АРП ООО информатика 5-9 класс (вариант 1) 2024-2025 учебный год

Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
для 5- 9 классов
на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
соответствии

учебного

со

предмета

следующими

«ИНФОРМАТИКА»

нормативно-правовыми

разработана

и

в

инструктивно-

методическими документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Федеральный

государственный образовательный стандарт

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 года № 1599;
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная

программа

образования

отсталостью

обучающихся

с

(интеллектуальными

умственной
нарушениями)

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2022 г.
Регистрационный

N

71930.

Приказ

Министерства

просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026);
4. Устав МБОУ СОШ

Программа учебного предмета «Информатика» составлена с учетом
психофизических особенностей и потенциала познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В
программе предложен авторский подход к структурированию учебного
материала, его объёму, определению порядка изучения, методам формирования
системы

знаний,

умений

и

действий,

воспитанию,

социализации

и

профориентации учащихся.

1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Основные цели уроков информатики: формирование практических
навыков

работы

на

компьютере;

помощь
2

в

коррекции

и

развитии

познавательной

деятельности

и

личностных

качеств

обучающихся;

формирование базовых учебных действий; подготовка обучающихся к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение социальной
адаптации выпускников.
Достижение

поставленных

целей

связывается

с

решением

ряда

образовательных, воспитательных, и коррекционно–развивающих задач:
Образовательные:
 реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к

изучению современных информационных технологий;
 сформировать

общие

представления

обучающихся

об

информационной картине мира, об информации и информационных
процессах;
 освоить основные возможности, приемы и методы работы с

информацией разной структуры;
 раскрыть основные возможности применения компьютера и

средств

ИКТ

в повседневной жизни, в различных бытовых

социальных и профессиональных ситуациях;
 развивать у учащихся информационную

культуру

и

гигиену.

Коррекционно-

развивающие:
 развивать мелкую моторику, статику и динамику пальцев рук;
 развивать словесно-логическое мышление и мыслительные

процессы: анализ, синтез, классификация, обобщение;
 развивать

и

корригировать

визуальное

и

аудиально

восприятие информации, внимание, различные виды памяти.
Воспитательные:
 воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к

техническим устройствам через практические работы, беседы;
 воспитывать личную ответственность за результаты своей

работы на компьютере, за возможные ошибки;
 формировать

у

обучающихся
3

понятия

о

принципах

безопасного поведения в сети Internet, посредством внедрения в
программу Всероссийского урока безопасности в сети Internet;
 формировать активную гражданскую позицию ответственного

отношения к истории, культуре и труду человечества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

все

шире

используются во многих сферах человеческой деятельности: образование,
финансы, здравоохранение, культура, получение государственных услуг в
электронном виде от государственных ведомств. Поэтому подготовка к жизни в
информационном обществе является неотъемлемой частью образовательного
процесса детей с ОВЗ. Сегодняшние выпускники коррекционных школ должны
уметь

быстро

адаптироваться

к

динамично

меняющимся

социально-

экономическим условиям и иметь высокую мотивацию к выполнению своей
работы.
Образовательные

потребности

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) задаются спецификой их психофизического
развития и выстраивают логику
образовательного процесса, который отражается во всех его компонентах. В
связи с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,
свойственные данной категории детей:


максимально раннее начало обучения;



индивидуализация обучения;



необходимость использования специальных средств, приемов и
методов обучения;



изменение содержания образования:
новых

разделов,

введение

увеличение (уменьшение)

объема содержания, пролонгирование периода обучения.
В этой связи возникла необходимость в авторском подходе в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его

4

изучения, объёма и содержания предмета, формирования системы знаний и
способов деятельности.
Авторская программа по предмету «Информатика»

разработана в

соответствии с государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

по

учебному предмету

«Информатика»

и

предполагает

комплексный подход к процессу социальной адаптации, профориентации и
интеграции выпускников.
Реализацию программы по информатике условно можно разделить
на три этапа:


5-7 класс пропедевтический период, цель которого – развитие
общеучебных

навыков на

основе

средств

и

методов

информатики, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, воспитанию ответственного
и избирательного отношения к информации; формирование
общеучебных понятий
«информация», «объект», «модель», «алгоритм».


8 класс – социализация, цель которого формирование
социального опыта, соответствующего современному уровню
применения ИКТ в повседневной жизни; совершенствование
общеучебных

и

общекультурных

навыков

работы

с

информацией в процессе систематизации и обобщения
полученных знаний, умений и способов деятельности.


9 класс – профориентация, цель которого применение
общеучебных

навыков

самостоятельной

деятельности

обучающихся при подготовке итогового аттестационного
проекта

по

трудовому

обучению

профессиональными текстами.

5

и

при

работе

с

Концентризм программы создает условия для постоянного повторения
ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером,
как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных
технологий, и потом происходит повтор и усложнение изученного материала.
При этом возможность использования компьютерных игр развивающего
характера, а также внедрение творческих и итоговых учебных проектов для
детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) дает
возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому
предмету.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. На
занятиях практической

деятельности

проводится

как

изучение

нового

материала, так и закрепление полученных знаний. В процессе выполнения
посильных и интересных творческих заданий развивается мышление и
воображение учащихся. Практические работы способствуют развитию мелкой
моторики,

координации

движений,

временной

и

пространственной

ориентировке, формируются навыки самоконтроля, внимания, зрительного
восприятия.
Формат проведения занятий по предмету «Информатика» выбирается
преподавателем

исходя

из

цели

обучения

и

содержания

материала.

Деятельность педагога должна заключаться в формировании у детей
практических навыков работы с компьютером, но это не означает, что
теоретический материал нельзя преподавать как основу формирования
целостного мировоззрения. Теоретические знания должны базироваться на
конкретных жизненных примерах, близких и понятных детям, и только потом
нужно вводить абстрактные понятия как термины, которыми дети могут
оперировать.
На занятиях учитываются индивидуальные особенности

учащихся,

особенно при выполнении практических работ путем подбора однотипных, но
различных по сложности заданий, разного объема помощи детям в процессе их
выполнения, дифференцированного оценивания результатов.
6

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Информатика» отводится:
3.

в 5 – 6 классах по 1 часу в неделю (34 часа в



год), за счет части, формируемой участниками образовательных отношений
в 7 – 9 классах по 1 часу в неделю (34 часа в год), из



обязательной части учебного плана
Итого, на курс «Информатики» 5-9 классов отводится 170 часов.
4.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение

личностных и предметных результатов, а также формированию базовых
учебных действий.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом

социальных

достижения

основной

(жизненных)
цели

компетенций,

современного

необходимых

образования

―

для

введения

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:


осознание себя как гражданина России; формирование

чувства гордости за свою Родину
 воспитание уважительного отношения к иному мнению,

истории и культуре других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
7

повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего

места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 принятие

и

освоение

социальной

роли

обучающегося,

проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению картины мира, ее временно-

пространственной

организации;

формирование

целостного,

социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности,

эмоционально-

нравственной

отзывчивости

и

взаимопомощи,

проявление сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися
знания и умения,

специфичные для каждой предметной

области, готовность их применения.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень
освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся.
8

Предметные
содержанием

результаты

каждой

связаны

с

общеобразовательной

овладением

обучающимися

области

характеризуют

и

достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов на конец школьного обучения ( IX класс):
Минимальный уровень:


знать

правила

жизни

людей

в

мире

информации:

избирательность в потреблении информации, уважение к
личной информации другого человека, к процессу учения, к
состоянию неполного знания и другим аспектам;


иметь представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации;



решать учебные задачи с использованием общедоступных в
образовательной организации средств ИКТ и источников
информации в соответствии с особыми образовательными
потребностями и возможностями обучающихся;



пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения,
воспроизведения и передачи необходимой информации.
Достаточный уровень:



знать

правила

жизни

людей

в

мире

информации:

избирательность в потреблении информации, уважение к
личной информации другого человека, к процессу учения, к
состоянию неполного знания и другим аспектам;


иметь представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации;



решать учебные задачи с использованием общедоступных в
образовательной организации средств ИКТ и источников
информации в соответствии с особыми образовательными
потребностями и возможностями обучающихся;



пользоваться компьютером для поиска, получения, хранения,
9

воспроизведения и передачи необходимой информации;


пользоваться
текстовой,

доступными

визуальной,

приёмами

звуковой

работы

с

информацией

готовой
в

сети

интернет;


владеть диалогической формой коммуникации, используя
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;



Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми
материалами на электронных носителях.

Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:


осознание

себя

как

гражданина

России,

имеющего

определенные права и обязанности;


соотнесение собственных поступков и поступков других
людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;



определение нравственного аспекта в собственном поведении
и поведении других людей;



ориентировка в социальных ролях;



осознанное

отношение

к

выбору профессии. Регулятивные
учебные действия:


принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления;



осознанно действовать
видов

на

основе разных

инструкций

для

решения

практических и учебных задач;


осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;



обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;



адекватно реагироватьна внешний контроль и оценку,
корректировать в
деятельность.
10

соответствии

с

ней

свою

Коммуникативные учебные действия:


признавать возможность существования различных точек
зрения

и

права

каждого иметь

свою;

участвовать

в

коллективном обсуждении проблем;


излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;



использовать

некоторые

доступные

информационные

средства и способы решения коммуникативных задач;


слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач.

Познавательные учебные действия:


дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно- пространственную организацию;



использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление
аналогий, закономерностей, причинно- следственных связей)
на наглядном, доступном материале, основе практической
деятельности

в

соответствии

с

индивидуальными

возможностями и жизненными ситуациями;


использовать

в

жизни

и

деятельности

некоторые

межпредметные знания, отражающие несложные, доступные
существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
5.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА»

5 класс
Компьютер для начинающих (16 часов). Информация и информатика.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная
позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление
11

компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление
компьютером с помощью меню.
Информация вокруг нас (9 часов). Действия с информацией. Хранение
информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование
информации. Язык жестов.
Формы

представления

информации.

Наглядные

формы

представления

информации. Обработка информации. Изменение формы представления
информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение
новой информации. Преобразование информации путем рассуждений.
Компьютерная графика (8 часов). Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших
графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с
фрагментами:

удаление,

перемещение,

копирование.

Преобразование

фрагментов. Устройства ввода и вывода графической информации
6 класс
Объекты их имена и свойства (5 часов). Компьютерные меню. Главное
меню. Запуск программ. Окно программы и его структура. Диалоговые окна.
Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод
информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная
позиция пальцев на клавиатуре. Объекты и их имена. Признаки объектов:
свойства, действия, поведение, состояния.
Информационные модели (6 часов). Модели объектов и их назначение.
Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие
математические модели. Табличные информационные модели.
Подготовка текстов на компьютере (16 часов). Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования
(вставка, удаление и замена символов).
Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование
фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов.
12

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование
абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Алгоритмика (6 часов). Что такое алгоритм. Понятие исполнителя.
Неформальные и формальные исполнители. Их назначение, среда, режим
работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их
последовательностей. Примеры линейных алгоритмов (в повседневной жизни, в
литературных произведениях, на уроках математики и т. д.). Составление
линейных алгоритмов.
7 класс.
Информация и информационные процессы (5 часов). Информация.
Информационный

процесс.

Субъективные

характеристики

информации,

зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения
информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка
информации. Примеры информационных процессов в системах различной
природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители
информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные
и количественные характеристики современных носителей информации: объем
информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.
Хранилища информации.
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
(7 часов). Общее описание компьютера. Программный принцип работы
компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор,
оперативная

и

долговременная

память,

устройства

ввода

и

вывода

информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на
текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения:
системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение,
системы

программирования.

Компьютерные

вирусы.

Антивирусная

профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения.
13

Файл. Типы файлов. Файловая система. Графический пользовательский
интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование
компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание, именование, сохранение, удаление объектов. Архивирование и
разархивирование.
Обработка текстовой информации (18 часов). Текстовые документы и
их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Стилевое
форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм,
формул и графических объектов. Разбиение текста на колонки, верхние и
нижние индексы. Форматированиестраниц документа. Ориентация, размеры
страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение
документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания
текстов и компьютерного перевода.
Мультимедиа (4 часа). Понятие технологии мультимедиа и
области её применения.
Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации.
8 класс.

Передача информации в компьютерных сетях (16 часов). Как устроена
компьютерная сеть. Интернет и Всемирная паутина. Аппаратное и программное
обеспечение сети. Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей.
Техника безопасности и правила поведения в сети. Способы поиска
информации в Интернет, её просмотр и сохранение в памяти компьютера.
Передача информации по техническим каналам связи. Работа с полезными
сайтами (сайт школы, ГосУслуги, запись на прием к врачу, Пушкинская карта,
онлайн посещение музеев, единая коллекция ЦОР, Работа.ру).
Создание мультимедийных объектов (18 часов). Понятие мультимедиа,
сфера применения, классификация. Создание мультимедийных объектов в
видеоредакторе Movavi. Компьютерные презентации Power Point. Панель
инструментов, создание слайдов. Анимация. Возможности настройки анимации
в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены
14

последовательности рисунков. Монтаж простейшего видео с помощью
видеоредактора.
9 класс.

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
(12 часов). Общее описание компьютера. Программный принцип работы
компьютера. Основные компоненты персонального компьютера. Создание и
форматирование текста. Создание и редактирование компьютерной презентации.
Сбор, обработка и сохранение информации из сети Internet на своём компьютере.
Применение ИКТ при создании итогового аттестационного проекта по трудовому
обучению (21 час). Работа по поиску, хранению и обработке необходимой
информации в сети Internet. Ввод и редактирование текста проекта, вставка таблиц,
фото, нумерации страниц, автосодержание. Сканирование рисунков и текстов.
Создание и редактирование компьютерной презентации к проекту. Предзащита
проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(5 класс)

№
п/п

Количество
часов,
отводимых
на
изучение темы

Тема урока

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и 1
организация рабочего места. Информация вокруг нас.

2

Компьютер информацией.

3

Ввод информации в память компьютера. Практическая 1
работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

4

Управление компьютером. Практическая работа
«Вспоминаем приёмы управления компьютером»

5

Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и 1
сохраняем файлы».

6

Передача информации
Тест

по

теме

универсальная

«Устройства

машина

для

работы

с 1

№2 1

1
компьютера
15

и

основы

пользовательского интерфейса»

7

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с 1
электронной почтой».

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

1

9

Метод координат

1

Тест по теме «Информация и «информационные процессы
10

Текст как форма представления информации. Компьютер — 1
основной документ подготовки текстов

11

Основные объекты текстового документа
Практическая работа №5 «Вводим текст»

.Ввод текста. 1

12

Редактирование
текста.
«Редактируем текст»

работа

13

Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с 1
фрагментами текста».

14

Форматирование текста.
«Форматируем текст»

15

Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём 1
простые таблицы»

16

Табличный способ решения логических задач. Практическая 1
контрольная работа по теме «Создание текстовых
документов»

17

Наглядные формы представления информации От текста к 1
рисунку, от рисунка к схеме.

18

Диаграммы.
диаграммы».

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint. 1
Практическая работа №11
«Изучаем инструменты
графического редактора».

20

Устройства ввода графической информации. Практическая 1
работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».

21

Графический редактор. Практическая работа
«Планируем работу в графическом редакторе»

22

Разнообразие задач обработки информации.

Практическая

Практическая

Практическая

работа

№10

работа

№6. 1

№8 1

«Строим 1

№13 1

1

Тест по теме «Обработка информации
текстового и графического редакторов».
16

средствами

23

Систематизация информации. Практическая работа №14 1
«Создаём списки»

24

Поиск информации. Практическая работа № 15
информацию в сети интернет».

25

Кодирование
информации.

как

изменение

формы

«Ищем 1

представления 1

Практическая контрольная работа
26

Преобразование информации по заданным правилам. 1
Практическая работа №16
«Выполняем вычисления с
помощью программы калькулятор».

27

Преобразование информации путём рассуждений.

1

28

Разработка плана действий и его запись.

1

29

Запись плана действий в табличной форме.

1

30

Создание движущихся изображений.

1

31

Анимация. Практическая работа № 17 «Создаём анимацию». 1

32

Итоговый контроль

33

Создаём слайд-шоу (выполнение и защита итогового 1
проекта)

34

Повторение «Информация вокруг нас»

1

1

Итого:

34

17

(6 класс)
№
п/п

Количество часов,
отводимых
на
изучение темы

Тема урока

Раздел 1. Объекты и системы – 10 часов

1

2

3
4

5

6
7

8

9

10

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и 1
организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

Объекты операционной системы.
Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами
операционной системы».
Файлы и папки. Размер файла.
Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы»
Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–
3)
Отношение «входит в состав».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического
редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–
6)
Разновидности объекта и их классификация.

1

1
1

1

1

Классификация компьютерных объектов.
1
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового
процессора – инструмента создания текстовых объектов»
Системы объектов. Состав и структура системы
1
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями текстового процессора» (задания 1–3)
Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
1
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
графическими
возможностями текстового процессора» (задания 4–5)
Персональный компьютер как система.
Практическая
работа
№5
«Знакомимся
с
возможностями текстового процессора» (задание 6)

1
графическими

Итого: 10
Раздел 2. Человек и информация – 3 часа
11
12

Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.
1
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические
объекты» (задание 1)
18

13

Определение понятия.
1
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические
объекты» (задания 2, 3)
Итого: 3

Раздел 3. Информационное моделирование – 21 час
Информационное моделирование как метод познания.
Практическая работа №8 «Создаём графические модели»
Знаковые
информационные
модели.
Словесные
(научные,
художественные) описания.
Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»
Математические модели.
Многоуровневые списки.
Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»
Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Вычислительные таблицы.
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в
текстовом процессоре»
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения
величин и их соотношений.
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели –
диаграммы и графики» (задания 1–4)
Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение минипроекта «Диаграммы вокруг нас»
Многообразие схем и сферы их применения.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы,
графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы,
графы, деревья» (задания 4 и 6)
Что такое алгоритм.
Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы».

1

24

Исполнители вокруг нас.
Работа в среде исполнителя Кузнечик.

1

25

Формы записи алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Водолей.
Линейные алгоритмы.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию».

1

Алгоритмы с ветвлениями.
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками».
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию».

1

14
15

16

17
18

19

20
21

22

23

26

27
28

19

1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
Работа в среде исполнителя Чертёжник.

1

30

Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде исполнителя Чертёжник.
Выполнение итогового проекта «Моя будущая профессия» .
Выполнение и защита итогового проекта «Моя будущая
профессия»
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
Работа в среде исполнителя Чертёжник. Итоговый контроль
Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика».

1

31
32
33
34

Итого:

1
1
1
1

34

20

(7 класс)
№
п/п

Количество
часов,
отводимых на
изучение
темы

Тема урока

Раздел «Информация и способы ее представления» (17 часов)

1

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.

2
3
4
5

Термин «Информатика». Тенденции развития ИКТ. Информация и её 1
свойства.
1
Информационные процессы.
1
Тест «Информационные процессы». Всемирная паутина
1
Представление данных в виде текстов. Кодирование текстов.

6

Единицы измерения размера двоичного текста.

7

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и 1
способы ее представления».
Триместровая контрольная работа № 1
1

8
9
10
11
12

1

1

Устройство компьютера. Его основные компоненты. Понятие о 1
носителях информации, используемых в ИКТ.
Многоядерный процессор. Виды памяти современных компьютеров. 1
Оперативная и внешняя память.
Роль программ при использовании компьютера. Виды ПО.
1
1

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение.
Понятие файла. Типы файлов.

14
15

Файловые структуры.
Пользовательский интерфейс.

1
1

16

Обобщение.

1

17

Триместровая контрольная работа № 2

1

18

Формирование изображения на экране компьютера

1

19

Компьютерная графика.

1

20

Создание графических изображений

1

21

Обработка текстов. Текстовый редактор. Проверка правописания, 1
словари. Ссылки.
«Создание и редактирование текстов на
компьютере»
21

1

1

31

Создание структурированного текста. «Создание и редактирование
текстов на компьютере»
Прямое форматирование текста. ВОМ. «Создание и редактирование
текстов на компьютере»
Стилевое форматирование текста. ВОМ. «Создание и редактирование
текстов на компьютере»
Включение в текст графических и иных информационных объектов.
ВОМ. «Создание и редактирование текстов на компьютере»
Деловая переписка, распознавание текста и системы компьютерного
перевода. ВОМ. «Создание и редактирование текстов на
компьютере»
Оценка количественных параметров текстового документа. ВОМ.
«Создание и редактирование текстов на компьютере»
Оформление реферата «История вычислительной техники». ВОМ.
«Создание и редактирование текстов на компьютере»
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. ВОМ.
«Создание и редактирование текстов на компьютере»
Создание мультимедийной презентации. ВОМ. «Создание и
редактирование текстов на компьютере»
Обобщение раздела «Использование программных систем и сервисов»

32

Триместровая контрольная работа № 3

1

22
23
24
25
26

27
28
29
30

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Обобщение. Повторение. Итоговый контроль. Резерв. (2 часа)
33

Повторение

1

34

Повторение

1

Итого:

34

22

8 класс
№ п/п

1.

Количество
часов,
отводимых
на
изучение темы

Тема урока
Введение. Техника безопасности и организация
рабочего места. Входная диагностика.

Тема: Математические основы информатики
2.
Общие сведения о системах счисления
3.
Двоичная
система
счисления.
арифметика.

4.
5.

Двоичная

Вводный контроль.
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы
счисления. Компьютерные системы счисления
Представление целых и вещественных чисел в
памяти ПК.

6.

Подготовка
к
контрольной
работе
«Математические основы информатики».

7

Триместровая контрольная работа № 1

№1

1

1
1

1
1
1
1

Тема: Элементы алгебры логики

10.
11.
12.

8.

Истинность высказываний. Логические операции

1

9.

Свойства логических операций.
законы.
Решение логических задач.
Логические элементы.

1

Логические

Логические элементы
13.
Решение логических задач
Тема: Основы алгоритмизации
14.
Алгоритмы и исполнители . Способы записи
алгоритмов.
ВОМ.
«Алгоритмизация
и
программирование»
Понятие
величины.
Типы
величин.
15.
Алгоритмическая конструкция «следование. ВОМ.
«Алгоритмизация и программирование».
16.
Алгоритмическая конструкция ветвление. ВОМ.
«Алгоритмизация и программирование».
Алгоритмическая конструкция «повторение».
17.
Цикл с заданным условием продолжения работы.
ВОМ. «Алгоритмизация и программирование».
Алгоритм с заданным условием окончания
18.
работы. Алгоритм с заданным числом повторений.
ВОМ. «Алгоритмизация и программирование».

23

1
1
1
1
1
1
1
1
1

№ п/п
19.
20.

Количество
часов,
отводимых
на
Тема урока
изучение темы
Решение задач на использование циклических
1
конструкций.
Триместровая контрольная работа № 2
1
Общие сведения о языке программирования
Паскаль. Типы данных. ВОМ. «Алгоритмизация
и программирование».
Организация ввода и вывода данных при
разработке программ. ВОМ. «Алгоритмизация и
программирование».
Пошаговое выполнение и отладка линейных
программ.
ВОМ.
«Алгоритмизация
и
программирование».
Программирование алгоритмической конструкции
«ветвление».
ВОМ.
«Алгоритмизация
и
программирование».

1

Применение конструкции «ветвление» для
программирования задач на языке Pascal. ВОМ.
«Алгоритмизация и программирование».
Программирование
алгоритмической
конструкции «цикл» на языке Рascal. Различные
варианты.
Решение задач на применение конструкции
«цикл».
Решение задач на применение конструкции
«цикл». Самостоятельная работа.
Подготовка к контрольной работе №4 «основные
конструкции алгоритмических языков»

1

30.

Триместровая контрольная работа № 3

1

31.
32.

Итоговое повторение.
Повторение

1
1

Повторение
Повторение

1
1

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.
29.

33.
34

24

1
1
1

1
1
1
1

9 класс
№
п/п

Количество
часов,
отводимых на
изучение темы

Тема урока

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Тема: Моделирование и формализация.
2.
Моделирование как метод познания.
3.
Знаковые модели.
4.
Графические модели.
5.
Табличные модели.
6.
База данных как модель предметной области. Реляционные базы
данных.
7.
Система управления базами данных.
8.
Создание базы данных. Запросы на выборку данных
9.
Триместровая контрольная работа № 1
10.
Решение задач на компьютере
11.
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод
массива.
12.
Вычисление суммы элементов массива.
13.
Последовательный поиск в массиве.
14.
Сортировка массива.
15.
Конструирование алгоритмов.
16.
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.
17.
Триместровая контрольная работа № 2
Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.
18.
Основные режимы работы.
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и
19.
смешанные ссылки.
Встроенные функции. Логические функции.
20.
Сортировка и поиск данных.
21.
Построение диаграмм и графиков.
22.
Построение диаграмм
23.
Локальные и глобальные компьютерные сети. ВОМ. Компьютер –
24.
как универсальное устройство для работы с информацией.
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. ВОМ. Компьютер –
25.
как универсальное устройство для работы с информацией.
Доменная система имён. Протоколы передачи данных. ВОМ.
26.
Компьютер –как универсальное устройство для работы с
информацией.
Всемирная паутина. Файловые архивы. ВОМ. Компьютер –как
27.
универсальное устройство для работы с информацией.
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой
28.
этикет. ВОМ. Компьютер –как универсальное устройство для
работы с информацией.
Технологии
создания
сайта.
ВОМ.
Компьютер
–как
29.
универсальное устройство для работы с информацией.
Содержание и структура сайта. ВОМ. Компьютер –как
30.
универсальное устройство для работы с информацией.
1.

25

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№
п/п
31.
32.
33
34.

6.

Количество
часов,
Тема урока
отводимых на
изучение темы
Оформление сайта. ВОМ. Компьютер –как универсальное
1
устройство для работы с информацией.
Размещение сайта в Интернете. ВОМ. Компьютер –как
1
универсальное устройство для работы с информацией.
Итоговый контроль.
Триместровая контрольная работа№ 3
1
Обобщение и систематизация основных понятий главы
1
«Коммуникационные технологии».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

И

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Комплектация кабинета информатики:



рабочее место учителя;



6-12 рабочих мест учащихся, снабженным стандартным комплектом ПК,
имеющих выход в контролируемый Интернет;



МФУ (или принтер и сканер);



мультимедийный проектор и экран (интерактивная доска);



устройства для ввода визуальной информации (фотоаппарат, документ-камера,



web- камера)
акустические колонки в составе рабочего места учителя.
Программное обеспечение:



операционная система Windows;



файловый менеджер (в составе ОС)



браузер (в составе ОС или другие)



мультимедиа проигрыватель;



антивирусная программа;



программа-архиватор;



система оптического распознавания текста;



клавиатурный тренажер;



тренажер для развития навыка работы с мышью;



Microsoft Office;



векторный графический редактор;
26









видеоредактор Movavi Video Editor.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/?subject[0]=19

единая коллекция ЦОР

по информатике;
http://fcior.edu.ru/

-

ресурсы

Федерального

центра

информационных

образовательных ресурсов;
https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php

- электронноеприложение

к учебникам информатики 5-9 класс авторской программы Л. Л. Босовой;



https://education.yandex.ru/main - Яндекс учебник;



https://learningapps.org/createApp.php

-

интерактивных заданий.

27

цифровая

среда

для

создания

Учебно-методическая литература


Т. В. Алышева, В. Б. Лабутин, В. А. Лабутина. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. «Информатика 7 класс» Москва, «Просвещение», 2023 г.



Босова Л. Л. Босова А. Ю. Учебник по информатике 5 класс – Москва,
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.



Босова Л. Л. Босова А. Ю. Учебник по информатике 6 класс - Москва,
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.



Босова Л. Л. Босова А. Ю. Учебник по информатике 7 класс - Москва,
«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.



Лазарев М.Е. учебник «Электронный гражданин» - Москва, 2014 год;



Лазарев М.Е. рабочая тетрадь «Электронный гражданин» - Москва, 2014 год;



Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки
для 5 класса - Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.



Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки
для 6 класса - Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.



Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки
для 7 класса - Москва, «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.



Энциклопедия школьной информатики под редакцией И. Г. Семакина Москва,

«БИНОМ. Лаборатория знаний», 2011 г.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».