Рабочая программа по Проектной деятельности 8 класс, 2025-2026 уч

Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная деятельность»
для обучающихся 8 класса

село Петрокаменское, 2025г.

Пояснительная записка
Рабочая

программа

деятельность»

курса

внеурочной

деятельности

«Проектная

составлена на основе Федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования, авторской
программы начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев,
Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, с
учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.
Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника» – М.:
Просвещение.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО
разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 8-х классов «Проектная деятельность» с целью приобщения
обучающихся 8 классов к российским традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с
учетом программы воспитания МАОУ СОШ №1, календарного плана
воспитательной работы.
Цель

курса: формирование ключевых компетентностей учащихся

(проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной,
информационной)
использованием
обучающихся

для

решения

проектного
на

основе

конкретных

метода;

развитие

формирования

практических
личностных

ключевых

задач

с

качеств

компетентностей

(комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и
ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и
общества).

Задачи:
Образовательные задачи: познакомить с алгоритмом работы над
проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать
о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных
вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать
план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками
информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять
письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать
свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать
выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие задачи: формирование универсальных учебных действий;
расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и
дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения
анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно
излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно
применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
развитие

мышления,

способности

наблюдать

и

делать

выводы;

на

представленном материале формировать у учащихся практические умения по
ведению проектов разных типов.
Воспитательные

задачи:

способствовать

повышению

личной

уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и
рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы
для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие
коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)
Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины.
Виды проектов.

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование
темы (4ч.) Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и
реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование
желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.
Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с
различных точек зрения.

Выявление причин возникновения проблемы и

путей ее решения.
Постановка

цели

как

формулированию цели.

прогнозируемый

результат.

Требования

к

Связь между достижением цели и решением

проблемы проекта.
Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.
Как

разбить

задачу

на

шаги.

Планирование

деятельности.

Риски:

распознавание, оценка, предотвращение.
Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)
Что

такое

ресурсы.

Какие

бывают

ресурсы

(информационные,

материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Написание эссе «Ступенька к проекту».
Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с
титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический,
электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.
Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).
Особенности

словарных

статей

в

разных

источниках

информации.

Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту.
Составление

таблицы

на

основе

полученных

записей.

Обсуждение

заполненных таблиц. Составление «лестницы» сужения и расширения

понятий. Обсуждение результатов работы в группе. Составление графиков.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)
Описание

свойств

трёх

предметов.

Проведение

экспериментов.

Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения
наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над
проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила.
Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта.
Способы группового взаимодействия.
Тема 10. Вместе к одной цели. (7 ч).
Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся
презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание
презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над
проектами.
Тема 11. Сам себе эксперт. (4 ч).
Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности
обучающихся.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно
спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы
на вопросы, заключительное слово.
Знакомство

с

памяткой

«Как

подготовиться

к

публичному

выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно
делать доклад», «Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.

Анализ

результатов

и

качества

выполнения

проекта.

Оценка

продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция.

Выступления учащихся с презентацией своих

проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных
действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности
по определенным критериям:
1) Презентация содержания работы самим обучающимся:
- характеристика

самим

обучающимся

собственной

деятельности

(«история моих открытий»);
- постановка

задачи, описание способов ее решения, полученных

результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных
результатов.
2) Качество защиты работы:
- четкость и ясность изложения задачи;
- убедительность рассуждений;
- последовательность в аргументации; - логичность и оригинальность.

3) Качество наглядного представления работы:
-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств
наглядной презентации;
- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность
по теме изложения, наличие приложения к работе).
4) Коммуникативные умения:
- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со
стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление
обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников

обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо
описание возможных направлений для размышлений; - умение активно
участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения,
поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной
точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы
является

развитие

навыков

анализа

собственной

деятельности

обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого –
осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или
неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов,
способствующих их разрешению.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные

у

школьников

будут

сформированы:


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и

способам решения новой задачи;


способность к самооценке на основе критериев успешности

внеучебной деятельности;


ориентация

на

понимание

причин

успеха

во

внеучебной

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;


чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства

с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:


внутренней позиции школьника на уровне положительного

отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;


учения;

выраженной

устойчивой

учебно-познавательной

мотивации



устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим

способам решения задач;


адекватного

понимания причин

успешности/неуспешности внеучебной деятельности;


осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации

на искусство как значимую сферу человеческой жизни.


Регулятивные Школьник научится:



планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;


учитывать установленные правила в планировании и контроле

способа решения;


осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;



оценивать

правильность

выполнения

действия

на

уровне

адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи и задачной области;


адекватно

воспринимать

предложения

и

оценку

учителей,

товарищей, родителей и других людей;


различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;



проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;



самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения

действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные Школьник научится:


осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;



осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об

окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;


строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;



проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;



устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге

явлений;


строить рассуждения в форме связи простых суждений об

объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:


осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов библиотек и сети Интернет;


записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с

помощью инструментов ИКТ;


осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме;


осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

задач в зависимости от конкретных условий;


осуществлять

синтез

как

составление

целого

из

частей,

самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;


строить логическое рассуждение, включающее установление

причинноследственных связей.
Коммуникативные Школьник научится:


адекватно использовать коммуникативные, прежде всего –

речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;



допускать возможность существования у людей различных точек

зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

позиций в сотрудничестве;


формулировать собственное мнение и позицию;



договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


задавать вопросы;



использовать речь для регуляции своего действия;



адекватно использовать

решения

различных

речевые

средства

коммуникативных

для

задач,

строить

монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:


учитывать

разные

собственную позицию;

мнения

и

интересы

и

обосновывать

понимать относительность мнений и подходов к

решению проблемы;


аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;


задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества с партнером;


осуществлять

взаимный контроль

и

оказывать в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности;


адекватно использовать речевые средства для эффективного

решения разнообразных коммуникативных задач.

Одним из результатов реализации рабочей программы курса
внеурочной деятельности станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к
познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Календарно-тематическое планирование
на 2025/2026учебный год
внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Уровень образования:основное общее образование
Класс: 8а, 8б, 8в
Количество часов: 34 часа (1ч. в неделю, 34 учебных недель)
№ п/п

Тема занятия

Количест
во
часов

1

Что такое учебный проект.

1

2

Основные теоретические сведения, термины. Виды

1

проектов.
3

Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках

1

проекта.
4

Формулирование проблемы.

1

5

Постановка цели как прогнозируемый результат.

1

Связь между достижением цели и решением
проблемы проекта.
6

Практическая

работа

«Мозговой штурм (проблема,
проекта)».

1
цель, тема

7

Что такое задача. Определение и формирование

1

задач, адекватных целям.
8

Как разбить задачу на шаги. Планирование

1

деятельности.
9

Что такое

ресурсы. Написание эссе

1

«Ступенька к проекту».
10
11

Что такое каталог.
Виды

каталогов

1
1

(алфавитный, систематический, электронный).
12

Нахождение нужной книги по каталогу.

1

13

Виды справочной литературы (словарь,

1

справочник, энциклопедия).
14

«Составление справочника по теме проекта.

1

15

«Поиск недостающей информации.

1

Интернетресурсы.

16

Чтение и конспект.

1

17

Составление графиков по теме проекта.

1

18

Что такое коллаж. Составление коллажа на

1

определённую тему.
19

Проведение экспериментов. Прогнозирование

1

результатов эксперимента.
20

Наблюдения, необходимые для работы над

1

проектом.
21

Оформление

результатов наблюдений

1

(экспериментов).
22

Правила групповой работы. Общение в группе.

1

Командные роли.
23

Конфликтная ситуация. Способы разрешения

1

конфликта
24

Учимся применять способности.

1

25

Учимся взаимодействовать.

1

26

Учимся презентации.

1

27

Работа на компьютере – структурирование

1

материала, создание презентации.
28

Оформление презентации.

1

29

Выпуск брошюры. Работа над проектами.

1

30

Работа над проектами.

1

31

Учимся рефлексировать. Эталон. Оценка. Отметка.

1

Самооценка.
32

Готовимся к публичному выступлению – к защите

1

проекта.
33

Выступление с презентацией своих проектов.

1

34

Анализ проектно- исследовательской

1

деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».