рыбка в аквариуме»

1

21

Рисование с натуры портфеля.

1

22

1

24

Рисование открытки ко Дню Защитника Отечества.
Беседа по картинам.
Декоративное рисование – узор для косынки треугольной
формы.
Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасно».

25

Рисование узора в круге – «расписная тарелка».

1

26

1

29

Рисование на классной доске и в тетрадях несложных
предметов, сочетающих в себе различные геометрические
формы (домик, тележка, скворечник).
Рисование
в полосе узора
из чередующихся
геометрических фигур.
Аппликация из геометрических фигур на тему «Ракета
летит».
Рисование с натуры башенки из строительного материала.

30

Рисование с натуры праздничного первомайского флажка.

1

31

1

32

Рисование на тему: «1 Мая» (дом, украшенный флажками
и огоньками).
Рисование узора в полосе из цветов и листочков.

33

Аппликация. Узор в круге из цветов.

1

34

Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

1

Итого

34

23

27
28

1
1

1
1
1

1

Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 2
класса образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой,
2008 г.
2. Произведения изобразительного искусства (репродукции картин
художников). Наглядные пособия в виде таблиц по народным промыслам,
русскому костюму, декоративно – прикладному искусству; дидактический
раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления
изделия.

Методический комплект для учителя:
1. my@1september.ru. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».
2. Pro.Школу. ru.интернет - портал,
3. http://www.yandex.ru/,
4. http://www.breasting.ru/,
5. http://raduga.rkc-74.ru/,
Печатные пособия
-Иллюстрации к детским книгам и сказкам.
-Иллюстраций картин
-Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства:
«Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», «Гжель»,
«Полхов-майданская роспись», «Богородска игрушка», вышивка, кружево,
резьба по дереву, керамика.
Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины,
цвета.
-1.Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков,
раскладные пирамидки, полоски цветного картона различной длины и
ширины, различные игрушки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».