Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Рисование»
для 1-4 классов
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
«Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью». Тематическое
планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в
год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума
содержания образования, программы А.И. Грошенкова для 3 класса.
Цели:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, эмоциональноэстетического восприятия действительности;
-
овладение
умениями
и
навыками
художественной
деятельности,
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);
-
развитие
способности
к
эмоционально-ценностному
восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к
познанию, доброжелательности и др.);
- воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
- развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
- развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов
познания предметов или явлений действительности с целью их изображения;
- формирование практических умений в разных видах художественно
изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
- воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии
с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап
работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В
процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие
методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
Общая характеристика учебного предмета
Основной формой организации процесса обучения рисованию является урок.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода. Каждый урок рисования оснащается
необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом,
техническими средствами обучения. В процессе обучения рисованию, в
процессе эстетического познания и художественного отражения
окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с
интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются
его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы
деятельности.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Рисование»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный
уровень
является
обязательным
для
большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися
по отдельным предметам не является препятствием к получению ими
образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень:
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание
названий
некоторых
народных
и
национальных
промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь.
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
владение
некоторыми
приемами
лепки (раскатывание,
сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента,
стилизации формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
оценка
результатов
собственной
изобразительной
деятельности
и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
использование
разнообразных
технологических
способов
выполнения
аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки. К личностным результатам
обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся:
положительное
отношение
и
интерес
к
процессу
изобразительной
деятельности и ее результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов
искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно
реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную
реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в
области изобразительной деятельности, способность к оценке результата
собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с
разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и
выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания
удачам/неудачам
одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной
изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков
и накоплению общекультурного опыта;
Содержание программы
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в
полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять
структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет
составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в
квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу
бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять
обучающихся
в
изображении
предметов
округлой
и
продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной,
прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные
особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы
применять среднюю (осевую) линию;
развивать умения определять
последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры
светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких
предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в
определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и
соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях
художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые
средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть
красоту природы в различные времена года.
6.Календарно-тематическое планирование «Рисование»
№ Тема урока
Колво
часов
1 Рисование с натуры осенних листьев.
2 Беседа по картинам об осени (И.Левитан «Золотая осень»,
В.Поленов «Золотая осень»).
3 Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко,
груша, огурец, морковь)
4 Рисование узора в полосе из веток с листочками.
5 Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды»
6 Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями
(н-р, ветка вишневого дерева).
7 Рисование с натуры морских сигнальных флажков.
8 Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
9 Рисование шахматного узора в квадрате.
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Рисование с натуры игрушечного домика.
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Беседа.
Узор для гжельской тарелки.
Рисование на тему «Нарядная ёлка»
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры теннисной ракетки.
Рисование с натуры молотка.
Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки
«23 февраля»
Декоративное рисование — оформление поздравительной
открытки к 8 Марта.
Рисование по образцу орнамента из квадратов.
Рисование с натуры игрушки-вертолета.
Рисование с натуры постройки из элементов строительного
материала.
24 Рисование узора из растительных форм в полосе.
25 Рисование с натуры двухцветного мяча.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26 Рисование на свободную тему.
27 Беседа по картинам о весне И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи
прилетели».
28 Рисунок на тему «12 апреля – День космонавтики»
29 Рисование с натуры весенней веточки.
30 Рисование на тему «Деревья весной»
31 Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки
квадратной формы)
32 Рисование с натуры куста земляники с цветами.
33 Рисование с натуры цветов.
34 Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета»
(А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи «Березовая роща»).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебно - методическое обеспечение.
Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 3
класса образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой,
2008 г.
2. Произведения изобразительного искусства (репродукции картин
художников). Наглядные пособия в виде таблиц по народным промыслам,
русскому костюму, декоративно – прикладному искусству; дидактический
раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления
изделия.
Методический комплект для учителя:
1. my@1september.ru. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».
2. Pro.Школу. ru.интернет - портал,
3. http://www.yandex.ru/,
4. http://www.breasting.ru/,
5. http://raduga.rkc-74.ru/,
Печатные пособия
-Иллюстрации к детским книгам и сказкам.
-Иллюстраций картин
-Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства:
«Золотая хохлома», «Дымковские узоры», «Городецкая роспись», «Гжель»,
«Полхов-майданская роспись», «Богородска игрушка», вышивка, кружево,
резьба по дереву, керамика.
Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины,
цвета.
-1.Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков,
раскладные пирамидки, полоски цветного картона различной длины и
ширины, различные игрушки.