Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Предметно- практические действия»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практические
действия» в пятом классе составлена в
Федерального
государственного
соответствии
образовательного
с требованиями
стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
основе «Адаптированной основной образовательной программы образования
обучающихся
с
тяжёлой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениями развития.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19
декабря 2014 г.;
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
Формирование навыков самообслуживания – важное направление обучения
ребёнка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя
необходима
для
независимой
жизни
любого
человека.
Вследствие
органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой
умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных
и
других
функций
нарушены,
поэтому
формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой. В этой связи
ребёнку необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Целью – является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Основными
задачами
программы
коррекционного
курса
«Предметно-
практическим действиям» являются:
1. Освоение простых действий с предметами и материалами;
2. Развитие умений следовать определенному порядку при выполнении
предметных действий.
3. Формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
4. Формирование положительного отношения к обучению и труду;
5. Развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений
и опыта совместной деятельности;
6. Формирование положительных качеств личности.
7. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область
«Коррекционные занятия» , Адаптированной основной образовательной программы
для умственно отсталых детей, как самостоятельный предмет, что подчеркивает его
особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе
отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с
этим требования к
результатам
освоения образовательной
программы
представляют собой описание возможных результатов образования данной
категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- формирование
интереса к обучению, труду предметному рукотворному
миру;
- овладение
навыками предметно-практической деятельности как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной,
бытовой и трудовой деятельности.
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других
видах доступной деятельности.
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной
на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Возможные предметные результаты:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий.
- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,
природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности
педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой
руке;
- уметь открывать и закрывать;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры,
скатывать из бумаги шарики;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между
ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять
пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми
и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик,
села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся
предмете и объекте.
Изучение предмета «Предметно – практические действия» в направлено
на формирование следующих базовых учебных действий.
1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию
положительной мотивации пребывания в образовательной организации и
эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник,
специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- спокойное пребывание в новой среде;
- перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
- принятие контакта, инициированного взрослым;
- установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в
организации учебного процесса;
- ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса:
нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение
своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных
заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий;
нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для
игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
2. Формирование учебного поведения:
- поддержание правильной позы;
- направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
- подражание простым движениям и действиям с предметами;
- выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними
и др.);
- использование по назначению учебных материалов;
- выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
- выполнение действий с предметами (по подражанию);
- выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
- выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
- выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по
образцу);
- сидение за столом в течение определенного периода времени на занятии;
- выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу
на групповом занятии;
- выполнение речевых инструкций на занятии;
- принятие помощи учителя на занятии.
3. Формирование
умения
выполнять
задания
в
соответствии
с
определенными характеристиками:
- выполнение задания полностью (от начала до конца);
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного курса
Программный материал по предметно – практические действия состоит из
следующих разделов: «Предметно-манипулятивные действия», «Цвет»,
«Форма»,
«Величина»,
конструирование»,
«Работа
«Дидактические
с
мозаикой»,
игры»,
«Элементарное
«Лепка»,
«Графическая
деятельность», «Работа с нитками».
Раздел «Предметно-манипулятивные действия»
Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по
инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей
(«Замочек», «Топор», «Мельница» и д.р.). постепенно убыстрять темп
подражательных движений.
Выполнение
по
подражанию
упражнений
для
пальцев
рук
(противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из
кулака, «пальчики здороваются» и пр.).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию
следующих
действий:
- открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися
крышками;
- нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий
шнур, шпагат).
Использование несложных предметов как орудий:
- использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой
выступающей частью, накинув на нее кольцо);
- самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для
доставания предмета;
- самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой
для доставания предмета из сосуда;
- самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых
привязан предмет, для доставания этого предмета.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета,
формы, величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более
тонкие различия.
Раздел «Цвет»
Выбор по образцу и группировка предметов. Окрашенных не только в
основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8
предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и п. д.)
по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание предметов двух сходных цветов.
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов
(шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый, фиолетовый,
коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов.
Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
Раздел «Форма»
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из
4-8 предметов двух сходных форм (куб- параллелепипед, цилиндр- шар).
Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб,
параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»),
цилиндр («столбик») – без названия форм.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик,
треугольник, прямоугольник.
Определять форму независимо от величины и окраски предмета, знать,
что шар может быть большой и маленький, красный и синий и т. д.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно
заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
Раздел «Величина»
Определение неконтрастной разницы по величине между предметами
путем наложения и приложения предметов: большой и маленький, побольше,
поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный –короткий, широкий –
узкий ( на бытовых предметах, картинках, специальном дидактическом
материале).
Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различать
величину предмета независимо от их формы.
Понимать слова, находить и показывать по названию предметы большие
и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие. Самостоятельно называть
величины: большой, маленький, больше, меньше, толстый, тонкий.
Раздел «Дидактические игры»
Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и
использование цвета, формы, величины предметов.
«Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное
цветовое лото», «Геометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый
ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный
мешочек», «Что изменилось»
Раздел «Элементарное конструирование»
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по
словесной инструкции (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница).
Буквы.
Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только
разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей
картину на треугольники.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного
цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном
диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур.
Постройки из детских наборов, строительного материала, также по
показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
- (стол, стул, кресло, кровать, этажерка; рельсы для трамвая, поезда;
- загон для животных; ворота с аркой и забором; мост со ступеньками и
перилами; дом; дом с воротами и дорожкой).
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно
выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся
образцу или по словесной инструкции.
Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно
розданных детям мелких игрушек.
Раздел «Работа с мозаикой»
Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей; из деталей двух
цветов параллельными рядами; «Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов
через два элемента (красный – два синих – красный –два синих и т.д.)
Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных
размеров и цветов:
-треугольник (по трем опорным точкам в виде деталей, мозаики,
поставленных учителем);
-прямоугольник (по четырем опорным точкам).
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и
пространственных отношений деталей мозаики:
-дом с крышей и трубой;
-цветок на стебле;
-букет (два, три цветка разного цвета на стеблях);
Выкладывание свободного узора по замыслу детей.
-мозаика;
-прочное соединение деталей;
-составление длинных рядов;
-составление рядов из одноцветных деталей;
-составление «чередующихся рядов» (через один элемент);
-составление свободного узора по замыслу детей.
Раздел «Лепка»
Отщипывать пальцами кусочки и сказывать мелкие шарики (вишни,
сливы, яички). Сгибать столбики с соединением концов, сплетением (бублики,
баранки, сдобы, кренделя).
Защипывать края формы копчиками пальцев (миска, блюдце, корзинка)
Вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и
заострять концы его, образуя формы: огурец, батон, морковь. Соединяя части,
плотно прижимать одну часть к другой.
Дети лепят посуду из одного куска глины (тарелка); из двух (чашка с
ручкой); овощи, фрукты; рыба;
лопата;
корзины
с фруктами; тарелка
с продуктами.
Буквы: А, О, У, М, И, Н, Т, Р, Ш, Л, X.
Уметь в лепке воссоздавать правильное представление о величине, цвете
и форме: лепить по заданию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие
(морковки), длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия и их
детали из пластилина определенного цвета.
Раздел «Графическая деятельность»
Освоение пространства листа, работа с композицией аппликации,
рисунка.
Обведение
крупных
рисунков,
выполненных
прямыми
или
с
небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.).
Рисование по крупным трафаретам ( цветы, мячи, воздушные шарики и
т.д.).
Раскрашивание картинок. Раздел
«Работа с нитками» Сортировка
ниток по цвету.
Упражнения в разрывании ниток разной длины и толщины.
Наматывание на катушку, клубок, картон.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
1
Представление о пальчиковых
Количество
часов
1ч
Основные виды
учебной
деятельности
обучающихся
Выполнение
играх и упражнениях. Развитие
действий по
ручной умелости.
образцу и по показу
учителя
2
Различение предметов по форме,
1ч
цвету, величине.
3
Упражнения с массажными
1ч
шариками.
4
Дидактическая игра «Лото».
1ч
5
Дидактическая игра «Разложи в
1ч
ряд».
6
Работа с палочками.
1ч
Складывание фигур и узоров по
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
образцу.
7
Складывание разрезных картинок
1ч
из 2-4 частей. Фрукты.
8
Складывание разрезных картинок
1ч
из 2-4частей. Овощи.
9
Складывание простых крупных
1ч
пазлов с опорой на образец.
10
Выкладывание «чередующихся
рядов» из деталей двух цветов.
1ч
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
11
Выкладывание «чередующихся
1ч
рядов» из деталей трех цветов.
12
Лепка «Фрукты»
1ч
13
Лепка «Овощи»
1ч
14
Лепка букв по образцу.
1ч
15
Аппликация «Снеговик».
1ч
16
Работа с тренажерами на
1ч
развитие ручной умелости
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
(шнуровка)
17
Дидактическая игра «Что
1ч
лишнее».
18
Складывание букв из счетных
1ч
палочек.
19
Конструирование из
1ч
геометрических фигур.
20
Аппликация методом обрыва
1ч
«Геометрические фигуры»
21
Аппликация «Ёлочка»
1ч
22
Аппликация «Грибок»
1ч
23
Наматывание ниток на игрушки.
1ч
24
Трафареты. Штриховка прямыми
1ч
вертикальными штрихами
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
(сверху вниз).
25
Трафареты. Штриховка
1ч
Выполнение
действий по образцу
горизонтальными штрихами
и по показу учителя
(слева направо)
26
Выкладывание узора из семян по
1ч
контуру.
27
Вырезание из бумаги разной
1ч
плотности простых предметов.
28
Лепка «Рыбка»
1ч
29
Лепка «Кораблик»
1ч
30
Плетение косичек из толстых
1ч
цветных шнуров.
31
Пальчиковые игры и упражнения.
1ч
32
Дидактическая игра «Чудесный
1ч
мешочек».
33
Складывание фигур и узоров по
1ч
образцу.
34
Итоговый урок
1ч
Итого часов:
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
Выполнение
действий по образцу
и по показу учителя
34ч.
Описание материально – технического обеспечения образовательной
деятельности
Бумага (цветная, белая), картон.
Ножницы, клей.
Пластилин.
Разрезные картинки (2-4-5-6-8 частей).
Нитки.
Мозайка.
Плоскостные геометрические фигуры.
Строительный набор.
Шнуровки.
Счётные палочки.
Шнурки.
Массажные шарики.
Прищепки.