Рабочая программа курса ВНД Школьный музей.docx

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП ООО

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Школьный музей»
для 5 - 9 классов
на 2025-2026 учебный год

село Петрокаменское, 2025г.

Пояснительная записка.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из
приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма,
особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все
времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего
поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние
годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего
поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно - ориентированные,
проявляется непонимание значимости культурно - исторических памятников,
низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её
закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и
молодым поколениями. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и
Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный
музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического
наследия.
Направленность программы – социально-педагогическая.
Категории учащихся. Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет,
количество обучающихся в группе от 7 до 12 человек.
Формы и виды обучения.
1. особенности организации образовательного процесса – очно;
2. формы обучения – коллективная, индивидуальная
3. формы организации учебного занятия - лекция с элементами беседы,
рассказ, практикум, проект, презентации, экскурсии, выставка
4. методы обучения - словесный, наглядный практический;
объяснительно-иллюстративный, проектный и воспитания убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;
5. педагогические технологии - технология группового обучения,
технология проектной деятельности, здоровьесберегающая технология.
6. алгоритм учебного занятия
Теория:
1.Беседа по новой теме.
2. Обсуждение изученного материала.
3.Закрепление изученного материала.
Практическое занятие:
1. Составление плана работы.
2. Выполнение заданий практической работы по плану.
3. Демонстрация полученного результата учащимися.
7. дидактические материалы – применяются раздаточные материалы по
темам разделов, презентации и видеофрагменты по изучаемым темам.

Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 урока, с перерывом
10 минут.
Цель и задачи.
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности
учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края
через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность
учащихся;
- развивать творческие способности;
- приобщать школьников к культуре русского народа, предков, традициям и
обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю;
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм;
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и
культуры родного края;
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность
экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Содержание программы
Введение
Инструктаж по ТБ. Правила поведения в школьном музее во время
проведения занятия. Техника безопасности и охрана труда при работе в
музее.
Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и
термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия,
экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной
системы музейного дела.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск
основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря
музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»;
составление кроссворда на тему «Музей».
История музейного дела в России

Коллекционирование. Филателия, геральдика, нумизматика и др. Известные
музеи мира (Русский музей, Лувр, Прадо, Третьяковская галерея и др).
Музееведение в России. Начало коллекционирования древностей. Петр I и
его Кунсткамера, Эрмитаж. Помещичьи собрания памятников искусства и
древности в XVIII— XIX вв. Научные общества и музеи в XIX в. Создание
крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и
методики музейного дела. Охрана и пропаганда памятников истории и
культуры. Нормативные документы по вопросам музейного дела. Ведущие
музеи страны. Просмотр видеофильмов об известных музеях страны.
Музеи зарубежных стран
Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании. Знакомство
через сеть Интернет с музеями Великобритании. Сообщения о музеях и
картинных галереях Германии.
Знакомство через сеть Интернет с музеями Германии. Сообщения о музеях
Франции.
Знакомство через сеть Интернет с музеями Франции. Необычные музеи мира.
Музей как институт социальной памяти
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в
Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных
началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и
общественными. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни
человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции
музеев.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда
развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности
деятельности школьного краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны
1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая
группа представляет разные музеи; представление на общем заседании;
коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа:
«Какие музеи интересны тебе? Почему?».
Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение
похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей»
(отзыв, рекомендация).
Музейный предмет и способы его изучения
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности
музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция
– выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ
фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии
музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических
событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование
документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами;
фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с
первоисточниками; каталогами.
Изучение истории школьного музея
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания
школьного музея. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма,
гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления
работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории
школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его
образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные
документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и
выпускников школы).
Работа с фондом школьного музея
Определение понятия, основные направления фондовой работы. Понятие:
фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.
Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления
фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления
текстов для музейной экспозиции.
Работа с аудиторией
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного
собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).
Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид,
свободное владение материалом, этика. Как вести занятия по экспозициям
школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина).
Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических
экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок;
проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Репетиции экскурсий.

Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям,
патриотизм
и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,
художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуальноличностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- способности к саморазвитию, готовности и потребности к обучению в
течение
всей жизни.
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
учебную, общественную и др.;
Познавательные:
Обучающиеся:
- овладеют музейной терминологией;
- узнают особенности становления музеев в России и в мире в различные
исторические периоды;
-научатся составлять план поисково-исследовательского проекта;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию, формировать и оформлять экспозицию
музея;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные
краеведческие записи, вести дневник музейщика.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- готовить и проводить экскурсии по музею, проводить виртуальную
экскурсию.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- организовывать учебно- познавательное сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли
участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие
методы работы;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать
партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая
дополнительные источники), обобщение, выделение главного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-прогнозировать и оценивать конечный результат;
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- проводить мини-экскурсии.
- брать интервью
- активно участвовать в развитии музея, пополняя его фонды

Комплекс организационно-педагогических условий
Учебный план 1-ый год обучения
№ Разделы программы
п/п

Кол-во часов

Формы
аттестации/контр
Всего Теория Практи оля
ка

1

Введение

3

2

1

Устный опрос

2

История музейного
дела в России

4

1

3

Составление
кроссворда
«Музеи мира»

3

Музеи зарубежных
стран.

4

1

3

Оформление
экспозиции в
рекреации школы

4

Музей как институт
социальной памяти

2

1

1

Викторина

5

Музейный предмет и
способы его изучения

8

3

5

Зачетная
практическая
работа

6

Изучение истории
школьного музея

8

5

3

Составление
альбома «Из
истории
школьного музея»

7

Фонды школьного
музея

18

10

8

Творческая работа:
составление
тематикоэкспозиционного
плана

8

Работа с аудиторией

21

10

11

Проведение
экскурсии по
выбранной теме
для участников
кружка

ИТОГО

68

33

35

Методические материалы

Методическое сопровождение программы
 методические разработки занятий,
 учебно-тематический план;
 календарно-тематический план;
 ресурсы информационных сетей по темам кружка
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса.


Компьютер, проектор, телевизор, экран.

Формы аттестации
Мониторинги, формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставки, стартовый контроль, текущий и
итоговый контроль, мини-экспозиции и экскурсии. Формы:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Описание и классификация экспонатов, занесение экспонатов в
инвентарную книгу;
3. Участие в тематических викторинах;
4. Подготовка текста экскурсии;
5. Создание видеофильмов, презентаций, альбомов для пополнения фонда
школьного музея;
6. Подготовка и проведение мини-экскурсии.
Оценочные материалы
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) соотносятся с
требованиями к умениям и навыкам обучающихся. Назначение КИМов –
осуществлять контроль за уровнем освоения теоретических и практических
знаний и умений по изучаемым разделам. Объектом оценивания должны
стать предметные, метапредметые и личностные результаты.
Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и
овладение навыками ведения музейного дела.
Контрольно-измерительные материалы
Входной контроль:
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из
высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и
почему?


Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).



Музей – общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)



Музей – это территория бизнеса.



Музеем называют место, где находится большое количество
памятников истории и искусства.

1. Какие музеи есть в нашем районе? Опишите свой поход в музей.
2. Зачем современному обществу нужны музеи?
3. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет
ее исследований.
4. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и
взаимозависимость этих понятий.
Текущий контроль №2
1. Ответьте на вопросы:
1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?
5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?
9. Что включает фондовая документация музея?
10. Содержание основных этапов учета музейных предметов.
2.Анализируя раздаточный материал (рисунок) и опираясь на свой
жизненный опыт, попытайтесь ответить на вопрос: какие задачи стоят перед
сотрудниками музеев по организации хранения музейных фондов?
Итоговый контроль:
Составьте собственный экскурсионный проект, включите
в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники
архитектуры, скульптуры.
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап.
Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;

4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их
оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной
деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных
экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и
выполнение конкретных действий его участниками.
Конкретная последовательность действий участников проекта
включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление
библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов
Список литературы:
1. Как организовать работу школьного краеведческого музея:
методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013.
2. Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. – М.:
Высшая школа, 1998.
3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий /
Под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман.изд.центр, 2001.
4. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной
педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».