АРП ООО биология 8 класс (вариант 1) 2024-2025 учебный год

Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмет «Биология»
для 8 класса
на 2024-2025 учебный год

Планируемые результаты (личностные и предметные)
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего
образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает
достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения
АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать: 1) осознание себя
как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

Планируемые результаты изучения учебного предмета в 8 классе

В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся
должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных,
особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых
животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными
животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых
объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к
ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или
домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе










Введение
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные млекопитающие

Введение
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и
домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям
жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная,
предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную
книгу.
Беспозвоночные животные
Общее знакомство
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.
Черви
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ
передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого объекта или влажного препарата.
Насекомые
Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду,
местам обитания, питанию.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница,
куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница,

адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред.
Меры борьбы.
Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения,
польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие.
Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или
другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи).
Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные
свойства меда, пыльцы, прополиса).
Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза.
Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.
Демонстрация живых
насекомых,
коллекций
насекомых —
вредителей
сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.
Практическая работа
Зарисовка насекомых в тетрадях.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных
Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.
Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб),
дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее
охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.
Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение,
температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление
(виды корма), уход.
Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.
Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения.
Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием
земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни.
Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных
и их охрана.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Практические работы
Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание.
Размножение пресмыкающихся (цикл развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика:
гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки).
Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание,
размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду,
образу жизни, циклу развития).
Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и
видеофильмов.
Практические работы
Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.
Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде
обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или
другие местные представители пернатых.
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц.
Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения,
питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за
домашними птицами.
Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.
Прослушивание голосов птиц.
Показ видеофильмов.
Заочная экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на
птицеферму).
Практические работы
1. Подкормка зимующих птиц.
2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки
млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные,
хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности
каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни,
питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные
особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства
и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Медвежьи: медведи (бурый, белый).
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на
зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось.
Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание,
места обитания. Охрана животных.
Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид,
среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности,
распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ
передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу
(нерпа, пятнистый тюлень и др.).
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями
различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Заочная экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской
аквариум).
Практические работы
Зарисовки в тетрадях.
Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные млекопитающие
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание
кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания.
Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые
местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание.
Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и
соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание
овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая
прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном
хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к
условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям
жизни. Значение для человека.
Демонстрация видеофильмов.
Экскурсии и практические работы по уходу за животными
Заочная экскурсия в зоопарк, на звероводческую ферму

Тематический план 8 класс

№
раздела

Тематические разделы

Кол-во
часов

1

Введение

2

2

Беспозвоночные животные.

9

3

Позвоночные животные.

57

4

Рыбы

8

5

Земноводные и пресмыкающиеся

7

6

Птицы.

11

7

Млекопитающие.

17

8

Сельскохозяйственные животные

14

Итого

68

Календарно - тематическое планирование по биологии 8 класс

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Тема урока, раздел
Введение- 2 ч
Многообразие животного мира.
Значение животных и их охрана
Беспозвоночные животные- 9 ч
Общие признаки беспозвоночных животных, общие признаки червей
Круглые черви — паразиты человека
Общие признаки насекомых. Бабочка- капустница.
Яблонная плодожорка
Майский жук
Комнатная муха
Медоносная пчела
Тутовый шелкопряд
Обобщающий урок по теме «Беспозвоночные животные»
Позвоночные животные-57 ч
Рыбы (8ч)
Общие признаки рыб
Внешнее строение и скелет рыб
Внутреннее строение рыб
Размножение рыб
Речные рыбы.
Морские рыбы.
Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование рыб
Обобщающий урок по теме «Рыбы»
Земноводные и пресмыкающиеся (7ч)
Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение
лягушки
Внутреннее строение земноводных
Размножение и развитие лягушки
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее
строение пресмыкающихся
Внутреннее строение пресмыкающихся
Размножение и развитие пресмыкающихся
Обобщающий урок по теме «Земноводные и пресмыкающиеся»
Птицы (11 ч)
Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц
Особенности внутреннего строения птиц
Размножение и развитие птиц
Птицы, кормящиеся в воздухе
Птицы леса
Хищные птицы
Птицы пресных водоёмов и болот
Птицы, обитающие вблизи жилья человека.
Домашние куры, утки и гуси.
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц.
Значение и охрана птиц.
Птицы нашего края. Охрана птиц. Обобщающий урок.
Млекопитающие (17ч)
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность
к условиям жизни.
Внешнее строение млекопитающих.
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих .
Внутренние органы млекопитающих .
Грызуны .

Дата

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Значение грызунов в природе и жизни человека.
Зайцеобразные .
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери.
Дикие пушные хищные звери.
Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищные звери.
Ластоногие.
Парнокопытные.
Непарнокопытные.
Примат .
Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»
Сельскохозяйственные животные.(14 ч)
Сельскохозяйственные животные. Коровы.
Современные животноводческие фермы, их оборудование и
содержание коров в них.
Выращивание телят
Овцы и их содержание.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец.
Верблюды и их содержание.
Северные олени и их содержание.
Домашние свиньи и уход за ними.
Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашние лошади и их содержание.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят
Промежуточная аттестация. Задания в тестовой форме.
Обобщающий урок. Общие признаки изученных групп животных
Повторение. «Что мы знаем о животных?»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».