Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП ООО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
для 5-9 классов
на 2025-2026 учебный год
село Петрокаменское, 2025г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г.
№196).
- Методические
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября
2015 №09-3242).
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. СП
2.4.3648-20.
- Распоряжение Правительства Свердловской области № 70-Д от
26.06.2019 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
в Свердловской области»
- Устав Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №1.
- Положение о дополнительных общеобразовательных
дополнительных общеразвивающих программах МАОУ СОШ №1.
Актуальность программы.
Основной целью дополнительного образования является создание
условий для реализации, самоопределения, самовыражения личности
обучающихся. Спортивно-оздоровительное направление – это одна из
главных задач поставленная государством перед образованием в целом.
Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности
спортивного направления, приобщает к активному отдыху и здоровому образу
жизни, удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.
Содержание программы позволяет максимально разнообразить
физическую деятельность обучающихся и не повторяет имеющуюся
школьную программу.
На сегодняшний день актуальна проблема коллективизма, командного
духа, дети зачастую предоставлены сами себе и проводят свое свободное
время в сети интернет. Данная программа направлена на создание новых
коллективов, сплочение уже имеющихся коллективов, на воспитание
ответственного отношения не только к себе, но и к товарищам.
Новизна программы состоит в том, что учебный материал представлен
тематическим планированием с использованием в обучении необычных
материалов, соревновательной направленности, что способствует развитию у
учащихся тактического мышления, развитию постановки целей, нахождения
способов достижения данной цели.
Данная программа даёт знания, которые позволяют достичь технического
и тактического мастерства в отдельных видах спорта.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается
в
формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере
физического совершенствования. Развивая физические способности, ребёнок
сможет использовать свой потенциал в дальнейшей жизни.
На занятиях дети знакомятся с основами спортивных игр, развивают
физические качества, учатся анализировать и оценивать работу.
Программа также способствует формированию социальных навыков,
расширяют возможности общения. Дети становятся более самостоятельными.
Адресат программы. Программа адресована детям 11-15 лет.
Условия набора в группу:
В группу принимаются по желанию все дети, не имеющие медицинских
противопоказаний.
Срок и освоения программы:
1 группа, 136 учебных часа. Продолжительность одного занятия для
одной группы 70 минут, перерыв –10 минут
Программа предусматривает только очное обучение.
Формы организации деятельности обучающихся
Формы проведения занятий: беседы, тренировочные занятия,
соревнования, эстафеты, игры, занятия в группах, в парах, индивидуальные.
Формы подведения итогов работы: таблица соревнований
Направленность программы: спортивно-оздоровительная.
Вид деятельности: физическая.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Тип программы: общеразвивающая.
Цель программы: укрепление здоровья, содействие нормальному
физическому развитию учащихся.
Задачи программы:
Обучающая:
- познакомить с технической стороной игровых видов спорта;
- создавать условия разносторонней физической подготовки;
- повысить уровень развития основных физических качеств;
- овладеть техникой специальных физических упражнений;
- способствовать приобретению необходимых тактических знаний в
области физической культуры и спорта.
Воспитательная:
-воспитывать коллективизм, ответственность за себя и свою команду;
- воспитывать устойчивый интерес и любовь к занятиям физическими
упражнениями;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Развивающая:
- развивать двигательные способности, психические процессы и свойства
личности.
Основная направленность: физкулътурно - оздоровительная, что
предусматривает:
- оздоровление детей, укрепление их здоровья и воспитание привычки к
здоровому образу жизни;
- физическое воспитание, способствующее подъему общего тонуса и
совершенствованию спортивной формы занимающегося;
воспитание
у
детей
полезных
умений
и
навыков
самосовершенствования и самопомощи;
- снятие у обучающихся психологической нагрузки;
- развитие адаптивных способностей;
- организация активного отдыха обучающихся, создание комфортного
круга
общения. В этом заложена основа методики систематической подготовки
обучающихся, что отражает новизну, актуальность и педагогическую
целесообразность данной программы.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших
дидактических принципах, таких как системность, доступность,
последовательность, наглядность, интегративность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни,
культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные
действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные
качества;
сформированность
основ
российской,
гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию
и применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Волейбол»
является
формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни,
регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному
здоровью.
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся будут знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм
человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления
здоровья;
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по
формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам,
отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной
программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут
демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к
старшим,
доброта,
честность,
трудолюбие,
бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к
прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№
Учебный материал
Перемещения
1
Стойка игрока (исходные положения)
2
Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым
боком, лицом вперёд
3
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты,
прыжки вверх)
Передачи мяча
1
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном
положении)
2
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через
сетку)
3
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении
передачи
4
Передача снизу двумя руками над собой
5
Передача снизу двумя руками в парах
Подачи мяча
1
Нижняя прямая
2
Верхняя прямая
3
Подача в прыжке
Нападающие (атакующие) удары
1
Прямой нападающий удар (по ходу)
2
Нападающий удар с переводом вправо (влево)
Приём мяча
1
Приём снизу двумя руками
2
Приём сверху двумя руками
3
Приём мяча, отражённого сеткой
Блокирование атакующих ударов
1
Одиночное блокирование
2
Групповое блокирование (вдвоём, втроём)
3
Страховка при блокировании
Тактические игры
1
Индивидуальные тактические действия в нападении, защите
2
Групповые тактические действия в нападении, защите
3
Командные тактические действия в нападении, защите
4
Двусторонняя учебная игра
Подвижные игры и эстафеты
1
Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приёмов и тактических действий
2
Игры, развивающие физические способности
Физическая подготовка
1
Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных
способностей, выносливости, гибкости
Судейская практика
1
Судейство учебной игры в волейбол
Классы
5 6 7
8
9
Р
Р
З
З
С
С
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Р
З
З
С
С
Р
Р
Р
Р
Р
З
З
С
З
С
С
+
+
Р
З
Р
З
С
С
Р
Р
З
З
З
Р
З
З
С
С
+
+
Р
+
+
З
Р
З
Р
З
С
З
С
С
С
С
С
С
З
+
Р
Р
Р
Р
Р
З
Р
+
+
+
З
З
Р
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5 класс
Тема
Перемещения
Верхняя передача
Нижняя передача
Верхняя прямая подача с середины площадки
Приём мяча
Подвижные игры и эстафеты
Физическая подготовка в процессе занятия
Итого 136 часа
№
1
2
3
4
5
6
Кол-во занятий
12
12
12
10
10
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
1
Форма
проведения
занятия
Практика,
Разучивание стойки игрока (исходные
беседа
положения)
2
Стойка игрока (исходные положения)
3
Разучивание перемещения в стойке
приставными шагами: правым, левым
боком, лицом вперёд
Перемещение в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд
Перемещение в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд
Перемещение в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд
Игровое занятие
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Вид деятельности
Всего
Тема
4
Практика
Знакомство, изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность,
обсуждение
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
4
Практика
Игровая деятельность
4
Соревнования
Игровая
соревновательная
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
4
Игровая деятельность
4
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
4
Практика
Практика
Разучивание
сочетания
способов Практика
перемещений
(бег,
остановки,
повороты, прыжки вверх)
Сочетание способов перемещений (бег, Практика
остановки, повороты, прыжки вверх)
Эстафеты с различными способами Практика
перемещений
Практика
Разучивание верхней передачи мяча
над собой
Верхняя передача мяча над собой
Верхняя передача мяча над собой
Практика
Практика
4
4
4
4
4
4
4
14
Игровое занятие.
15
Разучивание верхней передачи мяча у
стены
16
17
Верхняя передача мяча в парах
Практика
Верхняя передача мяча у стены, в Практика
парах, через сетку
Игровое занятие
Соревнования
18
Соревнования
Практика
19
Разучивание верхней прямой подачи с Практика
середины площадки
20
23
Верхняя прямая подача с середины Практика
площадки
Верхняя прямая подача с середины Практика
площадки
Верхняя прямая подача с середины Практика
площадки
Игровое занятие
Соревнования
24
25
26
27
Нижняя передача над собой
Нижняя передача над собой
Нижняя передача над собой
Игровое занятие
28
29
30
Нижняя передача мяча у стены, в парах Практика
Нижняя передача мяча у стены, в парах Практика
Игровое занятие
Соревнования
31
32
33
Приём мяча с подачи у стены
Практика
Подача и приём мяча в парах
Практика
Подача и приём мяча через сетку в Практика
парах с середины площадки
Учебная игра в мини-волейбол
Соревнования
21
22
34
Практика
Практика
Практика
Соревнования
Игровая
соревновательная
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
4
Игровая
соревновательная
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
4
Игровая деятельность
4
Игровая деятельность
4
Игровая
соревновательная
деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая
соревновательная
деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая
соревновательная
деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
4
Игровая
соревновательная
деятельность
4
Всего:
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
136
6 КЛАСС
№
Тема
1
История возникновения волейбола.
Развитие
Форма
проведения
занятия
Беседа,
практика,
Вид деятельности
Всего
Знакомство, изучение, 4 часа
обсуждение, игровая кажда
деятельность
волейбола. История возникновения
волейбола. Техника безопасности.
Правила игры в мини-волейбол,
волейбол.
я
тема
2
Техника
приема
«пионербол».
3
Стойка игрока, Перемещение, прием
мяча двумя
руками сверху.
Прием мяча двумя руками снизу.
Приём мяча двумя руками снизу.
Передачи мяча над собой.
Верхняя передача мяча в парах,
тройках.
4
5
6
7
мяча.
Игра
8
Нижняя прямая подача.
9
10
11
12
13
14
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Практика
Практика
Практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Нижняя прямая подача и нижний Практика
прием мяча.
Беседа,
Верхняя прямая подача
практика
Верхняя прямая подача и верхний
прием
Боковая нижняя прямая подача
Боковая верхняя прямая подача.
Комбинации из передвижений
остановок игрока.
15
Прямой нападающий удар.
Практика
Беседа,
практика
Практика
и Беседа,
практика
Беседа,
практика
16
Нападение через 3-ю зону.
Беседа,
практика
17
Нападение через 2-ю зону.
Беседа,
практика
18
Игра «Мяч через сетку» по основным Соревнования
правилам.
Игра в волейбол по основным
правилам с привлечением учащихся к
судейству.
Верхняя передача мяча в парах с Беседа,
шагом.
практика
19
20
Знакомство, изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая
соревновательная
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Выбор места для выполнения нижней
подачи; выбор места для второй
передачи и в зоне 3.
Взаимодействие игроков передней
линии: игрока зоны 4 с игроком зоны
3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой передаче ).
Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с
игроком зоны 3.
Практика
Игровая деятельность
Беседа,
практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Беседа,
практика
Взаимодействие игроков передней
линии: игрока зоны 4 с игроком зоны
3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при
первой передаче ).
Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с
игроком зоны 3.
Беседа,
практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Индивидуальные действия: выбор
места для выполнения нижней подачи;
выбор места для второй передачи и в
зоне 3.
Индивидуальные действия: выбор
места для выполнения нижней подачи;
выбор места для второй передачи и в
зоне 3.
Индивидуальные действия: выбор
места для выполнения нижней подачи;
выбор места для второй передачи и в
зоне 3.
Групповые действия. Взаимодействие
игроков передней линии: игрока зоны
4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с
игроком зоны 3 ( при первой
передаче). Взаимодействие игроков
зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
Групповые действия. Взаимодействие
игроков передней 1линии: игрока зоны
4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с
игроком зоны 3 ( при первой
передаче). Взаимодействие игроков
зон 6, 5 и 1
с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней
подачи и первая передача в зону 3,
вторая передача игроку, к которому
передающий обращен лицом.
Соревнование в группах
Соревнование в группах
Итоговое
занятие.
Контрольные
испытания
Беседа,
практика
Всего:
Беседа,
практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Беседа,
практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Практика
Игровая деятельность
Беседа,
практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Практика
Практика
Соревнования
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Игровая
соревновательная
деятельность
136
7 КЛАСС
№
Тема
1
Правила игры и соревнований.
Техника передач.
2
3
4
Техника верхних передач. Игра
Техника нижних передач. Игра
Групповые упражнения. Игра
5
Упражнения в движении. Учебная
игра
6
Техника нижней прямой подачи.
Учебная игра
7
Техника верхней прямой подачи.
Учебная игра.
8
Игровые взаимодействия. Учебная
игра
9
10
Групповые упражнения. Учебная игра.
11
Верхняя передача мяча в прыжке.
Учебная игра
12
Прием мяча снизу двумя руками.
Учебная игра
13
Прямой нападающий удар через сетку.
Учебная игра
14
Упражнения с мячом в парах через
сетку. Учебная игра.
15
Техника верхней прямой подачи.
Учебная игра.
16
Передача мяча сверху двумя руками из
глубины площадки. Прямой
нападающий удар. Учебная игра
Сочетание способов перемещений .
Прием мяча снизу двумя руками от
сетки. Учебная игра.
17
Одиночное блокирование. Учебная
игра.
Форма
проведения
занятия
Беседа,
практика,
Практика
Практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Практика
Беседа,
практика
Практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Вид деятельности
Всего
Знакомство, изучение, 4 часа
обсуждение, игровая кажда
деятельность
я
тема
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Передача мяча снизу двумя руками.
Прямой нападающий удар сильнейшей
рукой. Учебная игра.
Передача мяча одной рукой сверху,
имитация нападающего удара.
Учебная игра.
Прием снизу двумя руками.
Одиночное блокирование. Учебная
игра.
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся. Групповое
блокирование. Учебная игра.
Чередование способов передачи мяча.
Блокирование ударов с задней линии.
Учебная игра.
Чередование способов приема мяча.
Имитация нападающего удара.
Учебная игра.
Передача мяча одной рукой сверху в
прыжке. Нападающий удар с задней
линии. Учебная игра.
Чередование способов подач.
Взаимодействие игроков передней
линии. Учебная игра.
Чередование способов приема мяча.
Подача мяча на игрока, слабо
владеющего приемом Учебная игра.
Передача мяча сверху двумя руками,
стоя спиной к направлению передачи.
Учебная игра.
Прием мяча снизу двумя руками.
Нападающий удар сильнейшей рукой.
Учебная игра.
Передача мяча снизу после
перемещения. Зонное блокирование.
Учебная игра.
Прием мяча снизу двумя руками от
сетки, Одиночное блокирование.
Учебная игра.
Передача мяча двумя руками сверху в
прыжке. Прямой нападающий удар.
Учебная игра.
Чередование способов приема мяча.
Имитация нападающего удара и обман
одной рукой. Учебная игра.
Соревнование в группах
Итоговое
испытания
Всего:
занятие.
Беседа,
практика
Практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Беседа,
практика
Практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Беседа,
практика
Практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Соревнования
Игровая
соревновательная
деятельность
Игровая
соревновательная
деятельность
Беседа,
практика
Контрольные Соревнования
136
8 КЛАСС
№
Тема
1
Правила игры и соревнований.
Техника передач.
2
3
4
Техника верхних передач. Игра
Техника нижних передач. Игра
Групповые упражнения. Игра
5
Упражнения в движении. Учебная
игра
6
Техника нижней прямой подачи.
Учебная игра
7
Техника верхней прямой подачи.
Учебная игра.
8
Игровые взаимодействия. Учебная
игра
9
10
Групповые упражнения. Учебная игра.
11
Верхняя передача мяча в
прыжке. Учебная игра
Прием мяча снизу двумя руками.
Учебная игра
12
Одиночное блокирование. Учебная
игра.
13
Прямой нападающий удар через сетку.
Учебная игра
14
Упражнения с мячом в парах через
сетку. Учебная игра.
15
Техника верхней прямой подачи.
Учебная игра.
Передача мяча сверху двумя руками из
глубины площадки. Прямой
нападающий удар. Учебная игра
Сочетание способов перемещений
. Прием мяча снизу двумя руками от
сетки. Учебная игра.
Передача мяча снизу двумя руками.
Прямой нападающий удар сильнейшей
рукой. Учебная игра.
16
17
18
Форма
проведения
занятия
Беседа,
практика,
Вид деятельности
Всего
Практика
Знакомство, изучение, 4 часа
обсуждение, игровая кажда
деятельность
я
тема
Игровая деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Беседа,
практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Практика
Практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Беседа,
практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Передача мяча одной рукой сверху,
имитация нападающего удара.
Учебная игра.
Прием снизу двумя руками.
Одиночное блокирование. Учебная
игра.
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся. Групповое
блокирование. Учебная игра.
Чередование способов передачи мяча.
Блокирование ударов с задней линии.
Учебная игра.
Чередование способов приема мяча.
Имитация нападающего удара.
Учебная игра.
Передача мяча одной рукой сверху в
прыжке. Нападающий удар с задней
линии. Учебная игра.
Чередование способов подач.
Взаимодействие игроков передней
линии. Учебная игра.
Чередование способов приема мяча.
Подача мяча на игрока, слабо
владеющего приемом Учебная игра.
Передача мяча сверху двумя руками,
стоя спиной к направлению передачи.
Учебная игра.
Прием мяча снизу двумя руками.
Нападающий удар сильнейшей рукой.
Учебная игра.
Передача мяча снизу после
перемещения. Зонное блокирование.
Учебная игра.
Прием мяча снизу двумя руками от
сетки, Одиночное блокирование.
Учебная игра.
Передача мяча двумя руками сверху в
прыжке. Прямой нападающий удар.
Учебная игра.
Чередование способов приема мяча.
Имитация нападающего удара и обман
одной рукой. Учебная игра.
Соревнование в группах
Итоговое
испытания
Всего:
9 КЛАСС
занятие.
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Беседа,
практика
Практика
Изучение,
обсуждение, игровая
деятельность
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Практика
Игровая деятельность
Соревнования
Игровая
соревновательная
деятельность
Игровая
соревновательная
деятельность
Контрольные Соревнования
136
Форма
проведения
занятия
Беседа,
практика,
№
Тема
1
Инструктаж по Т.Б. на занятиях. Стойка
волейболиста. Перемещения в стойке
волейболиста приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед.
2
Инструктаж по Т.Б. на занятиях. Стойка
Беседа,
волейболиста. Перемещения в стойке
практика,
волейболиста приставными шагами боком,
лицом и спиной вперед.
Передача мяча двумя руками сверху на месте. Беседа,
Передача мяча над собой. Прием мяча двумя практика
снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра в
волейбол.
Передача мяча двумя руками сверху на месте. Практика
Передача мяча над собой. Прием мяча двумя
снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра в
волейбол.
Передача мяча двумя руками сверху после
Беседа,
перемещений. Передачи сверху у стены.
практика
Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя
снизу. Учебная игра в волейбол.
Передача мяча двумя руками сверху после
Практика
перемещений. Передачи сверху у стены.
Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя
снизу. Учебная игра в волейбол.
Передача мяча двумя руками сверху во
Беседа,
встречных колоннах с переходом в конец
практика
противоположной колонны. Передачи мяча
сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая
подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная
игра в волейбол.
Передача мяча двумя руками сверху во
Практика
встречных колоннах с переходом в конец
противоположной колонны. Передачи мяча
сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая
подача. Прием мяча двумя снизу. Учебная
игра в волейбол.
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели.
Беседа,
Передачи мяча в прыжке. Нижняя прямая
практика
подача. Прием мяча двумя снизу с подачи.
Учебная игра в волейбол.
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели.
Практика
Передачи мяча в прыжке. Нижняя прямая
подача. Прием мяча двумя снизу с подачи.
Учебная игра в волейбол.
Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча Практика
с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная
игра в волейбол.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Вид
деятельности
Всего
Знакомство,
изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
4 часа
кажда
я
тема
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча Практика
с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная
игра в волейбол.
Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мячаПрактика
с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в
зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в
волейбол
Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мячаПрактика
с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в
зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в
волейбол
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая Практика
подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону
3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4.
Учебно – тренировочная игра в волейбол.
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая Практика
подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону
3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4.
Учебно – тренировочная игра в волейбол.
Нападающий удар с поворотом туловища
Практика
Индивидуальное блокирование. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.
Нападающий удар с поворотом туловища
Практика
Индивидуальное блокирование. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.
Нападающий удар без поворота туловища (с Практика
переводом рукой). Групповое блокирование.
Учебно – тренировочная игра в волейбол.
Нападающий удар без поворота туловища (с Практика
переводом рукой). Групповое блокирование.
Учебно – тренировочная игра в волейбол.
Индивидуальные тактические действия в
Беседа,
нападении. Верхняя прямая подача по
практика
определенным зонам. Неожиданные передачи
мяча на сторону соперника. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.
Индивидуальные тактические действия в
Практика
нападении. Верхняя прямая подача по
определенным зонам. Неожиданные передачи
мяча на сторону соперника. Учебно –
тренировочная игра в волейбол.
Групповые тактические действия в нападении Беседа,
– взаимодействие игроков зоны 6 с игроком практика
зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2.
Учебно – тренировочная игра с заданиями.
Групповые тактические действия в нападении Практика
– взаимодействие игроков зоны 6 с игроком
зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2.
Учебно – тренировочная игра с заданиями.
Командные тактические действия в нападении Беседа,
через игрока передней линии без изменения практика
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
26
27
28
29
30
позиций игроков. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
Командные тактические действия в нападении Практика
через игрока передней линии без изменения
позиций игроков. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
Командные тактические действия в нападении Практика
через игрока передней линии с изменением
позиций игроков. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
Командные тактические действия в нападении Практика
через игрока передней линии с изменением
позиций игроков. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
Система игры в защите «углом вперед».
Беседа,
Учебно – тренировочная игра в волейбол с
практика
заданиями.
Система игры в защите «углом вперед».
Учебно – тренировочная игра в волейбол с
заданиями.
Первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 9-11 классов.
Товарищеские встречи между командами
близлежащих школ
32
Первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 9-11 классов.
Товарищеские встречи между командами
близлежащих школ
33 Соревнование в группах
34 Итоговое занятие. Контрольные испытания
Всего:
31
Практика
Соревнования
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Изучение,
обсуждение,
игровая
деятельность
Игровая
деятельность
Игровая
соревновательна
я деятельность
5.Комплекс
организационно-педагогических условий.
Условия успешной реализации учебной программы.
1.Улучшение материально-технической базы для занятий
волейболом: а) спортивная база для учебных занятий;
б) наличие и разнообразие необходимого спортивного оборудования
при обучении техники игры;
в) наличие современного комплекта спортивного оборудования для
игровых площадок.
2.Систематическое и рациональное применение технических средств,
приборов и специального оборудования.
3.Формирование коллектива единомышленников.
136
4.Наличие квалифицированных тренеров-преподавателей по
волейболу. 5.Научно-методическое обеспечение образовательного
процесса.
6.Постоянное самосовершенствование тренера преподавателя и
повышение квалификации в вопросах современных технологий учебнотренировочного процесса.
7.Формирование стойкой мотивации к достижению высоких
результатов в игровой и соревновательной деятельности.
8.Стимулирование детей в учебно-воспитательном и тренировочном
процессе.
9.Наличие организаторов-инструкторов из числа выпускников
объединения.
10.Повышение уровня технико-тактического мастерства посредством
участия в разнообразных по масштабам соревнований.
11.Планирование и организация учебных тренировочных сборов.
12.Финансовое обеспечение программы.
Контроль
Список используемой литературы
1.Железняк Ю. Д. Юный волейболист, Учебное пособие для тренеров.
Москва. Физ-культура и спорт, 1988 год.
2.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. - Волейбол. Учебник для институтов
физической культуры. - М, 1998.
3.Мещерякова О.Н., Магин В.А., Звучева В.В., Соколова А.А.
Технология физкультурно-спортивной деятельности. Волейбол: Учебное
пособие. - Ставрополь: СГУ, 2003.
4.Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2000.
5.6.Железняк
Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6..7. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7.8.Железняк Ю.Д., Куняпский В. А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8.Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9.Марков К.К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10.
Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды
спорта. - М., 1998.