АРП ООО ОБЖ 5-9 класс (вариант 1) 2024- 2025 учебный год

Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «ОБЖ»
для 5- 9 классов
на 2024-2025 учебный год

Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты
экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных
ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и
последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения
окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении
опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры
безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил
пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве
пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на
здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по
правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской
деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее
серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют
формированию антитеррористического поведения;
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как
индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую
совершенствование его духовных и физических качеств;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению,
соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления
личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья и их возможные
последствия;
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности
жизнедеятельности
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в
террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию
экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и
законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам
нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к
любым видам экстремистской и террористической деятельности.

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов)
для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной,
физической и социальной составляющих;
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи
при отравлении угарным газом и никотином.
6 класс.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять свое местонахождения относительно сторон горизонта;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах
проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и
обеспечению безопасности отдыха;
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как
индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую
совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и
здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению,
соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления
личного здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не
будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать
средства, используемые при оказании первой помощи; определять последовательность
оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций
по их характерным признакам;
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов)
для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной,
физической и социальной составляющих.
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и
взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в природных условиях повреждениях
и травмах.
7 класс
Выпускник получит возможность научиться:
• различать различные природные явления, которые оказывают влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• анализировать причины возникновения причины возникновения природных
явлений;
• моделировать выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных
ситуациях природного характера;
• вырабатывать привычки, способствующие профилактике вовлечения в
террористическую деятельность;
• анализировать состояние своего тела;
• вырабатывать индивидуальную систему здорового образа жизни;
• отрабатывать приемы оказания первой помощи;
Выпускник получит возможность научиться:
принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;

освоить приемы действий в опасных ситуациях техногенного и социального
характера;
составлять алгоритм своего поведения во время чрезвычайных ситуаций;
8 класс
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать причины возникновения чрезвычайные ситуации
техногенного характера;
• составлять алгоритм безопасного поведения при пожаре, чрезвычайной
ситуации техногенного характера;
• различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с
их классификацией;
• оказывать само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде;
• анализировать рекомендации специалистов по правилам поведения в
чрезвычайных ситуациях;
• анализировать собственные поступки и их влияние на личное благополучие;
Выпускник получит возможность научиться:
составлять правила своего поведения в различных ситуациях;
моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по
территории страны;
использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов)
для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
9 класс
Выпускник получит возможность научиться:
•
анализировать информацию различных источников;
•
анализировать степень влияния личности
на обеспечение
национальной безопасности России;
•
анализировать влияние человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
•
моделировать рациональное размещение объектов экономики и
поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их
безопасности;
•
формулировать собственную позицию неприятия терроризма в
любых его проявлениях;
•
вырабатывать отрицательное отношение к приему наркотиков;
•
характеризовать особенности семейно-брачных отношений в РФ;
•
оказывать первую помощь при массовых поражениях населения..
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации в учебной и дополнительной литературе,
электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов,
презентаций и др.;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных ситуациях;
применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения
5 класс
 формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей
природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих
в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
 формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в
условиях города;
 формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их
возникновения;
 умение пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая
помощь ,пожарная охрана);
 знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;
 владение основными правилами дорожного движения, правильностью
определения знаков ДД;
 умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
 знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в
школьном возрасте;
 владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;
 владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.

6 класс
 владение знаниями по обеспечению безопасности при автономном
(добровольное и вынужденное) существовании человека в природной среде;
 владение знаниями о различных видах активного отдыха и турпоходах на
природе, особенности подготовки к ним;
 овладение правилами обеспечения личной безопасности во время активного
отдыха на природе;
 владение знаниями об опасных ситуациях, которые могут произойти в
природных условиях;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
 умение обеспечивать личную безопасность в природных условиях;
 умение оказывать первую помощь при неотложных состояниях,
возникающих в природных условиях;
 понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
 вырабатывание отрицательного отношения к приему наркотических и
других психоактивных веществ;
 знание влияния основных неблагоприятных факторов окружающей среды на
здоровье.
7 класс
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера;
 умение анализировать явления и события природного характера, выявлять
причины их возникновения и возможные последствия;
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций природного характера
по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;
 знания по организации защиты населения от ситуаций природного
характера;
 знания об организации подготовки населения к действиям в условиях
чрезвычайных ситуаций природного характера;
 умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных
ситуаций природного характера;
 умение принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
чрезвычайных ситуациях природного характера;
 знания о терроризме как преступлении, представляющего угрозу
национальной безопасности России;
 вырабатывание
отрицательного
отношения
к
террористической
деятельности, привычек, способствующих профилактике вовлечения в
террористическую деятельность;
 формирование понятий о стрессе и психилогической уравновешенности в
системе здоровья;
 знание анатомо-физиологических особенностей человека в подростковом
возрасте;
 формирование навыков оказания первой помощи пострадавшим при
ушибах, переломах, наружном кровотечении, умение транспортировать
пострадавшего.
8 класс
 знание основных
характера;

опасных

и чрезвычайных

ситуаций

техногенного

 умение анализировать события техногенного характера, выявлять причины
их возникновения и возможные последствия;
 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций техногенного
характера по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
 понимание необходимости организации защиты населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
 знание основных мероприятий по инженерной защите населения,
проводимых государственной системой предупреждения и ликвидации ситуаций;
 умение обеспечивать личную безопасность в опасных и чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
 умение самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать
план действий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
 умение пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты
населения;
 умение правильно оценить ситуацию при пожаре;
 обеспечение личной и общественной безопасности при пожаре;
 вырабатывание алгоритма безопасного поведения при пожаре;
 владение правилами дорожного движения, обязанностями и правами
пешеходов, водителя велосипеда;
 владение правилами безопасного поведения на водоемах в различное время
года;
 понимание неблагоприятной экологической обстановки окружающей среды.
9 класс
 понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности в современном мире;
 понимание необходимости защиты личности, общества и государства в
условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального
характера;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации
для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
 знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской
Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
 знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по
защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
 знание организационных основ по защите населения страны
от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
 знание организационных основ системы противодействия терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
 знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;
 знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
 осознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья,
являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
 умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;
 умение транспортировать пострадавших (различными способами) в
безопасное место.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности
жизнедеятельности является (УУД).

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и позна- вательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного предмета
5 класс
Модуль I. Безопасность человека в опасных ситуациях
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения.
Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в
быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.
Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов
и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге
велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..
Тема 3. Опасные ситуации природного характера

Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил
безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный
отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры
предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря,
ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера
(радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный
объект)
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной
безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и
самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения.
Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым
человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных
вещей. Правила защиты от мошенников..
Тема 6 . Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и
государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры
предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при
захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении
заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за
антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел II. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека,
обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия
сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении
здоровья человека
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его
последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на
здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 8. Первая медицинская помощь и правила её оказания
Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при
ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская
помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии,
лекарствами
6 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)
Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)
Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего ме-

стонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу.
Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого
снаряжения для похода.
Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.
Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение
безопасности на воде. Велосипедные походы и безопасность туристов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности (6 ч).
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и
выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.
Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам
отдыха
наземными
видами транспорта. Обеспечение личной безопасности
на
водном транспорте.
Обеспечение личной безопасности на воздушном и железнодорожном транспорте.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч).
Автономное
существование человека в природной среде. Добровольная
автономия
человека
в
природной среде. Вынужденная автономия человека в
природной среде, сигналы бедствия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (разжигание и типы костров, постройка
временных укрытий, добыча воды, обеспечение питанием).
Опасные ситуации в природных условиях (4 ч).
Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими
животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч)
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч).
Личная гигиена и оказание первой
помощи в природных условиях.
Оказание первой помощи при травмах (ушибах и растяжениях, вывихах и
переломах). Оказание первой
помощи при тепловом и солнечном ударах,
отморожении и ожоге. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие (3 ч)
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на
здоровье. Влияние социальной и неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека.
Факторы, разрушающие здоровье (2 часа).
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ
7 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч)
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 ч).
Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч).
Землетрясение, причины возникновения и возможные последствия. Правила
безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на Земле,
извержения вулканов.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (1 ч).
Ураганы, бури, смерчи, причины их возникновения, возможные последствия.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (6 ч).

Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации
населению по
действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика.
Цунами и их характеристика. Снежные лавины.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального
происхождения (3 ч).
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость
людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3
ч).
Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов,
защита населения. Оползни и обвалы, их последствия, защита населения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1ч).
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения
(3 ч.).
Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий
селевых потоков. Защита населения от цунами.
Защита населения от природных пожаров (1 ч).
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
(4 ч).
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и
экстремистскую деятельность. Роль
нравственных
позиций и личных качеств
подростков в формировании антитеррористического поведения.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч)
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (2 ч).
Психологическая уравновешенность, стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
Общие правила оказания первой помощи. Первая помощь при попадании инородного
тела в дыхательные пути. Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах и переломах, общие правила транспортировки
пострадавшего.
8 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)
Пожарная безопасность (3 ч).
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
Профилактика пожаров и организация защиты населения. Первичные средства
пожаротушения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности. Правила поведения при пожаре при пожаре. Средства индивидуальной
защиты.
Безопасность на дорогах (4 ч).
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
Велосипедист - водитель транспортного средства. Правила безопасного поведения на
объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры.
Безопасность на водоёмах (2 ч).
Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на
водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность (2 ч).

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Бытовые приборы контроля
качества окружающей среды и продуктов питания. Правила безопасного поведения при
неблагоприятной экологической обстановки. Предельно допустимые концентрации
вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера (8 часов).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5
ч).
Классификация чрезвычайных
ситуаций
техногенного характера. Аварии на
радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химическиопасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы
на
взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч).
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической
защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий
на гидротехнических сооружениях.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера (3 ч).
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного
характера. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения. Мероприятия по
инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч)
Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч).
Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его
физическое, духовное и социальное благополучие.
Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных
заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика вредных
привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
9 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)
Национальная безопасность России в современном мире (4 ч).
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную
безопасность России.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч).
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации
природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
и их причины. Угроза военной безопасности России.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и
обороноспособности страны. МЧС России - федеральный орган управления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч).

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной и коллективной защиты,
оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийноспасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч).
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы
осуществления.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации (3 ч).
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и
экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму.
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму
в Российской Федерации (2 ч).
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта. (2 ч).
Правила поведения при угрозе террористического акта, безопасность при посещении
массовых мероприятий. Личная безопасность при обнаружении неизвестного предмета,
возможной угрозе взрыва, при похищении или захвате в заложники и при проведении
мероприятий по освобождению заложников.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч).
Здоровье - условие благополучия человека (3 ч).
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и
национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (2 ч).
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путём,
понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления
репродуктивного здоровья (3
ч).
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в
Российской Федерации.
Оказание первой помощи (2 ч).
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану
преподавателя). Первая помощь при передозировке психоактивных веществ.

Тематическое планирование
5 класс
№
Наименование темы урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Город, как среда обитания
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения
жилища
Особенности природных условий в городе.
Взаимоотношения людей , проживающих в городе, и
безопасность.
Безопасность в повседневной жизни. Тест
Дорожное движение, безопасность участников
дорожного движения
Пешеход. Безопасность пешехода
Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель.
Водитель. Велосипедист-водитель транспортного
средства.
Пожарная безопасность
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
Погодные явления и безопасность человека
Безопасность на водоемах.
ЧС природного характера
ЧС техногенного характера.
Антиобщественное поведение и его опасность .
Обеспечение личной безопасности дома.
Обеспечение личной безопасности на улице.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины
их возникновения
Виды экстремистской и террористической
деятельности
Виды террористических актов и их последствия
Ответственность несовершеннолетних за
антиобщественное поведение и участие в
террористической деятельности
Здоровый образ жизни
Двигательная активность и закаливание организма –
необходимые условия укрепления здоровья
Рациональное питание. Гигиена питания.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
Здоровый образ жизни и профилактика вредных
привычек (практическое занятие)
Первая медицинская помощь при различных видах
повреждений.
Итоговое тестирование
Оказание ПМП при вывихе
Оказание ПМП при носовом кровотечении
ПМП при отравлениях
ПМП при отравлениях
(практическое занятие)
ПМП при отравлениях
(практическое занятие)

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс
№
Наименование темы урока
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12

13
14
15

16
17
18

19
20
21

22
23

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)
Природа и человек.
Ориентирование на местности.
Определение своего местонахождения и направления
движения на местности.
Подготовка к выходу на природу.
Определение места для бивака и организация бивачных
работ.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)
Общие правила безопасности во время активного
отдыха на природе.
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной
и горной местности.
Подготовка и проведение лыжных походов.
Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы и безопасность туристов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры
безопасности (6 ч).
Основные факторы, оказывающие влияние на
безопасность человека в дальнем и выездном туризме.
Акклиматизация человека в различных климатических
условиях.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к
местам отдыха наземными
видами транспорта.
Обеспечение личной безопасности на водном
транспорте.
Обеспечение
личной безопасности на воздушном
и железнодорожном транспорте
Обеспечение
безопасности при автономном
существовании человека в природной среде (4 ч).
Автономное существование человека в природной
среде.
Добровольная автономия человека в природной
среде.
Вынужденная автономия человека в природной среде.
Сигналы бедствия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (разжигание
и типы костров, постройка временных укрытий, добыча
воды, обеспечение питанием).
Опасные ситуации в природных условиях (4 ч).
Опасные погодные явления.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими
животными в природных условиях.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1

24
25
26

27
28
29
30

31
32
33

34

Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика.
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч).
Личная гигиена и оказание первой
помощи в
природных условиях.
Оказание первой помощи при травмах (ушибах и
растяжениях, вывихах и переломах).
Оказание первой помощи при тепловом и
солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Оказание первой помощи при укусах змей и
насекомых.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие (3
ч)
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние социальной и неблагоприятной окружающей
среды на здоровье человека.
Факторы, разрушающие здоровье (2 часа).
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ
на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и других
психоактивных веществ
7 класс
№
Наименование темы урока

п/п
1

2
3
4

5
6
7

8

9
10
11

Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера (3 ч).
Различные природные явления.
Общая характеристика природных явлений.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера.
Чрезвычайные
ситуации
геологического
происхождения (3 ч).
Землетрясение, причины возникновения и возможные
последствия.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.
Чрезвычайные
ситуации
метеорологического
происхождения (1 ч).
Ураганы, бури, смерчи, причины их возникновения,
возможные последствия.
Чрезвычайные
ситуации
гидрологического
происхождения (6 ч).
Наводнения.
Виды наводнений и их причины.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и
во время наводнения.
Сели и их характеристика.

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1

Количество
часов
1

1
1
1

1
1
1

1

1
1
1

12
13
14

15
16
17

18
19
20

21

22
23
24

25

26
27

28

29

30
31
32
33
34

Цунами и их характеристика.
Снежные лавины.
Природные пожары и чрезвычайные ситуации
биолого-социального происхождения (3 ч).
Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Инфекционная заболеваемость людей и защита
населения.
Эпизоотии и эпифитотии.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения (3 ч).
Защита населения от последствий землетрясений.
Последствия извержения вулканов, защита населения.
Оползни и обвалы, их последствия, защита населения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
метеорологического происхождения (1ч).
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
гидрологического происхождения (3 ч.).
Защита населения от последствий наводнений.
Защита населения от последствий селевых потоков.
Защита населения от цунами.
Защита населения от природных пожаров (1 ч).
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита
населения.
Духовно-нравственные основы противодействия
терроризму и экстремизму (4 ч).
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в
террористическую и экстремистскую деятельность.
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка
в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль
нравственных
позиций и личных качеств
подростков в формировании антитеррористического
поведения.
Роль нравственных позиций и личных качеств
подростков в формировании антитеррористического
поведения.
Здоровый образ жизни и его значение для
гармоничного развития человека (2 ч).
Психологическая уравновешенность, стресс и его
влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в
подростковом возрасте.
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)
Общие правила оказания первой помощи.
Первая помощь при попадании инородного тела в
дыхательные пути.
Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах и переломах,
общие правила транспортировки пострадавшего.
8 класс

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1
1
1
1
1

№
п/п
1

2
3

4

5
6
7
8

9
10

11

12

13
14
15
16
17

18
19
20
21

Наименование темы урока
Пожарная безопасность (3 ч).
Пожары в жилых и общественных зданиях, их
причины и последствия.
Профилактика пожаров и организация защиты
населения. Первичные средства пожаротушения.
Права, обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Правила поведения при
пожаре при пожаре. Средства индивидуальной защиты.
Безопасность на дорогах (4 ч).
Причины дорожно-транспортных происшествий и
травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности
пешеходов и пассажиров.
Велосипедист - водитель транспортного средства.
Правила безопасного поведения на объектах
железнодорожного транспорта и инфраструктуры.
Безопасность на водоёмах (2 ч).
Безопасное поведение на водоёмах в различных
условиях. Безопасный отдых на водоёмах.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность (2 ч).
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановки. Предельно допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
их возможные последствия (5 ч).
Классификация чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
Аварии на радиационно-опасных объектах и их
возможные последствия.
Аварии на химически-опасных объектах и их
возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах
экономики и их возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях и их
последствия.
Обеспечение защиты населения от чрезвычайных
ситуаций (4 ч).
Обеспечение радиационной безопасности населения.
Обеспечение химической защиты населения.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий
на взрывопожароопасных объектах.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий
на гидротехнических сооружениях.
Организация защиты населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера (3 ч).

Количество
часов
1

1
1

1

1
1
1
1

1
1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

22
23
24
25

26

27

28

29
30

31
32
33
34

Организация оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях техногенного характера.
Действия по сигналу «Внимание всем!».
Эвакуация населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организационные основы по защите населения
страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени (3 ч).
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть
национальной безопасности и обороноспособности
страны.
МЧС России - федеральный орган управления в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч).
Здоровье как основная ценность человека.

1
1
1
1

1

1

1

Индивидуальное здоровье человека, его физическое,
духовное и социальное благополучие.
Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья
человека и общества.

1

Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и профилактика основных
неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье,
профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность
жизнедеятельности.

1

1

1
1
1

9 класс
№
Наименование темы урока
п/п
1

2
3
4
5

6

Количество
часов
1
Национальная безопасность России в современном
мире (4 часа)
Современный мир и Россия.
Национальные интересы России в современном мире.
1
Основные угрозы национальным интересам и
безопасности России.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности
населения на национальную безопасность.
Чрезвычайные
ситуации
природного
и
техногенного характера и национальная безопасность
России (3 часа)
Чрезвычайные ситуации и их классификация.
ЧС природного характера, их причины и последствия

1
1
1

1

7
8

9

10

11

12
13
14
15

16

17

18
19
20

21
22

23
24

ЧС техногенного характера , их причины и
последствия
Организационные основы по защите населения
страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени (3 часа)
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Гражданская оборона
как составная часть
национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

МЧС России – федеральный орган управления в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по защите населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени (4 часа)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных
ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Оповещение и эвакуация
населения в условиях
чрезвычайных ситуаций
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в
очагах поражения
Общие понятия об терроризме и экстремизме (2
часа)
Международный терроризм – угроза национальной
безопасности России
Виды
террористической
деятельности
и
террористических
акций,
их
цели
и
способы
осуществления.
Нормативно-правовая
база
противодействия
терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3
часа)
Основные
нормативно-правовые
акты
по
противодействию терроризму и экстремизму.
Общегосударственное противодействие терроризму
Нормативно-правовая
база
противодействия
терроризму
Организационные
основы
противодействия
терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2
часа)
Организационные основы противодействия терроризму
в Российской Федерации
Организационные основы противодействия наркотизму
в Российской Федерации
Обеспечение личной безопасности при угрозе
терракта и профилактика наркозависимости (2 часа)
Правила поведения при угрозе террористического акта
Профилактика наркозависимости.
Основы здорового образа жизни (6 часов)

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1
1

1
1

1
1

25
26
27
28
29
30

31
32
33

34

Здоровье человека как индивидуальная
так и
общественная ценность
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Репродуктивное здоровье населения и национальная
безопасность России
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
Правовые основы сохранения и укрепления
репродуктивного здоровья (3 часа)
Брак и семья
Основы семейного права в Российской Федерации
Семья и здоровый образ жизни человека
Оказание первой медицинской помощи (2 часа)
Первая
медицинская
помощь
при
массовых
поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке при
приеме психоактивных веществ.

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».