АРП ООО основы социальной жизни 5 класс (вариант 1) 2024-2025 учебный год

Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Основы социальной жизни»
для 5- 9 классов
на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на
практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации,
на повышение уровня общего развития обучающихся.
Актуальность предмета «Основы социальной жизни»
Развитие социально-экономических отношений в современной России
требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к
успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная
проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно остро она стоит
перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает
задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к
непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в
современных экономических условиях.
Программа предмета «Основы социальной жизни» составлена в
соответствии с требованиями следующих
нормативно-правовых
документов:
- федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 06 октября 2009 года
№ 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального
государственного образовательного
стандарта
начального общего образования»;
от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования»;
от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- программы:
Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие
для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2006 год;
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,
Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под
редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год;

2

Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой
ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год;
Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе»
Школа-Пресс, 1994 год;
Воронкова
В.В.
«Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год;
- учебный план МБОУ СОШ №1 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
концепция
Специального
Федерального
государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –
М.: Просвещение, 2014 год;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Библиографический список программ, на основе которого разработана
рабочая программа предмета «Основы социальной жизни»
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана
на основе программ Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка
учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год;
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,
Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под
редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год;
Воронкова
В.В.
«Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год без
изменений.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью
практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Формирование академических компетенций:
знание и соблюдение правил личной гигиены;
3

соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;
соблюдение правил поведения в общественных местах;
соблюдение правил техники безопасности;
соблюдение правил дорожного движения;
знание видов и назначения одежды и обуви;
знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;
знание и соблюдение правил поведения в магазине;
знание назначения посуд и столовых приборов;
умение заваривания чая;
умение сервировать стола к завтраку.
Формирование жизненных компетенций:
знание и соблюдение правил личной гигиены;
последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета;
знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода;
умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения;
знание правил и умение составления рациона питания;
умение выполнять правила и приемы ухода за посудой;
соблюдение правил техники безопасности на кухне;
умение применять чайную посуду;
умение заваривать чай;
формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов;
развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов;
развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей;
формирование навыка по приготовлению завтрака;
умение сервировать стол к завтраку;
знание видов жилых помещений;
соблюдение порядка в жилом помещении;
умение правильно вести себя за столом;
умение
ориентироваться
в
услугах,
оказываемых
различными
предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск); культуры
(библиотека, кинотеатр, музей);
умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных
магазинах, на рынках, в киосках;
умение правильно вести себя в учреждениях культуры;
умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской,
пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в
общественном транспорте;
умение правильно вести себя в общественном транспорте;
соблюдение правил дорожного движения.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в
следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
4

формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения
(в том числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы социальной
жизни»
Программа по основам социальной жизни, определяет содержание предмета
и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся по программе коррекционной
школы. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся,
способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал,
помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний
и умений, который необходим им для социальной адаптации и
профессионального самоопределения. Материал программы расположен по
принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Для обеспечения целенаправленного личностного развития обучающихся,
подготовки их к самостоятельной жизни, программа предполагает
интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную
поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и
возможностей, по следующим разделам:
1. Личная гигиена
2. Одежда и обувь
3. Питание
4. Жилище
5. Культура поведение
6. Торговля
7. Транспорт
Данный учебный предмет входит в обязательную часть образовательного
процесса, раздел «Человек и общество», предмет «Основы социальной жизни»
и рассчитан на 68 часов (5 классы) – 1 час в неделю. Настоящая программа по
предмету «Основы социальной жизни» разработана для обучающихся 5
классов коррекционной школы.
В тексте программы используется система условных обозначений:
ФГОС - Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
БУД – базовые учебные действия.
5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в
дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной)
компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни.
Задачи:
овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном
обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего
трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
развитие коммуникативной функции речи.
При проведении занятий по основам социальной жизни осуществляется
деление классов на подгруппы согласно списку класса.
Каждый из разделов, основываясь на академической и жизненной
компетенции, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем
теоретических сведений и сложность практических навыков.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений
пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта,
медицинской помощи.
В процессе обучения необходимо дать обучающимся представление о
предмете основ социальной жизни, назначение кабинета, правила поведения в
кабинете. Эта программа направлена на формирование у них знаний и умений,
способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня
культуры и отношений в семье.
После вводного занятия по программе следуют разделы «Личная гигиена»,
«Одежда и обувь». Изучение этих тем не вызывает трудностей. «Питание» является одним из наиболее любимых разделов всей программы. Раздел
содержит несколько тем разной сложности усвоения. Особое внимание нужно
уделять изучению правил техники безопасности. Нарезка бутербродов и
овощей для салата требует правильного обращения с кухонным ножом. Также
важно соблюдение санитарно-гигиенических правил. При сервировке стола
надо обращать внимание не только на последовательность работы, но и на
эстетическую сторону.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств:
трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой
культуры; организация труда; экономическое и бережное отношение к
продуктам, оборудованию;
6

Строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания,
внимания,
наблюдательности,
памяти,
находчивости,
смекалки,
сообразительности, воображения, фантазии.
Следующие разделы «Культура поведения», «Жилище» - эти темы
несложные для изучения, однако определенную трудность представляет
выполнение практического задания.
Тематика разделов программы «Транспорт», «Торговля» напрямую связана с
местонахождением учебного заведения, дает представление о том, как вести
себя в общественном транспорте, о соблюдении правил дорожного движения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о
поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для
закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и
формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в
повседневной жизни.
Большое внимание на занятиях по основам социальной жизни отводится
эстетическому воспитанию обучающихся, развитию их фантазии,
художественного вкуса.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление
имеющихся у обучающихся специфических нарушений. При обучении основам
социальной жизни используются следующие принципы:
принцип коррекционной направленности,
воспитывающий и развивающий принципы,
принцип доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую
работу на проведение практических работ с использованием бригадной формы
организации обучающихся.
При работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности
здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и
воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности,
творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном
процессе.
На уроках «Основы социальной жизни» используются следующие методы
урока:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные: наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические: карточки, тесты.
7

Основными формами обучения являются практические работы, экскурсии,
сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства
обучения, демонстрация учебных кинофильмов, презентаций.
В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться
разные формы организации практических работ, как коллективные
(бригадные), так и индивидуальные (выполнение обучающимися всех операций
под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники
безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными
электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями,
колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со
стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай
нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания.
Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарногигиенических требований во время выполнения различных практических
работ, доводя их до навыка.
Беседа на занятиях по основам социальной жизни, является одним из
основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми
играми, различными практическими работами: записями в тетрадь
определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться
единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от
задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться
наглядностью, она может носить информационный характер. В этом случае
учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и
сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся
краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний
заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов
обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на
этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков
общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся
применяют усвоенные ими знания и приёмы.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на
промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в
отделение связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в
зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и
итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и
имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами.
Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.
Типы уроков: урок объяснения нового материала (урок первоначального
изучения материала; урок закрепления знаний, умений, владений
(практический урок); урок обобщения и систематизации знаний (тестирование);
8

комбинированный урок; нестандартные уроки (экскурсия, урок - ролевая игра и
другие).
Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическими
особенностями каждого обучающегося. Оценка знаний обучающихся
осуществляется по результатам письменных работ, текущих и итоговых
контрольных работ.
Диагностика основных знаний, умений и владений проводится на начало и
конец учебного года, данные отражаются в портфолио обучающихся.
Программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса
составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на
ранее полученные сведения обучающимися во время уроков развития речи,
чтения, русского языка, природоведения, математики.
Логические связи предмета «Основы социальной жизни» с остальными
предметами (разделами) учебного плана
Занятия по основам социальной жизни тесно связаны с уроками родного
языка, математики, географии, технологии, естествоведения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СИСТЕМА
ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной
жизни» являются:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе
их социальной необходимости;
осознание своей национальности;
уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости
за свою Родину;
принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение
новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно
оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей
личности;
умение устанавливать личностный смысл;
понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью
учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться результатов;
умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,
иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
уважительное отношение к чужому мнению.
Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной
жизни» являются:
9

знание и соблюдение правил личной гигиены;
соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;
соблюдение правил поведения в общественных местах;
соблюдение правил техники безопасности;
соблюдение правил дорожного движения;
знание видов и назначения одежды и обуви;
знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;
знание и соблюдение правил поведения в магазине;
знание назначения посуды и столовых приборов;
умение заваривания чая;
сервировка стола к завтраку.
В результате освоения предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе
обучающиеся должны:
знать:
последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;
виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;
санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
различные меню завтрака;
правила поведения за столом;
правила поведения при встрече и расставании;
почтовый адрес своего дома и школы-интерната;
наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
виды магазинов и их назначение.
уметь:
совершать утренний туалет;
подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;
накрывать стол с учетом конкретного меню;
тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и
сверстниками;
обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;
соблюдать правила дорожного движения;
соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила
посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);
соблюдать правила поведение в магазине;
оплачивать покупку;
выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
владеть:
совершать
утренний
и
вечерний
туалет
в
определенной
последовательности;
соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме,
просмотре телепередач;
соблюдать правила поведения в общественных местах;
10

производить сухую и влажную уборку помещений;
строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
распределять кухонные принадлежности по назначению;
использовать предметы для сервировки стола к завтраку;
правильно заваривать чай;
пользоваться нагревательными приборами;
правильно сидеть за столом;
пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
соблюдать правила поведения в транспорте и на улице (правила посадки,
поведения в салоне и при выходе из транспорта);
культурно вести себя с работниками торговли;
соблюдать правила поведения в магазине;
приготавливать бутерброды;
приготавливать вторые блюда из вареных овощей;
различать одежду в зависимости от назначения: повседневная,
праздничная, рабочая, спортивная;
подбирать одежду и головные уборы по сезону, в зависимости от
назначения;
сушить и чистить одежду и обувь;
подготавливать одежду и обувь к хранению.
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания;
знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством
взрослого;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
11

соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами,
кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка
белья, мытье посуды и т. п.).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и владений обучающихся
Критерии оценки при опросе:
«5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса,
может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
«4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше
требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их
исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если
обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные
ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает
сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные
пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему
усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении
основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя,
недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение,
нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой
ситуации и связать с раннее изученным материалом.
«2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает
значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не
умеет применять их к решению конкретных вопросов; не умеет использовать
средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может
исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем
необходимо для оценки 3.
«1» обучающимся не ставится.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных
работ:
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу
самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или
выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических
особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом
специфических ошибок для данной группы обучающихся.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую
часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу
самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%12

50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой
наглядности.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие,
что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной
мере (незнание основного программного материала).
Оценка «1» обучающимся не ставится.
При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное
выполнение заданий вследствие неточного применения правил, неправильное
решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла
вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых информационных
данных).
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу
обучающегося.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся
нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить программный
материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут
знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и
умений. Поэтому нормы оценок обучающихся носят условный характер. В
этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка
знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не
только уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические
и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне ближайшего
развития.
Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в
портфолио обучающихся.
Предмет «Основы социальной жизни» в 5 классах ориентирован на
достижение следующих базовых учебных действий:
Личностные:
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
13

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Коммуникативные:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
использовать доступные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Введение (2 часа)
1. Основные вопросы
Кабинет основ социальной жизни и его оборудование. Название учебного
курса; цель нового учебного предмета, его назначение; инструкции по технике
безопасноости при нахождении в кабинете, правила обучающихся школы.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Работа в тетради.
3. Тематика практических работ
Беседа.
Личная гигиена (3 часа)
1. Основные вопросы
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила
ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы
личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила
14

освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре
телепередач.
Правила
ухода
за
волосами; периодичность
мытья
головы; средства для мытья головы.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по
перфокартам.
3. Тематика практических работ
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов,
причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Комплекс
упражнений гимнастики для глаз.
Одежда и обувь (6 часов)
1. Основные вопросы
Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой.
Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила
повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила
подготовки обуви к хранению посезонно.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по
перфокартам. Тестирование.
3. Тематика практических работ
Чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Питание (12 часов)
1. Основные вопросы
Посуда и столовые приборы, их назначение. Значение питания в жизни и
деятельности людей; правила составления рациона питания. Правила
безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и
его оборудование. Правила сервировки стола с учетом различных
меню; чайную посуду. Способы заваривания чая. Виды блюд, не требующих
тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование
механических и электробытовых приборов, для сил и времени при
приготовлении пищи.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по
перфокартам. Работа с рецептами. Тестирование.
3. Тематика практических работ
Сервировка стола к завтраку. Практическая работа по завариванию чая.
Приготовление бутербродов. Приготовление вторых блюд.
Жилище (2 часа)
1. Основные вопросы
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления
в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня,
15

кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение.
Гигиенические
требования
к
жилому
помещению;
правила
и
последовательность проведения сухой и влажной уборки. Гигиенические
требования к жилому помещению; инвентарь и виды моющих средств,
используемых при уборке.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по
перфокартам. Тестирование.
3. Тематика практических работ
Сухая и влажная уборка помещений.
Культура поведения (4 часа)
1. Основные вопросы
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских
учреждениях. Правила поведения за столом; правила этикета.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по
перфокартам. Тестирование.
3. Тематика практических работ
Правила поведения за столом.
Торговля (2 часа)
1. Основные вопросы
Основные виды магазинов; правила поведения в магазине. Назначение
продуктовых
магазинов,
их
отделы
и
содержание
продукции.
Специализированные продуктовые магазины. Правила покупки товаров в
продовольственном магазине.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по
перфокартам. Тестирование.
3. Тематика практических работ
Правила поведения в магазине. Оплата покупки.
Транспорт (3 часа)
1. Основные вопросы
Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость
проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет,
удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в
транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и
обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила
передвижения по улице.
2. Самостоятельная (лабораторная) работа
Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. Работа по
перфокартам. Тестирование.
16

3. Тематика практических работ
Составление маршрута от дома до школы. Изготовление знаков дорожного
движения, встречающихся на пути к дому, школе.

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
№
п/п
1
2

Тема занятия

Основные
видов
Формы контроля
деятельност
и
1 четверть (17 ч.)

Введение. Беседа о цели, содержании и
значении предмета основы социальной
жизни. Особенности уроков.
Знакомство с кабинетом правила
поведения в нем. Соблюдение
санитарно- гигиенических требований на
занятиях.

беседа

беседа

1) устный опрос;
2) наблюдение

устный опрос

3

Правила личной гигиены в течение дня

4

Предметы и средства личной гигиены

5

Личная гигиена. Утренний туалет.

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

6

Контроль знаний. Тестирование

тестирование

самостоятельная
работа;

7

Практическая работа: выполнение
утреннего туалета- мытье рук, лица,
ушей, шеи, чистка зубов, расчесывание.

Беседа,
презентация

наблюдение
практическая работа.

8

Гигиена зрения. Гигиена чтения.

9

Гигиена слуха.

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

10

Вечерний туалет. Выполнение вечернего
туалета.

Беседа,
презентация

устный опрос;
самостоятельная
работа,
практическая работа.

11

Практическая работа: выполнение
вечернего туалета - чистка ушей, мытье
рук.
Уход за волосами. Мытье волос.
Прическа.

Беседа,
презентация

устный опрос;
наблюдение
практическая работа.

Беседа,
презентация

устный опрос;

12

устный опрос
устный опрос
устный опрос

устный опрос
устный опрос;

18

Дата
проведения
план

факт

Приме
чание

13

Гигиена зрения.

14

Осанка при ходьбе, в положении сидя и
стоя.
Формы обращения к старшим, к
сверстникам при встрече и расставании.
Формы обращения с просьбой, вопросом
к старшим и сверстникам. Разговор со
старшими и сверстниками.

15
16

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

устный опрос;
практическая работа.

Беседа,
презентация

устный опрос;
практическая работа.

Беседа,
презентация

устный опрос;
практическая работа.
устный опрос;
практическая работа.
устный опрос;
практическая работа.

17

Поведение в кино, театре.

18

Правила поведения за столом.

19

Правила приема пищи.

20

Виды одежды.

21

Виды головных уборов.

22

Уход за одеждой.

23

Уход за обувью.

24

Чистка, хранение обуви.

25

Практическая работа: чистка обуви.

26

Правила возврата или обмена
купленного товара (одежды).

27

Хранение чека.

28

Гарантийный срок.

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

29

Контроль знаний. Тестирование.

тестирование

30

Виды жилых помещений в городе и
деревне.

31

Жилой дом.

32

Варианты квартир.

33

Варианты подсобных помещений, виды

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,

устный опрос;

устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
самостоятельная
работа;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;
устный опрос;

19

отопления.

презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

34

Виды транспортных средств.

35

Поведение в транспорте.

36

Правила дорожного движения.

37

Знаки дорожного движения.

38

Практическая работа: изготовление
дорожного знака, встречающегося на
пути к дому.

Беседа,
презентация

Основные виды магазинов. Отделы.

Беседа,
презентация

Правила поведения в магазине.
Порядок покупки товара.
Экскурсия в продовольственный
магазин.

Беседа,
презентация

39
40

фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
устный опрос;
наблюдение
практическая работа.
устный опрос;
наблюдение
практическая работа.
устный опрос;
наблюдение
практическая работа.

42

Экскурсия в промтоварный магазин.

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

43

Практическая работа: выбор продуктов
на завтрак, обед, ужин.

Беседа,
презентация

44

Практическая работа: выбор продуктов
на завтрак, обед, ужин.

Беседа,
презентация

45

Практическая работа: выбор продуктов
на завтрак, обед, ужин.

Беседа,
презентация

46

Контроль знаний. Тестирование

47

Значение питания в жизни человека

фронтальный опрос

48

Кухонные принадлежности и приборы,
посуда. Уход за посудой.

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая работа.

41

49

Приготовление завтрака. Различные
меню завтрака.

наблюдение
Наблюдение
устный опрос;
устный опрос;
наблюдение
практическая работа.
устный опрос;
наблюдение
практическая работа.
устный опрос;
наблюдение
практическая работа.
тестирование

устный опрос

20

50

устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая работа.
устный опрос;
наблюдение
самостоятельная
работа;
практическая работа.

Правила сервировки стола к завтраку
Практическая работа: сервировка стола к
завтраку. Заваривание чая.

Беседа,
презентация

51

Практическая работа: заваривание чая.

Беседа,
презентация

52

Нарезка хлеба, овощей.

Беседа,
презентация

Простые и комбинированные, горячие и
холодные бутерброды.
Практическая работа: изготовление
простых бутербродов.
Практическая работа: изготовление
горячих бутербродов.

Беседа,
презентация

устный опрос

Беседа,
презентация

текущий контроль

56

Приготовление вареных и жареных яиц.

Беседа,
презентация

57

Приготовление вареных яиц.

Беседа,
презентация

58

Практическая работа: варка яиц.

Беседа,
презентация

59

Приготовление жареных яиц.
Практическая работа: приготовление
яичницы.

Беседа,
презентация

53
54
55

Беседа,
презентация

Наблюдение,
практическая работа.
1)устный опрос;
2) наблюдение
3) самостоятельная
работа;
4) практическая
работа.
1)устный опрос;
2) наблюдение
3) самостоятельная
работа;
4) практическая
работа.
1)устный опрос;
2) наблюдение
3) самостоятельная
работа;
4) практическая
работа.
1)устный опрос;
2) наблюдение
3) самостоятельная
работа;
4) практическая

21

работа.

60

Приготовление жареных яиц.
Практическая работа: приготовление
яичницы.
1)устный опрос;
2) наблюдение
3) самостоятельная
работа;
4) практическая
работа.
1)устный опрос;
2) наблюдение
3) самостоятельная
работа;
4) практическая
работа.

61

Салаты. Приготовление салатов.

Беседа,
презентация

62

Практическая работа: нарезка сырых
овощей, приготовление салатов.

Беседа,
презентация

63

Приготовление салата Винегрет.

Беседа,
презентация

64

Контроль знаний. Тестирование.

тестирование

65

Практическая работа: нарезка вареных
овощей, приготовление винегрета.

Беседа,
презентация

66

Почтовый адрес дома, школы.

Беседа,
презентация

67

Практическая работа: заполнение
почтового адреса на открытке,
конверте.

Беседа,
презентация

устный опрос;
самостоятельная
работа

68

Подведение итогов за год.

тестирование

самостоятельная
работа;

устный опрос;
самостоятельная
работа;
устный опрос;
наблюдение
практическая работа.
устный опрос;
самостоятельная
работа

22

7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального
государственного образовательного
стандарта
начального общего образования»;
от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования»;
от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская
коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
4. Программы:
Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие
для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2006 год;
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,
Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под
редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год;
Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой
ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год;
Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе»
Школа-Пресс, 1994 год;
Воронкова
В.В.
«Программы
специальных
(коррекционных)
общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.
5. Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
23

6.
Календарно-учебный
график
государственного
бюджетного
общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат
№ 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
7.
Концепция
Специального
Федерального
государственного
образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –
М.: Просвещение, 2014 год.
8. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
9. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
10. Локальные акты государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (Положение о рабочей программе
учебного предмета, курса).
Основной список литературы
1. Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год.
2. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой
ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год –
136 с.
Дополнительный список литературы
1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы:
Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 год.
2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9
классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с.
3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной
школе» Школа-Пресс, 1994 год.
4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида:
Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с.
5. ДевятковаТ.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,
Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных
24

(коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под
редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год.
6. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991 год.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам
охраны труда.
Материально-техническое
и
информационное
оснащение
образовательного процесса обеспечивает возможность:
создания и использования информации;
физического развития;
планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в
целом и отдельных этапов (выступлений, защиты проектов, творческих работ);
размещения материалов и работ в информационной среде организации;
организации отдыха и питания.
Пространство, в котором осуществляется обучение обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует
общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения
санитарно-гигиенических
норм
организации
образовательной деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда.
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые
спецификой предмета «Основы социальной жизни». Занятия проводятся в
специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для
оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов
практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета
учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании
позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах –
их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека.
Технические средства обучения
1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами
программы обучения.
2. Карточки с заданиями, перфокарты.
3. Раздаточный материал.
4. Дидактический материал.
5. Презентации.
6. Оборудование кабинета.
Компьютерные технологии
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска).
25

Интернет-ресурсы
1. http://www.ed.gov.ru,
2. http://www.rfh.ru,
3. http://www.int-edu.ru,
4. http://www.rsl.ru,
5. http://www.gnpbu.ru,
6. http://www.pedlib.ru,
7. http://dic.academic.ru,
8. http://ditionary.fio.ru,
9. http://www.ug.ru,
10. http://skazochki.narod.ru,
11. http://www.uroki.net/.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».