Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
по курсу «Основы программирования на Python»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы
программирования на Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на
основе требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования к результатам освоения основной программы
основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебнометодического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022) и
Примерной основной образовательной программы основного общего
образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию № 1/22 от 18.03.2022).
Примерная рабочая программа курса даёт представления о цели, задачах,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
курса внеурочной деятельности, устанавливает содержание курса,
предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает
распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность
их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, включает описание
форм
организации
занятий
и учебно-методического
обеспечения
образовательного процесса.
Примерная рабочая программа курса определяет количественные
и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения,
в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Программа
служит основой для составления поурочного тематического планирования курса
внеурочной деятельности учителем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
Программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на
Python» отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов
в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных
связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне
инструментария. Современная школьная информатика оказывает существенное
влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и использования
информационных технологий как необходимого инструмента практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы
деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся
значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырёх
тематических разделов информатики на уровне основного общего образования:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы программирования
на Python» являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса
и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как
о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,
общества; понимание роли информационных процессов, информационных
ресурсов
и информационных
технологий
в условиях
цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления
как необходимого условия профессиональной деятельности в современном
информационном обществе, предполагающего способность обучающегося
разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые
задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения
результата и т. д.;
формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций
цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы
работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах,
информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного
отношения к информации;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на
основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том
числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно
планировать
и осуществлять
индивидуальную
и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её
результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых
и этических
аспектов
её
распространения,
стремления
к продолжению образования в области информационных технологий
и созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Основные
задачи
курса
внеурочной
деятельности
«Основы
программирования на Python» — сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики
периода цифровой трансформации современного общества;
владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих
в практической деятельности, их решения с помощью информационных
технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных
задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе
о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять его для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму
на Python;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для
решения с их помощью практических задач;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач
с помощью информационных технологий, применять полученные результаты
в практической деятельности.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за
счёт направления «Дополнительное изучение учебных предметов». Программа
курса внеурочной деятельности рассчитана три года, 102 учебных часа, по 1 ч в
неделю в 7 – х классах (34 ч.).
Срок реализации программы внеурочной деятельности — три года.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может
быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение и занятия,
посвящённые презентации продуктов проектной деятельности.