АРП УП Математические представления СИПР вариант 2 для 5 класса 2024-2025

Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Математические представления»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для
5 классов с умственной отсталостью разработана в соответствии Федеральным государственным
образовательным

стандартом

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Вариант2)».
Вариант

2

предполагает,

что

обучающийся

с

легкой

(интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, впролонгированные
сроки.
Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей
ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося.
Образовательная деятельность направлена на максимальное развитие жизненной компетенции
для социализации в обществе.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования
математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три
столовых прибора и т.д. У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В
конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в
повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет
доехать домой,расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п.
Целью программы является формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
-научить счету в пределах 20;
-состав чисел первого десятка;
-учить приемам сложения и вычитания;
-научить ориентироваться в мерах стоимости, длины, массы, времени;
-научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела;
-способствовать формированию доступных количественных, пространственных и временных
представлений;
-воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Реализация

программы

осуществляется

с

учетом

особенностей

развития

обучающегося. Компенсация недостатка интеллектуального развития достигается путем
разнообразия форм учебной деятельности, создания ситуации успеха, стимуляции
познавательной активности, использование игровых приемов с учетом возможностей
ребенка.
Общая характеристика коррекционного курса
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования
математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических
представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением
интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении.
Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач:
определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой,
расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для
приготовления блюда и т.п.
Адаптированная рабочая программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,
«Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по
математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных,

количественных,

пространственных

отношениях,

решении

повседневных

практических задач. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем
адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах
телевизионных передач и многое другое.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету
наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х
частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др.
событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов;
калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для
раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы, способствующие формированию доступных математических представлений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по предмету «Математические представления» в соответствии с учебным
планом МБОУ СОШ №1 рассчитана на 1 год обучения - 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).

1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
-реагирование на требование учителя показать, дать определенную вещь, предмет или материал
для занятий;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально- значимых
мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
этических

-развитие

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- положительное отношение к школе, изучаемому предмету ;
- гордость собственными успехами;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
-умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители;
-умение реагировать на собственное имя;
-умение

привлечь

к

себе

внимания,

приветствовать

и

прощаться

с

учителем

звуком

(звукокомплексом, словом);
- доброжелательное отношение к людям.
Предметные
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер предметов, ихмассу;
- умение сравнивать предметы по величине, размеру на глаз, наложением (с помощью
учителя)
-увеличение и уменьшение количества предметов (с помощью учителя);
- определение положений предметов в пространстве, на плоскости; перемещение
предметов в указанное положение (с помощью учителя);
- установление порядка следования предметов (с помощью учителя);
- овладение элементарными временными представлениями
- соотнесения плоскостных и объемных геометрических фигур с реальными предметами (с
помощью учителя);
- рисование линий (прямая, кривая) (с помощью учителя;
- построение прямой линии (произвольной) с помощью линейки (с помощью учителя);

- измерение длины отрезка с использованием кубика, клеточки и т.п. (с помощью
учителя); построение отрезка заданной длины (с помощью учителя);
Содержание предмета "Математические представления"
Программа содержит 5 разделов:
•

«Количественные представления»

•

«Представления о величине»

•

«Представление о форме»

•

«Пространственные представления»

•

«Временные представления»

Тематическое планирование с определением основных видов учебнойдеятельности
обучающегося
№
Тема урока
п/п

Количество Основные виды учебной
часов
деятельности обучающегося

1

В мире цвета. Игра «Цветиксемицветик».

1

2

Понятие о величине: большой,
маленький. Выделение одного
предмета среди других

1

Учить подбирать фигуры к образцу
по форме, цвету и величине,
используя приемы прикладывания и
накладывания по подражанию, по
образцу действиям учителя.
Развивать количественные
представления с помощью
практических упражнений на

выделение количества. Ориентировка
в пространстве.
3

Сравнение величин: высокий,

1

Рассказать о понятие величин

низкий. Сравнение предметов

высокий и низкий. Рассматривает

(обводка

картинки .

большого

и

маленького кругов).
4

Сравнение величин: широкий,

1

узкий. Сравнение предметов.

Рассказать о понятие величин
широкий и узкий. Рассматривает
картинки .

5

Сравнение величин: выше,

1

ниже, одинаковые.

Развивать

количественные

представления с помощью
практических упражнений на
выделение количества. Ориентировка
в пространстве.

6

Сравнение величин: шире,

1

уже.

Развивать

количественные

представления с помощью
практических упражнений на
выделение количества. Ориентировка
в пространстве.

7

Сравнение величин: шире,

1

уже, одинаковые. Понятие о

Знакомимся с понятием шире, уже,
одинаковые. Различает на картинках.

круге, обводка и
раскрашивание
8-9

Понятие о количестве: один,

2

много, остальные (круг среди

Различать и называть понятие один,
много, остальные.

кругов, круг среди квадратов).
10-11

12-13

Пространственные

2

Ориентировка в пространстве. Учить

представления: вверху-внизу,

сравнивать,

выше-ниже, слева-справа.

предметов их положение.

Понятие о массе: тяжелый-

2

определять

свойства

Ориентировка в пространстве. Учить

легкий. Сравнение предметов

сравнивать,

определять

по массе: тяжелее, легче,

предметов их положение.

свойства

самый тяжелый, самый легкий.
14

Счет предметов в пределах 5.

1

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом..

15-16

Знакомство с цифрой 1.

2

Знакомство с цифрами и числами от

Выделение единичного

1 до 5. Научить считать предметы и

предмета.

соотносить с их числом.

Сравнение

предметов: один-много.
17-18

Знакомство с цифрой 2.

2

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

19-20

Знакомство с цифрой 3.

2

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

21-22

Знакомство с цифрой 4.

2

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

23-24

Знакомство с цифрой 5.

2

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

25-26

Получение

числа

5

2

присчитыванием предметов.

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

27

Соотнесение предметов по

1

количеству в пределах 5.

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

28

Место 1 в числовом ряду.

1

Место 2 в числовом ряду.

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

29

Соотнесение предметов по

1

количеству в пределах 5.

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

30

Место 1 в числовом ряду.

1

Место 2 в числовом ряду.

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

31

Место 3 в числовом ряду.

1

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

32

Место 4 в изучаемом отрезке

1

числового ряда.

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

33

Место 5 в изучаемом отрезке

1

числового ряда.

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

34

Числовой ряд от 1 до 5.

1

Знакомство с цифрами и числами от
1 до 5. Научить считать предметы и
соотносить с их числом.

Всего

34 часа

2. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Материально-техническое

обеспечение

предмета

включает:

демонстрационный,

раздаточный и дидактический материал; -наборы сюжетных (предметных) картинок в
соответствии с тематикой, фотографии, пиктограммы; -видеоматериалы, презентации;
- раскрашивание, вырезание, наклеивание; -технические и электронные средства
обучения; - ноутбук; - колонка; -классная доска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».