Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
Нормативно-правовая основа программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в РоссийскойФедерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 09 ноября 2018 г. №196).
- Методические
рекомендациями по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от
18 ноября 2015 №09-3242).
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи. СП 2.4.3648-20.
- Распоряжение Правительства Свердловской области № 70-Д
от 26.06.2019 «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловскойобласти»
- Устав Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №1.
- Положение о дополнительных общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программах МБОУ СОШ №1.
Актуальность программы.
Основной целью дополнительного образования является создание условий
для реализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся.
Спортивно-оздоровительное направление – это одна из главных задач
поставленная государством перед образованием в целом.
Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности
спортивного направления, приобщает к активному отдыху и здоровому образу
жизни, удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.
Содержание программы позволяет максимально разнообразить физическую
деятельность обучающихся и не повторяет имеющуюся школьную программу.
На сегодняшний день актуальна проблема коллективизма, командного духа,
дети зачастую предоставлены сами себе и проводят свое свободное время в сети
интернет. Данная программа направлена на создание новых коллективов,
сплочение уже имеющихся коллективов, на воспитание ответственного
отношения не только к себе, но и к товарищам.
Новизна программы состоит в том, что учебный материал представлен
тематическим планированием с использованием в обучении необычных
материалов, соревновательной направленности, что способствует развитию у
учащихся тактического мышления, развитию постановки целей, нахождения
способов достижения данной цели.
Данная программа даёт знания, которые позволяют достичь технического и
тактического мастерства в отдельных видах спорта.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается
в
формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере
физического совершенствования. Развивая физические способности, ребёнок
сможет использовать свой потенциал в дальнейшей жизни.
На занятиях дети знакомятся с основами спортивных игр, развивают
физические качества, учатся анализировать и оценивать работу.
Программа также способствует формированию социальных навыков,
расширяют возможности общения. Дети становятся более самостоятельными.
Адресат программы. Программа адресована детям 13-15 лет.
Условия набора в группу:
В группу принимаются по желанию все дети.
Срок и освоения программы:
4 группы, 34 учебных часа каждая группа. Продолжительность одного
занятия для одной группы 35 минут, перерыв –10 минут
Программа предусматривает только очное обучение.
Формы организации деятельности обучающихся
Формы проведения занятий: беседы, тренировочные занятия, соревнования,
эстафеты, игры, занятия в группах, в парах, индивидуальные.
Формы подведения итогов работы: таблица соревнований
Направленность программы: спортивно-оздоровительная.
Вид деятельности: физическая.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Тип программы: общеразвивающая.
Цель программы: укрепление здоровья, содействие нормальному
физическому развитию учащихся.
Задачи программы:
Обучающая:
- познакомить с технической стороной игровых видов спорта;
- создавать условия разносторонней физической подготовки;
- повысить уровень развития основных физических качеств;
- овладеть техникой специальных физических упражнений;
- способствовать приобретению необходимых тактических знаний в
области физической культуры и спорта.
Воспитательная:
-воспитывать коллективизм, ответственность за себя и свою команду;
- воспитывать устойчивый интерес и любовь к занятиям физическими
упражнениями;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Развивающая:
- развивать двигательные способности, психические процессы и свойства
личности.
Основная направленность: физкулътурно - оздоровительная, что
предусматривает:
- оздоровление детей, укрепление их здоровья и воспитание привычки к
здоровому образу жизни;
- физическое воспитание, способствующее подъему общего тонуса и
совершенствованию спортивной формы занимающегося;
- воспитание у детей полезных умений и навыков самосовершенствования
и
самопомощи;
- снятие у обучающихся психологической нагрузки;
- развитие адаптивных способностей;
- организация активного отдыха обучающихся, создание комфортного круга
общения. В этом заложена основа методики систематической подготовки
обучающихся, что отражает новизну, актуальность и педагогическую
целесообразность данной программы.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших
дидактических
принципах,
таких
как
системность,
доступность,
последовательность, наглядность, интегративность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные,
регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование
следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Волейбол»
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни,
регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному
здоровью.
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся будут знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной
программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать
такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,
честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение
порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и
ловким.