Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Окружающий природный мир»
2 класс
на 2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место
среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что
«всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не
ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её
стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим
стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на
уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности.
Цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом
специфики учебного предмета:
Изучение учебного предмета «Окружающий природный мир» в
начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
-расширение и обогащение представлений о непосредственно
окружающем мире.
-формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
-формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,
навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и
социальной среде
-духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
-развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
-воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность,
терпеливость, настойчивость, любознательность.
Программа
соответствует
учебному
плану
МБОУ СОШ №1 с.Петрокамеское на 2024/2025 учебный год. Рабочая
программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Образовательная область: «Окружающий мир».
2
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место
среди предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с
тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается
рамками урока. Оно продолжается постоянно в образовательной организации и
за её стенами.
Данный учебный предмет является важным в обучении младших
школьников с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей
отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок,
представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе
обучения у обучающихся формируются элементарные представления и
понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит
адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в
процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, наблюдения за сезонными
изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта,
практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов,
предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь
самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей,
активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на
определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать
связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При
формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение
правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о
виденном, они учатся связному высказыванию.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету
необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом
деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи
формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на
комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
Они структурируются в виде тематических групп: «Мир растений», «Мир
животных», «Явления природы».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное
развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об
окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с
3
содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной
деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционноадаптационной областью учебного плана.
Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями,
формирование представлений о разнообразии растений. Чтение литературных
произведений и загадок о растениях.
Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за
домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица),
беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных
и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.
Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки,
стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь»,
«кошка». (Интеграция с учебным предметом «Общение и чтение».)
Явления природы. Совместное с обучающимися наблюдение за
явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных
условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от
погодных условий), распускаются листочки.
Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками.
Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра?
Дует ветер?).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений
обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их
изображении на картинках и рисунках. Чтение обучающимся потешек, песенок,
стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение
обучающихся в доступные народные игры.
Основные направления коррекционной работы:
-формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
-формирование временных представлений;
-формирование представлений о растительном и животном мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
-представления об объектах неживой природы (солнце, луна, земля);
-представления о временах года, характерных признаках времён года,
погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о
4
животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы;
животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и
бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
Личностные результаты:
-владение правилами поведения в учебной ситуации;
-владение алгоритмом действий в игровой, учебной ситуации;
-владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими
индивидуальный вариант содержания образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мир растений (14 час).
Знакомство с деревом, кустами, травами. Знакомство с частями растений
(корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок), их значение.
Значение растений в природе и жизни человека. Лиственные и хвойные
деревья (берёза, дуб, ель, сосна,) и их строение (ствол, корень, ветки, листья).
Плодовые деревья (вишня, яблоня, груша,).Кустарники (шиповник, крыжовник,
смородина), внешнее строение кустарника. Узнавание (различение) фруктов
(яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта. Значение фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей
(лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду
(вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Значение
овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. Узнавание
(различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека.
Знакомство с грибами (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка,
подосиновик, опенок, поганка, мухомор) по внешнему виду, их строением
(ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Значение
грибов в природе и жизни человека. Знакомство с садовыми цветочнодекоративными растениями (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, роза, лилия,
гвоздика).
Знакомство с дикорастущими цветочно-декоративными растениями
(ромашка, колокольчик, василек, подснежник, ландыш), их строением (корень,
стебель, листья, цветок). Знакомство с культурными и дикорастущими
травянистыми петрушка, мята, одуванчик, подорожник, крапива), значение трав
в жизни человека. Знакомство с лекарственными растениями (зверобой,
ромашка, календула и др.), значения лекарственных растений в жизни человека.
Знакомство с комнатными растениями (кактус, фиалка, фикус). Знание
5
особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека. Знакомство с зерновыми культурами (пшеница,
рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) и их значением в жизни человека.
Временные представления (5 час).
Части суток. Дни недели. Название месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Знание
названий времен года (весна, лето, осень, зима), изменения, происходящих в
жизни человека, животных и растений в разное время года. Явления природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение
явлений природы с временем года.
Мир животных (12 час).
Знакомство с домашними животными (корова, свинья, лошадь, кот,
собака), питание домашних животных. Знакомство со строением домашнего
животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги). Установление связи
строения тела животного с его образом жизни. Уход за домашними животными.
Знакомство с детенышами домашних животных (теленок, поросенок,
жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Знакомство с дикими животными (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж),
их питание. Знакомство с детенышами диких животных (волчонок, лисенок,
медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Знакомство с птицами, их строением, питанием. Знакомство с
домашними птицами (курица (петух), утка, гусь), их питание. Детеныши
домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). Знакомство с зимующими
птицами (голубь, ворона, воробей, дятел, синица), перелетными птиц (аист,
ласточка, дикая утка, журавль). Объединение перелетных птиц в группу
«перелетные птицами». Знакомство с водоплавающими птицами (лебедь, утка,
гусь). Знакомство с рыбами. Знакомство с насекомыми, их строением и
питанием. Знакомство с речными насекомыми (жук, бабочка, стрекоза).
Животные, живущие в квартире (кошка, собака). Знание особенностей ухода
(питание, содержание и др.)
Явления природы (3 час).
Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Луна.
Знание значения луны в жизни человека и в природе.
6
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Окружающий природный мир»
Тема урока
Кол-во
часов
1 полугодие
Мир растений.
Лиственные деревья.
Хвойные деревья.
Строение деревьев, значение в природе
и жизни человека.
Кустарники.
Строение кустарников.
Узнавание фруктов.
Явления природы.
Узнавание овощей.
Различение овощей по внешнему виду,
вкусу, запаху.
Узнавание ягод.
Разнообразие грибов.
Садовые цветочно-декоративные
растения.
Дни недели, название. Последовательность.
Культурные и дикорастущие травянистые растения.
Временные представления
Соотнесение месяцев с временами года. Название времен
года.
Комнатные растения.
2 полугодие
Зерновые культуры.
Название месяцев. Представление о годе как о
последовательности 12 месяцев.
Мир животных.
Детеныши домашних животных.
Строение домашнего животного.
Дикие животные.
Домашние птицы.
Детеныши домашних птиц.
Зимующие птицы.
Перелетные птицы.
Вода, значение воды в природе и жизни человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
Водные ресурсы планеты.
Водоплавающие птицы.
Рыбы. Значение рыб в жизни человека.
Насекомые.
Речные насекомые.
Явления природы
Планета Земля.
33. Солнце. Знание значения солнца в жизни человека и в
природе.
34. Луна. Знание значения луны в жизни
человека и в природе.
Итого уроков:
27.
28.
29.
30.
31.
32.
1
1
1
1
1
1
1
1
34
8
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599);
-адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
9