Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Основы социальной жизни»
для 5- 9 классов
на 2024-2025 учебный год
1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ от
19.12.2014 г № 1599
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включенная в
реестр примерных основных общеобразовательных программ (протокол от 22.12.2015 г №
4/15);
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП
предусматривает решение следующих основных задач:
― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
― выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно
полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию
художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутри школьной
социальной среды.
Цель реализации АООП направлена на расширение, углубление и систематизацию
знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение
некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Планируемые результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
2
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в
современном социуме.
Задачи предмета «Основы социальной жизни»:
- научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;
- сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых
бытовых умениях и навыках;
- коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной
жизни.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими
недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в
школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к
осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют
социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная
значимость создаваемых изделий.
Изучение предмета ОСЖ в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой
деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за
качеством работы).
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:
разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры,
демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы,
сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия
должны проводиться в кабинете ОСЖ, который приспособлен и имеет всё необходимое
оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового
материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней
конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и
нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения
учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит
воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач
воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена
необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые
помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Рабочая программа в 6 классе рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
3
значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня
отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным
учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов
питания, относящихся к различным группам, понимание их значения для здорового образа
жизни человека;
умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя; представление о
санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи; соблюдение
требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними;
знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание названий
торговых организаций, их видов и назначения; умения совершать покупки различных видов
товара под руководством взрослого;
представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов
семейного бюджета;
представление о различных видах средств связи;
знание и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах (магазинах,
транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
4
знание названий организаций социального назначения и их назначение.
Достаточный уровень:
знание о способах хранения и переработки продуктов питания; умение составлять меню из
предложенных продуктов питания; умение самостоятельно приготовить несложные
знакомые блюда; умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара;
умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта,
волосами, кожей рук и т.д.;
умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; усвоение моральноэтических норм поведения;
навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом,
покупать лекарства и т.д.;
умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет-средствами;
знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет; составление
различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в
различные организации социального назначения.
Базовые учебные действия на этапе обучения в VI классе:
Личностные учебные действия
.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к
людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию
в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды
делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные
источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск
средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия.
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную
организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
5
К концу обучения в 6 классе учащиеся должны знать:
- правила закаливания организма, приёмы обтирания и мытья ног, правила
соблюдения личной гигиены;
- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и
режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими
средствами, правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
- способы выбора доброкачественных продуктов, приготовление каши, заварка чая,
варка яиц разного состояния, способы хранения продуктов и готовой пищи, правила
составления рецепта блюда;
- место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких
родственников, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами
семьи, свои права и обязанности в семье;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях,
способы ведения разговора со старшими, сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность
проведения сухой влажной уборки, правила пользования электропылесосом, санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми
электроприборами;
- виды междугороднего транспорта, стоимость проезда на всех видах городского
транспорта;
- виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы, правила
поведения в магазине и общения с работниками магазина, правила покупки товаров,
стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других,
частоиспользуемых товаров);
- виды почтовых отправлений,телеграмм;
- способы вызова врача на дом, меры по предупреждению глистных заболеваний,
функции основных врачей-специалистов;
- виды детских учреждений и назначение, адрес Дома культуры, какие кружки,
секции имеются и чем в них занимаются дети.
Учащиеся должны уметь:
- закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены дома, в школе;
- пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки, зашивать одежду по
распоровшемуся шву, подшить платье, брюки, рубашки, подбирать моющие средства для
стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, стирать изделия из цветных
хлопчатобумажных тканей, гладить их;
- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила
безопасности, приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила
безопасности, составить рецепт блюда, вымыть, вычистить посуду;
- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их
деятельности, выполнять определённые обязанности в семье;
- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале, тактично и
вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
- производить сухую и влажную уборку помещения, чистить электропылесосом
ковры, соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими
средствами;
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу,
ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направление и
зоны;
- выбрать нужный товар, оплатить, проверить чек и сдачу, хранить чек в течение
срока гарантии на товар, вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя;
- определить стоимость почтовых отправлений;
- записаться на приём к врачу, вызвать врача на дом, в экстренных случаях врачей
«скорой помощи», приобрести лекарство в аптеке;
- обращаться к работникам Дома культуры, правильно вести себя на занятиях, в
читальном зале, соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах
6
Содержание учебного предмета
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке. Правила пришивания пуговиц,
вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приёмы ручной стирки
изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и
др.
Личная гигиена
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания,
правила и приёмы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных ванн, физических
упражнений.Сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приёмы ухода за органами зрения.
Способы сохранения зрения.
Транспорт
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Наиболее
рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната. Пригородные поезда.
Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Семья
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность. Права и
обязанности каждого члена семьи.
Учреждения и организации
Дошкольные учреждения – детские сады, школа, Дома культуры и их назначение.
Средства связи
Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем.
Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и
телеграфных услуг. Тарифы.
Питание
Гигиена приготовления пищи. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. Способы
выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с
минимумом тепловой обработки. Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с
применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и
влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в
зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.).
Торговля
Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных
товаров, их отделы. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена
товара, предусмотренного правилами торговли.
Медицинская помощь
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинских учреждений. Работники
медицинских учреждений. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний.
Культура поведения
7
Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и
сверстниками. Экскурсия в библиотеку. Обобщение пройденного материала за год.
Контрольное тестирование по разделам.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Поурочное
кол-во
часов
1.
Значение личной гигиены для здоровья и
жизни человека. Гигиена тела.
1
2.
Уход за телом.
1
3.
Уход за кожей рук и ногтями: значение
чистоты рук. Косметические средства для
ухода кожей рук.
1
4.
Уход за кожей ног: необходимость
ежедневного мытья ног. Пр/раб: приемы
обрезания ногтей на руках и на ногах
1
5.
Тестирование
1
6.
Значение закаливания организма для
поддержания здоровья человека.
1
7.
8.
9.
10.
Способы закаливания. Воздушные и
солнечные процедуры. Водные процедуры
для закаливания.
Утренняя гимнастика. Способы и приемы
выполнения различных видов процедур,
физических упражнений.
Пр/раб: составление комплексов утренней
гимнастики
Вредные привычки. Губительное влияние
наркотиков и токсических веществ
1
устный опрос
1
практическая
работа.
1
12.
1
1
13.
Профилактика вирусных и простудных
заболеваний.
14.
Профилактические средства для
1
По
факту
Примечание
устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
самостоятельная
работа;
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос
Виды медицинской помощи. Доврачебная
и врачебная помощь
Виды доврачебной помощи. Пр/раб:
обработка ран, порезов и ссадин. Измерение
температуры
По
плану
1
1
11.
Формы контроля
Дата
проведения
устный опрос
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
устный опрос;
8
предупреждения вирусных и простудных
заболеваний.
15.
16.
17.
18.
Уход за жилищем. Гигиенические
требования к жилому помещению и
меры по их обеспечению
Виды уборки жилища.
Инвентарь, моющие средства,
электробытовые приборы для уборки
помещений.
Правила техники безопасности
использования бытовых электроприборов
по уборке жилого помещения.
1
1
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
1
устный опрос;
наблюдение
1
устный опрос;
наблюдение
19.
Пр/раб: сухая и влажная уборка помещения
1
20.
Уход за различными видами напольных
покрытий.
1
21.
Виды покрытий, правила уборки
1
22.
Пр/раб : мытье полов
1
23.
Комнатные растения. Особенности ухода:
температурный и световой режим.
1
24.
Пр/раб: уход за растениями
1
29.
Кухня. Нагревательные
приборы: виды плит.
Кухня. Нагревательные
приборы: правила техники безопасности.
Электробытовые приборы на кухне.
Холодильник, морозильник, мясорубка,
овощерезка и др.
Назначение, правила использования и
ухода, техника безопасности.
Электробытовые приборы на кухне.
Назначение, правила использования и
ухода, техника безопасности.
Одежда. Уход за одеждой. Правила и
приемы повседневного ухода за одеждой:
стирка, глажение, чистка, починка.
30.
Тестирование
25.
26.
27.
28.
наблюдение,
практическая
работа
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа
1
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
1
устный опрос;
наблюдение
1
устный опрос;
наблюдение
1
устный опрос;
наблюдение
1
Наблюдение,
практическая
работа.
1
самостоятельная
работа;
9
31.
Пр/раб: ручная стирка х/б изделий. Выбор
моющих средств для стирки
1
32.
Пр/раб: глажение одежды. Утюжка
фартуков, салфеток
1
Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.
Основной вид деятельности: беседы, презентации, презентация демонстрация, просмотр
видеороликов, практическая работа.
33.
Пр/раб: чистка одежды
1
34.
Пр/раб: починка одежды. Пришивание
пуговиц, крючков, кнопок, вешалки
1
35.
Крупы. Правила хранения круп. Виды круп.
Вредители круп.
1
36.
Каши.
1
37.
Ужин. Блюда для холодного ужина
1
38.
Пр/раб: составление меню, расчет , отбор
продуктов. Составление меню для
холодного ужина.
1
39.
Пр/раб: приготовление блюд на ужин
1
40.
Пр/раб: приготовление несложных салатов.
Овощной.
1
41.
Пр/раб: приготовление несложных салатов.
Винегрет.
1
42.
Ужин. Блюда для горячего ужина
Пр/раб: Составление меню, расчет
продуктов
1
43.
Пр/раб: приготовление гречневой каши.
1
44.
Пр/раб: приготовление рыбных блюд.
1
45.
Пр/раб: приготовление мясных блюд.
1
46.
Супы
1
47.
Пр/раб: приготовление супов.
1
Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.
Устный опрос;
наблюдение
Устный опрос;
наблюдение
устный опрос;
наблюдение
Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение,
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
10
48.
Пр/раб: приготовление супов.
1
49.
Сервировка стола
1
50.
Городской транспорт.
1
51.
Выбор рационального маршрута проезда из
дома в разные точки населенного пункта.
Расчет стоимости проезда.
1
52.
Пригородный транспорт.
1
работа.
Наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
Устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
устный опрос;
наблюдение
53.
Виды: автобусы пригородного сообщения.
Стоимость проезда. Расписание.
1
устный опрос;
наблюдение
54.
Основные средства связи: Почта, телефон,
телевидение, радио, компьютер.
Назначение, особенности использования.
55.
Почта. Виды почтовых отправлений. Работа
почтового отделения связи «Почта России».
Виды почтовых отправлений: письмо,
бандероль, посылка.
56.
Письма. Деловые письма: заказное, с
уведомлением. Личные письма.
1
57.
Пр/раб: заполнение адреса на посылке,
бандероли, конверте.
1
58.
Образовательные учреждения. Школы и
дошкольные образовательные учреждения.
1
59.
Учреждения дополнительного образования.
Виды, особенности работы, основные
направления работы.
Виртуальная экскурсия.
1
60.
Родственные отношения в семье. Состав
семьи.
1
1
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
1
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
11
61.
Права и обязанности в семье. Место работы
членов семьи.
1
62.
Тестирование
1
63Поведение в гостях.
64
65
66
67
68
2
Подарки.
2
Практическая работа: изготовление
неложных сувениров.
1
Итоговое тестирование по итогам года
1
устный опрос;
Самостоятельная работа
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая
работа.
устный опрос;
наблюдение,
практическая
работа.
самостоятельная
работа
Описание учебно - методического и материально – технического
обеспечения учебного предмета
1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный
учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.
2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие
для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с.
Дополнительный список литературы
1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое
ориентирование, М., 2000 год.
2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В.
Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с.
3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» ШколаПресс, 1994 год.
4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с.
5. ДевятковаТ.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,Щербакова А.М.
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной
школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит.
издат. центр ВЛАДОС, 2005 год.
6. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991 год.
Компьютерные технологии
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска).
Интернет-ресур
12