Утверждена в составе АООП НОО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Адаптивная физкультура»
2 класс
на 2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим
умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое
происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Двигательная
активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех
систем и функций органов человека. Для обучающихся, получающих
образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной
программе образования, характерно интеллектуальное и психофизическое
недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может
сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного
аппарата,
расстройствами
аутистического
спектра,
эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Дети с ТМНР отличаются не только крайне замедленным темпом
психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса.
Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием
двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений,
скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей
отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной
системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Развитие
двигательных умений у обучающихся с нарушениями ОДА тесно связано с
профилактикой возникновения у них патологических состояний. Глубокая и
тяжелая умственная отсталость - множественный дефект, в котором, прежде
всего, выделяются интеллектуальное и психическое недоразвитие. Выраженные
нарушения сенсорно-перцептивных процессов усугубляют восприятие
ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное
овладение движениями и их синхронизацию.
Сложность и многообразие нарушений моторных функций в сочетании с
тяжелыми формами психического недоразвития выдвигают определенные
требования к организации учебной среды и междисциплинарному
взаимодействию специалистов.
Современные подходы к работе с детьми с ТМНР требуют от педагогов
овладения навыками не только безопасного, но и терапевтичного (то есть
соблюдающего принцип включенности и возможной самостоятельности в
совместных действиях) сопровождения и перемещения ребенка в пространстве
класса, школы.
Физическое сопровождение включает в себя правильно организованное
рабочее место, индивидуальный ортопедический режим, использование техник
и приемов перемещения.
2
Физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими
коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима
деятельности обучающегося.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является
повышение двигательной активности детей и обучение использованию
полученных навыков в повседневной жизни, а также профилактика вторичных
нарушений и сохранение жизненно важных функций организма.
Задачи учебного предмета:
-учить детей готовиться к уроку физкультуры;
-учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
-учить детей правильному передвижению из класса на урок физкультуры;
-учить ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены,
потолок, пол, углы);
-учить простейшим исходным положениям при выполнении
общеразвивающих упражнений и движению в различных пространственных
направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);
-учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
-учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции
учителя;
-учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
-прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в
различных видах прыжков;
-обучать мягкому приземлению в прыжках;
-учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
-учить правильному захвату различных предметов, передаче и переноске
их;
-учить метаниям, броскам и ловле мяча;
-учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;
-учить выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;
-учить преодолению различных препятствий;
-учить переноске различных грузов и коллективным действиям в
переноске тяжёлых вещей.
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» разработана
на основе федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной
программы (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию - протокол от 22.12.2015 №4/15) и
авторской программы И. М. Бгажноковой, опубликованной в сборнике:
3
«Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной
отсталостью).
Программа
соответствует
учебному
плану
МБОУ СОШ №1 с.Петрокамеское на 2024/2025 учебный год. Рабочая
программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Образовательная область: «Физическая культура».
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Физическая культура является составной частью всей работы с умственно
отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным,
эстетическим, трудовым обучением.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения адаптивной физкультуры,
которые определены Федеральным государственным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по курсу «Адаптивная физкультура» представляет
собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание
курса «Адаптивная физкультура»; тематическое (поурочное) планирование с
определением основных видов учебной деятельности; описание учебнометодического, материально-технического и информационного обеспечения
образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного
предмета, курса.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим
умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое
происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Во втором классе
работа ведётся по разделу «Физическая подготовка».
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и
находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим,
трудовым обучением. Физическое воспитание отличается от других видов
воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным
двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование
связанных с ними знаний. В основу обучения положена система простейших
физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического
развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых
4
двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории
имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это
сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической
культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления,
нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность
образования у них двигательных навыков.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие ценностных отношений школьник к своему здоровью и
здоровью окружающих его людей;
-исправление недостатков опорно-двигательного аппарата;
-совершенствование двигательных, интеллектуальных, волевых и
эмоциональных навыков;
-приучение
к
дисциплинированности,
организованности,
ответственности, элементарной самостоятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
-название исходных положений физических упражнений, название
упражнений;
-название
спортивного
инвентаря
(гимнастическая
стенка,
гимнастическая скамейка, набивной мяч и т.п.);
-названия подвижных игр;
-название простейших спортивных упражнений.
Личностные результаты:
-владение правилами поведения в учебной ситуации;
-владение алгоритмом действий в игровой, учебной ситуации;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Построение и перестроение (6 час).
Стойка «ноги шире плеч», «ноги на ширине ступни». Размыкание
приставным шагом. Повороты на месте направо, налево под счет «раз, два».
Общеразвивающие и корригирующие упражнения (10 час)
Правильное дыхание при ходьбе. Круговые движения прямыми руками
вперед, назад. Сохранение правильной осанки во время ходьбы. Повороты
туловища в сочетании с наклонами. Выполнение упражнений для кистей и
пальцев рук по словесному заданию учителя.
5
Прикладные упражнения (18 час).
Ходьба с различными движениями рук. Ходьба с перешагиванием через
препятствия. Ходьба по гимнастической скамейке. Лазание по гимнастической
стенке. Бросание и ловля мяча. Прокатывание мяча между предметами. Ходьба
с изменением длины шагов. Игра «Мяч в кругу». Игра «Кольцо на веревке».
6
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Адаптивная физкультура»
Тема урока
Кол-во
часов
1
Построение и перестроение.
1
Построение и перестроение.
1
Название исходных положений физических упражнений.
1
Название исходных положений физических упражнений.
1
Теоретические понятия о беге и прыжках.
1
Теоретические понятия о беге и прыжках.
1
Катание, предметов. бросание, ловля округлых
1
Катание, предметов. бросание, ловля округлых
1
Ползание и лазание.
1
Ползание и лазание.
1
Ходьба и упражнения в равновесии.
1
Ходьба и упражнения в равновесии.
1
Понятия о спортивных играх.
1
Понятия о спортивных играх.
1
Части скелета человека.
1
Части скелета человека.
1
Развитие ориентировки в зале.
Развитие ориентировки в зале.
1
1
Развитие координации движения.
1
Развитие координации движения.
1
Игра «Поймай мяч».
1
Игра «Поймай мяч».
1
Игра «Кати мяч».
1
Игра «Кати мяч».
1
Игра «Попади в сетку».
1
Игра «Попади в сетку».
1
Ходьба между предметами.
1
Ходьба между предметами.
Выполнение подскоков на месте совместно с учителем,
1
держась за руки.
Выполнение подскоков на месте совместно с учителем,
1
держась за руки.
1
Прокатывание мяча между предметами.
1
Прокатывание мяча между предметами.
Упражнение в перешагивании через незначительные
1
препятствия.
Упражнение в перешагивании через незначительные
1
7
препятствия.
Итого уроков:
34
8
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1.Подвижные игры в спортзале / А.Ю.Патрикеев.- Ростов н/Д: Феникс,
2015. – 156 с.
2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. -Москва:
«Просвещение», 2017г. -365с.- ISBN978-5-09-047621-8
3.Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/(А. А. Айдарбекова,
В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.).-8-е изд.-М.:Просвещение,2013.-176с.
9