Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная деятельность»
для обучающихся 8 класса
село Петрокаменское, 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
деятельность»
курса
внеурочной
деятельности
«Проектная
составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, авторской
программы начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев,
Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, с
учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.
Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника» – М.:
Просвещение.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО
разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 8-х классов «Проектная деятельность» с целью приобщения
обучающихся 8 классов к российским традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с
учетом программы воспитания МАОУ СОШ №1, календарного плана
воспитательной работы.
Цель
курса: формирование ключевых компетентностей учащихся
(проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной,
информационной)
использованием
обучающихся
для
решения
проектного
на
основе
конкретных
метода;
развитие
формирования
практических
личностных
ключевых
задач
с
качеств
компетентностей
(комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и
ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и
общества).
Задачи:
Образовательные задачи: познакомить с алгоритмом работы над
проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать
о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных
вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать
план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками
информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять
письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать
свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать
выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие задачи: формирование универсальных учебных действий;
расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и
дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения
анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно
излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно
применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
развитие
мышления,
способности
наблюдать
и
делать
выводы;
на
представленном материале формировать у учащихся практические умения по
ведению проектов разных типов.
Воспитательные
задачи:
способствовать
повышению
личной
уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и
рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы
для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие
коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.
Виды проектов.
Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование
темы (4ч.) Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и
реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование
желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с
различных точек зрения.
Выявление причин возникновения проблемы и
путей ее решения.
Постановка
цели
как
формулированию цели.
прогнозируемый
результат.
Требования
к
Связь между достижением цели и решением
проблемы проекта.
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.
Как
разбить
задачу
на
шаги.
Планирование
деятельности.
Риски:
распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)
Что
такое
ресурсы.
Какие
бывают
ресурсы
(информационные,
материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с
титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический,
электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).
Особенности
словарных
статей
в
разных
источниках
информации.
Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту.
Составление
таблицы
на
основе
полученных
записей.
Обсуждение
заполненных таблиц. Составление «лестницы» сужения и расширения
понятий. Обсуждение результатов работы в группе. Составление графиков.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)
Описание
свойств
трёх
предметов.
Проведение
экспериментов.
Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения
наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над
проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила.
Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта.
Способы группового взаимодействия.
Тема 10. Вместе к одной цели. (7 ч).
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся
презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание
презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над
проектами.
Тема 11. Сам себе эксперт. (4 ч).
Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности
обучающихся.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно
спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы
на вопросы, заключительное слово.
Знакомство
с
памяткой
«Как
подготовиться
к
публичному
выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно
делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ
результатов
и
качества
выполнения
проекта.
Оценка
продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция.
Выступления учащихся с презентацией своих
проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных
действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности
по определенным критериям:
1) Презентация содержания работы самим обучающимся:
- характеристика
самим
обучающимся
собственной
деятельности
(«история моих открытий»);
- постановка
задачи, описание способов ее решения, полученных
результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных
результатов.
2) Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения задачи;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации; - логичность и оригинальность.
3) Качество наглядного представления работы:
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств
наглядной презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность
по теме изложения, наличие приложения к работе).
4) Коммуникативные умения:
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со
стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление
обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников
обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо
описание возможных направлений для размышлений; - умение активно
участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения,
поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной
точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы
является
развитие
навыков
анализа
собственной
деятельности
обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого –
осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или
неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов,
способствующих их разрешению.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
у
школьников
будут
сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
ориентация
на
понимание
причин
успеха
во
внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства
с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
учения;
выраженной
устойчивой
учебно-познавательной
мотивации
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
адекватного
понимания причин
успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации
на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;
адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку
учителей,
товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и
письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей.
Коммуникативные Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего –
речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать
решения
различных
речевые
средства
коммуникативных
для
задач,
строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать
разные
собственную позицию;
мнения
и
интересы
и
обосновывать
понимать относительность мнений и подходов к
решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять
взаимный контроль
и
оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
Одним из результатов реализации рабочей программы курса
внеурочной деятельности станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
на 2025/2026учебный год
внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Уровень образования:основное общее образование
Класс: 8а, 8б, 8в
Количество часов: 34 часа (1ч. в неделю, 34 учебных недель)
№ п/п
Тема занятия
Количест
во
часов
1
Что такое учебный проект.
1
2
Основные теоретические сведения, термины. Виды
1
проектов.
3
Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках
1
проекта.
4
Формулирование проблемы.
1
5
Постановка цели как прогнозируемый результат.
1
Связь между достижением цели и решением
проблемы проекта.
6
Практическая
работа
«Мозговой штурм (проблема,
проекта)».
1
цель, тема
7
Что такое задача. Определение и формирование
1
задач, адекватных целям.
8
Как разбить задачу на шаги. Планирование
1
деятельности.
9
Что такое
ресурсы. Написание эссе
1
«Ступенька к проекту».
10
11
Что такое каталог.
Виды
каталогов
1
1
(алфавитный, систематический, электронный).
12
Нахождение нужной книги по каталогу.
1
13
Виды справочной литературы (словарь,
1
справочник, энциклопедия).
14
«Составление справочника по теме проекта.
1
15
«Поиск недостающей информации.
1
Интернетресурсы.
16
Чтение и конспект.
1
17
Составление графиков по теме проекта.
1
18
Что такое коллаж. Составление коллажа на
1
определённую тему.
19
Проведение экспериментов. Прогнозирование
1
результатов эксперимента.
20
Наблюдения, необходимые для работы над
1
проектом.
21
Оформление
результатов наблюдений
1
(экспериментов).
22
Правила групповой работы. Общение в группе.
1
Командные роли.
23
Конфликтная ситуация. Способы разрешения
1
конфликта
24
Учимся применять способности.
1
25
Учимся взаимодействовать.
1
26
Учимся презентации.
1
27
Работа на компьютере – структурирование
1
материала, создание презентации.
28
Оформление презентации.
1
29
Выпуск брошюры. Работа над проектами.
1
30
Работа над проектами.
1
31
Учимся рефлексировать. Эталон. Оценка. Отметка.
1
Самооценка.
32
Готовимся к публичному выступлению – к защите
1
проекта.
33
Выступление с презентацией своих проектов.
1
34
Анализ проектно- исследовательской
1
деятельности.