Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы правовой культуры»
для обучающихся 10-11 классов
село Петрокаменское, 2025г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу «Основы правовой культуры»
составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта
среднего (полного) общего образования и авторской программы Певцова Е.А.
Право. Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений. -2-е издание. М.: ООО «ТИД «Русское слово»
2017.
Рабочая
программа
конкретизирует
содержание
предметных
тем
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по
разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный
набор практических работ, выполняемых учащимися.
Программа рассчитана на 68 ч. в год, 1 час в неделю;в 10 кл. -34 ч., в 11 кл. –
34 ч.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
цели :
развитие личности, направленное на формирование правосознания и
правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права
и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
Задачи :
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам
другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам,
правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и
институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом
нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных
интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической
деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности для решения практических задач в социальноправовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального
образования;
формирование способности и готовности к сознательному и
ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в
том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к
самостоятельному принятию решений, правомерной реализации
гражданской позиции и несению ответственности.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Основы правовой культуры» в 10-11 классах преподаѐтся
как элективный курс «Основы правовой культуры» относится к части,
формируемой участниками образовательного процесса учебного плана.
Согласно учебного плана в 10-11 классах из компонента ОУ на элективный
курс выделено 68 часов из расчѐта по 1 часу в неделю. «Основы правовой
культуры» как учебный предмет старшей школы базируется на правовом
содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов
последовательности
юриспруденции,
и
преемственности)
усвоение
правовых
дальнейшее
норм
познание
поведения,
основ
формирование
правовой культуры и правовой компетентности личности. Базовое правовое
образование в старшей школе обеспечивает изучение права, создает условия
реализации
образовательной
представленная
возможности
преемственность
в
содержании
правовой
между
программы.
примерной
социализации
общим
и
Правовая
программы,
учащихся,
юридическим
информация,
расширяет
обеспечивает
профессиональным
образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы
к освоению программ высшего профессионального образования.
«Основы правовой культуры» как учебный предмет на базовом уровне
обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными
требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки
выпускников;
образованием,
знакомит
с
современным
основными
профессиональной
юридическими
юридической
профессиональным
юридическим
профессиями,
особенностями
деятельности,
что
позволит
выпускнику
осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем;
изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов
правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции
основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении
исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет
«Основы правовой культуры» на базовом уровне позволяет изучить не только
ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и
проблемы международного права.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса
права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) отражают
ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики,
педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним
относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;
правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность;
основные правовые системы современности;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
юридическое образование.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного
образования
личности,
относится
к
числу
приоритетных
дисциплин,
обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое
образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой
активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение
основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,
необходимых
для
эффективного
выполнения
выпускниками
основных
социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя,
члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Основы правовой
культуры» как учебный предмет создает основу для становления социальноправовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на
проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а
также осознанного выбора модели получения образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного
предмета «Основы правовой культуры» на этапе среднего (полного) общего
образования, а именно в X и XI классах 68 ч., из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (по1 час в неделю);в 10 кл. –
34 ч., в 11 кл. – 34 ч.
Содержание учебного предмета.10 класс.
№ п/п
Разделы, темы.
Количество часов.
Примерная
Рабочая
Контрольные
программа
программа
работы
1
Вводная тема.
5
5
2
Теоретические основы 8
8
права как системы
3
Правоотношения и
7
7
1
правовая культура
4
Государство и право.
11
11
5
Правосудие и
3
3
34 ч.
34 ч.
правоохранительные
органы.
Всего
1
Содержание учебного предмета. 11 класс.
№ п/п
Разделы, темы.
Количество часов.
Примерная
Рабочая
Контрольные
программа
программа
работы
1
Гражданское право.
12
12
2
Семейное, жилищное,
8
8
2
2
2
2
5
5
5
5
34 ч.
34 ч.
1
трудовое право.
3
Административное
право и
административный
процесс.
4
Уголовное право и
уголовный процесс.
5
Правовое
регулирование в
различных сферах
общественной жизни.
6
Международное право.
Всего
1
Требования к ожидаемому результату:
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие
правила применения права; содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия; органы и способы международноправовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь
характеризовать право как элемент культуры общества, систему
законодательства, основные отрасли права, систему конституционных
прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты;
избирательный и законодательный процессы в России, принципы
организации и деятельности органов государственной власти, порядок
рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых
споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров,
формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок
получения платных образовательных услуг, 1
объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь,
механизм правового регулирования, содержание основных понятий и
категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и
ответственности
гражданина
как
участника
конкретных
правоотношений
(избирателя,
налогоплательщика,
военнообязанного,
работника,
потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений,
регулируемых публичным и частным правом,
различать формы (источники) права, субъектов права, виды
судопроизводства,
полномочия
основания
органов
и
внутренних
порядок
назначения
наказания,
дел,
прокуратуры,
адвоката,
нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты
гражданского
оборота,
предпринимательской
организационно-правовые
деятельности;
формы
имущественные
и
неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды
гражданско-правовых договоров,
приводить
примеры
различных
видов
правоотношений,
правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных
конституционных
прав,
экологических
ответственности
за
причинение
общепризнанных
принципов
и
вреда
норм
правонарушений
и
окружающей
среде,
международного
права,
правоприменительной практики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
поиска,
анализа,
интерпретации
и
использования
правовой
информации;
анализа текстов закнодательных актов, норм права с точки зрения
конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование
интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой
тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в
типичных
жизненных
ситуациях,
урегулированных
правом;
определения способов реализации прав и свобод, а также защиты
нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью.
Изучение права в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой
профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора,
нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений
самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации;
формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм;
объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания
текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и
явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству;
позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.
Школьники приобретают навыки использования норм права при решении
учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым
темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного
учебного
исследования,
ведении
дискуссии.
В
результате
обучения
выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических
документов; анализировать собственные профессиональные склонности,
способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на
дальнейшее юридическое обучение в вузе.
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует
стандарту.
Требования
направлены
на
реализацию
личностно
ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания
правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11
классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД «
Русское слово - РС», 2005.
2. Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
3. Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право.
Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных
учреждений М.: «РС», 2007.
4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2005
год.
5. Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив)..
6. Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с:
Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
7 Бабленкова И.И., Акимов В.В.,Сурова Е.А. Обществознание: учебное
пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
8. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для
поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
9. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д.
Перевалова. – М.,1997
10. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права2. Учебник для 10-11
классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.2
11. Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу"Основы
права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.
12. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений: Базовый уровень образования/Составители Кашанин А.В.
Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.
Список дополнительной литературы:
1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,1993
2. Никитин А.Ф.Конституционное право
3Никитин А.Ф.Уголовное право
4 Никитин А.Ф. Налоги
5 Никитин А.Ф Права человека
6 Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов
к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
7. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11
класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни:
В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2006.-240 с.3