Утверждена в составе ООП НОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для 1-4 классов
на 202-2025 учебный год
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
по
основам
функциональной грамотности для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование
функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. В начальной школе закладываются основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть
стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность
в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий
техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и
умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная
личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной
грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую
грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной
деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 класс - 33 часа
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа,
4 класс - 34 часа,
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов
работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению
книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения
разного рода проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности
являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение
проектных
задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические
работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов,
практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено
широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов
писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием
программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием
программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по
естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные
технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная,
технологии развития критического мышления, технология создания учебных
ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо
учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в
группах, а также индивидуальное исполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает
метапредметных результатов.
достижение
следующих
личностных,
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для
успешного
общения,
установления
добрых,
уважительных
взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными
результатами изучения
курса
формирование следующих универсальных учебных действий:
является
определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для
решения коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность
приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Обучающиеся,
овладевшие читательской
грамотностью,
способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую
привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в
чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно
выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной
среде.
Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью,
способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы,
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия
соответствующих
решений; строить
развернутые
высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся,
овладевшие математической
грамотностью,
способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности
и
могут
быть
решены
средствами
математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать
проблемы, используя математические факты и методы; анализировать
использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты
с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты
решения.
Обучающиеся,
овладевшие финансовой
грамотностью,
способны: понимать
и
правильно
использовать
экономические
термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно
обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских
услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских
народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана,
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10,
составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные
и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния
воды, плавучесть предметов, отражение
Тематическое планирование 1 класс
№
1
Тема
Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Виталий Бианки. Содержание
Определять жанр произведения;
Хвосты
сказки.
называть героев сказки;
Качество: осторожность,
дополнять предложения, пользуясь информацией из
предусмотритекста;
тельность.
давать характеристику героям;
определять
последовательность
рассказывать сказку;
событий
и
составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
различать
научно-познавательный
художественный;
2
текст
и
определять, чему учит сказка.
Определять национальную принадлежность сказки
по информации в заголовке занятия;
Русская народная Содержание
сказка. Тремок
сказки.
Качество: выносливость,
отвечать на вопросы по содержанию сказки без
упорство
опоры на текст;
давать характеристику героям сказки;
наблюдать над синонимами как близкими по
значению
словами (без введения понятия);
делить текст на части
предложенным планом;
объяснять
значение
(фразеологизмов);
в
соответствии
устойчивых
с
выражений
сопоставлять
графическую
информацию
со
сведениями,
полученными
из
научнопознавательного текста;
устанавливать истинность и ложность высказываний;
подбирать из текста слова на заданную тему;
определять, чему можно научиться у героя сказки;
3
Владимир
Сутеев. Умелые
руки
Строить
связное
речевое
высказывание
соответствии с учебной задачей.
Давать характеристику героям;
в
определять
последовательность
рассказывать сказку;
и
Содержание
сказки.
Качество: тру- дополнять предложения на основе сведений из
долюбие.
текста;
событий
составлять вопросы по содержанию сказки;
4
Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко
Содержание
сказки.
Качество: вежливость,
умение
признавать
свои ошибки
на основе сведений из научно-познавательного
текста выбирать верные высказывания.
Определять вид сказки;
называть героев сказки, находить среди них главного
героя;
определять принадлежность реплик персонажам
сказки (без опоры на текст);
определять последовательность событий сказки;
находить необходимую информацию в тексте;
определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста;
соотносить события и поступки, описанные в сказке,
с событиями собственной жизни, давать им оценку;
объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей;
определять, чему учит сказка.
5
Русская сказка.
Петушок и
бобовое
зернышко
Содержание
Определять лексическое значение слова;
сказки.
Дружба, жад- анализировать содержание текста и составлять план;
ность.
определять по рисунку содержание отрывка из
текста;
давать характеристику героям;
понимать, чему учит сказка;
составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
6
Русская сказка.
Каша из топора
Содержание
сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость
фантазировать и придумывать продолжение сказки.
Определять жанр произведения;
называть героев сказки;
выбирать
изображение,
иллюстрации героя сказки;
подходящее
для
давать характеристику персонажам сказки;
наблюдать
над
словами
противоположными по смыслу;
близкими
и
соотносить иллюстрации с событиями, описанными
в сказке, с опорой на текст;
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста, находить ответы в
тексте;
строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
7
Русская народная
сказка.
Лиса и журавль
Содержание
сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.
Давать характеристику героям;
определять по рисунку содержание отрывка из
текста;
располагать в правильной последовательности
предложения для составления отзыва на прочитанное
произведение;
соединять части предложений;
задавать вопросы к тексту сказки;
объяснять главную мысль сказки;
8
Евгений Пермяк.
Торопливый
ножик
дополнять отзыв на прочитанное произведение.
Содержание
определять жанр произведения;
сказки.
Семейные цен- называть героев;
ности.
находить в тексте образные сравнения;
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
определять, на какие вопросы можно получить
ответы из
Блок «Математическая грамотность»
9
Русская народная
сказка.
определять количество предметов при счёте;
составлять и решать выражения с ответом 3;
Курочка Ряба
Счёт
предметов,
составление и
решение выражений, задачи.
10
Русская народная
сказка.
решать задачу на уменьшение числа на несколько
единиц;
соединять с помощью линейки точки и называть
многоугольники;
определять количество предметов при счёте;
составлять и решать выражения с ответом 5;
Колобок
решать задачу на уменьшение числа на несколько
единиц;
Счёт
предметов,
составление и
решение выражений, задачи.
Многоугольники
11
Русская народная
сказка.
соединять с помощью линейки точки и называть
многоугольники;
решать задачу в два действия.
определят порядковый номер предметов
раскладывать число 6 на два слагаемых;
отвечать на вопросы на основе условия задачи;
Репка
анализировать данные и отвечать на вопросы;
Состав числа 6, анализировать данные в таблице и отвечать на
анализ данных вопросы;
и ответы на вопросы.
работать в группе.
12
Русская народная
сказка.
Волк и семеро
козлят
Счёт
определять количество предметов при счёте;
предметов,
составление и образовывать число 7,8;
решение выражений, задачи. составлять и решать выражения с ответом 7 и 8;
Ломаная.
решать задачу в два действия;
находить остаток числа;
13
Русская народная
сказка. Сестрица
Аленушка и
братец Иванушка
соединять с помощью линейки точки и называть
геометрическую фигуру - ломаную.
Состав числа 9, раскладывать число 9 на два слагаемых;
анализ данных
и ответы на во- отвечать на вопросы на основе условия задачи;
просы.
анализировать данные и отвечать на вопросы;
анализировать данные в таблице и отвечать на
вопросы;
работать в группе.
14
Русская народная
сказка. Три
медведя.
раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно
Разложение
из слагаемых больше другого;
числа 10 на два
и три слагае- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
мых.
слагаемые равны;
раскладывать число 10 на три слагаемых;
15
Русская народная
сказка. Лиса и
волк
раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
Задачи
на раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
нахождение части.
решать задачи на нахождение части числа:
Состав
12.
числа читать таблицы; заполнять недостающие данные в
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
практически работать с круговыми диаграммами,
сравнивать сектора круговой диаграммы;
сравнивать числовые выражения, составленные по
рисункам;
находить прямоугольники на рисунке.
16
Русская народная
сказка. Два
жадных
медвежонка
читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
- понятия цена, товар, стоимость, спрос;
Деньги, цена,
услуги, товар.
17
18
Задачи
на решать задачи на нахождение суммы, на увеличение
нахождение
числа на несколько единиц;
суммы.
читать таблицы, заполнять недостающие данные в
Состав чисел таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
второго
десятка.
раскладывать числа первого и второго десятка на
несколько слагаемых;
К. Чуковский.
Муха Цокртуха.
К. Чуковский.
Муха Цокртуха.
Деньги, цена, наблюдать над понятиями: товар и услуга;
услуги, товар.
определять необходимые продукты и их цены;
строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
19
А. Толской.
Приключение
Буратино
работать в группе.
Цена,
стои- наблюдать над различием цены и стоимости;
мость, сдача,
сбережения.
определять, какой товар можно купить
имеющиеся деньги;
на
определять стоимость покупки;
анализировать
информацию
соответствующие выводы;
20
А. Толской.
Приключение
Буратино
Карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая покупка.
и
делать
объяснять смысл пословиц.
наблюдать над понятиями: карманные деньги,
необходимая покупка, желаемая покупка;
выбирать подарки
предложенных цен;
для
друзей
анализировать
информацию
соответствующие выводы;
на
и
основе
делать
рассуждать о правильности принятого решения;
21
С. Михалков.
Реклама.
проводить оценку и, в случае необходимости,
коррекцию собственных действий по решению
учебной задачи.
Наблюдать над понятием «реклама»;
Как мужик корову
продавал
строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
анализировать представленную
выбирать надпись для магазина;
информацию
и
делать выбор на основе предложенной информации;
22
Лесной банк
называть различные виды рекламы.
Банк, финансы, Наблюдать над понятием «банк»;
банковские
услуги, работ- объяснять значение понятий на доступном для
ники банка.
первоклассника уровне;
анализировать информацию, представленную в
текстовом виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
23
Русская народная
сказка. Вершки и
корешки
строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Наблюдать над понятием «сделка»;
Мошенник,
сделка, доход,
выручка, при- объяснять, что такое доход, затраты и как получают
быль, продажа прибыль;
оптом.
понимать, почему оптом можно купить дешевле;
выбирать товары для покупки на определенную
сумму;
строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
24
Русская народная
сказка. Лисичка
со скалочкой
Услуга, равно- различать платную и бесплатную услугу; наблюдать
ценный обмен, над понятием «равноценный обмен»;
бартер.
объяснять, что такое бартер;
формулировать правила обмена;
строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
25
Русская народная
сказка. Сестрица
Аленушка и
братец Иванушка
Блок «Естественно-научная грамотность»
Вода, свойства наблюдать над свойством воды - прозрачность;
воды.
определять с помощью вкусовых анализаторов, в
каком стакане вода смешана с сахаром;
определять, как уровень воды в стакане влияет на
высоту звука;
объяснять, как плотность
способность яйца плавать;
воды
влияет
на
определять, как влияет вода на движение листа
бумаги по гладкой поверхности;
использовать простейший фильтр для проверки
чистоты воды;
26
Пятачок, ВинниПух и воздушный
шарик
Воздушный
шарик, воздух.
делать
самостоятельные
умозаключения
по
результатам опытов.
доказывать, что внутри шарика находится воздух,
который легче воды;
показывать, что шарик можно наполнять водой;
объяснять, как можно надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности
воды;
объяснять, почему шарик не тонет в воде;
рассказывать, в каком случае шарик может летать;
27
Про репку и
другие корнеплоды
Корнеплоды.
делать
самостоятельные
умозаключения
по
результатам опытов.
Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды,
называть их существенные признаки, описывать
особенности внешнего вида;
осуществлять поиск необходимой информации из
рассказа учителя, из собственного жизненного
опыта;
планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
28
Плывёт, плывёт
кораблик
Плавучесть
предметов.
контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
определять плавучесть металлических предметов;
объяснять, что плавучесть предметов зависит от
формы;
понимать, что внутри плавучих предметов находится
воздух;
объяснять, почему случаются кораблекрушения;
объяснять, что такое ватерлиния;
определять направление ветра.
29
Снегурочка
Объяснять, что такое снег и лёд;
объяснять, почему в морозный день снег под ногами
скрипит;
Три состояния
наблюдать за переходом воды из одного состояния в
воды.
другое;
наблюдать над формой и строением снежинок;
составлять кластер;
проводить несложные опыты со снегом и льдом и
объяснять полученные результаты опытов;
30
Как делили апельсин
высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
Апельсин, пла- объяснять, почему лопается воздушный шарик при
вучесть, эфир- воздействии на него сока из цедры апельсина;
ные масла из
апельсина.
объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
объяснять, как узнать
неочищенном апельсине;
количество
долек
в
определять в каком из апельсинов больше сока;
познакомиться
с
правилами
цитрусовых из косточек;
31
Крошка
Енот и
Тот, кто сидит в
пруду
выращивания
проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.
Зеркало, отра- объяснять, когда можно увидеть своё отражение в
жение,
воде;
калейдоскоп.
определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
наблюдать над различием отражений в плоских,
выпуклых и вогнутых металлических предметах;
наблюдать многократность отражений;
проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
32
Иванова соль
Соль, свойства наблюдать свойства изучаемых объектов:
соли.
сравнивать свойства соли и песка;
составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное
высказывание, таблица, дополненное письменное
высказывание;
анализировать условия проведения опыта и
проводить опыт, аналогичный предложенному, с
заменой одного из объектов;
проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;
строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
2класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты,
вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды
корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Тематическое планирование 2 класс
№
Тема
Предмет
1
Михаил Пришвин. Различия научно
познавательного
и
Беличья па
художественного
текстов.
мять
Формируемые умения
изучения
2
Про беличьи
запасы
Сложение
одинаковых
слагаемых, решение задач.
3
Беличьи деньги
Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.
4
Про белочку и
погоду
Наблюдения за
погодой.
5
И. СоколовМикитов.
В берлоге
Определять жанр, тему, героев
произведения;
объяснять значения выражений,
встретившихся в тексте;
озаглавливать прочитанный текст;
находить необходимую информацию в
прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию
прочитанного и отвечать на них;
давать характеристику герою
произведения;
различать научно-познавательный текст и
художественный; находить их сходство и
различия.
Работать с таблицами: интерпретировать и
дополнять данные;
выполнять сложение и сравнение чисел в
пределах 100;
объяснять графические модели при
решении задач;
анализировать представленные данные,
устанавливать закономерности;
Объяснять значение понятий «покупка»,
«продажа», «сделка», «деньги»;
понимать, откуда возникло название
российских денег «рубль» и «копейка»;
находить у монеты аверс и реверс;
выполнять логические операции: анализ,
синтез и сравнение;
готовить небольшое сообщение на
заданную тему.
Объяснять, что такое «погода», «хорошая
и плохая погода», «облачность»;
объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
работать с таблицами наблюдений за
погодой;
высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений;
работать в парах.
Определять жанр, тему, героев произведения;
Содержание
рассказа.
Отличия художе объяснять значения выражений,
ственного,
встретившихся в тексте;
научно отвечать на вопросы по содержанию
познавательного
текста цитатами из него;
и газетного
стилей.
составлять вопросы по содержанию текста
для
готовых ответов;
6
Медвежье
потомство
Столбчатая
диаграмма,
таблицы, логические задачи.
определять отрывок, к которому
подобрана иллюстрация;
разгадывать ребусы;
устанавливать логические связи.
Анализировать данные столбчатой
диаграммы, представленные в явном и
неявном виде;
дополнять недостающие на диаграмме
данные;
отвечать на вопросы, ответы на которые
спрятаны на диаграмме;
анализировать данные таблицы,
устанавливая их истинность и ложность;
выполнять вычисления на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц;
решать логические задачи на
практическое деление;
находить периметр треугольника;
строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии
с учебной задачей.
7
Повреждённые и
фальшивые
деньги
Наличные
деньги, средства
защиты бумажных денег,
повреждённые
деньги.
Объяснять на доступном для
второклассника уровне, что такое
фальшивые и поврежденные деньги;
знать правила использования
поврежденных денег;
находить и показывать средства защиты
на рос-
сийских банкнотах;
8
Лесные сладкоежки
Медонос,
настоящий и
искусственный
мёд
находить необходимую информацию в
тексте;
отвечать на вопросы на основе
полученной информации.
Проводить несложные опыты с мёдом;
определять последовательность действий
при проведении опытов;
делать выводы по результатам опытов;
различать свойства настоящего и
поддельного, искусственного мёда;
анализировать данные таблицы;
строить логические рассуждения и
оформлять их в устной и письменной
речи;
9
Лев Толстой.
Зайцы
Содержание
рассказа.
Сравнение
научно познавательного
и
художественного
текстов.
иметь представление о лечебных
свойствах мёда.
Заполнять кластер на основе полученных
сведений из текста;
определение лексического значения слова;
находить необходимую информацию в
тексте;
определять объект на рисунке с помощью
подсказки;
определять последовательность действий,
описанных в рассказе;
различать художественный и научнопознавательный текст;
10
Про зайчат и
зайчиху
Единицы
измерения
времени: сутки,
часы. Сложение
в пределах 100.
Логические
задачи.
Диаграмма.
строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии
с учебной задачей.
Определять количество часов в сутках;
находить необходимую информацию в
тексте и выполнять математические
вычисления;
подбирать из предложенных чисел суммы
чисел, состоящих из двух слагаемых,
доказывать правильность выбранных
чисел;
решать логические задачи по данному
условию;
составлять элементарную диаграмму.
11
Банковская карта
Банковская
карта.
12
Про Зайчишку и
овощи
Морковь,
огурец, помидор,
свёкла, капуста
сравнивать авторский текст и текст из
энциклопедии, находить общие сведения;
определять по высказываниям
информацию, полученную из текста;
Давать характеристику наличным
деньгам;
рассказывать о дебетовой банковской
карте;
объяснять, что обозначают надписи на
карте;
объяснять, как производить покупку в
магазине;
объяснять, как можно снять деньги в
банкомате с помощью карты;
рассказывать о кредитной банковской
карте.
- Определять по рисункам названия растений и
находить среди них овощи;
выделять среди овощей корнеплоды;
проводить опыт по проращиванию
моркови;
13
Николай Сладков.
Весёлая игра
Содержание
рассказа
14
Лисьи забавы
Решение
логических задач
с помощью
таблицы;
столбчатая
диаграмма,
чертёж.
определять цвет сока овощей опытным
путём;
сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
Определять тип и тему текста, называть
его персонажей;
понимать, что такое «цитата»,
использовать цитаты в качестве ответов на
вопросы по содержанию прочитанного
текста;
объяснять лексическое значение слов и
выражений;
устанавливать истинность и ложность
утверждений, подтверждая или
опровергая их с помощью цитат;
составлять на доступном для
второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять
их на письме.
Определять дату по календарю;
находить необходимую информацию в
тексте и выполнять математические
вычисления;
записывать краткую запись и решение
задач;
решать логические задачи с помощью
таблицы;
анализировать данные, представленные в
столбчатой диаграмме, дополнять
недостающие в диа-
грамме данные;
15
Безопасность
денег на
банковской карте
Правила
безопасности
при использовании банковских
карт.
составлять вопросы, ответы на которые
можно узнать по данным столбчатой
диаграммы;
читать простейшие чертежи, выполнять
построения на чертеже в соответствии с
данными задачи.
Иметь представление об элементах,
расположенных на лицевой и оборотных
сторонах банковской карты, объяснять их
назначение;
находить необходимую информацию в
тексте задания;
формулировать правила безопасности при
использовании банковских карт.
16
Лисьи норы
Устройство
лисьей норы,
свойства лесной
земли, песка и
Иметь представление об устройстве
лисьих нор;
проводить простейшие опыты по
определению свойств лесной земли, песка
и глины, состава почвы;
глины, состав
почвы.
17
Обыкновенные
кроты
Содержание
научнопознавательного
текста.
делать выводы по результатам
проведенных наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, от чего зависит
плодородие почвы.
Определять тип текста;
составлять описание крота на основе
прочитанного текста;
разгадывать ребусы и соотносить слова
ассоциации;
18
Про крота
определять название раздела, в котором
может быть размещён текст.
Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи.
Решать задачи логического характера;
решать задачи с использованием данных
таблицы;
решать задачи на основе данных
диаграммы;
решать примеры на основе предложенной
цепочки примеров;
определять цвета геометрических фигур
на основе верных высказываний.
Диаграмма.
19
Про кредиты
соединять линиями части предложений и
определять их последовательность в
тексте;
объяснять значение слова;
составлять вопросы по предложенным
предложениям;
находить синонимы к предложенному
слову;
писать сочинение-рассуждение по
заданной теме;
Кредит.
Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит
наличными.
Объяснять, что такое «кредит»;
определять виды кредитов;
понимать, чем отличаются друг от друга
разные виды кредитов;
определять сумму переплаты по кредиту;
определять, какой кредит наиболее
выгоден банку
по срокам его оплаты;
20
Корень - часть
растения
Корень. Виды
корневых
систем. Видоизменённые корни.
- определять, какой кредит наиболее
выгоден клиенту банка по срокам его
оплаты
Называть части цветочных растений;
объяснять, для чего растению корень;
доказывать, что рост растения начинается
с корня;
называть виды корневых систем;
21
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
Содержание
художественного
текста.
называть видоизменённые корни.
Определять книгу, в которой можно
прочитать предложенный
художественный текст;
определение лексического значения слова;
находить необходимую информацию в
тексте;
находить в тексте предложение по
заданному вопросу;
разгадывать ребусы и соотносить
полученные ответы со словами;
определять главную мысль текста;
определять, чему учит текст;
строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии
с учебной задачей.
22
Про ежа
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия
месяцев.
- Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название насекомого;
23
Про вклады
Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.
24
Занимательные
особенности
яблока
Яблоко, свойства
яблока.
определять время с помощью скорости и
расстояния;
определять данные столбчатой
диаграммы, находить часть от числа и
записывать результаты в таблицу,
результаты таблицы переносить в
круговую диаграмму;
отвечать на вопросы на основе
полученных данных;
определять последовательность маршрута
на основе схемы;
записывать слова с помощью кода;
называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
Давать определение вклада;
называть виды вкладов: срочный вклад,
вклад до востребования;
объяснять, что такое банковский процент
по вкладам;
объяснять, как считают банковский
процент по вкладам;
объяснять, почему банки выплачивают
проценты.
Объяснять, почему яблоко в месте разреза
темнеет, а при покрытии разреза соком
лимона не темнеет;
25
Полевой хомяк
Содержание
научно познавательного
текста.
26
Про полевого
хомяка
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы, именованные числа,
четырёхугольники.
27
Ловушки для
денег
Доходы,
расходы,
прибыль,
дефицит,
профицит.
28
Про хомяка и его
запасы
Горох, свойства
прорастания
гороха.
объяснять, почему яблоко плавает;
объяснять, почему яблоко отталкивается
от магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко
кислое;
находить на срезе яблока рисунок звезды.
Определять вид текста;
составлять описание хомяка на основе
прочитанного текста;
дополнять описание хомяка на основе
рисунка;
придумывать сравнения;
составлять вопросы по данным
предложениям;
отвечать на вопросы на основе
полученных сведений;
разгадывать ребусы и объяснять значение
слова;
определять сведения, которые удивили;
составлять план при подготовке к
сообщению.
Находить значение выражений,
соотносить полученные результаты с
буквами и читать название животного;
строить столбчатую диаграмму на основе
имеющихся данных;
отвечать на вопросы на основе
имеющихся данных;
находить путь хомяка на основе заданного
условия, доказывать, что путь выбран
правильно;
записывать именованные числа в порядке
возрастания;
строить четырёхугольники по заданному
условию.
Определять доходы, расходы и прибыль;
отличать желаемые покупки от
необходимых;
рассуждать, как поступать в различных
ситуациях при покупке товара;
объяснять, что такое дефицит и профицит;
рассуждать, как не тратить напрасно
деньги.
Называть растения, плоды которых
составляют основу питания хомяка;
объяснять и доказывать, как влажность и
воздух влияют на прорастание семян;
объяснять и доказывать, что для роста,
особенно в первое время, проростки
используют вещества, запасённые в самих
семенах;
29
Про бобров
Содержание
текста, текстописание.
30
Бобры- строители
Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.
31
Такие разные
деньги
Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.
32
Материал для
плотин
Строение
древесины
дерева,
определение
возраста дерева.
объяснять и доказывать, как влияет
наличие света на прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет
температура на прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет
глубина посева на прорастание семян;
определять правильную
последовательность прорастания семян
гороха.
Определять тип текста, его тему;
находить выделенное в тексте
словосочетание и объяснять его
лексическое значение;
находить среди предложенных вариантов
вопросы, на которые можно/нельзя найти
ответы в прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию
прочитанного;
сравнивать тексты;
определять сведения, которые удивили;
составлять речевое высказывание в
письменной форме.
Иметь представление о диаметре
окружности;
анализировать данные таблицы,
устанавливая закономерности её
заполнения;
находить приблизительное значение
диаметра окружности, зная длину
окружности;
заменять умножение сложением
одинаковых слагаемых;
выбирать нужные для проведения
измерений инструменты;
работать с чертежом;
решать логические задачи.
Иметь представление о валюте как
национальной денежной единице;
находить необходимую информацию в
тексте и на иллюстрациях к заданиям;
устанавливать принадлежность денежной
единицы стране;
иметь представление о банковской
операции «обмен валюты».
Иметь представление о составе древесины
проводить простейшие опыты по
изучению свойств древесины разных
пород деревьев;
делать выводы по результатам
проведенных наблюдений и опытов;
33
Позвоночные
животные
Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии, млекопитающие.
понимать и объяснять, что такое твёрдые
и мягкие породы деревьев.
Называть группы позвоночных животных;
называть признаки пяти групп
позвоночных животных;
определять название животного по
описанию;
выбирать признаки земноводного
животного;
выбирать утверждения, которые
описывают при-
знаки животного;
34
Встреча друзей
выбирать вопросы, на которые нельзя
найти ответы в тексте;
составить описание внешнего вида рыбы с
указанием признаков этого животного;
рассуждать об открытии, сделанном на
занятии.
Находить необходимую информацию в
тексте задания;
понимать, что такое «валюта», «курс
рубля», «кредит», «банковский вклад»,
«процент по вкладу»;
анализировать и дополнять недостающие
в таблице данные;
выполнять письменное и устное сложение
чисел в пределах 1000.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные
расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение
части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Тематическое планирование 3 класс
№
Тема
Предмет
Формируемые умения
изучения
1
Про дождевого
червяка
2
Кальций
Бок «Читательская грамотность»
Тип текста.
Определять тип текста;
Содержание
дополнять предложение словами из текнаучноста;
познавательного
определять периоды развития дождевого
текста.
червя на основе теста;
объяснять, почему дождевые черви - это
настоящие сокровища, живущие под землёй;
определять на основе теста способ питания дождевых червей;
находить предложение, соответствующее
рисунку;
выбирать утверждения, соответствующие
тексту;
составлять вопрос по содержанию текста;
называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.
Содержание
научнопознавательного
текста.
3
Сколько весит
облако?
Тип текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста
Работать с кластером;
Дополнять предложение словами из текста;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие
кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
составлять предложения по рисунку;
составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие тема или главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно
найти ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
4
Хлеб - всему го
лова
5
Про мел
Тип текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста
Главная мысль
текста.
Содержание
текста.
6
Про мыло
Содержание
научнопознавательного
текста.
7
История свечи
Содержание
научнопознавательного
текста.
составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос;
определять название книг с достоверными сведениями.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие тема или главная мысль;
записывать пословицы о хлебе;
Заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
соединять части предложений и определять их порядок;
составлять план текста в виде вопросов;
составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос.
Дополнять предложение;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
соединять части предложений и определять их порядок;
находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
находить в тексте предложение по заданному условию;
дополнять текст по заданному условию;
определять даты принятия гербов.
Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос;
определять слово по его лексическому
значению;
называть вещества, которые используют
при изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на которые можно
найти ответ в тексте;
составлять вопросы и находить ответы в
тексте;
соединять части предложений и определять их порядок;
заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
называть правила безопасности при использовании свечей;
рассказывать о прочитанном произведе-
8
Магнит
Содержание
научнопознавательного
текста.
9
Дождевые черви
10
Полезный кальций
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
Называть части тела дождевого червя;
объяснять, какую роль играют щетинки в
жизни животного;
рассказывать, чем питается дождевой
червь;
объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность
земли;
наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
Кальций
11
Про облака
Облака
12
Про хлеб и
дрожжи
Давать определение слова;
дополнять предложение;
находить ответ на поставленный вопрос;
объяснять значение словосочетания;
с помощью текста находить отличия
между предметами;
называть предметы, о которых говорится
в тексте;
рассказывать о прочитанном произведении.
Дрожжи. Хлеб.
Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если
из них удалить кальций;
составлять суточное меню с молочными
продуктами;
дописывать вывод о необходимости
кальция для организма.
С помощью опыта показывать образование облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются
в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков;
определять погоду по облакам.
Называть внешние признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
давать определение слову «дрожжи»;
проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
проводить опыт, показывающий влияние
сахара на процесс брожения;
проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;
13
Мел
Мел
проводить опыт, доказывающий, что вкус
и качество хлеба зависят от выдержки
теста.
Доказывать, что мел не растворяется в
воде;
называть, из чего состоит мел;
доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
определять состав мела;
называть области применения мела.
Называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется пена;
проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение
воды;
исследовать с помощью лупы мыльные
пузыри;
доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
14
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
Мыло
15
Про свечи
Свеча
17
Волшебный магнит
Магнит
18
Рассказывать о строении свечи;
рассказывать о зонах пламени свечи;
объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
объяснять, почему происходит возгорание дыма.
Называть виды магнитов;
определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;
показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические
предметы;
рассказывать о том, что магнит имеет два
полюса;
показывать с помощью опыта, как можно
создать компас.
Проверь
себя Ориентироваться Проверь себя
Материал,
в
понятиях,
изученный
в изученных
в
первом
первом
полугодии.
полугодии;
применять
полученные
знания в повседневной жизни;
работать
самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
19
Что такое «бюджет»?
Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,
- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;
20
Семейный бюджет
Семейный
бюджет, доходы
и расходы.
21
Откуда в семье
берутся деньги?
Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты.
Зарплата
понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;
уметь слушать и слышать собеседника.
Объяснять значение понятия «семейный
бюджет»;
понимать, как в семье появляются
доходы;
делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
заполнять кластер;
формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.
Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»;
анализировать данные, представленные в
виде графика;
приводить примеры различных профессий;
объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
22
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия
Пенсия,
досрочная пенсия, пособия для
разных
категорий
граждан.
23
Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш
Наследство,
вклад, выигрыш.
-- Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и
недвижимое имущество»;
24
На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов
-- Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «обязательные расходы»,
«желаемые расходы», «непредвиденные
расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные
расходы», «ежегодные расходы», «сезонные
расходы», «разовые расходы»
Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
объяснять, почему обязательные платежи
нужно платить вовремя;
на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.
На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
Виды
обязательных
платежей.
26
Как сэкономить
семейные
деньги?
Экономия
семейного
бюджета.
Расходы и
доходы бюджета
понимать, что выигрыш облагается налогом;
иметь представления о налогах, которые
человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад;
называть предметы, которые человек может получить в наследство.
Классификация
расходов по
различным основаниям.
25
27
Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения досрочной пенсии;
называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие - к эпизодическим.
Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение
Определять дефицитный и профицитный
доходов и
бюджет;
расходов.
Дефицит и
профицит.
28
Планируем семейный бюджет
Доходы и
расходы в
семейном
бюджете.
29
Подсчитываем
семейный доход
Семейный доход
в таблице, на
диаграмме.
30
Пенсии и
пособия
анализировать данные, представленные
на инфографике, и на основе этих данных
заполнять таблицу;
выполнять вычисления по таблице;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
составлять задачу по предложенному решению;
формулировать вопрос задачи.
анализировать данные, представленные в
таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на
однозначное;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять умножение двузначного числа
на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;
выполнять чертёж к задаче и записывать
её решение.
Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
выполнять сложение круглых многозначных чисел;
находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой
диаграмме;
самостоятельно составлять круговую диаграмму.
Прожиточный
минимум
- Анализировать данные, представленные в
таблице;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
анализировать данные, представленные в
виде гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
заполнять таблицу на основе текстового
материала;
подсчитывать доход семьи от детских пособий.
31
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
Налог на
выигрыш, доход
от выигрыша в
лотерею.
32
Подсчитываем
расходы
Обязательные и
непредвиденные
расходы.
33
Расходы на
обязательные
платежи
Обязательные
платежи
34
Проверь себя
Материал,
изученный во
втором
полугодии.
Определять, с какой суммы и в каком
размере нужно платить налог с
выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от числа.
Анализировать данные инфографики;
находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;
подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного дохода они составляют;
подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.
Определять, какие налоги должна платить
семья;
анализировать данные диаграммы и на
основе этих данных заполнять таблицу;
подсчитывать ежемесячные обязательные
расходы;
пользоваться калькулятором;
объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
Ориентироваться в понятиях, изученных
во втором полугодии;
применять полученные знания в повседневной жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями:
многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.
Финансовая
грамотность:
потребительская
корзина,
состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер
оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы,
кешбэк,
страховые
риски,
благотворительность,
благотворитель,
благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов
покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Тематическое планирование 4 класс
№
Тема
Предмет
Формируемые умения
изучения
Бок «Читательская грамотность»
1
Старинная женская одежда
Содержание научно-познавательного текста.
Определять лексическое значение слова;
озаглавливать текст;
определять тему;
определять главную мысль;
составлять план в виде вопросов;
с помощью текста определять название женской одежды;
с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
объяснять значение слова;
приводить примеры современной женской одежды.
2
Старинные женские головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.
Определять лексическое значение слова;
составлять план, используя слова из текста;
объяснять значения слов;
определять по описанию названия головных уборов;
приводить примеры современных головных уборов.
3
Старинная мужская одежда и головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
отвечать на вопросы по тексту;
вписывать пропущенные слова в текст;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
оформлять план текста;
определять с помощью описания название предмета.
4
Жилище крестьянской семьи на Руси
Содержание научно-познавательного текста.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
отвечать на вопросы по тексту;
рассуждать, давать определение слова;
называть элементы оформления избы.
5-6
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
Содержание научно-познавательного текста.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы;
называть предметы печной утвари;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
соотносить описание предметов с их рисунками;
описывать назначение предметов;
составлять обобщающий план.
7
История посуды на Руси
Содержание научно-познавательного текста.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
соотносить рисунок и его название;
работать с толковым словарём;
рассуждать и записывать ответ на вопрос;
записывать ответ на вопрос по его началу;
определять части предмета, называть их;
8
Какие деньги были раньше в России
Содержание научно-познавательного текста.
Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;
определять тему текста;
составлять план текста;
находить информацию в Интернете;
записывать названия монет в порядке их возрастания;
указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Томат
Томат.
Называть части растения;
объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
определять горизонтальный и вертикальный срез;
указывать количество гнёзд;
объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
называть части плода помидора;
объяснять, что такое пасынок у помидора;
работать с таблицей.
10
Болгарский перец
Болгарский перец.
Объяснять, что такое паприка;
называть части растения;
рассказывать о строении плода перца;
определять форму плода перца;
рассказывать о строении семени перца;
делать выводы на основе полученной информации.
11
Картофель
Картофель.
Называть части растения;
объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
объяснять, какой вывод сделали и почему;
объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
объяснять, что такое крахмалистость;
определять срок созревания картофеля;
объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
называть способы размножения картофеля.
12
Баклажан. Семейство Паслёновые
Баклажан.
Называть представителей семейства Паслёновые;
объяснять, что такое соланин;
называть благоприятные условия для прорастания семян;
определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;
определять глубину посева семян;
заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
13
Лук
Лук.
Называть части лука;
называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
называть этапы выращивания лука;
наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
14
Капуста
Капуста.
Называть виды капусты;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе;
рассказывать о размножении капусты;
проводить опыты с цветной капустой.
15
Горох
Горох.
Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха;
объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
определять, что горох является холодостойким растением;
проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.
16
Грибы
Грибы.
Называть части гриба;
называть виды грибов;
рассказывать о плесневых грибах;
называть грибы-невидимки;
проводить опыт по выращиванию плесени;
называть грибы-паразиты.
17
Творческая работа
По выбору.
Выбрать тему для творческой работы;
выполнять творческую работу;
представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
18-19
Потребительская корзина
Состав потребительской корзины.
Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская
корзина»;
понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах
нашей страны;
объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.
20
Прожиточный
минимум
Назначение прожиточного минимума.
Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум»,
«минимальный размер оплаты труда»;
объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.
21
Инфляция
Инфляция.
Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум»,
«инфляция»;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики.
22-23
Распродажи, скидки, бонусы
Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.
Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка»,
«бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения
доходов магазинов и привлечения покупателя;
понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
формировать навыки грамотного покупателя.
24
Благотворительность
Благотворительность.
- Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
25
Страхование
Виды страхования.
Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка»,
«полис»;
называть виды страхования;
называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
26
В бассейне
Расписание занятий, выгодная покупка.
Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
решать задачи на определение стоимости покупки;
определять, какая из двух покупок является более выгодной;
решать задачи на определение скорости плавания;
решать логические задачи.
27-28
Делаем ремонт
Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.
Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;
решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
29
Праздничный торт
Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».
Работать с таблицами;
подсчитывать стоимость продуктов для торта;
определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат
на приготовление торта;
сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
30
Обустраиваем участок
Расходы на обустройство участка, площадь и периметр
Читать простой чертеж и определять его масштаб;
находить площадь и периметр участка и построек на нём;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
31-32
Поход в кино
Расходы на поход в кино.
33
Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Отправляемся в путешествие
Расходы на путешествие.
Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
34
Составляем словарик по финансовой грамотности
Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.
Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
иллюстрировать изученные понятия;
составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
работать самостоятельно и в парах;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной
задачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных
ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20гр
амотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%
20Функциональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf