Рабочая программа курса ВНД РП Россия - мои горизонты.docx

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП ООО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Робототехника»
для 5-9 классов
на 2025-2026 учебный год

село Петрокаменское, 2025г.

Пояснительная записка
Обучение по дополнительной общеразвивающей программе
«Робототехника на микроконтроллерах Arduino» – это один из
интереснейших способов изучения компьютерных технологий и
программирования. Во время занятий учащиеся научатся проектировать,
создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими
заданиями способствует глубокому изучению материала, а визуальная
программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и
программирование. Данная программа подразумевает реализацию большого
количества мини-проектов. На этих примерах становятся понятны
теоретические знания, приобретённые на уроках физики и информатики. При
обучении по программе «Робототехника на микроконтроллерах Arduino»
закладываются основы исследовательской работы и проектного мышления
при реализации собственных идей. Обучение по данной программе
предусматривает участие в соревнованиях, что в свою очередь помогает
узнать и развить характер учащегося, способствует ранней профориентации,
успешной реализации будущих инженеров, особенно в метапредметной
области, на стыке дисциплин. Содержание и структура дополнительной
общеразвивающей программы «Робототехника на микроконтроллерах
Arduino» направлены на формирование устойчивых представлений о
технических устройствах как едином изделии определенного
функционального назначения и с определенными техническими
характеристиками. Настоящая программа имеет техническую
направленность и обучает программированию микроконтроллеров Arduino.

Актуальность программы заключается в том, что в рамках курса
«Робототехника на микроконтроллерах Arduino» учащиеся постигают
принципы работы радиоэлектронных компонентов, электронных схем и
датчиков. На доступном уровне изучаются основы работы техники и
микроэлектроники, иллюстрируется применение микроконтроллеров в быту
и на производстве.
Новизна программы. В современных требованиях к обучению,
воспитанию и подготовке детей к труду важное место отведено
формированию активных, творческих сторон личности. Применение
робототехники на базе микропроцессоров Arduino, различных электронных
компонентов (датчиков и модулей расширения) в учебном процессе
формирует инженерный подход к решению задач, дает возможность развития
творческого мышления у детей, привлекает школьников к исследованиям в
межпредметных областях.

Педагогическая целесообразность программы в том, что учащиеся
научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе
конструирования и программирования. Кроме этого, школьники получат
дополнительное образование в области физики, механики, электроники и
информатики. Программа является целостной и непрерывной и позволяет
учащемуся в течение всего процесса обучения шаг за шагом раскрывать в
себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире.
Очень важной представляется практика работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Изучая простые механизмы,
ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений),
развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают
принципы работы многих механизмов. В данной программе, созданной для
эффективной работы объединения, определены цели и задачи, изложены
теоретические сведения и продуманы практические занятия, предусмотрена
образовательно-воспитательная работа и обеспечение, необходимое для
реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Программирование
микроконтроллеров Arduino» ставит следующую цель: - научить
конструировать и программировать управляемые электронные устройства на
базе вычислительной платформы Arduino; - создать условия для раскрытия
интеллектуального и творческого потенциала детей; - создать условия для
улучшения коммуникативных способностей и приобретения навыков работы
в коллективе; - развить такие качества личности, как старательность, интерес
к процессу деятельности и результатам труда, настойчивость в преодолении
трудностей, проявление инициативы и творческого отношения к делу; научить ребят грамотно выражать свою идею, спроектировать ее техническое
и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к
функционированию.
Задачи:
Личностное развитие учащегося
1. Способность определять ценности и смыслы обучения:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- положительное отношение к учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

2. Смыслообразование - установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Учащийся должен задаваться вопросом о том,
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на
него;
3. Способность к нравственно-этической ориентации:
- знание основных моральных норм поведения;
- формирование этических чувств: сочувствия, стыда, вины, как регуляторы
морального
поведения;
- осознание своей гражданской идентичности;
- понимание чувств одноклассников, педагогов, других людей и
сопереживание им;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе учебного
материала;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
- способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных
отношениях.
На метапредметном уровне
Развитие регулятивных универсальных учебных действий
- способность организовать учебную деятельность: целеполагание;
планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка;
- способность к целеполаганию - как постановка учебной задачи на основе
соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- способность к планированию - определение последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;

- способность к прогнозированию – предвосхищение результата и уровня
усвоения; его
временных характеристик;
- способность владению информационно-коммуникационными технологиями
получения и
обработки информации;
- способность к применению ИКТ- компетенции для решения учебных задач
и задач прикладного характера;
- способность к владению первичными навыками учебно- исследовательской
и проектной
деятельности;
- способность к развитию познавательного интереса к технике;
- способность к контролю в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- способность к коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив
в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его
реального
продукта;
- способность к оценке – выделение и осознание учащимся того, что уже
усвоено и что
еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- способность к саморегуляции: мобилизация сил и энергии; способность к
волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
Развитие познавательных универсальных учебных действий.
Общеучебные универсальные действия:
- способность самостоятельно выделить и сформулировать познавательные
цели;
- способность к поиску и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
- способность к структурированию знаний;

- способность к осознанному и произвольному построению речевого
высказывания в устной и письменной форме;
- способность выбора наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от
конкретных условий;
- способность к рефлексии способов и условий действия: контроль и оценка
процесса и
результатов деятельности;
- способность понимания и адекватная оценка языка средств информации;
- способность постановки и формулирования проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
- способность к знаково-символическим действиям: моделированию;
преобразованию модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
- способность постановки и формулирования проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
- способность к знаково-символическим действиям: моделированию;
преобразованию модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- способность к анализу, синтезу, сравнению, классификации объектов по
выделенным
признакам;
- способность к подведению понятий, выведению следствий;
- способность установления причинно-следственных связей;
- способность построения логической цепи рассуждений;
- способность доказывать и находить доказательство;
- способность выдвижения гипотез и их обоснование;
- способность к постановке и решению проблемы: формулирование
проблемы,

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
- способность к учебному сотрудничеству с педагогом и сверстниками;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- способность к умению ставить вопросы (инициативное сотрудничество в
поиске и сборе
информации);
- способность разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы,
поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация);
- способность управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка
действий
партнера);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Отличительной особенностью программы является:
- формирование инженерного подхода к решению практических задач по
изготовлению роботизированных систем с использованием платы Arduino;
- развитие компетентности в микроэлектронике, схемотехнике,
электротехнике;
- изучение основ программирования. Командная работа над практическими
заданиями позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и
программирование;
Дополнительным преимуществом является создание команды
единомышленников и ее участие в конкурсах, что значительно усиливает
мотивацию учеников к получению знаний.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
построена на обучении в процессе практики.
Ведущая идея дополнительной общеразвивающей программы
«Робототехника на микроконтроллерах Arduino» — создание комфортной
среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого
ребенка и его самореализация.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст учащихся 11-14
лет, т.е. с 5 по 8 классы.
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю с перерывом 10 минут, годовая
учебная нагрузка 144 часа, количество учащихся в группе - 11-13 человек.
Учебные группы
формируются на добровольной основе по возрастному признаку, уровню
знаний и умений, определяемому результатами тестирования.
Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных
учащимися на занятиях в соответствии с обязательным образовательным
минимумом.
Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной
деятельности
учащихся, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, их
потенциальные возможности.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с
возрастным
принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение
теоретических
знаний, практических умений и навыков.
Особое внимание в работе объединения уделяется правилам безопасности
труда.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях, конкурсах и выставках
муниципального, регионального и всероссийского уровней. С этой целью
они знакомятся с техническими требованиями к моделям, представляемым на
соревнования, с условиями проведения соревнований.
Важным методом работы являются экскурсии на предприятия, встречи с
родителями учащихся.
По окончании первого года обучения учащиеся будут знать понятие
«электрическая цепь», основные законы электричества, принцип работы и
назначение электрических элементов и датчиков, основы программирования.
Учащиеся будут уметь читать и собирать принципиальные схемы,
использовать электрические элементы и датчики, программировать
микроконтроллер Arduino.
Занятия 2-го года обучения направлены на приобретение практических
навыков у детей. Продолжается изучение возможностей платформы Arduino
с платами расширения (шилдами). После окончания второго года обучения

учащиеся будут уметь подключать и использовать в проектной деятельности
различные платы, значительно расширяющие возможности Arduino для
создания автоматизированных устройств.
На третьем году обучения учащиеся работают с электронным
конструктором «Знаток». С его помощью они собирают простейшие и
усложненные электрические цепи, различные схемы соединений лампы и
электромотора, управляют лампой и электромотором, изучают различные
схемы измерителей.
Формы организации обучения:
- коллективные (учащиеся выполняют одно задание и получают навыки
коммуникативного общения);
- индивидуальные (учащиеся выбирают определенную модель, конструируют
ее самостоятельно, что способствует развитию мыслительной деятельности
учащегося).
Ожидаемые результаты реализации программы:
- умение применить творческие возможности в области техники,
обусловленные личностным потенциалом ребенка;
- формирование эмоционально - волевого отношения к познанию, постоянное
стремление к активной деятельности (трудолюбие);
– умение извлекать сведения из различных источников, систематизировать и
анализировать их;
– развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения,
мелкой моторики рук и глазомера;
– развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы
в коллективе;
- формирование таких качеств личности, как старательность, интерес к
процессу деятельности и результатам труда, настойчивость в преодолении
трудностей, проявление инициативы и творческого отношения к делу;
- умение самостоятельно и творчески решать проблемные задачи.
Способы определения результативности программы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов:
- тестирование, анкетирование;
- опрос, выполнение учащимися диагностических заданий;

- участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, олимпиадах;
- защита проектов;
- решение задач поискового характера;
- активность учащихся на занятиях и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в городских, областных, всероссийских выставках, соревнованиях,
олимпиадах;
- участие в конкурсах, конференциях, защите творческих работ.
Учебно-тематический план 1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной
деятельности учащихся, учитываются индивидуальные и возрастные
особенности детей, их потенциальные возможности. Весь учебный материал
программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан
на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний,
практических умений и навыков. Особое внимание в работе объединения
уделяется правилам безопасности труда. Учащиеся принимают участие в
соревнованиях, конкурсах и выставках муниципального, регионального и
всероссийского уровней. С этой целью они знакомятся с техническими
требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями
проведения соревнований.
В процессе реализации программы используются следующие методы
организации обучения:
- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;
- проблемный;
- исследовательский.
Педагог использует технологии проблемно-поискового обучения;
технологии развивающего обучения; технологии проблемного изложения
(создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижении
гипотезы, формулировка выводов и обобщение).
Традиционными формами проведения занятий являются: беседа, рассказ,
проблемное изложение материала. Основная форма деятельности учащихся –
это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность
учащихся, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы
учащихся.
Теоретические занятия проводятся как занятие с использованием элементов
активных форм познавательной деятельности в виде бесед, диспутов,
вопросов и ответов. Используются:
- словесные методы обучения в виде лекций, объяснения, рассказа, беседы,
диалога, консультации;
- методы проблемного обучения в виде проблемного изложения материала,
постановки проблемного вопроса;
- наглядные методы обучения в виде использования интернет ресурсов и
инструкций.
Практические занятия - основная форма деятельности учащихся – это
самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в
сочетании с групповой, индивидуальной формой работы. Проводятся занятия
с использованием элементов активных форм познавательной деятельности в
виде самостоятельной работы, соревнований, конкурсов, игр. Используются:
- словесные методы в виде объяснения;
- наглядные методы в виде демонстрации;
- игровые методы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника на
микроконтроллерах Arduino» предполагает воспитательную деятельность,
поэтому для достижения поставленных целей и задач используются
педагогические технологии, такие как сотрудничество и личностноориентированная технологии.
В процессе изучения программы, учащиеся принимают участие в городских
и областных соревнованиях.

Условия реализации программы
Для проведения занятий необходим учебный кабинет, соответствующий всем
нормам СанПиН и ППБ, оборудованный всем необходимым: наглядными
пособиями и компьютерами с выходом в интернет. Желательно иметь 3Dпринтер, а также:
- набор для изучения основ электроники на базе платформы Ардуино;
- макетная плата с микроконтроллером Ардуино;
- среда разработки Arduino;
- электронные компоненты.
Материально- техническое обеспечение программы
Для организации учебного процесса необходима лаборатория для занятий с
учащимися и следующее
Оборудование
 шкафы для инструментов;
 рабочие места учащихся;
 3D-принтер
 электронные учебники;
 компьютеры;
 видеоролики;
 информационные материалы на сайте, посвященном данной программе; 
Микроконтроллеры Arduino Uno, Arduino Mega, Arduino Nano с
периферийными устройствами;
 Программные средства.

Литература
1.Катцен С. PIC-микроконтроллеры. Все, что вам необходимо знать/ пер. с
англ. Евстифеева А.В. — М.: Додэка-ХХ1, 2008- 656 с.
2.Кравченко А.В. 10 практических устройств на AVR-микроконтроллерах. —
М.: Издательский дом «Додэка-XXI», К. «МК-Пресс», 2008. — 224с.
3.Голубцов М.С. Микроконтроллеры AVR: от простого к сложному. — М.:
СО ЛОНПресс,2003. — 288с.
4.Тавернье К. PIC-микроконтроллеры. Практика применения/ пер.с фр. —
М.: ДМК Пресс, 2004. — 272с.
5.Микушин А.В. Занимательно о микроконтроллерах. — СПб.: БХВПетербург, 2006. — 432с.
6.Фрунзе А.В. Микроконтроллеры? Это же просто! Т.1. — М.: ООО «ИД
Скимен», 2002. — 336с.
7.Фрунзе А.В. Микроконтроллеры? Это же просто! Т.2. — М.: ООО «ИД
Скимен», 2002. — 392с.

8.Фрунзе А.В. Микроконтроллеры? Это же просто! Т.З. — М.: ООО «ИД
Скимен», 2003. — 224с.
9.Суэмацу Ё. Микрокомпьютерные системы управления. Первое знакомство.
/ Пер. с яп; под ред. Ёсифуми Амэмия. — М.: Издательский дом «ДодэкаXXI», 2002. — 226с.
10.Ревич Ю.В. Занимательная микроэлектроника. — СПб.: БХВ-Петербург,
2007. — 592с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».