Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Математическое представление»
2 класс
на 2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть
элементарными
математическими
представлениями
без
специально
организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является основным
подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился
применять математические представления в повседневной жизни: определять
время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой,
расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов
для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые
ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы
ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных,
количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
В то же время необходимо отметить, что формирование элементарных
научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат
обучения, который может быть, достигнут, только если интеллектуальные
возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это.
Целью программы предмета «Математические представления» во 2
классе является: расширение у обучающихся жизненного опыта, наблюдений
о количественной стороне окружающего мира; использование математических
знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Основные задачи уроков:
-Формирование элементарных математических представлений о форме,
величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных
представлениях.
-Формирование
представлений о количестве, числе, знакомство с
цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение
простых арифметических задач с опорой на наглядность.
-Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Программа
соответствует
учебному
плану
МБОУ СОШ №1 с.Петрокамеское на 2024/2025 учебный год. Рабочая
программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Образовательная область: «Математика».
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
2
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с
тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным
нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими
представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них
элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном
итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине
за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда
и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, количественных,
пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Воспитание
трудолюбия,
терпеливости,
настойчивости,
любознательности. Процесс обучения
математики
носит не только
коррекционную, но
и практическую направленность. Все знания
обучающихся, в основном при выполнении предметно – практических
действий, являются значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
В процессе выполнения практических действий с предметами обучающиеся
учатся использовать математические знания в нестандартных ситуациях. Такие
действия с предметами как объединение множеств, удаление части множества,
разделение множеств на равные части подготавливают обучающихся к
усвоению абстрактных математических понятий. Обучение математике тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит
использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия
числа, величины, геометрической фигуры являются абстрактными. У детей
формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с
множествами предметов, но и с числами. Одним из важных приемов обучения
математике является сравнение. Их усвоение на основе овладения способами
нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и
отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и
дифференциации, установлении причинно-следственных связей.
Ведущими методами обучения являются: демонстрация, наблюдение,
упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа.
3
Предмет «Математические представления» для обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает:
-ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей
среде;
-упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и
дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
-игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами
конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
-конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
-формирование количественных представлений;
-«чтение» и письмо цифр;
-формирование представлений о форме;
-формирование представлений о величине;
-формирование
пространственно-временных
представлений
и
ориентировок.
Основные направления коррекционной работы:
-диагностика и развитие наглядно-действенного мышления, памяти;
-формирование элементарных обще учебных умений и навыков;
-овладение учащимися элементарной терминологией;
-формирование у учащихся представлений о форме, величине, количестве
и пространстве;
-коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей;
-развитие мелкой моторики руки;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
-выделять 1 и много предметов из группы;
-соотносить количество 1 с количеством пальцев;
-сравнивать множества по количеству, используя практические способы
сравнения (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше,
поровну, пусто;
-различать предметы по величине;
-выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объемными
формами из детского конструктора, используя две формы (кубик, крыша);
- понимать слова, используемые учителем при создании конструкций:
возьми, поставь, принеси и др.;
-ориентироваться в пространстве и времени;
4
-считать в пределах 5;
-умение
соотносить число с
соответствующим
количеством
предметов, обозначать его цифрой.
-умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
-умение ориентироваться в частях суток.
Личностные результаты:
-владение правилами поведения в
учебной
ситуации;
-владение алгоритмом действий в игровой, учебной ситуации;
-владение доступными
знаниями, умениями, навыками,
отражающими индивидуальный вариант содержания образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ознакомительно-ориентировочные
действия
в
предметноразвивающей среде (4 час).
Упражнения на воспроизведение по подражанию и по образцу
комбинации из двух-трех элементов строительного набора (мягкого
модульного, деревянного, пластмассового). Выполнение простейших построек
(заборчик, дорожки, скамеечки) по подражанию и по образцу. Складывание
разрезных картинок из двух частей с использованием приема накладывания на
образец (игрушки, овощи, фрукты, знакомые животные). Совместное с
обучающимися складывание целого изображения из иллюстрированных
кубиков (четыре кубика).
Количественные представления (2 час).
Выделение количества (много, мало, пусто, один) с использованием
плодов (орехов, шишек), воды (наливаем в миски, в прозрачные пластмассовые
кувшины, стаканы, бутылки), геометрических фигур, мелких игрушек
(бирюлек).
Знакомство с цифрами от «1» до «5». Выкладывание цифр из палочек,
лепка из пластилина, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифр по
трафарету. Запись цифры по точкам и попытки самостоятельной записи
(индивидуально).
Игры с «Дидактической черепахой» (чехол «Укрась полянку»: много,
мало, один грибок, бабочка и др.; выбор по цвету и количеству: один желтый
грибок, много красных и т. п.).
Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля
«Набрось колечко»: много, мало, одно кольцо.
Обучение обучающихся выбору без пересчета соответствующего
количества предметов и проверке правильности выполнения задания способами
5
прикладывания или накладывания одного количества предметов или картинок
на другое.
Представления о форме (5 час).
Знакомство с кругом, соотнесение его с шаром. Упражнения на
закрепление представлений о красном и желтом цвете. Знакомство с зеленым
цветом и синим цветом. Игры, в которых необходимо выбрать в бассейне
шарики, ориентируясь на цвет и заданное количество (много, мало, один).
Представления о величине (5 час).
Игры, игровые упражнения на сопоставление
двух
объектов по
величине (большой — маленький), используя приемы наложения и
приложения.
Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по
трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с
учителем и самостоятельно).
Игры и игровые упражнения на формирование у обучающихся
представлений об относительности (транзитивности) величины (большой мяч
далеко — маленький мяч близко).
Игровые упражнения в сопоставлении двух объектов по величине.
Пространственные представления (2 час).
Игровые упражнения на закрепление у обучающихся навыка
перемещения в пространстве, изменения положения частей тела: поднять руки,
вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу, по
словесной инструкции). Упражнения на показ и называние пространственных
отношений (например, длинный — руки разводятся в стороны, демонстрируя
протяженность), используя вербальные и невербальные средства общения.
Временные представления (5 час).
Называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт
дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям
в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето и зима).
Чтение потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о
небесных светилах.
Числа 1-5 (11 час).
Знакомство с цифрами. Письмо по трафарету. Письмо по обводке.
Самостоятельное письмо. Устный счет. Соотношение числа с
количеством предметов.
6
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Математические представления»
Тема урока
Кол-во
часов
1 полугодие
Ознакомительно-ориентировочные
действия
в
предметно-развивающей среде.
Знакомство со сборно-разборными игрушками.
Знакомство с детским строительным материалом.
Упражнения и игровые ситуации со строительным
материалом.
Складывание разрезных картинок из двух частей с
использованием приема накладывания на образец
Количественные представления.
Количественные представления.
Один - много.
Несколько.
Представления о форме.
Игровые упражнения в сухом бассейне.
Знакомство с кубом.
Знакомство с шаром.
Знакомство с крышей.
Игровые упражнения с мягкими модулями.
Представления о величине.
Игровые упражнения
в
сопоставлении двух
объектов по величине.
Большой – маленький.
Высокий – низкий.
Толстый – тонкий.
Широкий – узкий.
2 полугодие
Пространственные представления.
Перемещение учащегося
Перемещение предметов в пространстве.
Временные представления.
Наблюдения за погодными явлениями.
Наблюдения за погодными явлениями
Дни недели.
Времена года.
Соотнесение месяца со временем года.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
24. Числа1-5.
Знакомство с цифрой 1.
25. Письмо по обводке цифры 1.
26. Знакомство с цифрой 2.
27. Письмо по обводке цифры 2.
28. Соотношение числа с количеством предметов.
29. Знакомство с цифрой 3.
30. Письмо по обводке цифры 3. Соотношение числа с
количеством предметов.
31. Знакомство с цифрой 4.
32. Письмо по обводке цифры 4. Соотношение числа с
количеством предметов.
33. Знакомство с цифрой 5.
34. Письмо по обводке цифры 5.
Соотношение числа с количеством предметов.
Итого уроков:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
8
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599);
-адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
9