Утверждена в составе АООП ООО
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью)
(вариант 2)
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
• Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
• Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
предназначена для обучающихся 5 класса (по ФГОС УО, 2 вариант) и
составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития
обучающихся, уровня их знаний и умений.
Цель-повышение двигательной активности детей и обучение использованию
полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи и направления:
- Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием
технических средств).
- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью.
- Формирование двигательных навыков, координации движений, физических
качеств.
- Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:
велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и
других.
- Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных
навыков;
- Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде,
ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к
самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных
движений, игровой деятельности.
2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных
эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов,
воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и
окружающим.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений,
нормализация мышечного тонуса.
4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья,
повышение физиологической активности органов и систем профилактика
осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических
нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических
способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и
двигательной памяти.
Место предмета в учебном плане
Предмет входит в обязательную нагрузку и относится к предметам
федерального компонента. Программа составлена на основе учебного плана
2024-2025 учебного года, рассчитана на 34 часа, исходя из 34 учебных недель в
году (1 час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения АООП: основным ожидаемым
результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие
жизненной
компетенции,
позволяющей
достичь
максимальной
самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими
возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в
жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение
жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт
устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые
рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с
индивидуальными возможностями и специфическими образовательными
потребностями обучающихся. Устанавливаются требования к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и
познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным,
включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
− умение проговаривать последовательность действий;
− умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку
действию;
− умение работать по предложенному учителем плану;
− организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно
входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарногигиенические требования,
− умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным
учителем,
− умение формулироватьсовместно с учителем задание.
Познавательные УД
− умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
− умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса;
− умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы,
инструменты;
Коммуникативные УД
− умение осуществлять совместную деятельность;
− умение участвовать в работе группы, распределять обязанности,
договариваться друг с другом.
− умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение
слушать и понимать речь других;
− умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером.
−
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и
умения:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей
и ограничений.
• Освоение доступных способов контроля над функциями собственного
тела: сидеть, стоять, передвигаться
• Освоение двигательных навыков, последовательности движений,
развитие координационных способностей.
• Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости.
• Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью.
• Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения, др.
Личностные результаты освоения АООП:
− добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
− положительное отношение к окружающей действительности, готовность
к организации взаимодействия с ней;
− бережное отношение к своему здоровью;
− проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
− овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в
совместной деятельности
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1. Легкая атлетика.
2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Оздоровительная и
корригирующая гимнастика.
3. Коррекционные подвижные игры, эстафеты.
В раздел программы «Легкая атлетика» включены различные виды бега,
прыжков, метаний.
В раздел программы «Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Оздоровительная и корригирующая гимнастика» вошли специально
подобранные упражнения, направленные на коррекцию тех или иных
отклонений в физическом развитии и психомоторики.
В раздел программы «Коррекционные подвижные игры, эстафеты»
включены подвижные игры, направленные на коррекцию нарушенных
функций, игры, направленные на развитие координационных способностей,
пространственной ориентировки, на формирование зрительно – моторной
координации на совершенствование функции дыхания, элементы спортивных
игр (настольный теннис, баскетбол, футбол, пионербол)
Основной формой занятий по физической культуре является урок,
состоящий из четырех основных частей; вводной, подготовительной, основной
и заключительной. На уроке применяются специальные педагогические
приёмы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников: анализ
выполнения своих движений и товарищей, выполнение упражнений по
словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений,
расширение словаря, запоминание комбинаций упражнений, различение
движений по темпу, объёму, усилию, ритму.
Практическое содержание программы включает в себя комплексы
упражнений, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса,
укрепление мышц плечевого пояса, мышц опорно-двигательного аппарата, на
развитие правильного дыхания, на развитие внимания, упражнения на
координацию движений, лечение и профилактику ожирения.
Тематическое планирование
№
урока
Тема
Количест
во часов
Основные
виды
учебной деятельности
на уроке
1.
Т/б на уроке .Правила
спортивном зале .Игры
поведения
в
1
Правила поведения в
спортивном
зале.
Игры.
2.
Развитие
памяти
и
активности. Игры
двигательной
двигательной
1
Развитие двигательной
памяти и двигательной
активности. Игры.
3.
Игры с мячом на координацию движения.
Игры
Построение по одному в ряд. Игры
Ходьба
самостоятельно
за
направляющим..Игры
Виды ходьбы. Ходьба стайкой за учителем.
Игры.
1
Игры.
1
1
Построение Игры.
Ходьба. Игры.
1
Виды ходьбы. Ходьба.
Игры.
Ходьба между предметами. Игры.
Виды бега, бег за направляющим. Игры.
Бег
по
ориентирам
в
заданном
направлении. Игры.
Прокатывание мяча между предметами по
ориентирам.
Упражнения с мячом на координацию
движения.
Т/б на занятиях. Правила поведения в
спортивном зале.
1
1
1
Ходьба в заданном направлении по
ориентирам ..Игры.
Ходьба на носочках, на пяточках. в
заданном направлении. Игры.
Совершенствование построения в ряд по
сигналу. Игры.
Совершенствование умения ходить стайкой
за направляющим. Игры.
Совершенствование умения переходить от
ходьбы к бегу. Игры.
1
Ходьба. Игры.
Виды бега, бег .Игры.
Бег по ориентирам.
Игры.
Прокатывание мяча .
Игры.
Упражнения с мячом .
Игры.
Т/б
на
занятиях.
Правила
поведения.
Игры.
Ходьба. Игры.
1
Ходьба. Игры.
1
Построения в
Игры.
Ходьба. Игры.
1
Переход от ходьбы к
бегу. Игры.
Совершенствование бегать по команде в
заданном направлении. Игры.
1
Бег. Игры.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
1
1
1
1
ряд.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Совершенствование в построении парами
по команде. Игры.
Построения в колонну друг за другом.
Игры.
Совершенствование умения ходить стайкой
за учителем. Игры.
Закрепление умения переходить
от
ходьбы к бегу. Игры.
Бег в заданном направлении по команде.
Игры.
Закрепление умения бегать в медленном и
быстром темпе. Игры.
Прыжки, прыжки продвигаясь вперед.
Игры.
Коррекционные подвижные игры.
Игры с элементами общеразвивающих
упражнений.
Правила поведения при проведении
физкультурных занятий на улице. Форма
одежды в зимний период времени для
занятий физкультурой. .Игры.
Ходьба в заданном направлении . Игры.
Закрепление умения перешагивать через
препятствия. Игры.
Бег в заданном направлении. Игры.
Бег по сигналу в заданном направлении.
Игры.
Коррекционные подвижные игры.
Игры с элементами
упражнений.
общеразвивающих
1
Построение. Игры.
1
Построение. Игры.
1
Ходьба. Игры.
1
1
От ходьбы
Игры.
Бег. Игры.
1
Бег. Игры.
1
Прыжки. Игры.
1
1
Игры.
Игры.
1
Правила поведения
на улице.
Игры.
1
1
Ходьба. Игры.
Ходьба. Игры.
1
1
Бег. Игры.
Бег. Игры.
1
1
Игры.
Игры.
к
бегу.
Перечень материально-технического обеспечения
учебно-практическое оборудование:
- инвентарь для подвижных и спортивных игр:
-маты,
- гимнастические мячи разного диаметра,
- обручи, кегли,
- гимнастические коврики,
- футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи.
Список литературы
1.Березин А.Ф., Березина Н.Н. Психологическая подготовка к трудным
жизненным ситуациям. – Ростов-на-Дону: Изд-во РОИКиПРО, 2007.
2. Сычева В. О значении позитивного мышления.//Школьный психолог,
№11,2009.
3. Петрусинский В.В. «Игры – обучение, тренинг – досуг…» - М.: Новая школа,
2001г.
4. Снайдер Д. «Практическая психология для подростков», М.: АСТ-Пресс,
2001г.
5. «Школьный психолог» № 30-2003г.; № 2,5,10-2005г
6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного
стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья / [Н.Н.
Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.
7. Методические рекомендации. (Серия «Инклюзивное образование») М.,СПб :
Нестор-История, 2013
8. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты : метод. пособие для учителей классов коррекционноразвивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М.: ВЛАДОС, 2003. – 136с.
9.
Стимульные
и
диагностические
материалы
10. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Занятия интеллектуального тренинга,
направленные на развитие мышления, памяти, внимания. - Ростов-на Дону;
«Феникс», 2003
11. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих
школьников". - КЛИО, 2001.
12. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х
томах. - М.: Новая школа, 2004.
13. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
14. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры,
упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.