Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса на 2024-2025 уч. год по предмету «Речь и
альтернативная коммуникация» разработана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ (с
изменениями и дополнениями от 02.07.2021 г.).
2. Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в
Минюсте России 30.12.2022 N 71930)
3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП.2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
4. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 №115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 11.02.2022г.
Приказ Министерства просвещения РФ №69).
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Учебного плана образовательного учреждения на 2024-2025 учебный год.
7.
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умеренной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями
развития ФГОС (вариант 2).
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием
средств
вербальной
и
невербальной
коммуникации,
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Образовательные задачи
•
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
•
формирование умения понимать обращенную речь.
•
формирование начальных навыков чтения и письма.
2
умения
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Речь и
альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что
подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение
в 5 классе 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования- введения обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты освоения РП включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. Определённые рабочей программой планируемые личностные
результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающегося,
воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
возможности личностного развития в процессе целенаправленной образовательной
деятельности по изучению учебного предмета.
Личностные результаты:
•
Осознание себя (в ситуации «здесь» и «сейчас», в пространстве) своей принадлежности
к определённому полу, как «Я».
•
Социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности.
3
•
Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме.
Владение правилами поведения в учебной ситуации.
•
Уважительное отношение к окружающим взрослым, детям.
•
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с
позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
•
Выражать своё эмоциональное состояние, настроение.
•
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
•
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты освоения АООП планируются с учетом индивидуальных
возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты
Результаты освоения учебного предмета устная речь могут включать следующие
умения:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира
и личного опыта ребенка.
•
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения- вербальными и
невербальными.
•
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
•
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
•
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов,
коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств
(коммуникаторы, персональные компьютеры, др.).
Умение
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации
в
практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
•
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
•
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
4
•
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными
коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями
объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с
изображением, либо другим доступным способом;
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
•
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
•
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
•
Узнавание и различение образов графем (букв).
•
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
•
Начальные навыки чтения и письма.
•
Чтение и письмо
Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 5 классе
представлена тремя разделами:
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств.
Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие
собеседника жестом - словом. Прощание с собеседником жестом - словом. Выражение
своих желаний жестом- словом. Обращение с просьбой о помощи жестом - словом.
Выражение согласия - несогласия жестом- словом. Выражение благодарности жестомсловом.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Наша речь. Слово, слог как часть слова. Слова, отличающиеся одним звуком.
Составление предложений из двух, трѐх слов. Письмо изученных букв. Слова,
обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно). Слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.). Слова,
обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние
(употребление) простых предложений.
5
Чтение и письмо.
Звуки гласные и согласные. Различение гласных и согласных звуков. Звуки [б][п]. Чтение, написание слов с этими согласными. Звуки [в]- [ф]. Чтение, написание слов
с этими согласными. Звуки [д]- [т]. Чтение, написание слов с этими согласными. Звуки
[г]- [к]. Чтение, написание слов с этими согласными. Звуки [з]- [с]. Чтение, написание
слов с этими согласными. Звуки [ж]- [ш]. Чтение, написание слов с этими согласными.
Артикулярно сходные согласные (р- л). Написание слов с этими согласными. Чтение,
написание слов с согласными Ц, Ч, Щ. Практические упражнения в чтении и написании
слов. Большая буква в именах людей. Большая буква в фамилиях людей. Составление и
запись предложений с именами, фамилиями людей. Большая буква в кличках животных.
Написание большой буквы в кличках животных. Составление предложений по
картинкам. Составление и запись предложений по заданным картинкам. Повторение
изученного.
Базовые учебные действия
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной
мотивации
пребывания
в
образовательной
организации
и
эмоциональному
конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и
др.) и сверстниками:
•
Принятие контакта, инициированного взрослым.
•
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в
организации учебного процесса.
•
Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса.
•
Планирование учебного дня.
•
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности
действий).
•
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
•
Поддержание правильной позы
•
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
•
Принятие помощи взрослого.
•
Использование по назначению учебных материалов.
•
Выполнение действий с предметами (по подражанию).
•
Выполнение простых действий с картинками (по подражанию).
6
•
Соотнесение одинаковых предметов (по образцу).
•
Соотнесение одинаковых изображений (по образцу).
•
Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу).
•
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу).
•
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии.
•
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на
групповом занятии.
•
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии.
•
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом
занятии.
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными
характеристиками:
•
Выполнение посильного задания полностью (от начала до конца).
•
Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи
таймера, будильника, песочных часов).
•
Выполнение задания с заданными качественными параметрами.
•
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета
Текущая аттестация обучающихся включает в себя триместровое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной
организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
•
Что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода.
•
Что из полученных знаний и умений он применяет на практике.
•
Насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При
оценке
результативности
обучения
должны
учитываться
особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
При
оценке
результативности
достижений
7
необходимо
учитывать
степень
самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется
в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых
практических
действий:
«выполняет
действие
самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет
действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление
представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области
должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания
дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке
сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие
возможные личностные результаты.
Календарно- тематическое планирование
№
п\п
1.
Звуки и буквы
Кол-во
часов
1 ч.
2.
Звуки и буквы
1 ч.
3.
«Дары осени». Работа с
предметными картинками
Звук и буква Аа.
Соотнесение звука и
буквы.
Слушание сказки «По
щучьему велению»
Строчная и прописная
буква: Аа. Списывание
букв и слогов с печатных
шрифтов.
Слушание сказки “репка”
1 ч.
Строчная и прописная
буква: Оо. Списывание
букв и слогов с печатных
шрифтов.
Сезонная одежда. Работа с
предметными картинками
Звук и буква Уу.
Соотнесение звука и
буквы.
Слушание сказки “Маша и
медведь”
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема
Основные виды деятельности
Объяснение учителя. Работа с кассой. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Объяснение учителя. Работа с кассой. Работа с
учебником. Работа в тетради.
Беседа, работа с предметными картинками.
1 ч.
Объяснение учителя. Работа с кассой. Работа с
учебником. Работа в тетради.
1 ч.
Чтение сказки учителем, обсуждение сказки.
1 ч.
Объяснение учителя. Работа с кассой. Работа с
учебником. Работа в тетради.
1 ч.
Чтение сказки учителем, обсуждение сказки.
1 ч.
Объяснение учителя. Работа с кассой. Работа с
учебником. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа, работа с предметными картинками.
1 ч.
Беседа. Работа в тетради.
1 ч.
Чтение сказки учителем, обсуждение сказки.
8
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Строчная и прописная
буква: Уу. Списывание
букв и слогов с печатных
шрифтов.
Звук и буква Ии.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Мм.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Сс.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Хх.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Шш.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Лл.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Нн.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Рр.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Кк.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Пп.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Тт.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Вв.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Зз.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Жж.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Бб.
Соотнесение звука и
буквы.
1 ч.
Объяснение учителя. Работа с кассой. Работа с
учебником. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
9
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Звук и буква Гг.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Дд.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Ее.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Юю.
Соотнесение звука и
буквы.
Звук и буква Ээ.
Соотнесение звука и
буквы.
Строчная и прописная
буква: Яя. Списывание
букв и слогов с печатных
шрифтов.
Звук и буква Фф.
Соотнесение звука и
буквы.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
1 ч.
Объяснение учителя. Работа с кассой. Работа с
учебником. Работа в тетради.
1 ч.
Беседа. Работа с кассой. Работа в тетради.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умеренной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития ФГОС
(вариант 2).
2. А. Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
(VIII
вид)
М.:
Просвещение, 2017.
3. Аксенова А. К. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для
учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.:
Просвещение, 2017.
4. Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и
индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по
отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с
заданиями). Карточки Г. Домана. Графические средства для альтернативной
коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий
(фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,
10
коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной
тематикой для развития речи.
5. Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и
воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь.
6.
Аудио и видеоматериалы.
7. Интернет-ресурсы.
11