Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Рисование»
для 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе
федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения
территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы по
рисованию для 1 класса составлена в соответствии с авторской программой
«Изобразительное искусство» (И.А.Грошенков), изданной в сборнике
программ подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных
учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой), утвержденной МО
РФ, 2013 год.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и
физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы
нуждаются в постоянном и последовательном приобщении к осознанной
трудовой деятельности. Учебный материал в программе распределен с
учетом возрастных и психофизических особенностей детей с ОВЗ.
Рабочая программа соответствует содержанию авторской программы
«Изобразительное искусство» (И.А. Грошенков), но распределение часов по
темам выполнено с учетом психофизических возможностей обучающихся.
Цель программы обучения:
Коррекция недостатков психического развития, моторики детей с
нарушением интеллекта, а также развитие речи учащихся, организующей их
умственную и практическую деятельность.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Основной формой организации процесса обучения рисованию является урок.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода. Каждый урок рисования оснащается
необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом,
техническими средствами обучения. В процессе обучения рисованию, в
процессе эстетического познания и художественного отражения
окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с
интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются
его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы
деятельности.
Планируемые результаты учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на
момент завершения образования. Освоение обучающимися со степенью
умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ―введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Рисование»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный
уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Рисование» на конец обучения в 1 классе: Посредством
занятий изобразительной деятельностью обучающийся достигнет следующих
результатов:
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
практические умения и навыки в восприятии произведений искусства;
элементарные практические умения и навыки изобразительной
деятельности;
понятия и представления по изучаемым темам, овладение
тематической и терминологической лексикой, используемой при
изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и
народного творчества.
5. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы
работы
В 1 классе продолжительность учебного года составляет 33 недели при 5дневной учебной неделе на предмет «Рисование»
В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение
количества часов, рассчитанное на рассмотрение каждой темы, с целью
успешной и полной реализации программы.
Подготовительный период обучения предполагает коррекционную работу,
направленную на формирование познавательной деятельности и навыков
работы с художественными материалами. В ходе выполнения практических
видов деятельности
обучающиеся 1 класса получают первоначальные представления о человеке и
изобразительном искусстве, уроке рисования, правилах поведения и работы
на уроках рисования, правилах организации рабочего места, материалах и
инструментах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и
правила их хранения.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема
1
Вводный урок.
Кол-во
часов
1
Основные цвета. Нарисуем зеленую травку и цветы
2
Рисование предметов разной формы и окраски.
1
3
Рисование прямых линий (высокие столбы, заборчик.)
1
4
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.
Лесенки, качели.
1
5
Рисование дугообразных линий. «Дым идет».
1
6
Рисование замкнутых круговых линий. Воздушные шарики,
цепочка.
1
7
Рисование предметов разной величины. Карандаши-Толстые 1
и тонкие.
8
Рисование предметов круглой, овальной и квадратной
формы. (арбуз, яблоки.)
1
9
Игровые графические упражнения — рисование (по показу)
предметов треугольной и прямоугольной формы. Мои
учебные принадлежности.
1
10 Рисование по трафарету квадрата и круга.
1
11 Рисование по опорным точкам знакомых предметов. Дом,
скворечник.
1
12 Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в
полосе.
1
13 Рисование узора в кругу и квадрате.
1
14 Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см).
1
15 Рисование круга и раскрашивание с соблюдением контура.
1
16 Рисование квадрата и раскрашивание с соблюдением
контура.
1
17 Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных
элементов.
1
18 Рисование с натуры игрушки – светофора
1
19 Рисование с натуры связки воздушных шаров.
1
20 Рисуем «Дождь». Беседа по картине Остроухова И.С.
«Золотая осень».
1
21 Рисование по памяти (после показа) несложных елочных
игрушек.
1
22 Рисование с натуры зимних вещей. Шарф.
1
23 Рисование на тему «Снеговик». Беседа о красоте зимней
природы.
1
24 Рисование геометрического орнамента с образца по опорным 1
точкам.
25 Рисование с натуры игрушки: Кораблик.
1
26 Рисование поздравительной открытки. Оформление,
украшение открытки.
1
27 Беседа на тему: «Дымковские узоры» составление в полосе
узора для закладки.
1
28 Рисование с натуры детской. Игрушки: Пирамидка.
1
29 Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
1
30 Рисование предметов простой формы «Ёлка» с
использованием вспомогательных опорных точек.
1
31 Декоративное рисование. Узор в круге , квадрате.(готовая
форма).
1
32 Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
1
33 Геометрический узор в полосе из треугольников.
Декоративное рисование узора для косынки.
1
Учебно-методическое обеспечение
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1
класса образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой,
2008 г.
2.Произведения изобразительного искусства (репродукции картин
художников). Наглядные пособия в виде таблиц по народным промыслам,
русскому костюму, декоративно – прикладному искусству; дидактический
раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления
изделия.
Методический комплект для учителя:
1. my@1september.ru. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».
2. Pro.Школу. ru.интернет - портал,
3. http://www.yandex.ru/,
4. http://www.breasting.ru/,
5. http://raduga.rkc-74.ru/,
Печатные пособия
-Иллюстрации к детским книгам и сказкам.
-Иллюстраций картин
-Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства:
«Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», «Гжель»,
«Полхов-майданская роспись», «Богородска игрушка», вышивка, кружево,
резьба по дереву, керамика.
Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины,
цвета.
-1.Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков,
раскладные пирамидки, полоски цветного картона различной длины и
ширины, различные игрушки.
Учебно-практическое оборудование:
Материалы 1. Краски акварельные,
:
гуашевые.
2. Фломастеры разного цвета
3. Цветные карандаши
4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)
5. Бумага цветная разной плотности.
6. Картон цветной, серый, белый
7. Бумага в крупную клетку
8. Набор разноцветного пластилина.
9. Нитки (разные виды)
10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди,
скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)
11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.
12. Шнурки для обуви (короткие, длинные)
Инструмент 1. Кисти беличьи № 5, 10, 20
ы:
2. Кисти из щетины № 3, 10,
3. Стеки.
4. Ножницы.
5.Линейка.
6. Карандашная точилка.
7. Гладилка для бумаги.
Вспомогате 1. Подкладные доски
льные
2. Подкладной лист или
приспособл клеенка.
ения:
3. Коробка для хранения
природных материалов.
4. Подставка для кисточки
5. Баночка для клея
6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)
7. Коробочка для мусора
8. Тряпочки или бумажные
салфетки (влажные) для вытирания рук.
1. Модели геометрических фигур и тел.
Модели и
натуральны 2. Муляжи фруктов и овощей (комплект).
й ряд
3.. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа
грецких орехов, тростниковая трава и др.
4. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных
промыслов.
5. Керамические изделия.
6. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и
др.).
8. Образцы новогодних игрушек.
9. Коллекция «Виды и сорта бумаги»