Аннотация к РП курса внеурочной деятельности Скорочтение для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
Общеразвивающая программа «Скорочтение» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до
12 лет» Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем,
запоминаем» Экгардта Р.Н.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Одним из основных навыков успешного обучения ребенка является овладение им навыка
беглого чтения. Ведь от быстрого чтения с отличным пониманием на 60-70% зависит успех
ребенка как в школе, так и во взрослой жизни. Значение скоростного чтения для успешного
освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык
беглого чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое
чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и
рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг,
журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень
важным.
Программа включает три основных направления:
 Обучение детей скоростному и осознанному чтению.
 Развитие зрительной и слуховой памяти.
 Улучшение разговорной речи.
Цель программы: создание условий для развития навыков рационального чтения,
повышения скорости чтения и усвоения информации обучающимися для успешного
освоения образовательных программ начального общего образования, посредством
овладения УУД, предложенными федеральными государственными стандартами
начального общего образования.
Задачи программы:
1. Создать комфортную обстановку для раскрытия умственных способностей учащихся.
1. Освоить приёмы и техники скорочтения;
2. развивать концентрацию и активность внимания;
3. формировать грамотное чтение; понимание прочитанной информации;
4. развивать речь и интеллектуальные способности
5. Развивать оперативную, мгновенную, образную, фотографическую, зрительную,
слуховую память.
6. развивать навыки воображения, восприятия, умения работать и отдыхать,
переключаясь на другое задание
7. формировать практические навыки по скорочтению и устойчивый интерес к
чтению
8. расширять кругозор, словарный запас
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Основные положения программы: обучение скорочтению носит развивающий характер; не
допускает дублирования программ начальной школы; обеспечивает формирование
ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка,

на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от
непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой
последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к
творческой, учебной деятельности, инвариантна и готовит к любой системе школьного
образования.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-10 лет обеспечивает
социально--педагогическую направленность. Программа позволяет обеспечить
удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей), чьи
дети посещают общеобразовательное учреждение.
Программа направлена на:

создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;

на формирование коммуникативной речевой познавательной деятельности,
направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого
материала, как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка),так и
осмысление текста.
Программа учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», согласно которому начальное общее
образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. На
основе диагностических фактов у обучающихся наблюдается низкая скорость чтения, они
допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги,
искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают
трудности при слиянии слогов, то в большинстве случаев все эти факторы затрудняют детям
понимание прочитанного. От скорости чтения зависит процесс развития личности. В
процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих
двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения
должен быть сформирован в начальной школе.
Педагогическая целесообразность программы.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы,
общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки
предметной
области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует
формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также
отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во - вторых, средствами
этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается
результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование
всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и,
наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех
метапредметных задач, которые решаются в рамках данной предметной области. Именно
чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках

одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и
преобразованием. Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке не намного
отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое
количество уроков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой
урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только
можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого,
рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно
сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не
интересующегося ученика — в лидера. Зона оптимального чтения - это чтение со скоростью
разговорной речи в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости
приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при
скорости достигается лучшее понимание речи. По оценкам психологов, на успеваемость
обучающихся влияют более 200 факторов. Но существует фактор № 1, воздействие которого
на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот
фактор номер один – скорость чтения. Быстро читают обычно те ученики, которые читают
много. Элементарные умения надо довести вначале до автоматизма, до уровня
элементарного навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же
чтения является составной частью большинства сложных умений.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Срок реализации программы - 4 года: по 1 занятию в день, 1 раз в неделю. Общее
количество занятий – 135 часов.
Порядок организации работы занятий «Скорочтение»:
• продолжительность занятий - 40 минут;
• форма проведения занятий – групповая.
Итоговая аттестация
В конце каждого учебного года проводится итоговая аттестация, которая заключается в
проверки скорости чтения и понимания и пересказе прочитанного. В качестве критериев
берем следующие результаты скорости чтения:

Нормативы скорости чтения по классам:
класс

В конце 1 полугодия

В конце 2 полугодия

1

15 – 20 слов в минуту

25 - 30

слов в минуту

2

35 - 40 слов в минуту

45 - 50

слов в минуту

3

60 – 65 слов в минуту

75 - 80

слов в минуту

4

95 - 100 слов в минуту

110 - 120 слов в минуту

Как считать слова при проверке техники чтения? Чтобы оценить скорость и
технику чтения нужно знать, как считать слова.
считаем слова, предлоги, союзы;
если слово переносится с одной строчки на другую, считаем его как два
слова;
если слово пишется через дефис, смотрим, сколько букв по обе стороны
дефиса: если больше трех – считаем это как два слова, если меньше трех, – как
одно. Например, «тихо - тихо» – считаем за два слова; «где-то» – как одно.

Принципы построения занятий:
 От простого к сложному.
 Наращивание темпа выполнения заданий;
 Смена разных видов деятельности.
Структура занятия. Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной
направленности:
 Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
 Работа со скороговорками.
 Работа со слоговыми таблицами.
 Чтение.
 Работа с «Таблицами Шульте».
 Работа с текстом на время.
 Упражнения на развитие угла зрения.
 Упражнение на развитие зрительной памяти.
 Упражнение «Корректурная проба».
 Упражнение на развитие слуховой памяти
Материально-техническое обеспечение программы
Информационные ресурсы:
Единая коллекция цифровых ресурсов.
 Режим доступа: http:// scoll-collection/edu.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).
Режим доступа: http://nsc.1 september.ru|urok
Презентация уроков «Начальная школа».
Режим доступа: http:// nachalka.info\about\193
Презентации: «Детские электронные презентации и клипы».
Режим доступа: http://viki.rdf.ru
Презентации «Школа-АБВ».
Режим доступа: http://www.shkola-abv.ru/katalog_
Список использованной литературы
 Зайцев В.Н. «Резервы обучения Чтению» г. Москва «Просвещение»
 Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г
 Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные
задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».