адаптированная рабочая программа по логопедической коррекции (ЗПР) 6 А класс на 2025-2026 учебный год

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе АООП ООО для
детей с задержкой психического
развития

Адаптированная рабочая программа
по логопедической коррекции
для 6 «А» класса
на 2025-2026 учебный год

село Петрокаменское, 2025г.

1. Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающий курс «Логопедическая коррекция» является
обязательной

частью

коррекционно-развивающей

области

ФАОП

ООО

обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и
направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого
развития у обучающихся 6 классов, получающих образование в соответствии с
ФАОП ООО обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР продолжают испытывать трудности освоения
программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с
особенностями речевого развития.
Поскольку категория обучающихся с ЗПР многочисленна и неоднородна по
своему составу, то выраженность речевого нарушения может быть разной у
обучающихся одной возрастной группы. У некоторых обучающихся с ЗПР может
сохраняться

нечеткость

артикуляции

и

произношения,

недостаточная

автоматизированность отдельных звуков, недостаточность произвольности,
объема и переключаемости артикуляционных движений. В речи могут
встречаться нестойкие замены и пропуски звуков.
Трудности письма часто обусловлены у обучающихся с ЗПР на уровне
основного общего образования недостатками фонематических процессов,
нарушением языкового анализа и синтеза. Обучающиеся с ЗПР продолжают
затрудняться в выделении позиций и последовательности звуков в словах
сложной слоговой структуры, допускают ошибки на смешение оппозиционных
звуков, могут переставлять звуки в словах, пропускать на письме буквы в словах,
сложных для фонематического восприятия или малознакомых.
У

большинства

обучающихся

с

ЗПР

навыки

словообразования

формируются специфично и с некоторым запозданием, у них затруднены навыки
словообразования приставочного и суффиксального способа. Обучающиеся могут
применить изученный ранее способ преобразования на других словах, формально,
2

без опоры на лексическое и грамматическое значение слова, допуская ошибки.
Использование навыков словоизменения связано с трудностями понимания
контекста в словосочетании и предложении, они могут изменить форму
существительного, забывая при этом про форму прилагательного и наоборот.
Обучающиеся допускают ошибки и испытывают затруднения на уровне
лексико-грамматического

строя речи, допускают семантические

замены,

затрудняются в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.
На фоне специфических ошибок письма и чтения у обучающихся с ЗПР при
отсутствии коррекционной работы возникает стойкая дизорфография, что
значительно затрудняет овладение орфографическими навыками в 6 классах,
программным материалом по учебному предмету «Русский язык».
Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной логопедической
помощи, которая реализуется в процессе освоения коррекционно-развивающего
курса.
Коррекционно-развивающий курс «Логопедические занятия» направлен на
формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование
навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств
общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма,
формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию
коммуникативных компетенций.

2. Общая характеристика рабочей программы
«Логопедическая коррекция» 6 классов.
Цель курса «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
– коррекция и преодоление/или ослабление имеющихся нарушений/недостатков
устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, формирование мотивации к
самоконтролю

собственной

речи

и

саморазвитию

коммуникативных

компетенций.
3

Задачи курса:
▪ коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
▪ совершенствование

зрительно-пространственных

и

пространственно-

временных представлений;
▪ совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
▪ формирование фонематических, морфологических и синтаксических
обобщений;
▪ коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
▪ формирование алгоритма орфографических действий, орфографической
зоркости, навыков грамотного письма;
▪ коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
▪ развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация
и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности.
В ходе курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование
языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования
языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходит
обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности,
совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми
способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями
различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи,
соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей
коммуникативную функцию.
4

Содержание курса «Логопедические занятия» строится в соответствии с
требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и
основано на использовании учебного материала. Специалист уделяет внимание
закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с
использованием

логопедических

приемов.

Например,

используемые

на

логопедических занятиях задания по словообразованию разных частей речи,
позволяют отрабатывать навыки морфемного разбора; работа над обогащением
словарного запаса способствует расширению возможностей обучающихся в
подборе проверочных слов на ряд орфографических; специальные приемы
логопеда по работе с текстом способствуют повышению осознанности чтения,
читательской грамотности; отработка интонационно-выразительных средств,
модуляции голоса совершенствует навыки выразительного чтения.
Важным моментом является система работы по подготовке обучающихся к
итоговому изложению в рамках государственной итоговой аттестации. Учительлогопед проводит работу по развитию и расширению умений выделять
микротемы в тексте, грамотно излагать свои мысли в письменной форме,
соблюдать последовательность изложения, излагать основное содержание
прослушанного текста с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы
и передав все значимые микротемы.
Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством
индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий учителя-логопеда. Занятия
проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально
оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима
работы образовательной организации и в соответствии с циклограммой
специалиста, согласованной с администрацией обучающихся.
Учитель-логопед

работает

в

тесном

сотрудничестве

с

другими

специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом),
а также с родителями обучающегося с ЗПР, что обеспечивает комплексный
подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.

5

Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание
одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для
преодоления речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение программы
курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых
образовательных потребностей и речевых возможностей обучающихся с ЗПР.
Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по
курсу, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы, увеличивая
количество часов на изучение одного или нескольких модулей, либо равномерно
распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционноразвивающих

занятий

учителя-логопеда

предполагает

вариативность

и

индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед
после изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для
закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно
совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая

область

является

обязательной

частью

внеурочной деятельности и представлена индивидуальными и подгрупповыми
занятиями.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей
ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объём
изучаемого материала.
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, 34 учебные недели, 68
занятий.
Длительность занятий: подгрупповые занятия - 40 минут, индивидуальные
– 20 минут.

6

4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
В результате реализации логопедической программы у обучающихся будут
сформированы знания:

6 класс
К концу учебного года учащиеся осваивают:
- различные способы словообразования;
- правильно используют новые слова в предложениях различных
синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);
- ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей
слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются
новые слова и как изменяются их значения;
- определяют последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении,
между предложениями в тексте;
- читают целыми словами осознанно и выразительно;
- пересказывают текст;
- пишут под диктовку слова и предложения.

5.

Содержание

коррекционного

курса

«Логопедическая

коррекция» включает в себя следующие модули:
Модуль

«Совершенствование

фонетико-фонематической

стороны

речи» (фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие
произносительной

стороны

речи,

звуко-слоговой

структуры

слова,

дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма
(перестановки, пропуски, замены).

7

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование
навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного
запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи,
преодоление специфических и дизорфографических ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны
речи.

Морфология»

направлен

на

формирование

синтаксических

и

семантических представлений, расширение языковых средств и формирование
умения их активного использования на уровне словосочетания и предложения,
преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
направлен

на

развитие

умений

работать

с

текстом,

формирование

коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому
взаимодействию

и

взаимопониманию,

потребности

к

речевому

самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и
пунктуационных ошибок.
Рекомендованное распределение часов на изучение каждого раздела модуля
по годам обучения приводится в тематическом планировании Примерной рабочей
программы курса «Логопедические занятия». В то же время, модульный принцип
подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела
модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся.
Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а
другие изучать в меньшем объеме. Учитель-логопед может гибко варьировать
распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся с ЗПР.
Модуль

«Совершенствование

фонетико-фонематической

стороны

речи» (фонетика, орфоэпия, графика)
Звуки русского языка, их сравнение и различение (гласные – согласные,
ударные – безударные, звонкие – глухие, твердые – мягкие). Практикум по
8

улучшению дикции и произношения, отработка правильного ударения в словах.
Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова (способы подбора
проверочных слов). Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению
понятий: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение,
ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический
разбор. Дифференциация при письме сходных по оптическому, кинестетическому
принципу

букв,

фонетическому

принципу

звуков.

Отработка

приемов

выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм (в рамках изученного
по годам обучения).
Модуль

«Обогащение

и

активизация

словарного

запаса,

формирование навыков словообразования. Морфемика»
Написание слов с проговариванием, исключая специфические ошибки
словообразования. Актуализация опорных знаний по изучению и закреплению
понятий: части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс.
Выделение морфем на основе словообразовательного анализа слова. Образование
новых слов с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с
помощью приставок, приставок и суффиксов. Образование сложных слов путем
сложения

основ.

Выполнение

словообразовательного

разбора

с

целью

определения способа образования слова. Практическое употребление форм слов
разных частей речи. Соблюдение на письме орфографических правил:
правописание приставок по типу пре-, при-, приставок на з (с); правописание
корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися
гласными, непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова;
правописание суффиксов -чик- (-щик-); -ек- (-ик-) и др. (в рамках изученного по
годам обучения); правописание глаголов (корней с чередованием е // и;
использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2го лица единственного числа после шипящих; -тся и -ться в глаголах; суффиксов
-ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола (в рамках изученного по годам
обучения).
9

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны
речи. Морфология»
Части речи. Словосочетание. Предложение. Актуализация опорных знаний
по изучению и закреплению понятий: части речи, имя существительное, имя
прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, междометие,
причастие, деепричастие, числительное и использование их в речи (в рамках
изученного по годам обучения). Различение и определение (с опорой на схему)
различных морфологических признаков изученных частей речи. Развитие и
совершенствование умения образовывать форму слов изученных частей речи.
Различение однозначных и многозначных слов, омонимов, прямого и переносного
значения слова. Подбор и использование синонимов и антонимов в речи.
Фразеологизмы и свободные словосочетания, их различение и употребление.
Понимание и употребление метафор, гипербол, сравнений (в рамках изученного
материала). Сравнение и различение тематических групп слов: родовых и
видовых понятий. Отработка практических умений употреблять слова в
соответствии с их лексическим значением. Упражнение в понимании
лексического значения незнакомого слова, исходя из контекста (предложение,
текст). Согласование слов и изменение предложно-падежных конструкций (с
опорой на образец и без). Выделение словосочетаний внутри предложения,
определение типа связи, главного и зависимого слова. Разбор предложения,
определение вида по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию
второстепенных членов, количеству грамматических основ. Составление простых
и сложных предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему).
Применение знаний по синтаксису и пунктуации (постановка знаков препинания
в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании). Развитие
умения находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо
выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и
расставлять их в соответствии с изученными в 5 - 6 классах пунктуационными
правилами.
10

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»
Работа с текстом (определение темы и основной мысли, понимание
основного содержания, смысла текста, составление простого/сложного плана для
дальнейшего пересказа). Изложение прослушанного текста, с использованием
приемов сжатия (с предварительным делением его на абзацы, выделением
значимых микротем). Составление связного рассказа и пересказа на заданную
тему

(с

соблюдением

последовательности
использованием

смысловой

изложения).

изученных

цельности,

Составление

особенностей

речевой

связности

письменного

частей

речи,

текста

и
(с

синтаксических

конструкций). Аргументирование собственной позиции (отработка умения
доказывать и убеждать, используя различные языковые средства и приемы).
Беседы и диалоги (инициация бесед, устных монологических и диалогических
высказываний, характеризующихся широким спектром лексических средств,
точностью

словаря,

использованием

разнообразных

синтаксических

конструкций). Речевой практикум, направленный на извлечение нужной
информации, анализ и систематизацию отобранного речевого материала.
Создание и редактирование текстов, нахождение и исправление ошибок.
Изучение и закрепление в устной речи и на письме правил речевого этикета.
Выразительное чтение стихотворных и прозаических текстов (с соблюдением
всех

пройденных

орфоэпических

норм,

с

соблюдением

интонации

и

пунктуационного оформления текста).
Структура занятия:
1. Приветствие (речевая разминка).
2. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
3. Работа по теме занятия:
- повторение предыдущего материала;
- подготовка к восприятию нового материала;
- изучение нового материала;
11

- закрепление изученного материала.
4. Итог занятия.
Способы определения результативности: тестирование, диагностика в
начале, середине и конце учебного года.
6.Календарно-тематическое планирование
6 класс
№

Тема

1.

Диагностика.

2.

Диагностика.

3.

Простые и распространённые предложения.

4.

Графическая запись предложений.

5.

Дифференциация предлогов на, в, в предложении.

6.

Предлоги «из, за, из-за»

7.

Гласные звуки и буквы.

8.

Ударные и безударные гласные

9.

Коррекция дислексии: слоги со стечением согласных.

10.

Коррекция оптической дисграфии, гласные буквы.

11.

Деление сплошных слов для переноса.

12.

Дифференциация звуков и букв П-Б.

13.

Дифференциация звуков и букв П-Б в предложении.

14.

Дифференциация звуков и букв Т-Д.

15.

Дифференциация звуков и букв Т-Д в предложении.

16.

Дифференциация звуков и букв Б-Д.

17.

Диагностика.

18.

Диагностика.

19.

Дифференциация звуков и букв Б-Д в предложении.

Количе

12

20.

Дифференциация звуков и букв В-Ф в словах.

21.

Дифференциация звуков и букв В-Ф в предложении.

22.

Дифференциация звуков и букв З-С в предложении.

23.

Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в предложении.

24.

Слуховой диктант.

25.

Итоговое занятие.

26.

Дифференциация звуков ч-ц в словах.

27.

Дифференциация звуков ч-ц в предложении.

28.

Дифференциация звуков ч-с.

29.

Дифференциация звуков ч-с.

30.

Дифференциация звуков ц-с в словах.

31.

Дифференциация звуков ц-с в предложениях.

32.

Дифференциация звуков ш-ж в словах.

33.

Диагностика.

34.

Диагностика.
Всего:

7.Описание материально-технического обеспечения
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей
[Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.
2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М.,
2007.
3.Бабкина,

Н.В.

Психологическое

сопровождение

детей

с

ЗПР

в

общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.
4.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с
нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.
5.Ишимова О.А.Развитие речи. Письмо.//Просвещение 2019.
13

6.Ишимова О.А. Читаю и понимаю.//Просвещение 2019.
7.Китикова А.В.Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии.//Москва 2019.
8.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике //
Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.
9.Мазанова Е.В.Учусь работать с текстом.//Гном 2013.
10.Мазанова Е.В.Учусь не путать звуки.//Гном 2013.
11.Мазанова Е.В. Учусь работать со словом//Гном 2013.
12.Малошик «Тетрадь тренажер» для коррекции нарушения чтения.
13.Б.А. Макаров, .Е.В. Пересветова, М.Ю.Никулина. Диктанты и изложения по
русскому языку. Москва .2017
14.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.
15.Учебники

русского

языка

М.Т.

Баранова,

Т.А.

Ладыженской,

Л.А.

Тростенцовой.
16. Тетради, ручки, карандаши
17. Разнообразный демонстрационный материал
18. Серии сюжетных картин

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».