Общение и чтение УО СИПР 2 вариант 2 класс 2024-2025

Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Общение и чтение»
2 класс
на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека.
Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное
общение ребенка.
Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с
аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении,
имеются трудности выбора и использования форм общения, включая
коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей
с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие
речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У
многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также
на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель:
формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения
пользоваться в процессе социального взаимодействия со взрослыми и
сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет»,
«туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я»,
«ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных
коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение»,
«слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
2

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных
линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с
помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и
самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до
завершения.
Программа
соответствует
учебному
плану
МБОУ СОШ №1 с.Петрокамеское на 2024/2025 учебный год. Рабочая
программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Образовательная область: «Язык и речевая практика».
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и
экспрессивной
речи
и
альтернативной
коммуникации,
является
содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и
взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
овладевают
основными
средствами
социального
взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных
методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых
для обучающихся в практических ситуациях. Результатом продуктивного
взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать

3

интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных
ситуациях.
Учебный предмет включает 4 темы:
- «чтение» телесных и мимических движений.
- «чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
- аудиальное чтение.
- глобальное «чтение».
Основные направления коррекционной работы:
-Развитие способности понимать обращенную речь.
-Развитие умения определять интонацию.
-Развитие умения вступать в контакт.
-Развитие речи как средства общения в
тесной
связи с
познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
-Развитие мелкой моторики руки.
-Развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся, умения
находить свойства и различия очертания предметов.
-Развитие пространственного ориентирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
-понятие об алфавите;
-знать
понятия
слов, обозначающих объекты/субъекты
(предметы, материалы, люди, животные и т.д.);
-знать
понятия
слов,
обозначающих
места
расположения
объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.);
-знать слова, указывающие на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, и
т.д.);
-знать элементарные игры и сказки.
Личностные результаты:
-владение правилами поведения в
учебной
ситуации;
-владение алгоритмом действий в игровой, учебной ситуации;
-владение доступными
знаниями, умениями, навыками,
отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Выявление знаний и умений учащихся (4 час).
4

Соотношение с собой собственного имени, фамилии пола и возраста.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Имена и фамилии окружающих лиц (родители, сестры, братья, учитель,
воспитатель, одноклассники)
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения. Дыхательная
гимнастика и артикуляционные упражнения. Режим дня в школе.
Коммуникация (5 час).
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка
звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание
зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе
беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного
жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение
согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в
разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в
разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния.
Прощание с собеседником.
Развитие слухового внимания (3 час).
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев,
звуки звонков, топанье детских ножек, хлопанье ладошек и др.) Дыхательная
гимнастика и артикуляционные упражнения.
Кто как голос подает? (корова, лошадь, кошка и др.) Дыхательная
гимнастика и артикуляционные упражнения.
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных;
разучивание коротких отрывков из них.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Игры детей с обыгрыванием движений, направленных на подведение к
восприятию звуков речи (самолет летит, рокочет мотор: р-р-р).
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Работа над выделением первого звука в слове (2 час).
Работа над выделением гласных звуков в словах, пропевание звуков,
нахождение слов с данной буквой с опорой на картинки.
Работа над развитием речевого дыхания, продуцирование речи с
различной силой голоса (громко, тихо).
Работа над умением слышать нужный звук в слове. Соотносим звук с
реальным объектом.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.
Букварный период (20 час).
5

Изучение звуков и букв. Усвоение звука предполагает выделение его из
речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с
другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в
следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение
состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее
изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется
постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам,
ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при
обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению
слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых
технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.

6

№
п/п

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Общение и чтение»
Тема урока
Кол-во
часов
1 полугодие
Выявление знаний и умений учащихся
Соотношение с собой собственного имени, фамилии
Режим дня в школе.
Имена, фамилии окружающих лиц
(родителей).
Имена, фамилии окружающих лиц
(учителей).
Коммуникация.
Привлечение внимания к звучащему предмету.
Привлечение внимания к звучащему предмету.
Стимуляция голосовых реакций.
Игра «Ладушки».
Умение выразить просьбу.
Выражение благодарности.
Жестовое приветствие и прощание.
Развитие слухового внимания
Различение звуков окружающей действительности.
Кто как голос подает?
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса
животных.

1

14. Работа над выделением первого звука в слове. Работа над
выделением гласных звуков словах, пропевание звуков,
нахождение слов с данной буквой с опорой на картинки.
15. Работа над умением слышать нужный звук в слове.
Соотносим звук с реальным объектом.
16. Букварный период
Соотнесение игрушки со звукоподражанием «А».
17. Написание буквы А по контору.
18. Звук и буква У. Выделение звука в словах. Знакомство с
буквами (У у).
19.
2 полугодие
Звук и буква М. Выделение звука в словах. Знакомство с
буквами (М м).
20. Обратные слоги ам, ум.

1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
7

21. Прямой слог МА. Сравнительный анализ прямого и
обратного слога.
22. Звук и буква С с. Выделение звука С из слова, знакомство с
буквой.
23. Звук и буква Х х. Выделение звука Х из слова, знакомство с
буквой
24. Звук и буква Ш ш. Выделение звука Ш из слова, знакомство
с буквой.
25. Звук и буква Л л. Выделение звука Л из слова, знакомство с
буквой.
26. Звук и буква ы. Выделение звука ы из слова, знакомство с
буквой.
27. Составление и чтение прямых и слогов с буквой ы.
28. Звук и буква Н н. Выделение звука Н из слова, знакомство с
буквой.
29. Звук и буква Р р. Выделение звука Р из слова, знакомство с
буквой.
30. Звук и буква К к. Выделение звука К из слова, знакомство с
буквой.
31. Звук и буква П п. Выделение звука П из слова, знакомство с
буквой.
32. Звук и буква Т т. Выделение звука Т из слова, знакомство с
буквой.
33. Звук и буква И и. Выделение звука И из слова, знакомство с
буквой.
34. Повторение по теме «Букварный период».
Итого уроков:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

8

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599);
-адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».