РП курса внеурочной деятельности ЮИД для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Утверждена в составе ООП ООО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ЮИД»
для 5-9 классов
на 2023-2024 учебный годы

Главные принципы программы
1. Деятельность отряда ЮИД не должна нарушать учебного процесса
школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех доступных средств
наглядности.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы отряда.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
 самостоятельности в принятии правильных решений;
 убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
 внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
 здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в
форме:
 игр-состязаний;
 отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах;
 тестирование.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
1. Конституция РФ.
2. Конвенция «О правах ребенка».
3. Правила дорожного движения.
4. Устав образовательной организации.
5. Учебный план.
6. Учебные программы.
7. План воспитательной работы ОУ
8. Положение об отряде юных инспекторов движения.
Материально-техническое обеспечение:
 оснащение кабинета ОБЖ МБОУ СОШ №1;
 учебные площадки по безопасности дорожного движения в МБОУ
СОШ №1 и на пришкольной территории.
Информационное обеспечение:
 обзор аналитической информации, статистических данных;
 оформление информационных стендов;
 банк данных (разработки уроков, беседы для обучающихся, лекции и
беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий)
 контрольные срезы, тесты
Научно-методическое обеспечение:

1. ФГОС.
2. Учебный план и учебные программы школы.
3. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков
ПДД.
4. Учебники по ОБЖ, ПДД.
5. Методические разработки для обучающихся, родителей и педагогов.
6. Газета «Добрая Дорога Детства»
7. Журнал «Путешествие на зеленый свет»
8. www.юидроссии.рф
В тематический план включен следующий материал
1. Правила дорожного движения:
 общие положения;
 обязанности водителя;
 обязанности пешеходов;
 обязанности пассажиров;
 сигналы светофора;
 дорожные знаки;
 практические занятия.
2. Основы первой помощи:
 общие принципы оказания первой помощи;
 техника наложения повязок;
 первая помощь при ранениях;
 первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
 первая помощь при несчастных случаях;
 первая помощь при ожогах и отморожениях;
 транспортировка при различных видах травм.
3. Фигурное вождение велотранспортных средств.
Формы подведения итогов реализации программы
 выставки
 праздники
 театрализованные представления
 соревнования
 конкурсы
 агитбригады
Основные методы, используемые для реализации программы отряда:
Методическое обеспечение программы отряда «ЮИД».
Деятельность отряда «ЮИД» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков,
таблиц по оказанию первой помощи, аптечки); словесный (ведущий-

инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод.
в воспитании – методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая
беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Работа отряда «ЮИД» основывается на различных видах деятельности:
 Создание уголка безопасности дорожного движения;
 Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
 Создание уголка отряда ЮИД;
 Встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
 Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
 Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
 Участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности;
 Выступления и проведение игр, конкурсов, соревнований как для обучающихся МБОУ СОШ №1, так и для воспитанников дошкольных организаций с.Петрокаменское.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности человека за общее благополучие;
 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
 положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Юные инспектора дорожного движения»;
 способность к самооценке;
 начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
 навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
 установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:

 использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
 умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 ставить вопросы;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемый результат
После освоения программы, обучающиеся будут
знать:
 правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
 серии дорожных знаков и их представителей;
 способы оказания первой медицинской помощи;
 техническое устройство велосипеда.
уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
 оказывать первую помощь пострадавшему;
 пользоваться общественным транспортом;
 управлять велосипедом.
иметь навыки:
 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях, выставках, смотрах агитбригад.
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в образовательную программу отряда (1 ч)
Цели, задачи отряда ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Тема 2. История правил дорожного движения (1 ч)
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения (26 ч)
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие
территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части
дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования
движения. Знаки. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта,
посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда значения временных дорожных
знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и
ее характеристики. Горизонтальная разметка. Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде
стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная
дороги. «Правило правой руки». Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства,
оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным
звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом. Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. Преимущество трамваев
на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок

маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств,
предназначенного для перевозки детей. Движение через железнодорожные
пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная
остановка на железнодорожном переезде. ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных
средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры
ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Тема 4. Основы оказания первой помощи (3 ч)
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой
помощи. Вывихи и оказание первой помощи. Виды кровотечения и оказание
первой помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и
способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный
приступ, первая помощь.
Тема 5. Фигурное вождение велосипеда (3 ч)
Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду.
Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных
сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные
требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами
нерегулируемых перекрестков. Изучение каждого препятствия отдельно.
Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп
велосипедистов. Препятствия (прохождение трассы: змейка, восьмерка, качели, перестановка предмета, слалом, коридор из коротких досок.
Календарно-тематическое планирование
Форма
Вид деятельности
Всего
№
проведеТема
п/п
ния занятия
1 Введение. Ознакомление с по- Собрание Определение струк1
ложениями ПДД.
туры отряда. Выборы
командира отряда,
его заместителя. Распределение обязанностей. Выбор названия, девиза, речевки,
эмблемы.

2

3

4

5

6

7
8

9

10

11
12

История развития автомотоБеседа,
спорта. Проблемы безопасно- практичести движения. Отечественные ская рабоавтомобили, мотоциклы, велота
сипеды. Правила дорожного
движения в нашей стране.
Элементарные вопросы теории Эвристидвижения автомобиля – разгон, ческая беторможение, занос. Влияние
седа
погодных условий на движение
автомобиля. Время реакции
водителя
Правила дорожного движения. ПрактичеОбщие положения. Обязанноское занясти водителей и пешеходов.
тие

Изучение, обсуждение, рисунок автомобиля, автобуса, мотоцикла

1

Изучение, обсуждение

1

Изготовление макета
дорожного знака
«Пешеходный переход»
Экскурсия на перекресток

1

Правила дорожного движения. ПрактичеРазметка проезжей части доро- ское заняги. Места перехода улицы. Петие
рекрестки и их виды.
Организация дорожного двиБеседа
Изучение, обсуждежения. Планирование дорожние
ной сети в городе (селе). Развитие технических средств регулирования.
Права и обязанности пешехоВикторина Участие в викторине
дов.
Практическое занятие с велоПрактичеКатание на велосисипедами на специально разское заняпедах
меченной пришкольной плотие
щадке
Правила дорожного движения.
Анализ
Знакомство, изучеСветофорное
регулирование конкрет- ние, анализирование,
движения. Значение сигналов ных ситуобсуждение
светофора.
аций

1

Сигналы регулировщика.

1

Практическое занятие
Применение аварийной сигнаБеседа
лизации.
Правила дорожного движения: Практичедорожные знаки, их группы.
ское занятие

Тренировка в подаче
сигналов регулировщика
Изучение, обсуждение
Нарисовать дорожные знаки

1

1
1

1

1
1

13

Значение дорожных знаков. ПрактичеУстановка дорожных знаков.
ское занятие

14

Расположение транспортных
средств на дорогах.

15

16

17

18

19
20

21

22

23
24

25

Эвристическая беседа
Автомагистраль. Железная до- Имитацирога.
онная игра
Движение по автомагистралям
и железным дорогам.
День памяти жертв ДТП.
Эвристическая беседа, практическая
работа
Автомагистраль. Проезд жеБеседа
лезнодорожных переездов.
Движение
транспортных
средств.
Патрулирование на перекрест- Практичеке улиц
ское занятие
Буксировка
транспортных
Беседа
средств.
Общие вопросы порядка дви- Имитацижения, остановки и стоянки онная игра
транспортных средств.
Горизонтальная и вертикальная
Анализ
разметки.
конкретных ситуаций
Отдельные вопросы проезда
Анализ
перекрестков, пешеходных пе- конкретреходов и железнодорожных ных ситупереездов.
аций
Учебная езда. Перевозка людей
Видеои грузов.
фильм
Права, обязанности и ответ- Эвристиственность граждан за наруше- ческая бения Правил дорожного движеседа
ния
Первая помощь при ДТП. Ин- Практиче-

Изготовление раскраски для дошкольников и обучающихся начальной школы
«Дорожная азбука»
Изучение, обсуждение

1

Участие в имитационной игре «Железная дорога»

1

Разработка плаката

1

Изучение, обсуждение

1

Выход на перекресток

1

Изучение, обсуждение
Участие в имитационной игре

1

Изучение, обсуждение

1

Изучение, обсуждение

1

Просмотр видеофильма
Изучение, обсуждение

1

Наложение различ-

1

1

1

1

формация, которую должен сообщить свидетель ДТП
Аптечка автомобиля и ее содержимое

ское занятие
Беседа

27

Первая помощь при ДТП

Практическое занятие

28

История ГАИ – дорожной по- Практичелиции. Роль отрядов ЮИД в ское заняпредупреждении детского дотие
рожно-транспортного травматизма
Виды, отрасли, формы страхоБеседа
вания.
Страхование
от
несчастных случаев. Страхование автогражданской ответственности
Номерные, опознавательные и
Беседа
предупредительные
знаки,
надписи и обозначения.
ДТП: причины их возникновеБеседа,
ния и возможные последствия. практическая работа
Правила дорожного движения Практичедля велосипедистов.
ское занятие
Практическое занятие по ПДД Практиче«Велосипедист – водитель ское занятранспортного средства»
тие

26

29

30

31

32

33

34

Итоговое занятие:

Собрание

Итого

ных видов повязок
Изучения содержимого автомобильной
аптечки
Оказание первой помощи при ушибах,
вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Встреча с сотрудниками дорожной полиции

1

Изучение, обсуждение

1

Изучение, обсуждение

1

Изготовление буклета

1

Подготовка к конкурсу «Безопасное
колесо»
Езда на велосипедах.
Подготовка к конкурсу «Безопасное
колесо»
Подведение итогов
работы за год,
утверждение плана
работы на следующий год

1

1

1

1

1

34

5. Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Учебники по ОБЖ, ПДД для 1-2 классов
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Газета «Добрая Дорога Детства».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».