Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП НОО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«ДЮП»
для 1-4 классов
1 год
на 2025-2026 учебный год
село Петрокаменское, 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам пожарной безопасности «Дружина
юных пожарных» для начальных классов разработана на 1 год обучения, с
учётом действующего учебного плана и структуры предмета и предполагает
изучение предмета в объёме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине
нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65%
пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о
том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных
учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо
владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Программа «Дружина юных пожарных» разработана в соответствии с
Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03),
предназначена для ознакомления учащихся с ППБ, а также для приобретения
ими умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
Актуальность программы
Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится
незнание детьми элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие
навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами,
которые могут явиться источником загорания. В этой связи свою
значительную роль в формировании навыков безопасного поведения детей
может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной
жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности
будущего. Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам
пожарной безопасности является движение «Дружина юных пожарных».
«Дружина юных пожарных»- детское объединение, которое создаётся в
целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной
безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарнотехнических знаний и реализации иных задач, направленных на
предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре.
Направленность программы социальная
Программа рассчитана на учащихся 3-х классов. Набор учащихся в
дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес,
но, главное, без медицинских противопоказаний. Форма обучения - групповая,
состав группы постоянный.
Цели программы: формирование активной гражданской позиции
подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и
физического развития; патриотическое воспитание подрастающего
поколения; социальное становление личности ребенка; формирование
принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии
пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных
ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края,
физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества;
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических
викторин, конкурсов, соревнований;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч
с работниками пожарной охраны.
Объем программы:
Данная программа рассчитана на 1 года – 34 часа. Занятия проводятся 1
раз в неделю (1 час). Количество воспитанников в дружине – 15 человек
Формы и методы работы с обучающимися
Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые
дают возможность обучающимся максимально проявлять свою активность в
решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие,
знания, умения, навыки. Формы и методы проведения занятий могут быть
различными — викторины, игры, тесты, деловые игры, экскурсии и т.д.
Для отслеживания результатов обучения учащихся после каждой темы
рекомендуется проводить контрольное тестирование, по окончании первого
полугодия — промежуточную диагностику, по окончании учебного года —
итоговую диагностику. Диагностика может быть проведена в форме
компьютерного тестирования, контрольного задания, проведения олимпиады,
экзамена и соревнований по пожарно-спасательному спорту.
Планируемые результаты освоения курса
Формы подведения итогов:
· выставки детских рисунков и стенгазет по ППБ;
· занятия - викторины с включением игр;
· рейды отряда ДЮП;
· выпуски информационного листка;
· разработка памяток по ППБ;
· оформление противопожарного уголка.
В результате реализации программы у детей будут сформированы:
Личностные результаты:
Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
Устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам
решения задач;
Адекватного понимания причин успешной/неуспешной деятельности;
Способности к решению на основе учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства;
Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном
поведении и поступках.
Регулятивные результаты:
По окончании изучения курса обучающийся научится:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условия её реализации;
Обнаруживать и формулировать проблему;
Высказывать свою версию разрешения проблемы;
Различать способ и результат действия;
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить
коррективы в их выполнение
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей.
Коммуникативные результаты:
Доносить свою позицию до других людей;
Слушать и понимать речь других людей;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в
сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему мнению;
Контролировать действия свои и партнёра;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты
К концу I-ого года обучения, обучающиеся должны знать:
правила пожарной безопасности, причины возникновения пожаров;
знаки пожарной безопасности;
правила поведения в случае возникновения пожара.
Должны уметь:
правильно действовать в случае возникновения пожара;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
правильно действовать при возникновении экстремальной ситуации.
Содержание курса занятий по ППБ
Введение
Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей
Организационный сбор. Планирование работы на новый учебный год.
Практическое задание: Оформление противопожарных уголков - стенда в
школе и классах.
Пожары 2025 года.
Раздел 1. «История организации пожарной охраны».
Основы управления противопожарной службы.
«Пожарная профилактика». Видеофильм.
Движение ДЮП в России. Организация игры.
Добровольные пожарные формирования. Видеофильм.
Раздел 2. «Пожарная техника и оборудование».
«Из истории развития пожарной техники и оборудования».
«Общие сведения о пожарных автомобилях». Видеофильм.
Конкурс рисунков «Пожарная техника: вчера, сегодня, завтра»
Пожарное оборудование, вывозимое на пожарных автомобилях.
«Средства и оборудование газового, пенного и порошкового тушения».
Видеофильм.
«Изолирующие противогазы». Презентация.
«Огнетушители». Видеофильм.
«Пожарная связь и сигнализация». Презентация.
Раздел 3. «Пожарная тактика».
Пожарная тактика и её задачи. Общие сведения о процессе горения, пожаре и
его развитии.
Разведка пожара.
Тушение пожара.
Тактика тушения пожаров в различных условиях. Презентация.
Конкурс рисунков «Тушение пожара на земле и на воде»
Раздел 4. «Безопасный дом».
Потенциальные опасности на кухне, спальной комнате и в общей комнате
(гостиной, столовой).
Потенциальные опасности на дачном участке.
Потенциальные опасности государственных учреждениях (школа,
больница…) Презентация.
Знакомство с памяткой «Что делать в случае пожара в школе?»
Конкурс рисунков «Безопасный дом»
Викторина «Набираю 01»
Раздел 5. Службы спасения.
Знакомство с работой «Служб спасения»: полиция. Экскурсия.
Знакомство с работой «Служб спасения»: скорая помощь. Экскурсия.
Знакомство с работой «Служб спасения»: пожарная охрана. Экскурсия.
Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.
Конкурс рисунков в начальной школе по противопожарной тематике
«Спасатель».
Раздел 6. Безопасное поведение.
Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей.
Составление памятки «Правила поведения при пожаре в местах массового
скопления людей».
Тест «Проверь себя»: «Безопасный дом» и «Безопасное поведение».
Календарно-тематический план
1 год обучения 2025 -2026 год (3 класс)
№
Раздел / тема занятия
Срок
исполнения
Отметка
об
исполнени
и
Исполнитель
Исполнил/
неисполне
нии
Введение
1
3
Положение о ДЮП,
выбор актива,
распределение
обязанностей
сентябрь
Руководитель
ДЮП
Отряд ДЮП
Практическое
задание:
Оформление
противопожарных
уголков - стенда в
школе и классах.
Раздел 1. «История организации
пожарной охраны».
4
5
«Основы управления
противопожарной
службы».
Муниципальный этап
областного конкурса
«Лучший
агитационный ролик
на тему пожарной
безопаснсти»
6
«Пожарная
профилактика».
Видеофильм.
7
Движение ДЮП в
России.
Организация игры.
октябрь
Руководитель ДЮП
Отряд ДЮП
До 10.11.25
8
Добровольные
пожарные
формирования.
Видеофильм.
Раздел 2. «Пожарная техника и
оборудование».
«Из истории
развития пожарной
техники и
оборудования».
Ноябрь декабрь
10
Муниципальная
акция «Безопасный
Новый год»
До
16.01.2026
11
Всероссийский
фстиваль героикипатриотического
фестиваля детского и
юношеского
До
творчества «Звезда
23.01.2026
спасения»
12
«Общие сведения о
пожарных
автомобилях».
Видеофильм.
13
Конкурс рисунков
«Пожарная техника:
вчера, сегодня,
завтра»
14
«Пожарное
оборудование,вывози
мое на
пожарныхавтомобил
ях».
15
«Средства и
оборудование
газового, пенного
ипорошкового
тушения».
Видеофильм.
9
Руководитель ДЮП
Отряд ДЮП
16
«Изолирующие
противогазы».
Презентация.
17
«Огнетушители».
Видеофильм.
18
«Пожарная связь и
сигнализация».
Презентация.
19
Безопасная
новогодняя елка.
Выступление
агитационной
бригады
Раздел 3. «Пожарная тактика».
20
«Пожарная тактика и
её задачи. Общие
сведения о процессе
горения, пожаре и
его развитии».
21
«Разведка пожара.
Тушение пожара».
22
«Тактика тушения
пожаров в различных
условиях».
Презентация.
23
Конкурс рисунков
«Тушение пожара на
земле и на воде»
январь
Руководитель ДЮП
Отряд ДЮП
Раздел 4. «Безопасный дом».
24
25
Потенциальные
опасности на кухне,
спальной комнате и в
общей комнате
(гостиной, столовой).
Муниципальный этап
Всероссийского
смотра конкурса
дружин юных
февраль
Руководитель ДЮП
Отряд ДЮП
пожарных «Знатоки
пожарного дела»
26
Потенциальные
опасности на
дачном участке.
27
Потенциальные
опасности
государственных
учреждениях (школа,
больница…)
Презентация.
28
Знакомство с
памяткой «Что
делать в случае
пожара в школе?»
29
Выступление
агитационной
бригады. «Что делать
в случае пожара»
30
Конкурс рисунков
«Безопасный дом»
31
Викторина «Набираю
01»
до
02.02.2026
Раздел 5. Службы спасения.
32
Знакомство с работой
«Служб спасения»:
пожарная.
Экскурсия.
33
Муниципальный этап
областного конкурса
детско-юношеского
творчества по
пожарной
безопасности
«Неопалимая
купина»
34
Муниципальный
конкурс детсвкого
Март апрель
Руководитель ДЮП,
сотрудники
ПЧ-20/1
художественного
творчества «И даже в
сказках мы спасаем»
Раздел 6. Безопасное поведение.
35
36
Правила поведения
при пожаре в местах
массового скопления
людей. (Резервная
тема)
Составление памятки
«Правила поведения
при пожаре в местах
массового скопления
людей». (Резервная
тема)
май
Руководител
ь ДЮП
Отряд ДЮП