Рабочая программа курса ВНД Шахматы в школе

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП НОО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шахматы в школе»
для 1-4 классов
на 2025-2026 учебный год

Петрокаменское, 2025г

АННОТАЦИЯ

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 с изменениями от
26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. №
1643, от 31.12.2015г. № 1576) (далее - ФГОС НОО).
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 с изменениями от
29.12.2014г. № 1644, от 31.12.2015г. № 1577) (далее - ФГОС ООО).
• Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного Стандарта
общего образования».
-Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1015 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным
программам, программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
• Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности
и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
образовательных программ).
-СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 г. №189 «Санитарно эпидемиологические
требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Обучение проходит за счет занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
второго поколения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и
целостности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Древняя игра шахматы открывает новые горизонты познания. Создает положительную
мотивацию учения, активно формирует личность. Не случайно последние десятилетия шахматы
вводят в расписание занятий начальной школы.
Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития
личности. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и
развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Экспериментаторы отмечают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи,
комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных
потребностей, критичности, самостоятельности мышления.
Факультативный предмет «шахматы» - средство разностороннего развития индивида. Это
универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в
том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить недостаток
логики в школьном обучении. Через уроки шахмат можно подойти к путям формирования
личности нового типа, развития инициативы, активности, способностей, трудолюбия, творческого
потенциала современного школьника начальных классов.

Цель программы: Развитие личности ребенка и его интеллектуальных способностей
средствами шахматной игры.
Задачи программы:
1. Ознакомить школьников с основами игры в шахматы.
2. Развивать у школьников логическое мышление, самостоятельность мышления,
познавательные потребности и жизненную активность.
3. Формировать у школьников интерес к шахматам как виду спорта.
4. Воспитывать у школьников уважение к своему противнику, к окружающим, любовь к
чистоте и порядку.
5. Учить оценивать собственные силы, замечать ошибки противника, не допускать
подобных ошибок в своей игре.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Решая первую задачу, необходимо обучить детей ходам шахматных фигур, понимать и
использовать шахматную терминологию, ценность шахматных фигур, и различные виды
шахматного мата. При решении второй задачи нужно знакомить обучающихся с правилами
рокировки, с разными случаями игры «вничью», с простейшими тактическими приёмами и
шахматными комбинациями, с особенностями игры в шахматных окончаниях. Формируя у детей
этого возраста интерес к шахматам как виду спорта, также необходимо знакомить с дебютными
принципами и с правилами игры на соревнованиях.
При решении двух других задач, несмотря на младший школьный возраст шахматистов,
педагог должен своим примером учить детей уважению к окружающим, в том числе к своему
противнику, наблюдательности, терпению и сосредоточенности в игре.
На занятиях шахматами прорабатывается теоретический материал, играются
тренировочные партии, домашнее задание.
Учебный курс состоит из 5 блоков: блок «Знакомство с шахматами», блок «Матование
короля», блок «Тактика», блок «Шахматные окончания», блок «Турниры».
В течение первой четверти изучаются блоки «Знакомство с шахматами» и «Матование
короля», проводятся тренировочные турниры.
Во второй четверти основная нагрузка ложится на изучение блоков «Тактика» и
«Шахматные окончания» и проводятся тренировочные турниры, проводится первенство класса
К концу года дети должны уметь ставить основные виды матов и играть шахматные партии,
соблюдая основные правила игры в шахматы.
Занятия с юными шахматистами могут проходить в классной комнате или рекреациях
школы.
Результаты занятий в объединениях спортивно-оздоровительного профиля зависят от
стремления детей освоить приемы спортивного мастерства, от природных задатков и
способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.
Желающие, успешно освоившие игру в шахматы, могут выполнить нормативы
соответствующих спортивных разрядов. Это вызвано тем, что в течение учебного года на занятиях
проводится несколько учебных турниров, а детей, хорошо в них сыгравших, необходимо
поощрять. «Учебный V разряд» преследует не спортивную, а учебную цель. Для его присвоения
учитываются следующие требования:
- умение ставить мат с использованием ферзя и ладей;
- умение использовать все ходы фигур (рокировка, взятие на проходе);
- знание правил игры в турнирах;
- хорошие результаты в учебных турнирах.
Подведение итогов работы спортивно-оздоровительного направления организуется в дни
зимних, весенних и летних каникул по классам, по параллелям классов, на первенство школы,
летом победители школьных состязаний участвуют в районных и городских соревнованиях
школьников.
Для повышения эффективности работы на уроках, создано учебное пособие: рабочая
тетрадь «Шахматы». В ней даются по урокам шахматные сведения, задания для выполнения на
уроках и домашние задания для закрепления пройденной темы.
В данном возрасте полностью теоретические занятия неэффективны, продолжительность
объяснения темы не должна превышать 20 минут. После первой половины урока должна
предусматриваться физкультминутка.

С целью контроля проводятся тесты, контрольные работы, шахматные головоломки,
шахматные игры, в том числе - компьютерные.
В качестве дополнительных заданий детям, имеющим компьютер, можно использовать
шахматные учебные программы. Использование компьютерных программ, благодаря помощи
родителей, даёт очень хорошие результаты.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков: сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих
сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного
типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Важное
значение при изучении шахматного курса имеют специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций.
Основные формы работы на занятии: индивидуальная, групповая и коллективная
(игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и
позиции для игровой практики.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Шахматы в школе», рассчитана на 4 года, предусматривает 102 занятия за 1 год,
учебная нагрузка в неделю – по 3 часа в неделю, всего за 4 года обучения – 408 часов.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Обучение проходит за счет занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

-

ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающиеся ознакомятся с основами игры в шахматы:
правилами рокировки;
ценностью фигур;
случаями завершения игры «вничью»;
названиями видов шахматного мата;
дебютными принципами;
простейшими тактическими приемами и комбинациями;
особенностями игры в шахматных окончаниях;
правилами игры в соревнованиях;
легендами о зарождении шахмат;
шахматной терминологией по пройденным темам.
овладеют:
игрою всеми шахматными фигурами в соответствии с шахматными правилами;
делать рокировку, взятие на проходе;
решать задачи на мат в 1 ход различной сложности;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем, ладьей и
королем;
проводить элементарные комбинации;

разыгрывать «простые» пешечные эндшпиля.
Выполнят: V разряд по шахматам: 20% обучающихся (допуск к участию в
классификационных турнирах на IV разряд)
Предметно-информационная составляющая:
- знание основ игры в шахматы (а именно: правила рокировки, случаи завершения «игры
вничью», названия видов шахматного мата, дебютные принципы, особенности игры в
шахматных окончаниях, правила игры в соревнованиях, легенды о зарождении шахмат,
шахматную терминологию по пройденным темам).
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
- понимание и использование ценности шахматных фигур, видов шахматного мата,
простейших тактических приемов и комбинаций;
- способность размышлять и находить самостоятельное решение шахматных задач.
Ценностно-ориентационная составляющая:
- способность оценить силу противника, видеть свои ошибки и ошибки в игре соперника;
- стремление довести игру до конца, выиграть партию;
- стремление к порядку, чистоте и точности;
способность проявить терпение к противнику в процессе игры.
-

ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами
- овладение установками, нормами и правилами игры;
- самооценка умственных и физических способностей;
- планирование участия в различных соревнованиях школьного, районного и других
уровней;
- бережное отношение к инвентарю;
Метапредметными результатами
- проявление инновационного подхода к решению шахматных задач в процессе игры;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по игре в
шахматы;
- согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими ее
участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательной деятельности по принятым критериям и
показателям;
Предметными результатами освоения являются:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для игры;
В трудовой сфере:
- планирование процесса игры;
- проектирование последовательности операций;
- контроль промежуточных и конечных результатов по установленным критериям и
показателям;
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности в конкретной деятельности;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательной деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов игры;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени;
В коммуникативной сфере:
- публичная презентация и защита
В физиолого-психологической сфере:

- сочетание образного и логического мышления в процессе игры

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Блок «Знакомство с шахматами»
Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы. Зарождение шахмат в Индии.
Легенды о появлении шахмат.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Начальная
расстановка фигур. Место каждой фигуры. Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешек. Взаимодействие фигур
в игровых ситуациях: ладья против пешек, слон против пешек, конь против пешек, ладья против
легких фигур, ферзь против легких фигур и пешек, король против других фигур.
Сложные шахматные правила: Ход «рокировка». Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш материала. «Взятие на проходе».
Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия фигур, использование рокировки.
Игры с целью повторения ранее изученных тем.
Понятие «шах». Защита от шаха. Понятие «мат». Простейшие случаи матования. Мат в
один ход. Понятие «пат». Понятие «игра вничью».
Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии с постановкой мата.
Блок «Матование короля»
Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и разбойник. Лесенка. Обход.
Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг. Зажим.
Матование одинокого короля ладьей и королем.
«Детский мат». Игра на «детский мат».
Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы дебюта. Развитие фигур первыми
шестью ходами. Гармоничное развитие фигур. Понятие «отсталость в развитии».
Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от «детского мата».
Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с использованием тактических
приемов.
Отработка постановки различных видов мата в 1 ход. Конкурсы на постановку мата.
Блок «Тактика»
Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной удар, «вилка», открытое
нападение, вскрытый шах, двойной шах.
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение, уничтожение защиты.
Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й) горизонтали
Решение позиций с использованием изученных тактических приемов и комбинаций.
Конкурсы комбинаций.
Блок «Шахматные окончания»
Пешечные окончания. Проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Проведение
проходной пешки.
Реализация лишнего материала в окончаниях.
Игра в окончаниях. Тематические турниры по окончаниям. Решение позиций.
Блок «Турниры»
Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах. Шахматный кодекс.
Квалификационные турниры на V разряд (по мере готовности учащихся).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дидактические игры, самостоятельные работы, контрольные работы, работа над
ошибками, выбора действия для решения задачи, составление задач по рисунку,
объяснение – показ процесса игры.
На занятиях по шашкам прорабатывается теоретический материал, играются
тренировочные партии, домашнее задание.
Занятия с юными шашистами могут проходить в классной комнате или рекреациях школы.
Результаты занятий в объединениях спортивно-оздоровительного профиля зависят от
стремления детей освоить приемы спортивного мастерства, от природных задатков и
способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.
Желающие, успешно освоившие игру в шашки, могут выполнить нормативы
соответствующих спортивных разрядов. Это вызвано тем, что в течение учебного года на занятиях
проводится несколько учебных турниров,

Подведение итогов работы спортивно-оздоровительного направления организуется в дни
зимних, весенних и летних каникул по классам, по параллелям классов, на первенство школы,
летом победители школьных состязаний участвуют в районных и городских соревнованиях
школьников.
В данном возрасте полностью теоретические занятия неэффективны, продолжительность
объяснения темы не должна превышать 20 минут. После первой половины урока должна
предусматриваться физкультминутка.
С целью контроля проводятся тесты, контрольные работы, шахматные
головоломки, шашматные игры, в том числе - компьютерные.
В качестве дополнительных заданий детям, имеющим компьютер, можно использовать
шашечные учебные программы. Использование компьютерных программ, благодаря помощи
родителей, даёт очень хорошие результаты.

Формы:
1. Групповая и индивидуальная форма, теоретические и практические занятия.
2. Теоретические занятия: лекции, диспуты, беседы, анализ сыгранных партий, разбор
партий известных шашистов.
3. Практические занятия: сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по
решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.
Методы:
1. Словесные (объяснение, рассказ, замечание, команды, указания)
2. Наглядные: показ пособий, упражнений
3. Практические: упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки
Виды деятельности:
1. Упражнения на усвоение правил игры.

2. Разбор и решение тематических примеров.
3. Игры с записью партии.
4. Разбор специальных тематических примеров.
5. Решение упражнений.
6. Упражнения в записи отдельных положений и записи партий.
7. Участие в соревнованиях, турнирах по шашкам, запись партий, их последующий
разбор.
Контроль за реализацией программы:
1. Текущий контроль - по разделам программы в форме итогового занятия, наблюдение за
игрой.
2. Промежуточная аттестация – в конце 1 и 2 полугодия; зачет, контрольная работа – в
конце 1 полугодия, тестирование – в конце 2 полугодия
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тематическое планирование 1 года обучения
Темы
Количество часов
Шахматная доска и фигуры
Ходы и взятие фигур
Цель и результат шахматной партии. Понятие «шах», «мат»,
«пат»
Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен
Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывание «дебюта»
Особенности «матования» одинокого короля
Тактические приемы и особенности их применения
Начальные сведения об «эндшпиле»
Начальные сведения об «миттельшпиле»
Подведение итогов года
Итого

3
12
12

3
3
3

9
9

12
12
12
12
9
15
3
102

3
3
3
3
9
9
27

9
9
9
9
6
12
3
75

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тематическое планирование 2 года обучения
Темы

Количество
часов
12
3
9
12
3
9
12
3
9
12
3
9

Нападение, защита и размен
Общие принципы разыгрывание «Дебюта». Английское начало
Особенности «матования» одинокого короля. Ферзевой гамбит
Тактические приемы и особенности их применения.
Сицилийская защита
«Эндшпиль»
«Миттельшпиль»
Турниры
Итого

12
12
30
102

3
3
18

9
9
30
84

Тематическое планирование 3 года обучения
Темы
Количество часов
Каталонское начало
Неправильное начало
Дебют слона
Центральный дебют
Дебют ферзевой пешки
Французская защита
Славянская защита
Староиндийская защита
Турниры
Подведение итогов года

6
6
6
6
6
9
9
9
42
3
102

3
3
3
3
3
3
3
3
-

1
1
1
1
1
6
6
6
42

24

78

Тематическое планирование 4 года обучения
Темы
Количество часов
Дебют слона
Дебют ферзевых пешек
Центральный дебют
Замаскированная жертва
Королевский гамбит
Испанская партия
Скандинавская партия
Венская партия
Турниры
Подведение итогов года
Итого

6
6
6
6
6
9
9
9
42
3
102

3
3
3
3
3
3
3
3
-

3
3
3
3
3
6
6
6
42

24

78

1.
2.
3.
4.
5.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ
/ сверх комплекта общеобразовательного класса /
Демонстрационная доска с комплектом магнитных фигур (желательно наличие двух
досок);
Комплекты шахмат с досками (картонными или пластиковыми) –
10-15 комплектов в зависимости от наполняемости класса;
Комплект наглядных пособий: плакаты, рисунки, фотографии;
Комплект раздаточного материала: карточки с заданиями.
Желательно: учебное пособие «Шахматы»- рабочая тетрадь – у каждого обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА
1. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов. М.:
Всероссийский шахматный клуб, 1969.
2. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев: Радянська школа, 1986.
3. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. М.: Владос, 2002.
4. Князева В. Уроки шахмат. Ташкент: Укитувчи, 1992.
5. Костров В., Давлетов Д. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. Учебник
для 1-2 класса начальной школы. СПб.: Шахматная федерация Санкт-Петербурга, 2001.
6. Костров В., Рожков П. 1000 шахматных задач, решебник, 1 год.. СПб.: «Литера», 2001.
7. Костров В. Шахматная рабочая тетрадь. СПб.: «Ювента», 2001.
8. Петровский А. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.
9. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – М., 1996
10. Подласый И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
11. Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
12. Сухин И. Шахматы первый год или учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск:
«Духовное возрождение», 1999.
13. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе //
Шахматный всеобуч. – № 1996. - № 3
14. Тимофеев А.А. Общие подходы концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной
школе // Начальное образование. – 2006. - № 4
15. Шахматы – школе. Сост.: Б.Гершунский, А.Костьев. М.: Педагогика, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».