Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Спортивный марафон»
Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности
«Спортивный марафон»
5-9 классы
Данная программа предназначена для обучающихся основной и
подготовительной физкультурных групп и ориентирована на применение
широкого комплекса средств и методов физической культуры для увеличения
уровня физической подготовленности обучающихся. Особый акцент в рабочей
программе сделан на подготовку обучающихся к выполнению нормативов
физкультурно-спортивного комплекса ГТО и «Президентских состязаний».
Программный материал курса составлен с учетом возрастных и половых
особенностей обучающихся.
Целью программы является содействие укреплению здоровья,
приобщению детей к физической культуре и потребности заботиться о своем
здоровье в процессе активного их участия в играх и соревнованиях, создание
условий для достижения высоких спортивных результатов.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической
подготовленности;
комплексное развитие физических и психических качеств;
формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном
отношении к своему здоровью, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни;
обучение способам контроля величины и функциональной направленности
физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе занятий;
создание учащимся условия для полноценной реализации их двигательных и
творческих потребностей;
развитие самостоятельности и творческой инициативности школьников,
способствование успешной социальной адаптации, умению организовать свой
игровой досуг;
воспитание волевых качеств: дисциплины, самоорганизация, коллективизма,
честности, скромности, смелости;
формирование системы нравственных общечеловеческих ценностей.
Спортивный марафон» входит в число дисциплин, включенных в
учебный план образовательного учреждения по внеурочной деятельности.
Программа реализуется в 5-9 классах, из расчёта 1 час в неделю – 34 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный марафон»
направлена на достижение занимающихся личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
- знание истории физической культуры своего народа, своего края как части
наследия народов России и человечества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к
саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в
процессе освоения учебного курса. Они включают в себя основы гражданской
идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере
физической культуры, умения использовать ценности физической культуры
для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения
личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются
в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым
нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях
физическими упражнениями;
- владение знаниями по организации и проведению занятий физическими
упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности,
составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами
улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр
и соревнований;
- способность принимать активное участие в организации и проведении
совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы
из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на
основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание
умственных, физических нагрузок и отдыха;
- умение соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,
спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным
соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в
процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с
принятыми нормами и представлениями;
- формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво,
непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и
совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их
содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной,
игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
- владение умениями: в легкоатлетических и гимнастических упражнениях,
выполнять комплексы упражнений на основные физические способности;
- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности:
самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации,
выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и
безопасности во время выполнения упражнений;
- владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по
ОФП и по одному из видов спорта;
- владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями:
соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену
занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать
товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность;
проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Метапредметные результаты проявляются в различных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в
формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и
мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и
самореализации человека;
- понимание физической культуры как средства организации и активного
ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим
ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде
и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и
толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к
освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения
заданий;
- приобретение умений организовывать места занятий и обеспечивать их
безопасность;
- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности
посредством активного использования занятий физическими упражнениями,
гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики
психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки,
ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
- понимание культуры движений человека, постижение значения овладения
жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из
целесообразности и эстетической привлекательности;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения;
В области коммуникативной культуры:
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих
решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и
обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
- владение умениями выполнения двигательных действий и физических
упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры,
активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, величиной физических
нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования результаты изучения программы внеурочной
деятельности должны отражать:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические
нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при
лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и
проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих упражнений,
учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние
здоровья; овладение основами технических действий, приёмами и физическими
упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств,
повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные,
проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации
совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и
уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений,
физических способностей, состояния здоровья;
- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им
помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и
объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по
команде и соперникам в процессе игровой и соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять задания по
технической и физической подготовке;
- умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями
разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест
занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
В области эстетической культуры:
- умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры
движений, при выполнении упражнений разной направленности (на развитие
координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости,
гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической
подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического
развития, осанки, показателями основных физических способностей,
объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и
нормативами.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания по физической культуре,
умело применяя соответствующие понятия и термины;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов
спорта, проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды,
владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы,
гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью,
составлять и них индивидуальные комплексы для осуществления
оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур,
профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению
осваиваемых новых двигательных действий и развитию основных физических
(кондиционных координационных) способностей, контролировать и
анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Спортивный марафон» входит в число дисциплин, включенных в учебный план
образовательного учреждения по внеурочной деятельности. Программа
реализуется в 6 классе, из расчёта 1 час в неделю – 34 часа.