Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий природный мир»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный
мир» составлена на основании адаптированной основой общеобразовательной
программы (далее АООП ООО) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в
соответствии
с
требованиями
федеральной
государственной
общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется
на основе рекомендаций психолого – медико – педагогической комиссии,
сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом
индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 34
часа (1 час в неделю).
Цель:
• формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
• формирование представлений об объектах и явлениях неживой
природы;
• формирование временных представлений, привлечение внимания
учащихся к сезонным изменениям в природе родного края;
• формирование представлений о растительном и животном мире;
• формирование представлений о теле человека, о элементарных правилах
здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе
ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе –
сезонных, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности
жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со
свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека.
Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира,
получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание
ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая
за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и,
посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки
повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам
бережного отношения к природе. В 5-м классе продолжается изучение
жизненно важных
органов человеческого организма. Программа
предполагает формирование элементарных представлений о значении мозга
человека, о правильной организации своей жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс
Количество часов в
неделю
Итого в год
5класс
1 час
34 часа
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик,
учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои
качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам
общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к
педагогам, другим взрослым.
как субъект
личностные
поведения и
сверстникам,
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы:
предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене
времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение
адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
• Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
• Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля,
огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные
ископаемые и др.).
• Представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
• Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения
правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека.
• Интерес к объектам живой природы.
• Представления о животном и растительном мире (растения, животные,
их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
• Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,
ухода за ними.
• Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у
реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
• Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с
временем года.
• Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей
суток, дней недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета:
Раздел
Сезонные изменения в природе.
Долгота дня.
Времена года.
Неживая природа. Почва.
Живая природа. Растения.
Краткое содержание раздела
Долгота дня. Влияние солнца на смены
времен года. Сутки. Долгота дня летом
и зимой. Календарь. Восход и закат
Солнца.
Осень. Зима. Весна. Лето. Изменения
в жизни растений, животных и
человека в разные времена года.
Сезонные полевые работы.
Почва. Состав почвы. Песок, камни,
глина. Рельеф земной поверхности.
Многообразие растений. Сравнение
растений. Группы растений. Части
растений. Съедобные злаки. Фрукты
и овощи. Растения леса. Деревья.
Ягодные
кустарники.
Деревья
лиственные и хвойные. Для чего
используют
древесину.
Лекарственные растения. Красная
книга. Растения и животные Красной
Живая природа. Животные.
Живая природа. Человек
книги.
Дикие и домашние животные.
Многообразие домашних животных.
Многообразие домашних животных.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Птицы.
Строение
птиц.
Многообразие птиц. Птицы –
защитники
растений.
Водоплавающие птицы. Утка, гусь,
лебедь. Домашние утки и гуси.
Сходство и различие диких и
домашних птиц. Куры. Насекомые.
Пчёлы. Продукты пчеловодства.
Мозг человека. Строение мозга.
Значение
мозга
человека.
Профилактика
травм
мозга.
Организация правильного распорядка
дня.
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
№
Тема
п/п
1. Сезонные изменения в природе.
Влияние солнца на смену времен года.
2. Сутки. Восход и закат Солнца. Долгота дня
летом и зимой. Осенние месяцы.
3. Времена года. Осень Растения осенью.
4. Времена года. Осень. Растения осенью.
Растения леса.
5. Времена года. Осень. Животные осенью.
6. Времена года. Осень Занятия людей осенью.
Осенние полевые работы.
7. Съедобные злаки.
8. Неживая природа. Почва. Песок. Глина.
Камни
9. Обобщающее занятие по теме "Почва. Состав
почвы".
10. Живая природа. Растения. Многообразие
растений.
11. Сравнение растений
12. Живая природа. Растения. Группы растений.
13. Живая природа. Растения. Части растений.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Корни, стебли.
14. Живая природа. Растения. Части растений.
Листья, цветы.
15. Живая природа. Растения. Части растений.
Закрепление.
16. Живая природа. Растения. Растения сада.
Деревья.
17. Живая природа. Растения. Растения сада.
Ягодные кустарники.
18. Живая природа. Растения. Деревья
лиственные и хвойные.
19. Живая природа. Парки. Растения парка
поздней осенью.
20. Живая природа. Растения. Огород.
21. Живая природа. Растения сада. Виды садовых
растений.
22. Живая природа. Растения культурные и
дикорастущие.
23. Живая природа. Лекарственные растения.
24. Времена года. Зима. Изменения в живой и
неживой природе зимой.
25. Обобщающее занятие по теме «Времена года.
Зима».
26. Живая природа. Животные. Дикие и
домашние животные.
27. Домашние животные. Многообразие
домашних животных.
28. Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц.
29. Времена года. Сезонные изменения в природе
весной.
30. Времена года. Весна. Растения и Животные
весной.
31. Живая природа. Насекомые.
32. Человек. Режим дня.
33. Времена года. Лето. Сезонные изменения в
природе летом. Растения летом. Животные
летом.
34. Закрепление пройденного материала
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Мво образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О.. Ярочкина И.А. Мир природы и
человека. Учебник для 4 класса образовательных учреждений. Реализующих
адаптивные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2018 г.