Человек УО СИПР 2 вариант 2 класс 2024-2025

Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Человек» 2 класс
на 2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование представлений о себе способствует возникновению
взаимодействия с другим людьми, приобщению к социальному миру. С другой
стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления о
себе как об отдельном существе, с собственной объективной реальностью телом и субъективной реальностью - психикой как миром эмоций и
представлений. Взаимодействуя с другими, ребенок начинает осознавать и
понимать себя.
Цель обучения по программе «Человек» - формирование
представлений о себе как целостном «Я» и своем ближайшем окружении и
повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи:
- формировать представления о себе как «Я», осознание общности и
различий «Я» от других;
- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи,
связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу
и пить, ходить в туалет и т.д.);
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с
помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между
людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).
Программа
соответствует
учебному
плану
МБОУ СОШ №1 с.Петрокамеское на 2024/2025 учебный год. Рабочая
программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Образовательная область: «Окружающий мир».
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии
его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих
отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми,
и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена
следующими разделами «Представление о себе», «Семья».
Принципы организации учебного процесса:
-Принцип целостности содержания образования,
-Принцип сотрудничества с семьей;
2

-Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Методы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения
учебного материала).
2.
Репродуктивные,
объяснительно-иллюстративные,
поисковые,
проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия
учебного материала);
-Методы
контроля
за
эффективностью
учебно-познавательной
деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями,
умениями и навыками;
-Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и
навыками.
Основные направления коррекционной работы:
-формирование гигиенических навыков;
-развитие мелкой моторики рук;
-обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно –
гигиенических требований при использовании различных материалов;
-формирование навыков культурой еды;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении
процессов самообслуживания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
-иметь представления о своем теле, его строении;
-режим дня;
-названия одежды;
-названия окружающих предметов и их назначение;
-свои имя, фамилию, возраст.
Личностные результаты:
-владение правилами поведения в учебной ситуации;
3

-владение алгоритмом действий в игровой, учебной ситуации;
-владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими
индивидуальный вариант содержания образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Представления о себе (8 час.)
Идентификация себя как мальчика. Части тела (голова (волосы, уши, шея,
лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено,
ступня, пальцы, пятка). Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы,
язык, зубы). Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста.
Гигиена тела (5 час).
Горячая и холодная вода. Смешивание воды до комфортной температуры.
Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана,
вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Вытирание лица. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана,
регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки,
выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности
действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с
зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную
щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с
зубной пастой. Очищение носового хода.
Расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей.
Обращение с одеждой и обувью (12 час).
Предметы одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки
(перчатки), свитер, кофта, рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка
(платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Назначение предметов
одежды. Детали предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав
(воротник, манжеты). Обувь: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли,
сандалии, тапки. Виды обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая).
Сезонная обувь (зимняя, летняя, демисезонная). Головные уборы (шапка,
шляпа, кепка, панама, платок), сезонные головные уборы. Различение по
сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор
одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов
4

одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор
одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня,
кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за
край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край
левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например,
ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого
ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого
ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании
(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание
куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета
одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну
брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание
обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога,
вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога,
вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при
одевании комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание
футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида.
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха
(низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Выворачивание одежды.
Туалет (1 час).
Сообщение о желании сходить в туалет. Пользование туалетной бумагой.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки
(опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на
унитазе, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива
воды, мытье рук.
Прием пищи (5 час).
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки
(стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон
кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки
(стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть.
Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки,
поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи,
поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание
вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи:
отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с
5

помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание
пищи в тарелку.
Моя семья (3 час).
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и
взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных
ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности
членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи.
Рассказ о своей семье.

6

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Человек»
Тема урока
Кол-во
часов
1 полугодие
Представления о себе.
Знакомьтесь, это я.
Части тела. Туловище. Руки. Ноги.
Части лица человека.
Называние своего имени и фамилии. Называние
своего возраста.
Прогулка и ее значение.
Сон и его значение.
Режим питания школьника.
Самые полезные овощи и фрукты.
Игра «В мире фруктов и овощей».
Гигиена тела.
Горячая и холодная вода. Мытье рук. Вытирание рук
полотенцем.
Мытье лица, последовательность действий.
Гигиена полости рта. Чистка зубов.
Гигиена носа. Уход за ушами.
Уход за волосами.
Просмотр мультфильма К.И.Чуковского
«Мойдодыр».
Обращение с одеждой и обувью.
Предметы одежды: пальто, куртка.
Предметы одежды: свитер, кофта, жилет.
Нижнее белье: майка, трусы, носки, колготки.
Назначение предметов одежды.
Детали предметов одежды.
Обувь.
Игра «Одежда».
Головные уборы.
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы,
ремня, кнопки, шнурка).
Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных
условий.
Одевание и снятие предметов одежды.
Снятие и обувание обуви.
Игра «Моя одежда».

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

26. Туалет.
Правила посещения туалета.
27. Прием пищи.
Правила питья жидкостей из кружки, стакана.
28. Правильное использование ложки во время еды.
29. Использование ножа и вилки во время приема
пищи.
30. Использование салфетки во время приема пищи.
Практическое занятие «Мы за столом».
31. Игра «Мы в гостях».
32. Семья.
Моя семья.
33. Выходные дни в моей семье. Любимые занятия моей семьи.
34. Профессии в моей семье.
Итого уроков:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

8

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599);
-адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».