Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП НОО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
для 1-4 классов
4 года
на 2025-2026 учебный год
село Петрокаменское, 2025г.
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Скорочтение» предназначена для
обучающихся 1-4 классов и разработана на основе нормативных и
нормативно-методических документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2014 г. № 1726 - р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе авторской «Программы по
скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» Ситдиковой Раисы
Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем» Экгардта
Р.Н.
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана
на четыре года обучения.
Одним из основных навыков успешного обучения ребенка является
овладение им навыка беглого чтения. Ведь от быстрого чтения с отличным
пониманием на 60-70% зависит успех ребенка как в школе, так и во взрослой
жизни. Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного
материала учащимися состоит в том, что сформированный навык беглого
чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через
смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание,
преобразование, интерпретация, оценка.
Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей любого
возраста и рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через
прочтение книг, журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности
чтения является очень важным.
Программа включает три основных направления:
Обучение детей скоростному и осознанному чтению.
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Улучшение разговорной речи.
Цель программы: создание условий для развития навыков рационального
чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации обучающимися
для успешного освоения образовательных программ начального общего
образования, посредством овладения УУД, предложенными федеральными
государственными стандартами начального общего образования.
Задачи программы:
1. Создать комфортную обстановку для раскрытия умственных
способностей учащихся.
1. Освоить приёмы и техники скорочтения;
2. развивать концентрацию и активность внимания;
3. формировать грамотное чтение; понимание прочитанной
информации;
4. развивать речь и интеллектуальные способности
5. Развивать оперативную, мгновенную, образную, фотографическую,
зрительную, слуховую память.
6. развивать навыки воображения, восприятия, умения работать и
отдыхать, переключаясь на другое задание
7. формировать практические навыки по скорочтению и устойчивый
интерес к чтению
8. расширять кругозор, словарный запас
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Скорочтение» предполагается
обеспечение условий для достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей
успешной учёбы, активизации познавательной деятельности
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей
умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
- Обучающийся научится управлять своим вниманием;
использовать технику дыхательных упражнений для достижения
высокой умственной работоспособности;
максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в
чтение.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
выделять в тексте самое важное и необходимое;
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
извлекать и анализировать информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми
за счет улучшения качества устной речи.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со
скоростью позволяющей понимать прочитанное;
свободно читать тексты больших объёмов;
владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
владеть техникой скорочтения: читать с применением эффективных
стратегий запоминания.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости
чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в
ученическом коллективе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы;
максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в
чтение; - применять новые знания и умения для организации
внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации
познавательной деятельности. Основной показатель качества
освоения программы - личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Обучающиеся научатся:
- сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза; увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;
- увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
- научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;
научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова; научатся мыслить быстрее.
Приемы и методы.
Артикуляционная гимнастика;
чтение слогов, текста;
упражнения на слуховую память;
упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой
взгляд;
упражнения на концентрацию внимания;
упражнения на логическое мышление; корректурная проба.
Формы и виды деятельности
Обучение строится на игровой и творческой деятельности и носит
практический характер. Особое значение при проведении занятий с детьми
приобретают речевые игры, театрализация, работа по формированию тонкой
моторики и развитию координации движений.
Образовательная
Виды детской деятельности
Формы образовательной
деятельности область
«Познавательное
развитие»
Познавательноисследовательская
игровая;
восприятие художественной
литературы;
двигательная;
изобразительная;
конструктивная;
трудовая;
игровая
Решение проблемных
ситуаций беседа,
дидактические и
развивающие игры,
рассматривание картин,
иллюстраций, заучивание
стихотворений, слушание
и обсуждение
произведений,отгадывани
е загадок, викторины,
реализация проектов
«Речевое развитие»
Коммуникативная
познавательноисследовательская;
восприятие художественной
литературы;
игровая;
Слушание
художественной
художественных
произведений,театрализа
ция,разучивание
стихотворений,
двигательная
праздники и развлечения
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
проведение итоговой аттестации (проверка скорости чтения);
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
итоговый урок-праздник «Мы умеем быстро читать!»
Обязательными условиями проведения занятий являются:
1. Использование игровых методов преподавания. Игровая деятельность
способствует развитию произвольного внимания и произвольной
памяти.
2. Виды игр: сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные,
дидактические.
3. Смена видов деятельности.
4. Положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игровая, познавательная.
Содержание программы
До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения,
чтобы контролировать правильное их выполнение учеником. Главное —
знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить
ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как
делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать к
прохождению тренинга.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест. Струп-тест —
это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый,
красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом
цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово
зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно
внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет,
которым это слово написано.
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь
никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе
пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из
лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости
от того, каково задание.
Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют
ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в
обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и
зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится
упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно
одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая
то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99. В
чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом,
они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро
перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг
довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения.
Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание,
угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа
является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших
и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку,
чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Практические упражнения по развитию памяти
Слуховая память
Упражнение на развитие слуховой памяти Читается 10 слов,
которые дети должны постараться их запомнить. Для запоминания
составляется рассказ.
Наставнику: Прочтите ребенку слова. Вмести с ним составьте рассказ,
включая каждое слово после его однократного прочтения. Проверьте сколько
слов запомнил ребенок. Обсудите причину забывания того или иного слова.
Подумайте как бы надо было изменить рассказ, чтобы слово не потерялось.
1. Компьютер
2. Игра
3. Пулемет
4. Ошибка
5. Мама
6. Обувь
7. Пальто
Наставнику:
8. Поцелуй
9. Обида
10. Холод
11. Ветер
12. Дождь
13. Трещина
14. Огонь
15. Чужой
16. Погоня
17. Яйцо
18. Ребёнок
19. Укрытие
20. Штора
21. Люк
22. Мир
23. Красный
24. Пустыня
25. Путешествие
26. Пирамида
27. Сокровище
28. Способность
Ребёнок должен сам читать слова. Все остальные так же как в предыдущем
случае.
1. Ворона
2. Чеснок
3. Грузин
4. Магия
5. Организм
8. Записка
9. Лагерь
10. Стрижка
11. Узор
12. Санитар
15. Помощь
16. Глина
17. Копия
18. Фильм
19. Орех
22. Этаж
23. Таблетка
24. Воск
25. Гадание
26. Картина
6. Отец
7. Наволочка
13. Слесарь
14. Молоко
20. Опера
21. Ток
27. Макароны
28. Телескоп
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения.
Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно
большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором
большую область. Это называется «пятно ясного видения».
Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного
видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел,
расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3
(для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5. Как работать с таблицей Шульте?
Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4
раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см,
то требуемое расстояние составит 30-40 см. Необходимо,
сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры
от 1 до 25. В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться.
Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести
эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет
большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень
важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах.
Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно
давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать,
что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику
следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких
результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и
вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые
клиновидные таблицы. Цель этого задания — глядя на центральную линию,
при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся
по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке
необходимо вернуться на два шага назад и продолжать.
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную
работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это
последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это
интуиция, воображение, образы и т. д. Есть один медицинский факт: за левую
часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть,
соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что не переученные
левши — личности более творческие. Еще один практический вывод
заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга,
можно получать состояние сверх обучаемости, в котором процесс обучения
проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу
внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих
полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не
давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него
получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать
достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба
полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом:
ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает,
соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если
снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки. В
более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и
соответствующую ногу.
Упражнение «Корректурная проба». На бланке с буквами
отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы,
просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и
первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)».
Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности
к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и
внимания
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и
громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места.
Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с
помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и
избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух
или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно
ускоряет свои движения. В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка
накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком
он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение «Чтение на 3 хлопка».
«Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами.
Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается
отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами
через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3
хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель. -
«Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая
последний слог
- Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием
«Многократное чтение».
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в
зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый
раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом
увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается
желание дальнейшего чтения
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и
дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.
Соединять скороговорку с различными движениями пальцев:
играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с
щелчками пальцев левой и правой руки. Скороговорки и чистоговорки
необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки
правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Практическая часть
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата
(артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь
воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и
выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много
маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как
много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество
коротких выдохов.
Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания
воды на бельё.
В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов
и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений.
Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3раза.)
Отработка дикции
1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до
тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного
ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Скороговорки
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка,
три Егорка …
Летят три пичужки через три пусты избушки.
В один, Клим, клин колоти.
Каково волокно, таково и полотно
Клюет курка крупку, курит турка трубку.
Либретто "Риголетто”.
Полили ли лилию, видели ли Лидию?
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Чистоговорки
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
Развитию внимания способствует использование «зашумлённых» картинок,
таблиц Шульте.
Тематическое планирование
1 кл (33 часа, 1 час в неделю)
№
п/п
Тема
Вводное занятие. Мир общения.
Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости
чтения
Работа со скороговорками. Пять врагов быстрого чтения.
Чтение слогов.
Мир общения. Слово в общении.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Чтение слогов по таблице.
Общение без слов. Мимика и жесты.
Работа со слогами.
Озорные красавицы буквы. Игры-загадки.
Удивительные невидимки звуки.
Игра «Подскажи словечко»
Чтение «марсианского» стихотворения.
Весёлые странички.
Тренировка на быстрое переключение внимания
Работа с «Таблицами Шульте».
Поиск цифр и букв. Подготовительный этап.
Работа с текстом на время. Практическое задание.
Игры со словами. Практическое задание. Игра «Кто
больше»
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Составление рассказа на запоминание.
Упражнение «Вставь буквы»
Игры «Деда Буквоеда».
Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. Составление рассказа
на запоминание.
Составление рассказа на запоминание. Игры с буквами.
Акросхемы.
Количеств
о часов
Работа с «Таблицами Шульте».
Тренировка горизонтального движения глаз.
Упражнение «Корректурная проба.
Игры с буквами и словами. Игра
« Первый звук потерялся»
Работа с текстами с применением техник чтения
Занимательные кроссворды. Ребусы
Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.
Итого:
2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п
Тема
Вводное занятие.
Чтение простейших слогов.
Работа с таблицами по цифрам и алфавиту.
Игры с буквами.
Акросхемы.
Удивительные невидимки звуки.
Игра «Подскажи словечко»
Занимательные игры со словами.
Добрый “волшебник” – Ударение.
Попробуй изменить ударение.
Играем в прятки с буквами.
Игра «Да и нет»
Разгадываем ребусы.
Загадки. Шарады из слов.
Игры с буквами и словами.
Игра « Первый звук потерялся».Созерцание зеленой точки.
Слова – друзья. Синонимы.
Работа с текстами на время.
Отработка ускорения.
Количеств
о часов
Работа с текстами, используя полную организацию
внимания.
Понимание и запись под диктовку.
Работа с разными текстами, используя оперативную память.
Работа с текстом.
Текст. Осмысливание.
Работа с карандашом.
Опорные слова.
Текст.
Использование «Таблицы Шульте».
Слова – спорщики.
Антонимы.
Одинаково звучащие слова. Амонимы.
Решаем анаграммы.
Занимательные кроссворды. Ребусы.
Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.
Итого:
Тематическое планирование 3 класс (34 часа в неделю)
№ п/п
Тема
Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.
В страну слов. Первые встречи.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
К тайнам волшебных слов. Работа со слогами.
Выбор друзей в Стране Слов
К несметным сокровищам Страны слов.
Чудесные превращения слов.
Чтение «марсианского» стихотворения.
В гости к Алфавиту.
Текст. Использование «Таблицы Шульте».
Работа с «Таблицами Шульте».
Тренировка горизонтального движения глаз.
Количеств
о часов
Работа с текстом. Доминанта.
Работа с текстом. Созерцание зелёной точки.
В Страну Слогов.
Работа с текстом на время
Упражнение на развитие слуховой памяти.
Составление рассказа на запоминание.
На карнавале слов.
В Театре близнецов.
Работа с текстом на время
Развитие зрительной памяти
Упражнение «Корректурная проба.
Следопыты развлекают гостей.
В Клубе весёлых человечков.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Занимательные кроссворды.
Ребусы
Быстрое переключение и тренировка внимания
Работа с «Таблицами Шульте».
Работа с текстами с применением техник скорочтения
Чтение с указкой.
Работа с текстами с применением техник скорочтения
Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.
№ п/п
Тематическое планирование 4 класс (34 часа в неделю)
Тема
Количеств
о часов
Вводное занятие. Особенности традиционных методов
чтения.
Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по цифрам
и алфавиту.
Работа с текстами на время. Отработка ускорения.
Работа с текстами, используя полную организацию
внимания.
Работа с разными текстами, используя оперативную память.
Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом.
Текст. Осмысливание. Опорные слова.
Отработка дикции.
«Таблицы Шульте». Поиск цифр и букв Подготовительный
этап.
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка
горизонтального движения глаз.
Работа с текстом. Доминанта.
Работа с текстом. Созерцание зелёной точки.
Работа с текстами, используя полную организацию
внимания.
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.
Работа с текстами
Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки.
Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией, ключевыми
словами, смысловыми рядами.
Доминанта Зрительное видение текста, автора, основное
содержание страницы.
Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией,
формирование доминанты.
Закрепление полученных приемов чтения.
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.
Работа с карандашом и движением рук.
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка
горизонтального движения глаз.
Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой точки.
Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с
понятием.
Чтение текстов, используя «Метод штурма» и вертикальные
линии.
Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Непроизвольное внимание.
Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Произвольное внимание.
Работа с текстом, используя оперативную память,
осмысливание текстов.
Работа с двухминутным текстом.
Закрепление. Отработка.
Работа с текстами с применением техник скорочтения
Чтение с указкой.
Итоговое занятие. Турнир по скорочтению.
Итого:
Тематическое планирование с домашним заданием (4 класс)
№
Тема учебного занятия
Всег
домашняя работа
п/п
о
часо
в
Престижность
скорочтения.
привитие любви к чтению
Замер стартовой скорости чтения.
Определение
понимания
прочитанного.
Секретные упражнения
в
пробудить желание быстро
скорочтении.
читать
Расширение поля зрения.
воспитание ответственности,
Тренировка внимания. Отработка
честности при выполнении
дикции. Чтение с указкой.
заданий
Расширение
поля
зрения.
воспитание воли, усидчивости
Тренировка внимания. Отработка
при выполнении заданий
дикции. Чтение с указкой.
Отработка дикции. Чтение с
воспитывать стремление
указкой.
Расширение
поля
добиваться победы
зрения. Синхронизация обоих
полушарий.
Тренировка
на
быстрое
воспитание ответственности,
переключение
внимания.
честности при выполнении
Отработка дикции. Чтение с
заданий
указкой.
Расширение
поля
зрения.
Расширение поля зрения. Чтение
воспитание воли, усидчивости
с указкой. Синхронизация обоих
при выполнении заданий
полушарий. Отработка дикции.
Чтение с указкой. Расширение
убедить в пользе скорочтения
поля
зрения.
Тренировка
внимания. Отработка дикции.
Расширение
поля
зрения.
Тренировка внимания. Отработка
дикции. Чтение с указкой.
Отработка дикции. Чтение с
указкой. Тренировка внимания.
Синхронизация
обоих
полушарий.
Развитие зрительной памяти.
Отработка дикции. Чтение с
указкой. Тренировка на быстрое
переключение
внимания.
Расширение поля зрения.
Синхронизация
обоих
полушарий. Отработка дикции.
Чтение с указкой. Расширение
поля
зрения.
Тренировка
внимания.
Отработка дикции. Чтение с
указкой Развитие зрительной
памяти. Тренировка внимания.
Синхронизация
обоих
полушарий Отработка дикции.
Чтение с указкой Тренировка
внимания.
Тренировка внимания. Отработка
дикции. Чтение с указкой.
Расширение поля зрения.
Отработка дикции. Чтение с
указкой. Синхронизация обоих
полушарий Развитие зрительной
памяти. Тренировка внимания.
Расширение
поля
зрения.
Отработка дикции. Чтение с
указкой.
Тренировка
на
быстрое
переключение
внимания.
Синхронизация
обоих
полушарий Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Развитие зрительной памяти.
Синхронизация
обоих
полушарий. Увеличение «пятна
ясного видения». Отработка
дикции. Чтение с указкой.
воспитание ответственности,
честности при выполнении
заданий
воспитывать стремление
добиваться победы
Воспитание интереса, желания
самосовершенствоваться
воспитание воли, усидчивости
при выполнении заданий
воспитывать стремление
добиваться победы
убедить в пользе скорочтения
показать роль чтения для
обогащения словарного запаса
языка
Воспитание интереса, желания
самосовершенствоваться
убедить в пользе скорочтения
Воспитывать чувство
ответственности
воспитание воли, усидчивости
при выполнении заданий
Тренировка
внимания.
Увеличение
«пятна
ясного
видения». Синхронизация обоих
полушарий.
Отработка дикции. Чтение с
указкой. Тренировка на быстрое
переключение
внимания.
Синхронизация
обоих
полушарий.
Синхронизация
обоих
полушарий. Отработка дикции.
Чтение с указкой. Тренировка
внимания.
Расширение
поля
зрения.
Отработка дикции. Чтение с
указкой. Синхронизация обоих
полушарий.
Быстрое
переключение
и
тренировка внимания. Отработка
дикции. Чтение с указкой.
Синхронизация
обоих
полушарий.
Увеличение
«пятна
ясного
видения». Отработка дикции.
Чтение с указкой
Синхронизация
обоих
полушарий. Отработка дикции.
Чтение с указкой Тренировка
внимания.
Тренировка
внимания.
Увеличение
«пятна
ясного
видения». Развитие зрительной
памяти.
Тренировка
внимания.
Синхронизация
обоих
полушарий. Отработка дикции.
Чтение с указкой
Синхронизация
обоих
полушарий.
Тренировка
внимания. Увеличение «пятна
ясного видения».
Увеличение
«пятна
ясного
видения». Быстрое переключение
и
тренировка
внимания.
Воспитание интереса, желания
самосовершенствоваться
воспитание воли, усидчивости
при выполнении заданий
показать роль чтения для
обогащения словарного запаса
языка
Воспитание интереса, желания
самосовершенствоваться
убедить в пользе скорочтения
Воспитывать умение
действовать быстро и четко
воспитывать стремление
добиваться победы
воспитывать настойчивость
показать роль чтения для
обогащения словарного запаса
языка
показать преимущество книг
перед интернетом
воспитывать настойчивость
Синхронизация
обоих
полушарий.
Работа с текстами с применением
техник скорочтения.
Работа с текстами с применением
техник скорочтения.
Контрольный замер скорости
чтения. Определение понимания
прочитанного.
Турнир по скорочтению
воспитывать стремление
улучшить результат
воспитывать интерес к
содержимому читаемого
убедить в том, что чтение-залог
доброго нрава ребёнка
пробудить
больше
желание
читать
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Основные положения программы: обучение скорочтению носит
развивающий характер; не допускает дублирования программ начальной
школы; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на
развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего
развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к
произвольности; организует и сочетает в единой смысловой
последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от
игровой к творческой, учебной деятельности, инвариантна и готовит к
любой системе школьного образования.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-10 лет
обеспечивает социально--педагогическую направленность. Программа
позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей
(законных представителей), чьи дети посещают общеобразовательное
учреждение.
Программа направлена на:
создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для
его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
на формирование коммуникативной речевой познавательной
деятельности, направленной на восприятие, осмысление,
воссоздание и воспроизведение читаемого материала, как
технические действия (восприятие знаковой системы данного
языка),так и осмысление текста.
Программа учитывает индивидуальные потребности ребёнка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие
особые условия получения им образования (особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому
начальное общее образование направлено на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся. На основе диагностических
фактов у обучающихся наблюдается низкая скорость чтения, они допускают
при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги,
искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и
испытывают трудности при слиянии слогов, то в большинстве случаев все
эти факторы затрудняют детям понимание прочитанного. От скорости чтения
зависит процесс развития личности. В процессе чтения совершенствуется
оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в
свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен
быть сформирован в начальной школе.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Реализация курса Курса внеурочной деятельности «Скорочтение»
представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной
школы и их родителей. Курс относится к общеинтеллектуальному
направлению, рассчитан на 4 года занятий.
Педагогическая целесообразность программы.
Литературное чтение является одним из базовых предметов
начальной школы, общекультурное и мета предметное значение, которого
выходит за рамки
предметной области. Во-первых, эта предметная
область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и
целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за
воспитание нравственного, ответственного сознания. Во - вторых,
средствами этого предмета формируется функциональная грамотность
школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения
и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности,
овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение
опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех
метапредметных задач, которые решаются в рамках данной предметной
области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией,
начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и
заканчивая ее интерпретацией и преобразованием. Жизнь ученика по своей
насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого
человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не
считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок
самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не
только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык
быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим
запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника
в отличника, а инфантильного, ничем не интересующегося ученика — в
лидера. Зона оптимального чтения - это чтение со скоростью разговорной
речи в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости
приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека,
именно при скорости достигается лучшее понимание речи. По оценкам
психологов, на успеваемость обучающихся влияют более 200 факторов. Но
существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость гораздо более
сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один –
скорость чтения. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много.
Элементарные умения надо довести вначале до автоматизма, до уровня
элементарного навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений .
Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Срок реализации программы - 4 года: по 1 занятию в день, 1 раз в неделю.
Общее количество занятий – 136 часов.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная,
коллективная, групповая, работа в парах.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум,
интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.
Принципы построения занятий:
От простого к сложному.
2) Наращивание темпа выполнения заданий;
3) Смена разных видов деятельности.
Структура занятия.
Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
Работа со скороговорками.
Работа со слоговыми таблицами.
Чтение.
Работа с «Таблицами Шульте».
Работа с текстом на время.
Упражнения на развитие угла зрения.
Упражнение на развитие зрительной памяти.
Упражнение «Корректурная проба».
Упражнение на развитие слуховой памяти
Формы аттестации: проверка техники чтения.
В конце каждого учебного года проводится итоговая аттестация, которая
заключается в проверки скорости чтения и понимания и пересказе
прочитанного. В качестве критериев берем следующие результаты скорости
чтения:
Нормативы скорости чтения по классам:
класс
В конце 1 полугодия
В конце 2 полугодия
15 – 20 слов в минуту
25 - 30
слов в минуту
35 - 40 слов в минуту
45 - 50
слов в минуту
60 – 65 слов в минуту
75 - 80
слов в минуту
95 - 100 слов в минуту
110 - 120 слов в минуту
Как считать слова при проверке техники чтения? Чтобы оценить скорость и
технику чтения нужно знать, как считать слова.
считаем слова, предлоги, союзы;
если слово переносится с одной строчки на другую, считаем его
как два слова;
если слово пишется через дефис, смотрим, сколько букв по обе
стороны дефиса: если больше трех – считаем это как два слова, если меньше
трех, – как одно. Например, «тихо - тихо» – считаем за два слова; «где-то» –
как одно.
Первое полугодие
☺ Плохо
Меньше 60 слов
☺
Хорошо
70–60 слов
☺ Отлично
Больше 70 слов ☺
На пожаре.
В одну минуту пламя охватило весь дом. Полы затрещали, посыпались.
Пылающие бревна стали падать. Красный дым вился над крышей. Вскоре все
выбежали во двор. Кричали женщины, плакали дети. Искры летели огненной
метелью, избы загорелись. По кровле пылающего сарая бегала кошка, не
зная, куда прыгнуть. Со всех сторон окружало её пламя. Кошка жалким
мяуканьем призывала на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на
её отчаяние. — Чему смеётесь? — сказал кузнец. — Кошка погибает, а вы
радуетесь! Он подставил лестницу к загоравшейся кровле и полез за кошкой.
Она поняла его и уцепилась за его рукав. Сильно обгоревший кузнец со своей
добычей слез вниз. Мальчишки притихли, задумались. (104 слова)
Вопросы: 1. Что случилось в доме?
2. Кто бегал по кровле пылающего сарая?
3. Как вели себя мальчишки?
4. Кто полез за кошкой на крышу?
5. Почему мальчишки притихли и задумались?
Синичка.
Суровой зимой прилетела синичка к окну. Сюда загнала её жестокая стужа.
Бедняжка искала тёплого приюта. Люди сжалились над бедной птичкой и
отворили ей окно. Птичка доверчиво влетела в тёплую комнату. Она
проголодалась и стала жадно клевать хлебные крошки, рассыпанные на
столе. Дети очень полюбили синичку, кормили её и радовались, слыша её
весёлое щебетанье. Но вот настала весна. Дети растворили окно и выпустили
маленькую гостью на свободу. Весело вылетела синичка, села на ближнее
дерево и радостно запела. Прошло время. Вернулась зима. Синичка снова
прилетела к окну человека. Но она была теперь не одна. Птичка запомнила,
что здесь её приласкали, и привела с собой свою подругу. (105 сл )
☺Отлично
Больше 70 слов
☺ Хорошо
70–60 слов
☺ Плохо
Меньше 60 слов
Вопросы:
1. Почему прилетела синичка зимой к окну?
2. Зачем люди отворили окно?
3. Что стала делать птичка в комнате?
4. Как дети отнеслись к гостье и что они с ней сделали весной?
5. Что произошло следующей зимой?
Второе полугодие
Ласка.
Бывает так, что хозяин у себя в конюшне утром часто видит мокрых
от пота лошадей. Животные сильно измучены, дрожат, как будто от испуга. И
самое странное, что грива перепутана. Однажды хозяин увидел, как ночью
лошади, то одна, то другая, били ногами, мотали головами, пугливо фыркали.
Они от этого так уставали, словно на них и вправду кто#то целую ночь ездил.
Присматриваясь хорошенько, хозяин разглядел, что во всём этом виноват
маленький зверёк — ласка. Зверёк этот бегал по ногам, спине и шее лошади.
Своими когтями он так щекотал лошадь, что та приходила в неистовство.
Играя в гриве, ласка так запутывала её, что потом трудно было распутать.
(105 слов)
☺ Плохо
☺ Хорошо
☺Отлично
Меньше 60 слов
70–60 слов
Больше 70
слов
Вопросы: 1. Какими часто видел хозяин утром своих лошадей?
2. Что однажды ночью увидел хозяин?
3. Кто был виноват в том, что лошади на ночь сильно уставали?
4. Где бегала ласка?
5. Чем она щекотала лошадь, доводя её до неистовства?
6. Почему грива лошади оказывалась запутанной?
Медведь.
Кто не знает Михаила Ивановича Топтыгина? Кто не слышал про Мишку
Косолапого? Самый большой, самый сильный зверь в наших лесах — он всем
известен. Лапы у медведя сильные. Зубы крепкие. Когти толстые и острые.
Ходит медведь медленно, с перевалкой, ступая на землю всей своей тяжёлой
голой подошвой. Вы, может быть, слышали, что следы медведя похожи на
следы человека. Ходит медведь по лесу, ходит — всё обнюхивает, ко всему
прислушивается, всё зорко оглядывает. Почует он встречу с человеком и
тотчас же трусливо бежит прочь от того места. Не любит он ни шума, ни
драки. Любимые кушанья медведя: зелёный овес, ягоды малины и рябины;
особенно же любит он мёд. (106 слов)
Вопросы:
1. Как называется самый большой и сильный зверь в наших лесах?
2. На чьи следы похожи следы медведя?
3. Как ведёт себя медведь, когда почует человека?
4. Назовите любимые кушанья медведя
Тренировочный текст первый (373 слова)
Волки, улитки и осы
(Французская народная сказка)
Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели
говорить как люди. Вот улитка ему и сказала:
Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься?
Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай побьемся об заклад, что ты и твои
приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!
Это тебя-то не догнать, убогая?
Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра с
восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега
Гаронны.
Хорошо, придем, убогая.
Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное
гнездо.
Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя
не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих
приятелей волков?
Это вы-то, мелюзга этакая?
Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра, когда взойдет
солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас
в Гаронне!
Хорошо, придем.
Волк тотчас же пошел предупредить своих.
А улитка сказала осам: Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои
улитки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что
растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту
нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.
Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что
обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега
Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.
На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте,
откуда решено было начать бег.
Ты здесь, улитка?
Здесь, волки. Начнем!
Волки помчались галопом. На бегу они кричали:
Где ты, улитка?
Здесь, волки, — отвечали улитки, расставленные по дороге через каждые пять
шагов.
Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей вылетели из листвы ив и,
напав на зверей, принялись больно жалить их, громко жужжа:
Сильнее! Сильнее!
Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме
кончика морды.
В нос, в нос! — жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая
жалами.
Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воротились в лес.
Вопросы
1. На кого вначале наступил волк?
2. На кого волк наступил во вторую очередь?
3. Как предложила посоревноваться улитка?
4. Как предложила посоревноваться оса?
5. Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?
6. На какую хитрость пошла улитка?
7. В листве какого дерева прятались осы?
8. Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?
9. Какому народу принадлежит сказка?
10.Как называется сказка?
Завершающий текст (234 слова)
Разделите так, как делили работу
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не
забывали своего бывшего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и
сказали: Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве. Учитель
поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она
стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве
висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в
жаркие дни учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну
пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное
ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель
смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом.
Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил
на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом,
расплескивая воду из игрушечного ведерка.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил
их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный
медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.
Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из
вас возьмет то, что заслужил. Но ни один из мальчиков не протянул руки.
Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.
Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.
Вопросы:
К кому пришли помогать мальчики?
Кто их прислал помогать?
Что попросил сделать мальчиков учитель?
Какое ведро взял первый мальчик?
Какое ведро взял второй мальчик?
Как носил ведра первый мальчик?
Как носил ведра второй мальчик?
Как учитель решил отблагодарить мальчиков?
Как назывался текст, который ты прочитал?
Какие выводы ты можешь сделать?
Материально-техническое обеспечение программы
Информационные ресурсы:
Единая коллекция цифровых ресурсов.
Режим доступа: http:// scoll-collection/edu.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).
Режим доступа: http://nsc.1 september.ru|urok
Презентация уроков «Начальная школа».
Режим доступа: http:// nachalka.info\about\193
Презентации: «Детские электронные презентации и клипы».
Режим доступа: http://viki.rdf.ru
Презентации «Школа-АБВ».
Режим доступа: http://www.shkola-abv.ru/katalog_
Список использованной литературы
Зайцев В.Н. «Резервы обучения Чтению» г. Москва «Просвещение»
Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г Ситдикова
Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд.
«Рекпол» г. Челябинск, 2011г.
- Узорова Ольга Васильевна, Нефедова Елена Алексеевна «Учебные
тексты с вопросами и заданиями для еженедельных контрольных и
проверочных работ по технике чтения» 3 - 4 класс
ООО «Издательство Астрель», 2009