адаптированная рабочая программа по практическим занятиям по русскому языку для обучающихся с ЗПР (6 а класс) на 2025-2026 учебный год

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе АООП ООО для
детей с задержкой психического
развития

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Практические занятия по русскому
языку»
для 6 «А» класса
на 2025-2026 учебный год

село Петрокаменское, 2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная
рабочая
программа
школьного
компонента
предназначена для учащихся с задержкой психического развития 6 класса.
Данный курс непосредственно связан с программой по русскому
языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические
сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки,
позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к
успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается
уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся,
формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений
самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Рабочая программа составлена на основе учебного плана, рассчитана на
34 часа в год (1 час в неделю). Предусмотрена безотметочная система
оценивания.
Цель курса
- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении русскому языку;
- создать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
- формировать ответственное отношение учащихся к учебной
деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6 класс. 34 часа.
Повторение изученного в V классе (5 часов)
Правописание корней (повторение изученного в 5 классе)
Правописание приставок (повторение изученного в 5 классе)
Правописание суффиксов (повторение изученного в 5 классе)
Орфограммы в окончаниях слов.
Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и
прилагательными (повторение изученного в 5 классе)
Синтаксис. Предложение. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
Прямая речь. Диалог
Текст. Функциональные разновидности языка. (2 часа)
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем
и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный;
назывной, вопросный); главная и второстепенная ­информация текста; пересказ
текста.
Лексикология. Культура речи (3 часа)
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно
русские и заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и
пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления:
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
(диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы).
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и
сниженная лексика.
Фразеологизмы. Их признаки и значение.
Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Словообразование. Культура речи. Орфография (4 часа)
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи в другую).
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Нормы правописания корня -кас- — -кос- - с чередованием а // о,
гласных в приставках пре- и при-.
Имя существительное (2 часа)
Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.
Морфологический анализ имён существительных.
Имя прилагательное (4 часа)
Разряды имен прилагательных по значению.
Словообразование имён прилагательных.

Степени сравнения качественных имен прилагательных.
Правописание н и нн в именах прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках
изученного).
Имя числительное (4 часа)
Общее грамматическое значение имени числительного. Разряды
числительных по строению, по значению.
Склонение количественных и порядковых имён числительных.
Правильное образование форм имён числительных.
Правильное употребление собирательных имён числительных.
Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах
числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное
написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.
Местоимение (3 часа)
Словообразование местоимений. Разряды местоимений.
Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с
требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в
соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение
двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения
как средства связи предложений в тексте.
Нормы правописания местоимений: правописание местоимений с не и ни;
слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.
Глагол (4 часа)
Повторение изученного в V классе. Спряжение глаголов.
Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов.
Наклонение глаголов.
Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном
наклонении глагола.
Повторение и систематизация изученного (3 часа)
Лексикология. Фразеология. Морфемика. Словообразование. Орфография
Морфология. Орфография. Правописание имен существительных, имен
прилагательных. Правописание имен числительных, местоимений, глаголов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты
В результате освоения учащимися программы по курсу «Практикум по
русскому языку» обучающиеся получат возможность сформировать:

усвоение основ научных знаний о языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы;

функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
Личностными результатами освоения курса являются:

понимание основных изученных в 5 - 6 классе языковых явлений;
 орфографических правил, изученных в 5-6 классе, и пунктуационных
правил, изученных в 5 классе;
 умение находить в словах изученные орфограммы; различать
основные типы орфорам; применять нужный способ проверки написания и
обосновывать свой выбор; правильно писать слова с изученными
орфограммами; пользоваться орфографическим словарем для проверки
непроверяемых
и
трудно
проверяемых
написаний;
производить
орфографический разбор слова; находить и исправлять орфографические
ошибки;
 умение учитывать связь с синтаксическими конструкциями, которые
включают в себя те или иные смысловые отрезки, требующие выделения их
знаками препинания;
 умение ориентироваться в таких разделах языкознания, как
орфография и пунктуакция, учитывая их системность, взаимосвязь между
различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами,
принципами выбора написания), и правильно выбирать из десятков правил

именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктирам мы. Такое
умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как
заставляет в разных орфографических и пунктуационных явлениях видеть
общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил.
Метапредметные результаты изучения курса. Обучающиеся получат
возможность сформировать:
o
говорение и письмо владение всеми видами речевой деятельности:
 адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
 способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
 овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
o
говорение и письмо:
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
 умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;

 способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название раздела, темы

Кол-во
Модуль
рабочей
часов Программы
воспитания
«Школьный урок»
5
День знаний
День солидарности в
борьбе с терроризмом
Международный
день
распространения
грамотности
2
Государственного флага
и герба Республики
Крым
Европейский
день
языков
3
День народного единства
4
День Героев Отечества
Всероссийский день
заповедников и
национальных парков
2
Международный день
родного языка

1

Повторение изученного в V
классе

2

Текст. Функциональные
разновидности языка

3
4

Лексикология. Культура речи
Словообразование. Культура
речи. Орфография

5

Имя существительное

6

Имя прилагательное

4

7
8

Имя числительное
Местоимение

4
3

9

Глагол

4

10

Повторение и систематизация
изученного в 6 классе

3

Всемирный день Земли
Всемирный день поэзии
День Конституции
Республики Крым
Гагаринский
урок
«Космос и Мы».

ЦОР/ЭОР

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

2

3

4
5

6

7

8
9
10

11

12
13

Тема урока

Правописание корней, приставок,
суффиксов
Орфограммы в окончаниях слов.
(повторение изученного в 5
классе)
Слитное и раздельное написание
не с глаголами,
существительными и
прилагательными (повторение
изученного в 5 классе)
Синтаксис.
Предложение. Знаки препинания в
предложениях с однородными
членами.
Сложное предложение. Запятые в
сложном предложении.
Прямая речь. Диалог
Смысловой анализ текста: его
композиционных
особенностей,
микротем и абзацев, способов и
средств связи предложений в
тексте
Информационная переработка
текста. План текста (простой,
сложный; назывной, вопросный)
Стилистические пласты лексики:
стилистически нейтральная,
высокая и сниженная лексика.
Фразеологизмы. Их признаки и
значение.
Эпитеты, метафоры,
олицетворения.
Основные способы образования
слов в русском языке
(приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный, сложение,
переход из одной части речи в
другую).
Правописание сложных и
сложносокращённых слов.
Правописания корня -кас- — -кос-

Количество часов
Контроль Практи
Всего
ные
ческие
работы
работы

1

1

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1
1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

14
15
16

17

18
19
20
21
22

23

24

25

26

27

- с чередованием а // о
Гласные в приставках пре- и при-.
Нормы слитного и дефисного
написания пол- и полу- со
словами.
Морфологический анализ имён
существительных.
Словообразование имён
прилагательных.
Правописание н и нн в именах
прилагательных.
Правописание суффиксов -к- и ск- имён прилагательных.
Правописание сложных имён
прилагательных.
Нормы произношения имён
прилагательных, нормы ударения
(в рамках изученного).
Склонение количественных и
порядковых имён числительных.
Правильное образование форм
имён числительных.
Правильное употребление
собирательных имён
числительных. Нормы
правописания имён числительных:
написание ь в именах
числительных.
Написание двойных согласных;
слитное, раздельное, дефисное
написание числительных; нормы
правописания окончаний
числительных.
Словообразование местоимений.
Разряды местоимений.
Употребление местоимений в
соответствии с требованиями
русского речевого этикета, в том
числе местоимения 3-го лица в
соответствии со смыслом
предшествующего текста
(устранение двусмысленности,
неточности); притяжательные и
указательные местоимения как
средства связи предложений в
тексте.
Нормы правописания
местоимений: правописание
местоимений с не и ни; слитное,
раздельное и дефисное написание

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

местоимений.
28
Спряжение глаголов.
29
Нормы словоизменения глаголов.
30
Наклонение глаголов.
Использование ь как показателя
грамматической формы в
31
повелительном наклонении
глагола.
Лексикология. Фразеология.
32
Морфемика. Словообразование.
Орфография
Морфология. Орфография.
Правописание имен
33
существительных, имен
прилагательных.
Правописание имен
34
числительных, местоимений,
глаголов.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1

1

1

1
34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».