Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Практические занятия по математике»
для 5-9 классов
на 2024-2025 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Практические занятия по математике»
разработана
в соответствии с требованиями
федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий, способствует
формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к математике.
Цель данного курса:
Формирование и развитие интереса к математике.
Основные задачи курса:
Задачи:
- Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
-Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
-Развивать коммуникативные умения школьников с интеллектуальными нарушениями
с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения;
-Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий,
обучить методике выполнения логический заданий;
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
обогащение словаря;
расширение кругозора в различных областях математики;
применение и использование математической терминологии и символики;
формирование творческого мышления, познавательной активности, внимания,
памяти;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать,
группировать, систематизировать, давать простейшие объяснения;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной
формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность
программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство
математики, раскрыть многие её “тайны”. Занятия с применением занимательных
заданий, позволяют, как изучить новое, так и быстро вспомнить уже изученный
материал, привносят в обучение дополнительную эмоциональность, заинтересовывают
учащихся своей нестандартностью. Кроме того, позволят дополнительно коснуться
вопросов, вызывающих особую сложность в изучении. Их множество по всем темам.
Требуется
лишь осуществить
их правильный выбор с учётом возрастных
особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке.
В основе занятий лежит игра. В игровой форме легче происходит освоение новых,
ранее не испробованных социальных ролей, приобретение необходимого опыта,
самореализация. Применение игровых технологий математического содержания
способствуют лучшему пониманию и закреплению математического материала, а
также помогают вовлечь умственно отсталого ребёнка в серьёзную учебную
деятельность. Кроме того, использование элементов занимательности позволяет
сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и
интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится
эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более
осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В
этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать познавательные способности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,
видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)
к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами
математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам
данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет, презентаций;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
3. Описание коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс «Занимательная грамматика» входит в часть коррекционных
курсов адаптированной основной образовательной программы и реализуется через
внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами.
5 класс - 68 часа (2 ч. в неделю)
6 класс - 68 часа (2 ч. в неделю)
7 класс - 68 часа (2 ч. в неделю)
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
осознание роли математики в жизни людей;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
понимать причины успеха/неуспеха
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный
уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью.
Результатом реализации данной программы может считаться не столько успешное
освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно
значимых компетенций:
Минимальный уровень:
применять математические знания в повседневной жизни;
обобщать, делать несложные выводы;
овладеть основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи.
уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в
соответствии с алгоритмом
уметь ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «передза», «между», «над-под», «выше-ниже» и т.д.;
находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
отличать кривые и плоские поверхности;
уметь читать графическую информацию;
дифференцировать видимые и невидимые линии;
конструировать геометрические фигуры;
анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих
предметах геометрические формы;
уметь различать существенные и несущественные признаки.
Достаточный уровень:
уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.
уметь опровергать неправильное направление поиска.
5. Содержание курса «Занимательная математика»
Содержание курса «Занимательная математика» включает в себя теоретический,
исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические
игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые
вызывают неизменный интерес детей.
Числа и вычисления
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила
быстрого счета. Магические квадраты.
Геометрические фигуры
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
Ребусы. Кроссворды
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
Логические задачи
Числовые мозаики. Задачи со спичками.
Решение задач Занимательные и шутливые задачи.
Задачи на движение. Старинные задачи. Задачи на разрезание. Текстовые задачи.
Тематическое планирование внеурочной деятельности курса
Календарно –тематическое планирование 5 класса
№ часы
Тема занятия
п/п
1. 2
История возникновения цифр
2.
2
3.
2
4.
2
5.
2
6.
2
7.
2
8.
2
9.
2
10. 2
11. 2
12. 2
13. 2
14. 2
15. 2
Виды деятельности
Знакомство с историей
возникновения цифр .
История возникновения чисел и способы Знакомство с историей
их записи. 1, 2,3
возникновения цифр .
История возникновения чисел и способы Знакомство с историей
их записи. 4, 5, 6
возникновения цифр .
История возникновения чисел и способы Знакомство с историей
их записи. 7,8,9
возникновения цифр .
История возникновения чисел 11,0 и
Знакомство с историей
знаков «+» «-» « =»
возникновения чисел и знаков
Римские цифры.
Знакомство с историей
возникновения римских цифр .
Решение задач с
использованием римских
цифр.
История возникновения часов.
Знакомство с историей
возникновения часов
Решение задач с использованием
Решение задач с
римской нумерации
использованием римских
цифр.
Решение задач на умение определять и
Решение задач с
вычислять время.
использованием часов.
Определять время.
Игры со спичками
Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с
условиями. Проверка
выполненной работы.
Геометрические фигуры. Задачи на
Изготавливать
разрезание и складывание фигур.
пространственные фигуры из
разверток.
Волшебный квадрат «Танграм»
Составление квадрата и другие
изображения с помощью игры
«Танграм»
Волшебный квадрат «Танграм»
Составление квадрата и другие
изображения с помощью игры
«Танграм»
Волшебный квадрат «Танграм»
Составление квадрата и другие
изображения с помощью игры
«Танграм»
Геометрические головоломки
Решение логических задач с
16. 2
Задачи со спичками
17. 2
Работа над проектом «Геометрические
головоломки»
18. 2
Защита проекта «Геометрические
головоломки»
19. 2
История возникновения мер длины
20. 2
Старинные меры измерения
21. 2
Единицы измерения в русском народном
творчестве
22. 2
23. 2
Изготовление математической газеты
«Из истории математики»
Великие математики Древности
24. 2
Великие русские математики.
25. 2
Треугольник
26. 2
Окружность
27. 2
Задачи на разрезание и складывание
фигур
28. 2
29. 2
30. 2
Выполнение аппликаций из
геометрических фигур
Оригами
Задачи со спичками
использованием
геометрических фигур
Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с
условиями. Проверка
выполненной работы.
Сбор информации и различных
головоломок с использованием
геометрических фигур для
защиты проекта
Защита проекта с
использованием раннее
подготовленных самими
детьми задачами.
Знакомство возникновения мер
измерения.
Знакомство возникновения
старинных мер измерения.
Сбор информации в
использовании старинных мер
в народном творчестве.
Сбор информации и выпуск
математической газеты
Знакомство с великими
математиками мира.
Знакомство с великими
русскими математиками.
Загадки и стихи о
треугольнике. Решение задач с
использованием данной
фигуры.
Загадки и стихи о окружности
и круге. Решение задач с
использованием данной
фигуры.
Решение задач на разрезание и
складывании фигур.
Изготовление аппликации с
помощь геометрических фигур
Изготовление аппликации с
помощь геометрических фигур
Изготовление поделки.
Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с
31. 2
32. 2
33. 2
34. 2
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
условиями. Проверка
выполненной работы.
Работа в «центрах»
деятельности: конструкторы,
электронные математические
Задачи, головоломки, игры
игры, математические
головоломки, занимательные
задачи.
Работа над проектом «Сборник задач,
Составление сборника
головоломок, игр»
числового материала, взятого
из жизни (газеты, детские
журналы), для составления
задач.
Защита проекта «Сборник задач,
Защита сборника и решение
головоломок, игр»
задач из него
Конкурсная программа «Математическое Занимательные вопросы и
кафе».
задачи-смекалки. Решение
задач.
Календарно –тематическое планирование 6 класса
Кол- Виды деятельности
во
Тема раздела
часов
Греческая и римская
2
Описывать свойства натурального
нумерация.
ряда. Читать и записывать
натуральные числа, сравнивать и
Индийская и арабская система
2
упорядочивать их.
исчисления
Выполнять вычисления с
Древнерусская система
2
натуральными числами.
исчисления
Формулировать свойства
Правила и приемы быстрого
2
арифметических действий
счета
Конкурс «Кто быстрее
2
сосчитает».
Магические квадраты
2
7. Магические квадраты
2
8. Заключительное занятие
«Путешествие в страну чисел».
2
9. Треугольник, задачи с
треугольниками
10.
Треугольник, задачи с
2
2
Распознавать на чертежах, рисунках
и моделях геометрические фигуры,
конфигурации фигур (плоские и
11.
12.
13.
14.
15.
16.
треугольниками
Треугольник, задачи с
треугольниками
Четырехугольники.
Геометрические головоломки
Знакомство с пространствен
ными фигурами
Решение задач на нахождение
периметра.
Решение задач на нахождение
периметра.
Конструирование фигур.
2
2
2
2
2
пространственные). Приводить
примеры аналогов геометрических
фигур в окружающем мире.
Изображать геометрические фигуры и
их конфигурации от руки и с
использованием чертежных
инструментов.
Изображать геометрические фигуры на
клетчатой бумаге. Изготавливать
пространственные фигуры из разверток.
Вычислять периметр фигур.
2
17. Конструирование фигур.
2
18. Заключительное занятие
«Занимательная математика»
19. Знакомство с принципами
составления ребусов
20.
Составление ребусов
21. Знакомство с кроссвордами.
2
22. Составление и решение
кроссвордов.
23. Конкурс на лучший ребус и
кроссворд
2
24. Знакомство с числовыми
мозаиками.
25. Составление и решение
числовых мозаик.
26.
Решение числовых мозаик.
27. Решение и составление задач со
спичками.
28.
Головоломки со спичками.
29. Головоломки со спичками.
2
30. Решение шутливых задач
2
31. Решение шутливых задач
2
32. Задачи на разрезание и
составление фигур .
33. Задачи на разрезание и
составление фигур .
2
2
2
2
Строить логическую цепочку
рассуждений, переформулировать
условие, извлекать необходимую
информацию, моделировать условие с
помощью схем, рисунков
2
2
2
2
2
2
2
Анализировать и осмысливать текст
задачи, переформулировать условие,
извлекать необходимую информацию,
моделировать условие с помощью схем,
рисунков, реальных предметов;; строить
логическую
цепочку рассуждений;
Решать задачи , при необходимости
использовать калькулятор.
34. Заключительное занятие
«Математический КВН»
2
Календарно –тематическое планирование 7 класса
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5
6
7
8
9
1011
12
Тема
Час
ы
Интеллектуальная разминка.
Решение олимпиадных задач
Числа-великаны.
Как велик миллион?
Что такое гугл?
Мир занимательных задач.
Задачи со многими
возможными решениями.
2
Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие
пространственных
представлений.
Римские цифры.
Занимательные задания с
римскими цифрами.
Числовые головоломки.
Ребусы, содержащие числа.
2
2
2
Решение задач международных
математических конкурсов
Обсуждение: Как велик миллион?
Знакомство с браузерами
Задачи с недостающими данными, с
избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение
букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Решение задач и заданий на развитие
пространственных представлений.
2
Решение занимательных заданий с
римскими цифрами.
2
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда
Решение задач в стихах повышенной
сложности.
Секреты задач.
2
Задачи в стихах повышенной
сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н.
Разговоров).
В царстве смекалки.
2
Выпуск математической газеты.
Математический марафон.
Решение олимпиадных задач
«Спичечный» конструктор.
Построение конструкции по
заданному образцу.
Выбери маршрут.
Виды деятельности
2
2
2
Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Решение задач международных
математических конкурсов
Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Составление карты путешествия: на
Единица длины километр.
13
14
1517
18
19
20
Интеллектуальная разминка.
2
Конструкторы,
электронные
математические
игры
математические головоломки,
занимательные задачи.
Математические фокусы.
2
«Открой» способ быстрого
поиска суммы.
Занимательное моделирование. 2
Объёмные фигуры: цилиндр,
конус, пирамида, шар, куб.
Набор «Геометрические тела».
Математическая копилка.
2
Сборник числового материала.
Какие
слова
спрятаны в 2
таблице?
Таблица (9 × 9) слов.
«Математика — наш друг!».
2
Задачи, решаемые перебором
различных вариантов.
21
Решай, отгадывай, считай.
2
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4,
5, соединить их знаками
действий так, чтобы в ответе
получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50,
60, 70, 80, 100.
2223
24
В царстве смекалки.
2
Выпуск математической газеты.
Числовые головоломки.
2
Ребусы, содержащие числа.
Числовой кроссворд.
Мир занимательных задач.
2
Задачи
со
многими
возможными решениями.
Задачи
с
недостающими
данными,
с
избыточным
составом условия.
2526
определённом транспорте по выбранному
маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры математические
головоломки, занимательные задачи.
Как сложить несколько
последовательных чисел натурального
ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 +
13 + 14 + 15 + 16 и др.
Создание объёмных фигур из развёрток:
параллелепипед, куб,
Составление сборника числового
материала, взятого из жизни (газеты,
детские журналы), для составления задач.
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с
математикой.
«Открытые» задачи и задания
(придумайте вопросы и ответьте на них).
Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5,
соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30,
40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие
цифры можно считать за одно число.
Там, где необходимо, можно
использовать скобки.
Сбор информации и выпуск
математической газеты
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда
Запись решения в виде таблицы. Задачи
на доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи.
27
2829
30
3132
33
34
Математические фокусы.
2
«Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц
рождения».
Интеллектуальная разминка.
2
Конструкторы,
электронные
математические
игры,
математические головоломки,
занимательные задачи.
Математический лабиринт.
2
Решение олимпиадных задач
Отгадывание задуманных чисел:
«Отгадай задуманное число», «Отгадай
число и месяц рождения»
Математическая копилка.
Математика в спорте.
Сборник числового материала.
Геометрические фигуры вокруг
нас.
Квадраты в прямоугольнике
2 ×5 см (на клетчатой части
листа).
Математический праздник.
Задачи-шутки.
Задачи в стихах.
Игра «Задумай число».
2
Создание сборника числового материала
для составления задач.
2
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5
см (на клетчатой части листа). Какая пара
быстрее составит (и зарисует)
геометрическую фигуру?
2
Занимательные вопросы и задачисмекалки. Решение задач.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры, математические
головоломки, занимательные задачи.
Решение задач международных
математических конкурсов
6. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
Методические пособия:
1. Игровые и занимательные задания по математике. Под ред. Т.К.Жикалкина,М.:Просвещение, 1986
2. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. Под
ред.М.Н. Перова. – М.: Просвещение,1972.
3. обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
(Олигофренопедагогика). Под ред. Б.П.Пузанова, М.:ACADEMA, 2001
4. Оригинальные авторские сценарии. Под ред. О.Г. Черных. – М.: ВАКО,2009
5. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Под
ред.М.Н. Перова. – М.:Просвещение,1975
6. Нестандартные задачи по математике. Под ред. Г.В.Керова.- М.:ВАКО,2015
7. Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль. Внеклассные
мероприятия. Под ред. С.Е. Степурина. – В.:Учитель,2006
8. Математика 7-8 классы. Тематический и итоговый контроль. Внеклассные
мероприятия. Под ред. С.Е. Степурина. – В.:Учитель,2006
Технические средства обучения:
·
мультимедийный проектор,
·
компьютер,
·
карточки с играми и заданиями,