РП курса внеурочной деятельности ДЮП для 5-9 класов на 2023-2024 учебный год

Утверждена в составе ООП ООО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ДЮП»
для 5-9 классов
на 2023-2024 учебный годы

1

1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Цели и задачи ДЮП, обязанности и права члена дружины - 4 часа
Рассказывая о дружинах юных пожарных следует сразу ориентировать
учащихся на конкретный результат, на пользу, которую они смогут принести своей
школе, дому, в котором живут, вступив в ДЮП. Необходимо познакомить со
структурой и организацией работы дружины, проведением противопожарных рейдов,
смотров-конкурсов, викторин, шефской работой в детских садах, участие в
соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
Работа дружин юных пожарных проводится с целью активизации и усиления
воспитательной работы среди учащихся.
Практическое занятие:
Встреча с представителем пожарной части.
Тема 2. Пожарная охрана в России, история развития и ее задачи – 3 часа
Создание, история и развитие советской пожарной охраны и добровольных
пожарных организаций, а также об организации движения юных пожарных, создании
дружин юных пожарных (ДЮП). Занятия проводить в форме встречи с ветеранами
пожарной охраны, пожарными, награжденными за отвагу на пожаре, экскурсии в
пожарную часть. В ходе встречи или после проведения беседы демонстрируется
фильм о профессии пожарных.
Практическое занятие: Сбор материалов о развитии пожарной охраны,
создание презентации.
Тема 3. Причины возникновения пожаров – 3 часа
Неосторожное обращение с огнем – основная причина возникновения пожаров.
Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги и т.д.)
Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки,
большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от
электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий перегрузок и
т.п.
Практическое занятие:
Разработать презентацию для младшего и среднего школьного возраста, с
помощью которой можно эффективно обучать детей правилам пожарной безопасности
и вырабатывать у них навыки принятия решений в случае пожара.
Тема 4. Средства пожаротушения - 2 часа
Вода, песок, земля, покрывало как средства тушения пожаров. Применение этих
средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Ручные, пенные и
углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок
применения первичных средств тушения пожаров.
Практическое занятие:
Тематическая викторина «Чем потушить пожар?»
Тема 5. Знаки пожарной безопасности – 2 часа
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие,
указательные. Примеры их применения и места установки.
Практическое занятие: Проведение конкурса рисунков и оформление
выставки.
Тема 6. Понятие о пожарной профилактике – 2 часа
Пожарная профилактика среди населения.
Практическое занятие: Проведение игры по правилам пожарной безопасности.
2

Тема 7. Противопожарный режим в школе – 3 часа
Требования к территории и помещениям школы, правила эксплуатации
отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах
физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при
проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения
массовых мероприятий: вечеров, спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а
также во время пребывания в лагерях.
Тема 8. Действия при возникновении пожара – 3 часа
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара:
предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения
электрическим током, получение ожогов, отравления дымом. Действия юного
пожарного при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, встреча
пожарных подразделений, выполнение поручений руководителя пожаротушения по
эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой
медицинской помощи пострадавшим на пожаре.
Практическое занятие:
Составление компьютерной презентации «Что нужно делать при пожаре», показ
для начальной школы.
Тема 9. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре –
2 часа
Изучение основных приемов оказания первой медицинской помощи
пострадавшим при пожаре.
Практическое занятие:
Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской
помощи при пожаре».
Тема 10. Весенний и летний пожароопасные сезоны – 1 час
Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от
лесных пожаров. Защита населенных пунктов, производственных объектов, линий
электропередач и др. Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения.
Опасность для людей, находящихся в лесу. Административные меры взыскания за
нарушения противопожарного режима в лесу.
Тема 11. Пожарные автомобили и пожарное оборудование, люди огненной
профессии – 2 часа
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница,
автомашина связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на
пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и
порядок применения во время пожара. Необходимость профессии пожарного.
Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии.
Условия, в которых работает пожарный. Государственная противопожарная служба.
Специализированные учебные заведения, где обучают профессии пожарного.
Практическое занятие:
Экскурсия в пожарную часть с целью ознакомления с пожарной техникой;
беседа с пожарными.
Тема 12. Система пожарной сигнализации и автоматического
пожаротушения – 1 час
3

Устройство для подачи сигнала о пожаре, их функции. Виды пожарных
извещателей. Приемные станции пожарной сигнализации. Установка пожаротушения,
их группы.
Тема 13. Пожарно-прикладной спорт – 3 часа
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Занятия по пожарно-прикладному спорту проходят по следующей схеме:
Преодоление 100 метровой полосы с препятствиями: Бегущий со стволом становится
перед линией старта. При беге по дистанции преодолевает забор, берет рукава,
пробегает по скамейке, соединяет рукава между собой, подбегает к разветвлению,
присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает ее. Смыкание соединительных
головок между собой к разветвлению и стволу разрешается производить на месте и в
движении.
Пожарная эстафета.
Эстафета состоит из 4-х этапов по 100 метров.
а) первый этап: участник, добежав до отметки «яма», перепрыгивает ее и
продолжает бег по этапу, нельзя заступать за ограничительную линию «ямы»;
б) второй этап: участник, приняв эстафету, преодолевает забор без упора ногами
о стойки или откосы забора;
в) третий этап: участник, принявший эстафету, подбегает к огнетушителю, берет
его, добегает до отметки и устанавливает его на обозначенное место. Огнетушитель не
должен упасть;
г) четвертый этап: участник, приняв эстафету, добегает до разветвления с
находящимся рядом рукавом, присоединяет соединительные головки к разветвлению
и стволу и финиширует с приткнутым стволом. В случае не соединения
соединительных головок результат команде не засчитывается.
Тема 14. Повторение – 2 часа
Подведение итогов работы.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Форма
Вид деятельности
№
Тема
проведения
Всего
п/п
занятия
1
Структура ДЮП
Беседа
Знакомство,
1
изучение,
обсуждение
2
Организация работы ДЮП
Эвристическая
Изучение,
1
беседа
обсуждение
3
Разработка плана мероприятий
Собрание
Обсуждение,
1
ДЮП на уч.год
планирование
4
Противопожарный рейд ДЮП
Практика
Организация и
1
совместно с представителем
проведение акции
пожарной части
5
История пожарной охраны в
Беседа
Знакомство,
1
России
изучение,
обсуждение
6
Просмотр фильма о профессии
Видеофильм
Просмотр и
1
пожарных
обсуждение
4

7

Создание презентации о
развитии пожарной охраны в
городе

8

Пожарная опасность огня

9

Пожарная опасность
электричества
Профилактический рейд по
классам начальной школы с
презентацией «Правила
пожарной безопасности»
Средства пожаротушения

10

11

12

13

Проведение тематической
викторины «Чем тушить
пожар?»
Знаки пожарной безопасности

Эвристическая
беседа
Беседа

фильма
Поиск и отбор
материала,
создание
презентации
Знакомство,
изучение,
обсуждение

Практика

Выступление

1

Рассказ

Знакомство,
изучение,
обсуждение
Организация и
проведение
викторины
Знакомство,
изучение,
обсуждение
Организация и
проведение
конкурса
Знакомство,
изучение,
обсуждение
Организация и
проведение игры
Знакомство,
изучение
Знакомство,
изучение,
обсуждение

1

Знакомство,
изучение,
анализирование,
обсуждение

1

Выступление

1

Практика

Викторина
Беседа

14

Конкурс рисунков «Знаки
пожарной безопасности»

15

Виды
профилактических
мероприятий

Беседа

16

Игра по правилам пожарной
безопасности
Требования к территории и
помещениям школы
Противопожарный режим в
опасных кабинетах
Задачи юных пожарных при
проведении массовых
мероприятий
Правила поведения людей,
которым угрожает опасность
пожара
Действия юного пожарного
при обнаружении пожара

Игра

17
18
19

20

21

22

Профилактический рейд по
классам начальной школы с
презентацией «Что нужно

Конкурс

Лекция
Беседа
Эвристическая
беседа
Решение
ситуационных
задач
Анализ
конкретных
ситуаций
Практика

5

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

23

24

25

26

27

28

29

3032

делать при пожаре?»
Приёмы оказания первой
медицинской помощи
пострадавшим при пожаре
Беседа с медицинским
работником

Беседа
Встреча

Сохранение лесных массивов.
Основные способы тушения
лесных массивов
Пожарные автомобили.
Пожарно-техническое
вооружение
Экскурсия в пожарную часть
20/1. Беседа с пожарными
«Необходимость профессии
пожарного. Опасность
огненной профессии»
Государственная
противопожарная служба.
Учебные заведения
Система пожарной
сигнализации. Установка
пожаротушения
Пожарная эстафета

Эвристическая
беседа
Видео-занятие
Экскурсия,
встреча

Видео-занятие
Беседа
Практика

33

Создание отчётной
презентации

Собрание

34

Отчётная презентация

Собрание

Знакомство,
изучение,
обсуждение
Обсуждение,
формулировка
выводов
Знакомство,
изучение,
обсуждение
Знакомство,
изучение,
обсуждение
Обсуждение,
формулировка
выводов
Знакомство,
изучение,
обсуждение
Знакомство,
изучение,
обсуждение
Преодоление
полосы
препятствий
Формулировка
выводов,
обсуждение
Создание
презентации

Итого

1

1

1

1

1

1

3

1

1
34

3. Комплекс организационно – педагогических условий
Материально-техническое обеспечение:
1. Огнетушители порошковые
2. Огнетушители углекислотные
3. Плакаты
Обеспечение образовательной деятельности:
Литература:
1. Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных.
Издательство: типография им. 50 лет Октября г.Владимир 2017 год
2. Положение о Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным
видам спорта.
6

3. Настольная книга учителя ОБЖ Составитель Б.И.Мишин Издательство
«Астрель»
4. Сборник основных нормативных и правовых актов и формализованных
документов по вопросам ГО и ЧС для общеобразовательных учреждений.
5. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г.
6. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар,
2015 г
7. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва,
«Просвещение», 2017 г.
8. «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный
журнал
4. Презентации, учебные фильмы.
5. Интерактивное оборудование.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».