Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
Общеразвивающая программа «Скорочтение» предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до
12 лет» Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем,
запоминаем» Экгардта Р.Н.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально- развивающих
занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Одним из основных навыков успешного обучения ребенка является овладение им навыка
беглого чтения. Ведь от быстрого чтения с отличным пониманием на 60-70% зависит успех
ребенка как в школе, так и во взрослой жизни. Значение скоростного чтения для успешного
освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык
беглого чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое
чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого возраста и
рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг,
журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является очень
важным.
Программа включает три основных направления:
Обучение детей скоростному и осознанному чтению.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Улучшение разговорной речи.
Цель программы: создание условий для развития навыков рационального чтения,
повышения скорости чтения и усвоения информации обучающимися для успешного
освоения образовательных программ начального общего образования, посредством
овладения УУД, предложенными федеральными государственными стандартами
начального общего образования.
Задачи программы:
1. Создать комфортную обстановку для раскрытия умственных способностей учащихся.
1. Освоить приёмы и техники скорочтения;
2. развивать концентрацию и активность внимания;
3. формировать грамотное чтение; понимание прочитанной информации;
4. развивать речь и интеллектуальные способности
5. Развивать оперативную, мгновенную, образную, фотографическую, зрительную,
слуховую память.
6. развивать навыки воображения, восприятия, умения работать и отдыхать,
переключаясь на другое задание
7. формировать практические навыки по скорочтению и устойчивый интерес к
чтению
8. расширять кругозор, словарный запас
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Основные положения программы: обучение скорочтению носит развивающий характер; не
допускает дублирования программ начальной школы; обеспечивает формирование
ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка,
на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от
непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой
последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к
творческой, учебной деятельности, инвариантна и готовит к любой системе школьного
образования.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-10 лет обеспечивает
социально--педагогическую направленность. Программа позволяет обеспечить
удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей), чьи
дети посещают общеобразовательное учреждение.
Программа направлена на:
создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
на формирование коммуникативной речевой познавательной деятельности,
направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого
материала, как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка),так и
осмысление текста.
Программа учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», согласно которому начальное общее
образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. На
основе диагностических фактов у обучающихся наблюдается низкая скорость чтения, они
допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги,
искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают
трудности при слиянии слогов, то в большинстве случаев все эти факторы затрудняют детям
понимание прочитанного. От скорости чтения зависит процесс развития личности. В
процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих
двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения
должен быть сформирован в начальной школе.
Педагогическая целесообразность программы.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы,
общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки
предметной
области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует
формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также
отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во - вторых, средствами
этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается
результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование
всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и,
наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех
метапредметных задач, которые решаются в рамках данной предметной области. Именно
чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках
одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и
преобразованием. Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке не намного
отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое
количество уроков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой
урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только
можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого,
рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно
сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не
интересующегося ученика — в лидера. Зона оптимального чтения - это чтение со скоростью
разговорной речи в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости
приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при
скорости достигается лучшее понимание речи. По оценкам психологов, на успеваемость
обучающихся влияют более 200 факторов. Но существует фактор № 1, воздействие которого
на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот
фактор номер один – скорость чтения. Быстро читают обычно те ученики, которые читают
много. Элементарные умения надо довести вначале до автоматизма, до уровня
элементарного навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же
чтения является составной частью большинства сложных умений.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Срок реализации программы - 4 года: по 1 занятию в день, 1 раз в неделю. Общее
количество занятий – 135 часов.
Порядок организации работы занятий «Скорочтение»:
• продолжительность занятий - 40 минут;
• форма проведения занятий – групповая.
Итоговая аттестация
В конце каждого учебного года проводится итоговая аттестация, которая заключается в
проверки скорости чтения и понимания и пересказе прочитанного. В качестве критериев
берем следующие результаты скорости чтения:
Нормативы скорости чтения по классам:
класс
В конце 1 полугодия
В конце 2 полугодия
1
15 – 20 слов в минуту
25 - 30
слов в минуту
2
35 - 40 слов в минуту
45 - 50
слов в минуту
3
60 – 65 слов в минуту
75 - 80
слов в минуту
4
95 - 100 слов в минуту
110 - 120 слов в минуту
Как считать слова при проверке техники чтения? Чтобы оценить скорость и
технику чтения нужно знать, как считать слова.
считаем слова, предлоги, союзы;
если слово переносится с одной строчки на другую, считаем его как два
слова;
если слово пишется через дефис, смотрим, сколько букв по обе стороны
дефиса: если больше трех – считаем это как два слова, если меньше трех, – как
одно. Например, «тихо - тихо» – считаем за два слова; «где-то» – как одно.
Принципы построения занятий:
От простого к сложному.
Наращивание темпа выполнения заданий;
Смена разных видов деятельности.
Структура занятия. Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность
занятий 40 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной
направленности:
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Работа со скороговорками.
Работа со слоговыми таблицами.
Чтение.
Работа с «Таблицами Шульте».
Работа с текстом на время.
Упражнения на развитие угла зрения.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение «Корректурная проба».
Упражнение на развитие слуховой памяти
Материально-техническое обеспечение программы
Информационные ресурсы:
Единая коллекция цифровых ресурсов.
Режим доступа: http:// scoll-collection/edu.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).
Режим доступа: http://nsc.1 september.ru|urok
Презентация уроков «Начальная школа».
Режим доступа: http:// nachalka.info\about\193
Презентации: «Детские электронные презентации и клипы».
Режим доступа: http://viki.rdf.ru
Презентации «Школа-АБВ».
Режим доступа: http://www.shkola-abv.ru/katalog_
Список использованной литературы
Зайцев В.Н. «Резервы обучения Чтению» г. Москва «Просвещение»
Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г
Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные
задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г.