Утверждена приказом директора
МАОУ СОШ № 1
от 29.08.2025 года № 219
в составе ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная деятельность»
для обучающихся 7 класса
село Петрокаменское, 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 7-х классов, и
является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по
предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и
предусматривает участие в ней всех обучающихся. Курс «Проектная деятельность» построен
на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной
основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального уровня
сложности. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для
дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных
занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и
эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения
воспитательных задач в основной школе.
Цель курса «Проектная деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских
способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым
обучающимся индивидуального проекта по итогам учебного года.
Задачи курса «Проектная деятельность»
1.Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения школьника, развитие
образовательной успешности каждого ученика.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной
деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.
3. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации
рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование
умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться
поставленной цели.
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения работать с
информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа «Проектная деятельность» составлена в целях реализации требований
ФГОС основного общего образования к достижению метапредметных результатов.
Количество часов: занятия проводятся 1 час в неделю, 34 часа в год
исследовательских и проектных работ.
Срок реализации программы:1 год (7 класс).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения программы «Проектная деятельность» отражают:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы «Введение в проектную деятельность»
отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы «Введение в проектную деятельность» с
учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей
ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Введение в проектную деятельность»,
должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки
проблемы до создания портфолио проекта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Введение – знакомство с содержанием проекта.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной
проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле
целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае
это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое
воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в
ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
2.Виды проектов
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По количеству участников:
индивидуальные,
групповые,
коллективные.
По
содержанию:
монопредметный,
межпредметный, над предметный. Классификация проектов по ведущим видам деятельности:
учебные исследования; информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в
форме игры); творческие проекты; практико - ориентированные (практические). Проект может
включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов
самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата
проекта
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие
творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования,
дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.
Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности,
творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой,
коллективный.
3.Этапы проекта
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить
имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный
мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и
вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно
значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем
воплотится в проектном продукте. Важнейший этап работы над проектом – это планирование,
в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и
ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки,
время) и понятная цель, можно приступить к работе. Следующий этап проектного цикла реализация имеющего плана. Непременным условием проекта является его публичная защита,
презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе
работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы
проекта, приобретенную компетентность.
Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает
рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе
опыта. По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим
замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления,
анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих
достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Завершающий этап
работы - самооценка и рефлексия.
4.Портфолио проекта
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде
портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы
работы, форма проекта, результаты,
компьютерная презентация).
фото-подтверждения,
иллюстрации
(рисунки),
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№
п/п
Название раздела, темы
Введение.
1.
Знакомство с понятием проект. Выполнение мини-проектов «Обложка моей
тетради» и «Образ моего имени»
Виды проектов.
2.
Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному
содержанию, по ведущему виду деятельности
3.
Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и
рисунки)
Этапы проекта.
4.
Понятие проблемы проекта. Составление «Ромашки» - 6 П проекта.
5.
Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, гардероб,
курение, сменка.
6.
Значение планирования в проектной деятельности
7.
Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов.
8.
Виды информации и способы ее получения.
9.
Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы
информаторов – участников образовательного процесса в школе.
10.
Обработка информации (статистическая и аналитическая). Составление и
решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и
интервьюирования данными.
11.
Значение графика работ для выполнения плана проекта.
12.
Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта
13.
Формирование структуры проекта.
14.
Работа над содержанием проекта.
15.
Работа над содержанием проекта.
16.
Составление отчета о ходе реализации проекта.
17.
Требования к презентации проекта.
18.
Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на
сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и т.п.
19.
Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад,
медиапрезентация и т.п.
20.
Для чего нужна коррекция проекта.
21.
Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом.
Портфолио проекта.
22.
Требования к оформлению портфолио проекта.
23.
Отбор содержания для портфолио.
24.
Оформление портфолио проекта.
25.
Материалы и способы оформления портфолио.
26.
Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ.
27.
Оформление портфолио проекта.
28.
Оформление портфолио проекта.
29.
Оформление портфолио проекта.
30.
«Сборка» портфолио проекта.
Кол-во
часов
1
1
2
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31.
Требования к презентации.
32.
Составление презентации.
Паспорт проекта.
33.
Структура паспорта проекта.
34.
Отбор материала для заполнения паспорта проекта.
Итого:
1
1
2
1
1
34