Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Ритмика»
для 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Ритмика»
составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ " Об образовании в РФ" №273-ФЗ. от 27.05.
2013г.
-Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
-Примерной адаптированной основной образовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
-Адаптированной основной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
образовательной организации.
- Учебным планом образовательной организации;
- Календарным учебным графиком образовательной организации.
Общая характеристика коррекционного курса
Цель коррекционных занятий по ритмике – осуществление коррекции
недостатков психического и физического развития умственно отсталых
школьников средствами музыкально - ритмической деятельности.
В программу по ритмике включены здоровьесберегающие технологии,
формирующие компетенцию здоровьесбережения и
самосовершенствования. Эти технологии помогают быстро и легко
устанавливать дружеские связи с другими детьми. Дают
психотерапевтический эффект:
Эмоциональную разрядку
Снятие умственной перегрузки
Снижение нервно – психического напряжения
Восстановления положительного энергетического тонуса
Основными задачами занятий по ритмике являются:
- развитие двигательных навыков и умений, развитие координации
движений, формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными
видами движений;
- расширение кругозора школьников через знакомство с музыкальной
культурой (классической, народной, современной музыкой) и музыкальными
инструментами;
- создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая
индивидуальные возможности;
- формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные
произведения;
- коррекция высших психических функций, коррекция моторнодвигательной сферы.
Решение поставленных задач имеет большое значение для коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся с особыми
образовательными потребностями, их познавательных возможностей и
интересов.
Место коррекционного курса в учебном плане.
Класс Количество часов
неделю
в
Количество часов в
год
1
1
33
2
1
34
3
1
34
4
1
34
Личностные и предметные результаты
освоения коррекционного курса «Ритмика».
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью в культуру овладения ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения АООП имеют 2 уровня:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный
уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов коррекционного курса «Ритмика»
Достаточный уровень
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- замечать изменения в звучании (тихо-громко, быстро-медленно);
- выполнять легко и выразительно танцевальные движения,
ориентироваться в пространстве, кружиться в парах, притопывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (платочками,
листьями, флажками и т.д.);
- двигаться в соответствии двухчастной форме музыки и силе её
звучания, реагировать на начало и окончание музыки;
- выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы
героев (медведя, кошки, мышки, зайца и т.д.);
- выполнять несложный ритмический рисунок на детских музыкальных
инструментах.
Минимальный уровень
- узнавать знакомые мелодии и эмоционально реагировать на них;
- двигаться при помощи взрослого в соответствии с характером и темпом
музыки;
- выполнять с помощью взрослого несложные движения под музыку:
шагать, бегать, прыгать, притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать
кисти рук, выполнять движения с предметами (платком, погремушкой,
флажком, мячиком и.т.д.).
Содержание коррекционного курса "Ритмика"
Проведение
коррекционных
занятий
ритмики
обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и
физического развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные
ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению
недостатков физического развития, общей моторики, эмоционально-волевой
сферы,
воспитанию
положительных
качеств
(дружелюбия,
дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на занятиях ритмики является музыкальноритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять
разнообразные
упражнения,
петь,
танцевать,
играть на
простейших
музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба
цепочкой или в колонне в соответствии с заданным направлением,
перестроение с образованием кругов, квадратов, «звёздочек», движение к
определённой
цели
между
предметами)
осуществляется
развитие
представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нём.
Упражнения с предметами развивают ловкость. Быстроту реакции,
точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
применяются для развития у детей подвижности пальцев, умению ощущать
напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию
движения рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный
интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать
характер музыки (весёлая, грустная), развивают способность переживать
содержание музыкального образа.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на
ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения»,
«Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под
музыку», «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения
и определён их объём, а также указаны знания и умения, которым должны
овладеть учащиеся. Занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической
деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам
программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач
урока учитель может отводить на каждый раздел, различное количество
времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на
снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие
детям ориентироваться в пространстве.
Основное
содержание
второго
раздела
составляют
ритмико-
гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых
музыкально-двигательных навыков, выработку координации движений.
Упражнения
с
детскими
музыкальными
инструментами
рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и
разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением, сопоставление
пальцев. Задание на координацию рук лучше проводить после выполнения
ритмико-гимнастических упражнений, чтобы дать возможность обучающимся
отдохнуть от активной физической нагрузки.
Обучение танцам и пляскам предшествует работа по привитию
навыков чёткого и выразительного исполнения отдельных движений и
элементов танца. Задания этого раздела должны носить не только
развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы, дети
знакомятся с названием танцев и их основными движениями (притопы, галоп,
шаг польки, переменчивый шаг, присядка и другие).
Структура программы по ритмике:
- музыкально-ритмическая деятельность, которая включает в себя
ритмику с элементами лечебной физкультуры, творческие задания на
реализацию определённых музыкальных образов, танцевальных упражнений
и композиций (тематические занятия, сюжетные занятия, игровые занятия,
импровизация.)
Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и
заключительной частей, на таком занятии происходит развитие
гибкости, пластичности, развитии способности к выразительному
исполнению движений (ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие
упражнения, плясовые движения).
Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или
произведения подготовительная часть – разминка, «сказочная
зарядка», основная часть – музыкально-ритмическая композиция,
соответствующая сценарию, заключительная часть – развязка на
достижении цели, которые были поставлены в начале урока.
Игровые занятия – по структуре напоминают сюжетное занятие.
Подготовительная
часть
–
разминка,
общеукрепляющие
упражнения, основная часть –подвижные игры, отражающие тему
урока, в заключительной части музыкально- ритмических
композиции, соответствующие теме.
Урок - импровизация, как правило проходит в конце учебного
года. Это конкурс - соревнование –итог года, выбираем лучших
танцоров, кто лучше повторит за педагогом, конкурс на лучшее
исполнение танца «Кузнечик», Два весёлых гуся»
-музыкально-
дидактические
игры
имеют
коррекционную
направленность, упражнения носят игровую форму.
- вокальная деятельность, представленная детским фольклором,
ролевыми
песнями,
играми,
вокально-артикуляционной
гимнастикой,
вокальными играми, упражнениями.
С целью укрепления психического здоровья детей, развития их
эмоционально-волевой
сферы
на
занятиях
используются
элементы
психогимнастики, музыкальные игры на внимание, память, и другие виды
ВПФ. Самое главное, чтобы ребята не теряли интерес к музыке. Все
упражнения должны носить образный характер, материал - увлекательный и
конечно
эмоциональный
настрой,
эрудированны,
чуткий,
добрый
талантливый музыкальный руководитель играет большую роль в успешности
музыкального занятия.
Тематическое планирование 1классы-33часа
№
Тема
1
2
3
4
Введение
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией
Перестроение из одного круга в два
Общеразвивающие упражнения
1
1
1
1
5
Повторение элементов танца по программе 2
класса
Построение в колонны по три
Шаг на носках, шаг польки
Упражнение для кистей рук .
Игры под музыку
1
6
7
8
9 Широкий, высокий бег
10 Сильные поскоки, боковой галоп
11 Элементы русской пляски
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Движения парами: боковой галоп, поскоки
Основные движения народных танцев
Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса
Игры под музыку
Финская полька«Коло». Финская народная
мелодия
Вальс
Упражнения на координацию движений
Исполнение основного шага самба.
Игры под музыку
Основной шаг латиноамериканских танцев.
Упражнения на расслабление мышц
Танец с хлопками
Упражнения на координацию движений
Основные движения европейской программы.
Упражнения на расслабление мышц
Русская народная мелодия
Основные движения латиноамериканской
программы.
Игры под музыку
30 Упражнения на координацию движений
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31 Полька
32 Движения парами
33 Игры под музыку
1
1
1
тематическое планирование 2,3,4 класс -34 часа
№
Тема
Количество
часов
1
1
1
1
1
2
3
4
Введение
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией
Перестроение из одного круга в два
Общеразвивающие упражнения
5
Повторение элементов танца по программе 3класса
1
6
7
8
Построение в колонны по три
Шаг на носках, шаг польки
Упражнение для кистей рук .
Игры под музыку
1
1
1
9 Широкий, высокий бег
10 Сильные поскоки, боковой галоп
11 Элементы русской пляски
1
1
1
12
13
14
15
Движения парами: боковой галоп, поскоки
Основные движения народных танцев
Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса
Игры под музыку
1
1
1
1
16
17
18
19
20
Финская полька«Коло». Финская народная мелодия
Вальс
Упражнения на координацию движений
Исполнение основного шага самба.
Игры под музыку
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
Основной шаг латиноамериканских танцев.
Упражнения на расслабление мышц
Танец с хлопками
Упражнения на координацию движений
Основные движения европейской программы.
1
1
1
1
1
26
27
28
29
Упражнения на расслабление мышц
Русская народная мелодия
Основные движения латиноамериканской программы.
Игры под музыку
1
1
1
1
30
31
32
33
Упражнения на координацию движений
Полька
Движения парами
Игры под музыку
1
1
1
1
34 Упражнения на расслабление мышц
1
Материально техническая база
1.Магнитофон
2.Флэшноситель
Информационно-коммуникативные средства
Е.Д. Критская. Музыка 1-4 класс. Электронный ресурс.
Видеокурс "Гимнастика для детей".
Музыкальные записи произведений композиторов, звучание оркестра.
Интернет-ресурсы
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «ритмика». –
Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru/
Началка Инфо (www.nachalka.info)
Учитель.ru (http://teacher.fio.ru)