Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Математические представления»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для
5 классов с умственной отсталостью разработана в соответствии Федеральным государственным
образовательным
стандартом
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант2)».
Вариант
2
предполагает,
что
обучающийся
с
легкой
(интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, впролонгированные
сроки.
Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей
ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося.
Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции
для социализации в обществе.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования
математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и т.д. У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В
конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в
повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет
доехать домой,расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п.
Целью программы является формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
-научить счету в пределах 20;
-состав чисел первого десятка;
-учить приемам сложения и вычитания;
-научить ориентироваться в мерах стоимости, длины, массы, времени;
-научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела;
-способствовать формированию доступных количественных, пространственных и временных
представлений;
-воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Реализация
программы
осуществляется
с
учетом
особенностей
развития
обучающегося. Компенсация недостатка интеллектуального развития достигается путем
разнообразия форм учебной деятельности, создания ситуации успеха, стимуляции
познавательной активности, использование игровых приемов с учетом возможностей
ребенка.
Общая характеристика коррекционного курса
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования
математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.
Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач:
определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой,
расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п.
Адаптированная рабочая программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по
математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных,
количественных,
пространственных
отношениях,
решении
повседневных
практических задач. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем
адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах
телевизионных передач и многое другое.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету
наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х
частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др.
событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов;
калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы, способствующие формированию доступных математических представлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по предмету «Математические представления» в соответствии с учебным
планом МБОУ СОШ №1 рассчитана на 1 год обучения - 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).
1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
-реагирование на требование учителя показать, дать определенную вещь, предмет или материал
для занятий;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально- значимых
мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
этических
-развитие
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- положительное отношение к школе, изучаемому предмету ;
- гордость собственными успехами;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
-умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;
-умение реагировать на собственное имя;
-умение
привлечь
к
себе
внимания,
приветствовать
и
прощаться
с
учителем
звуком
(звукокомплексом, словом);
- доброжелательное отношение к людям.
Предметные
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер предметов, ихмассу;
- умение сравнивать предметы по величине, размеру на глаз, наложением (с помощью
учителя)
-увеличение и уменьшение количества предметов (с помощью учителя);
- определение положений предметов в пространстве, на плоскости; перемещение
предметов в указанное положение (с помощью учителя);
- установление порядка следования предметов (с помощью учителя);
- овладение элементарными временными представлениями
- соотнесения плоскостных и объемных геометрических фигур с реальными предметами (с
помощью учителя);
- рисование линий (прямая, кривая) (с помощью учителя;
- построение прямой линии (произвольной) с помощью линейки (с помощью учителя);
- измерение длины отрезка с использованием кубика, клеточки и т.п. (с помощью
учителя); построение отрезка заданной длины (с помощью учителя);
Содержание предмета "Математические представления"
Программа содержит 5 разделов:
•
«Количественные представления»
•
«Представления о величине»
•
«Представление о форме»
•
«Пространственные представления»
•
«Временные представления»
Тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности
обучающегося
№
Тема урока
п/п
Количество Основные виды учебной
часов
деятельности обучающегося
1
В мире цвета. Игра «Цветиксемицветик».
1
2
Понятие о величине: большой,
маленький. Выделение одного
предмета среди других
1
Учить подбирать фигуры к образцу
по форме, цвету и величине,
используя приемы прикладывания и
накладывания по подражанию, по
образцу действиям учителя.
Развивать количественные
представления с помощью
практических упражнений на
выделение количества. Ориентировка
в пространстве.
3
Сравнение величин: высокий,
1
Рассказать о понятие величин
низкий. Сравнение предметов
высокий и низкий. Рассматривает
(обводка
картинки .
большого
и
маленького кругов).
4
Сравнение величин: широкий,
1
узкий. Сравнение предметов.
Рассказать о понятие величин
широкий и узкий. Рассматривает
картинки .
5
Сравнение величин: выше,
1
ниже, одинаковые.
Развивать
количественные
представления с помощью
практических упражнений на
выделение количества. Ориентировка
в пространстве.
6
Сравнение величин: шире,
1
уже.
Развивать
количественные
представления с помощью
практических упражнений на
выделение количества. Ориентировка
в пространстве.
7
Сравнение величин: шире,
1
уже, одинаковые. Понятие о
Знакомимся с понятием шире, уже,
одинаковые. Различает на картинках.
круге, обводка и
раскрашивание
8-9
Понятие о количестве: один,
2
много, остальные (круг среди
Различать и называть понятие один,
много, остальные.
кругов, круг среди квадратов).
10-11
12-13
Пространственные
2
Ориентировка в пространстве. Учить
представления: вверху-внизу,
сравнивать,
выше-ниже, слева-справа.
предметов их положение.
Понятие о массе: тяжелый-
2
определять
свойства
Ориентировка в пространстве. Учить
легкий. Сравнение предметов
сравнивать,
определять
по массе: тяжелее, легче,
предметов их положение.
свойства
самый тяжелый, самый легкий.
14
Счет предметов в пределах 5.
1
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом..
15-16
Знакомство с цифрой 1.
2
Знакомство с цифрами и числами от
Выделение единичного
1 до 5. Научить считать предметы и
предмета.
соотносить с их числом.
Сравнение
предметов: один-много.
17-18
Знакомство с цифрой 2.
2
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
19-20
Знакомство с цифрой 3.
2
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
21-22
Знакомство с цифрой 4.
2
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
23-24
Знакомство с цифрой 5.
2
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
25-26
Получение
числа
5
2
присчитыванием предметов.
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
27
Соотнесение предметов по
1
количеству в пределах 5.
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
28
Место 1 в числовом ряду.
1
Место 2 в числовом ряду.
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
29
Соотнесение предметов по
1
количеству в пределах 5.
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
30
Место 1 в числовом ряду.
1
Место 2 в числовом ряду.
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
31
Место 3 в числовом ряду.
1
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
32
Место 4 в изучаемом отрезке
1
числового ряда.
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
33
Место 5 в изучаемом отрезке
1
числового ряда.
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
34
Числовой ряд от 1 до 5.
1
Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.
Всего
34 часа
2. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое
обеспечение
предмета
включает:
демонстрационный,
раздаточный и дидактический материал; -наборы сюжетных (предметных) картинок в
соответствии с тематикой, фотографии, пиктограммы; -видеоматериалы, презентации;
- раскрашивание, вырезание, наклеивание; -технические и электронные средства
обучения; - ноутбук; - колонка; -классная доска.