Утверждена в составе ООП СОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речь и культура общения»
для 10-11 классов
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Факультативный курс Риторика ориентирован на школьников 10-11 классов, желающих
повысить свою языковую культуру, овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об
избранном предмете. Кроме того, риторика – единственная дисциплина, изучение которой
позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на
практике, используя риторические техники.
Направление деятельности: познавательное.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа и изучается в течение двух лет: во втором
полугодии 10 класса и в первом полугодии 11 класса по 1 часу в неделю.
Формы проведения занятий:
– индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая
обучающихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала;
– тренинги, на которых обучающиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с
сообщениями;
– викторины на лучшего знатока русского слова;
– семинары, на которых обучающиеся защищают свои творческие работы.
Виды деятельности:
- групповая работа, индивидуальная работа, исследовательская деятельность, проектная
деятельность.
Принципы отбора материала для данной программы определяются её основной целью предоставление учащимся современного риторического образования и её основными задачами:
- приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого
из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя
собственного индивидуального, культурного и свободного слова;
- помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области
наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, то есть получить необходимые для
успешной социализации компетенции.
Программа предполагает:
- предоставление учащимся основ знаний о речевом общении, принципах его
совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;
- в освоении учащимися методов и способов работы над своей речью, принципов
эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;
- формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных
различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и способами налаживания
взаимопонимания между носителями различных национальных культур.
Формы контроля.
Сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов,
исследовательская работа, презентация, проект.
2. Планируемый результат освоения курса.
В конце первого года обучения учащиеся должны знать:
— общие сведения об истории риторических учений;
— основные этапы работы над устным выступлением.
— признаки риторического текста.
- основные смысловые модели, используемые в речи;
Учащиеся должны уметь:
— вникнуть в замысел чужой речи;
— определить цель своего выступления и сформулировать небольшой по объему тезис;
— подобрать аргументы и расположить их в определенном порядке с учетом аудитории;
— сделать речевое оформление небольшого текста с учетом адресата;
— выступить перед аудиторией с небольшим риторическим текстом в определенном жанре;
- отрефлексировать выступление.
В конце второго года обучения учащиеся должны знать:
- общие требования к описанию, повествованию, рассуждению;
- общие требования к беседе;
- общие требования к проведению конструктивного спора;
- основные тропы и фигуры речи.
Учащиеся должны иметь представление об элементах деловой риторики.
Учащиеся должны уметь:
при анализе чужого текста выделить основные мысли и аргументы автора и составить свое
высказывание по проблеме текста;
строить несложную деловую беседу;
вести конструктивное обсуждение проблемы.
составить резюме
Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:
1. Аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать
собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном
выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания;
риторического анализа текста)
2. Контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в
различных речевых ситуациях)
3. Творчески-риторической (создание риторических произведений различных жанров в
различных речевых ситуациях)
4. Коммуникативно-риторической
(способности
устанавливать
и
поддерживать
коммуникативный контакт противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).
3. Содержание учебного курса риторики в 10 классе.
1. История риторики и особенности речевого идеала.
Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни
Особенности и сущность современного красноречия.
Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля.
«Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова. «Общая реторика» Н. Ф.
Кошанского.
Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной
риторики.
Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики.
2. Основные риторические категории и элементы риторического мастерства.
Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая
ситуация и её компоненты.
Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой
ситуации.
Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие
лингвопрагматики.
Прямые и косвенные сообщения. Формы метасообщений.
3. Мастерство беседы
Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система
свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего.
Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение.
4.Законы риторики.
Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как
наиболее общий закон риторики.
Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте» речи.
Третий закон риторики — закон эмоциональности речи.
Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия.
Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи. Взаимосвязь
и взаимозависимость четырёх законов общей риторики
3. Содержание учебного курса риторики в 11 классе.
1. Риторические тропы и фигуры речи.
Понятие риторического идеала. Два противоположных типа риторического идеала сегодня
и их истоки.
Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. Риторический троп.
Метафора и метонимия.
Ирония, парадокс, намёк.
Риторические фигуры: понятие, классификация. Антитеза и градация как важнейшие
риторические фигуры. Типы периодов. Важность диалогизации речи и её риторические средства.
Содержание и метод поэтапного риторического анализа. Приёмы и этапы создания
риторического эскиза речи.
2. Структура публичного выступления.
Структура и эскиз публичной речи в различных речевых ситуациях.
Общая характеристика аргументирующей речи как речи специфической для риторики.
Риторика и логика: различия в аргументации. Работа с аргументами и их расположением.
Особенности и этапы информирующей речи. Задачи ритора в информирующей речи.
Свойства внимания, существенные для оратора. Работа ритора по управлению вниманием.
Основные способы подготовки к публичному выступлению.
Импровизированное выступление: особенности, ожидание аудитории и речевое поведение
ритора.
Мимика, жест, движения тела и «язык позы»(телесная кинесика), использование
пространства в публичном выступлении.
3. Типы и модели беседы.
Беседа и её типы. Две обобщающие и противоположные модели беседы.
Гедонистическая (дружеская) и светская беседа. Их различия.
Деловая ситуация и деловая беседа. Беседа как средство разрешения конфликта.
Тост и комплимент как малые жанры эпидейктической и гедонистической речи.
4. Спор: стратегии, тактики, поведение.
Спор, истина, мнение. Что особенно важно при обучении мастерству спора. Важнейшие
тактики и приёмы спора.
Аргументы рациональные и иррациональные. Источники рациональных аргументов. Виды
аргументов по силе и месту в аргументативной системе.
Ошибки и уловки в споре. Тезис и наиболее распространённые ошибки (уловки) в тезисе.
Ошибки (уловки) в рациональных аргументах. Основные уловки или ошибки в демонстрации.
4. Тематическое планирование курса
«РИТОРИКА»
10 класс
№
урока
Тема урока
Содержание
Виды деятельности учащихся
1
Традиционное
определение
риторики
Традиционное
определение
риторики.
Сила слова в
общественной
жизни
2
Риторика в
современном
мире
Особенности
и сущность
современного
красноречия
3
Предмет
риторики
в античной
Греции
Истоки
риторики: софисты.
Сократ.
«Риторика»
Аристотеля
4
Предмет
риторики в
России
(VII—XIX
вв.)
«Краткое
руководство
к
красноречию
» М. В.
Ломоносова.
«Общая
реторика» Н.
Слушать, конспектировать и
анализировать сообщаемые учителем
сведения. Находить в собственной
жизненной практике, в текстах
художественной литературы и в
истории доказательства силы слова
по образцам, предложенным в
учебнике, и анализировать их.
Участвовать в диалоге в
риторическом классе. Создавать на
уроке краткие высказывания с
обоснованием доказательности
найденных самостоятельно
примеров. Выполнять задания
учебника
Знать понятие красноречия, основные
особенности современного
красноречия и его отличие от
такового середины — конца XX
столетия. Участвовать в диалоге с
учителем и классом по поставленной
проблеме. Анализировать сообщаемое учителем и приводить
собственные примеры и доводы
Овладевать умением аналитического
чтения материалов учебника,
сопоставления противоположных
моделей красноречия, овладевать
активной и культурной
диалогической речью в ситуации
урока и умением строить лаконичные
монологические высказывания с
выражением собственного мнения и
его кратким обоснованием
Знать время создания и понимать
особую ценность двух указанных
источников в отечественной
словесной культуре, их сходство и
различие. Уметь анализировать
материалы учебника и сообщаемое
учителем в аспекте оценки роли источников в современной речевой
Планиру
емая
дата
проведен
ия
Фактиче
ская дата
проведен
ия
Ф.
Кошанского
Возрождение
риторики во
второй
половине XX
в.
Определение
предмета
современной
риторики
5
Определение
современной
риторики
6
Современная
общая и
частные
риторики
Общая
риторика и её
основные
разделы в
соответствии
с этапами
классическог
о риторического
канона. Аргументация.
Современные
частные
риторики
7
Речевое
событие, дискурс, речевая
ситуация
Речевое
событие как
основная
единица
речевого
поведения и
общения.
Дискурс.
Речевая
ситуация и её
компоненты
8
Структура
речевой
ситуации
Участники,
отношения
между ними,
обстоятельства как
основные
компоненты
речевой
ситуации
среде
Знать понятие «предмет научной
дисциплины» и понимать
социальные корни становления
риторики и особенностей её
предмета. Овладевать диалектическим и аналитическим подходами к
пониманию сущности риторики как
дисциплины, её двойственной и
неоднозначной роли в обществе и
истории. Учиться анализировать
собственный жизненный опыт и
степень коммуникации
Анализировать под руководством
учителя взаимосвязь и
взаимозависимость этапов
классического риторического канона
(пути от мысли о предмете — к речи
(тексту) о нём), ценностную
иерархию этих этапов и их роль в
риторических трактатах, с одной
стороны, и в создании текста — с
другой. Различать общее и частное
на примере сопоставления общей
риторики и частных риторических
дисциплин. Знать области
повышенной речевой
ответственности профессионала и
гражданина
Овладевать антропоцентрическим
подходом к анализу речи и общения.
Понимать взаимосвязь речевой
компетенции и полноценной
жизненной (личной, социальной,
профессиональной) реализации
человека. Знать терминологическое
значение слова «дискурс» в риторике,
овладевать структурным и
ситуативным мышлением; знать
основные элементы структуры
речевой ситуации
Овладевать умением аналитического
чтения материалов учебника и
умениями слушания. Учиться
соотносить наблюдаемое (жизненный
опыт) и описанное в учебнике
(результат теоретических
обобщений). Учиться анализировать,
оценивать и контролировать
собственное речевое поведение
9
Словесный
поступок
(речевой акт)
10
Виды
сообщений:
прямое и
косвенное
11
Гармония
речевого
общения и
образ говорящего
12
Важнейшие
качества
говорящего.
Уверенность
Речевое
действие
(речевой акт)
как основная
единица
речевого
поведения и
понятие
лингвопрагма
тики
(самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и
особенностях лингвопрагматики как
особой области современной
лингвистики, источника материала
для современной риторики. Понимать
различия между лингвопрагматикой
как онтологической дисциплиной и
риторикой как деонтологической
дисциплиной, ориентированной не на
норму, а на идеал (ср. отношения
психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения учебника
Прямые и
Учиться анализу конкретных
косвенные
речевых ситуаций. Овладевать
сообщения.
диалектическим и диалогическим
Формы меподходом к оценке фактов и
тасообщений ситуаций коммуникации — живого
речевого общения. Знать психологические результаты
взаимопонимания и риторические
(поведенческие)
Гармония как Знать содержание и проявления
принцип
общей категории гармонии и её
успешного
конкретной риторической
речевого обреализации. Овладевать пониманием
щения. Образ образа как структурной совокупности
говорящего
отдельных признаков. Анализировать
как система
реальные и идеальные образысвойств
имиджи человека, вырабатывать
личности.
адекватное представление о собстЭфвенном реальном и желаемом образе.
фективность
Учиться корректным высказываниям
речи и образ
о себе и других, в глаза и за глаза.
говорящего.
Понимать сущность и природу
Обаяние и
личностного обаяния и артистизма и
артистизм как их роли в успешном речевом
риторические общении и риторической
понятия и их
деятельности. Учиться проявлениям
проявления в обаяния и артистизма
поведении
говорящего
Уверенность
Знать причины и проявления стресса.
говорящего и Овладевать техниками борьбы со
«право на
стрессом. Понимать различия страха
речь».
и волнения. Тренировать навыки
Ораторский
самоанализа, самооценки и
страх. Страх
самоконтроля. Развивать уверенность
и волнение
как одно из важнейших свойств
оратора, необходимых для
продуктивного речевого поведения.
Анализировать приведённый в
13
Первый закон
современной
общей риторики и
принципы его
реализации
Законы
риторики и
гармония
речевого
события.
Закон
гармонизирующего
диалога как
наиболее
общий закон
риторики
14
Второй закон
риторики
Сущность
второго закона риторики
— закона
продвижения
и ориентации
адресата на «
карте» речи
15
Третий закон
риторики
Третий
закон
риторики —
закон
эмоциональности
речи
16
Четвёртый
закон риторики.
Четвёртый
закон общей
риторики —
закон удовольствия.
Риторические
средства и
принципы
учебнике материал по проблеме,
учиться соотносить полученные
сведения со своим поведением Знать структурную организацию
системы общериторических законов.
Понимать диалектическую
взаимосвязь и взаимозависимость
законов общих и частных.
Овладевать аналитико-синтетическими способностями соотносить
многообразие жизненных
проявлений и отвлечённых законов,
обобщающих их разнообразие.
Понимать первенствующую роль
диалога (двустороннего отношения
равноправных и равноценных
партнёров) как речевой практики,
психологического состояния и
мировоззрения личности,
определяющую статус человека
Развивать умения аналитического
слушания и чтения. Понимать
процесс речи и её текст как
ментальную карту продвижения от
начала к концу по последовательным
«пунктам» — микротемам (топосам)
маршрута. Понимать необходимость
последовательного и неуклонного
продвижения как основную задачу
говорящего и способ демонстрации
адресату процесса перемещения по
ментальной карте речи и конкретного
местонахождения на ней в узловых
позициях речи (ориентации)Знать понятие «эмоция» и способы
демонстрации эмоций в речевом
поведении. Овладевать разными (в
зависимости от речевой ситуации)
степенями эмоциональности речи.
Понимать необходимость меры в
демонстрации эмоций и нужной
степени эмоциональности для
восприятия речи и управления
вниманием адресата
Знать исторические риторические открытия в области управления
вниманием адресата: получить общие
представления о «приятном» в
риторике софистов, деятельности
Сократа и трактате Аристотеля.
создания
удовольствия
адресата от
речи.
17
Единство
общериторических
законов
Взаимосвязь
и взаимозависимость
четырёх
законов
общей
риторики
Сформировать собственное мнение о
необходимости и о мере использования «приятного» адресату в
речевом общении в различных
речевых ситуациях. Представлять
себе риторические и поведенческие
приёмы создания.
4.Тематическое планирование курса
«РИТОРИКА»
11 класс
№
п/п
Тема урока
Содержание
Виды
деятельности Планир
учащихся
уемая
дата
Фактич
еская
дата
проведе
ния
История
Понятие
риторического Аналитически слушать 07.09
риторики
и идеала.
Два объяснительную
речь
риторический противоположных
типа учителя.
идеал.
риторического
идеала
сегодня и их истоки.
Риторический Смысловые особенности Слушать, анализировать, 14.09
троп.
тропов и их риторические письменно фиксировать
Метафора и возможности.
основные
положения
метонимия.
объяснений
учителя.
Ирония,
Понимать отличие тропа
парадокс,
от
фигуры
речи.
намёк.
Анализировать тексты.
проведе
ния
07.09
3
Риторическая
фигура.
Антитеза,
градация.
Повтор.
Период.
Фигуры
диалогизации.
Риторические
фигуры:
понятие, классификация.
Антитеза и градация как
важнейшие риторические
фигуры. Типы периодов.
Важность диалогизации
речи и её риторические
средства.
21.09
21.09
4
Риторический
анализ речи.
Содержание
и
метод
поэтапного риторического
анализа.
28.09
28.09
5
Риторический
эскиз речи
Приёмы и этапы создания
риторического
эскиза
речи.
05.10
05.10
6
Структура
публичного
выступления
и его эскиз.
Структура
публичной
различных
ситуациях.
12.10
12.10
7
Аргументиру
ющая
речь.
Введение.
Заключение.
Основная
часть
аргументирую
щей речи.
Общая
характеристика
аргументирующей
речи
как речи специфической
для риторики. Риторика и
логика:
различия
в
аргументации. Работа с
аргументами
и
их
расположением.
19.10
19.10
1
2
и
эскиз
речи
в
речевых
Знать принципиальное
отличие
тропов
от
фигур. Уметь видеть
фигуры
и
тропы,
анализируя
обиходнобытовую речь. Знать
разновидности повтора и
их функции. Понимать
ключевую роль фигур
диалогизации
в
установлении
и
поддержании
коммуникативного
контакта.
Самостоятельный
риторический
анализ
предложенных учителем
текстов.
Самостоятельная
разработка
риторического
эскиза
кратких выступлений.
Разработка
эскиза
публичной
речи
в
соответствии
с
его
общей структурой и с
учётом переходов между
отдельными
этапами
речи.
Самостоятельно
составлять план речи.
Выбирать
тактику
введения и заключения в
соответствии
с
риторической ситуацией.
Знать
различия
аргументов по силе и
14.09
8
Информирую
щая речь.
9
Управление
Свойства
внимания,
вниманием
существенные
для
аудитории и оратора. Работа ритора по
подготовка к управлению вниманием.
речи.
Основные
способы
подготовки к публичному
выступлению.
Импровизиро Импровизированное
ванное
выступление:
выступление
особенности,
ожидание
аудитории
и
речевое
поведение ритора.
10
11
12
Особенности и этапы
информирующей
речи.
Задачи
ритора
в
информирующей речи.
Движение в Мимика, жест, движения
речи: мимика, тела
и
«язык
жест.
позы»(телесная кинесика),
использование
пространства в публичном
выступлении.
Беседа и её Беседа и её типы. Две
типы. Путь к обобщающие
и
взаимопонима противоположные модели
нию.
беседы.
Неофициальн Гедонистическая
ая беседа и её (дружеская) и светская
жанры.
беседа. Их различия.
13
Основы
деловой
беседы.
Деловая
ситуация
и
деловая беседа. Беседа как
средство
разрешения
конфликта.
14
Мастерство
комплимента
и тоста
Тост и комплимент как
малые
жанры
эпидейктической
и
гедонистической речи.
месту в аргументативной
системе.
Самостоятельно
разработать
информирующую речь
на выбранную тему с
заданным
учителем
регламентом,
анализировать
и
оценивать выступления.
Знать
основные
принципы
управления
вниманием.
Уметь
употреблять
риторические средства и
приёмы
управления
вниманием.
Самостоятельные
импровизированные
выступления на темы,
предложенные
одноклассниками;
их
анализ и оценка.
Тренировать отдельные
элементы кинесической
техники
ораторской
деятельности.
Анализ
фрагментов ораторских
выступлений.
Анализ
жизненного
опыта и наблюдений,
текстов художественной
литературы.
Знать
принципы
продуктивного
поведения в беседе и
уметь использовать их
для
достижения
гармонизирующего
эффекта общения.
Подготовить
краткие
сообщения,
сопровождаемые
показом
отдельных
элементов
и
целых
ситуаций
делового
общения
(собеседование).
Готовить и произносить
в классе тексты этих
малых
риторических
жанров,
совместно
26.10
26.10
08.11
08.11
16.11
16.11
23.11
23.11
30.11
30.11
07.12
07.12
14.12
14.12
15
Спор:
стратегии,
тактики,
поведение.
Спор, истина, мнение. Что
особенно
важно
при
обучении
мастерству
спора.
Важнейшие
тактики и приёмы спора.
16
Виды
аргументов:
общая
классификаци
я.
Рациональные
аргументы.
Эмоциональн
ые
аргументы.
Аргументы рациональные
и
иррациональные.
Источники рациональных
аргументов.
Виды
аргументов по силе и
месту в аргументативной
системе. Ошибки и уловки
в споре. Тезис и наиболее
распространённые ошибки
(уловки) в тезисе.
Ошибки
(уловки)
в
рациональных аргументах.
Основные уловки или
ошибки в демонстрации.
обсуждать и оценивать
выступления. Переход к
импровизации.
Знать тактики и приёмы 21.12
спора, его основные
стратегии.
Учиться
анализировать,
оценивать
и
контролировать своё и
партнёров поведение в
споре.
Подготовить
28.12
доказательные
выступления
о
том,
какие аргументы больше
распространены в СМИ
– рациональные или
иррациональные – и о
причинах этого.
Знать свойства тезиса и
требования к нему в
споре. Уметь выявить и
назвать тип ошибки
(уловки), относящийся к
тезису спора.
Научиться выявлять и
называть такие ошибки,
оценивать
общий
уровень достоверности
аргументации в тексте.
21.12
28.12